Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
пряжение цепи управления якорь под действи ем магнитного потока притягивается к крыш ке и втягивается внутрь катушки. Питание катушка получает (см. рис. 17) только при включенном заземлителе 005. Таким образом, открыть щиты высоковольтных камер можно только при заземлении силовых цепей элек тровоза и, следовательно, при отсутствии вы сокого напряжения на аппаратах, располо женных в высоковольтных камерах.
При выполнении работ на крыше электро воза, находящегося под контактным проводом, нужно иметь в виду, что лестница, ведущая на крышу, имеет только электрическую блоки ровку 361 в цепи катушки клапана пантогра фа и не обеспечивает безопасность обслужи вания при заедании пантографа в верхнем по ложении, приварке или примерзании к кон тактному проводу. Поэтому перед подъемом на крышу необходимо убедиться в том, что оба пантографа действительно опустились и не касаются контактного провода.
Подъем пантографов возможен только после складывания лестницы и закрытия щи тов высоковольтных камер при отключенном заземлителе и включенном хотя бы одном из крышевых разъединителей токоприемников.
Кроме блокировок, на электровозах ЧС1, ЧС2 и ЧСЗ предусмотрена сигнализация. При хотя бы одном замкнутом крышевом разъеди нителе токоприемников загорается красная лампа 563 (см. рис. 17), напоминающая маши нисту о том, что оборудование электровоза может оказаться под высоким напряжением. При поднятом пантографе и хотя бы одном
57
включенном крышевом разъединителе токо приемников высокое напряжение подается че рез дополнительное сопротивление Я на нео новую сигнальную лампу 546, которая заго рается и сигнализирует о наличии высокого напряжения на оборудовании электровоза.
Рис. 19. Схема блокировок, отключающая ГВ при от
крытых шторах, высоковольтной камеры |
электровоза |
||
|
ВЛ60 |
|
|
На |
э л е к т р о в о з а х |
ВЛ60 с № 1750 и |
|
ВЛ80 |
для дальнейшего |
повышения |
безопас |
ности обслуживания дополнительно к пнев матическим блокировкам штор высоковольт ной камеры устанавливают электрические блокировки (рис. 19). Контакты этих бло кировок 341 и 342 включают в цепь вклю чающей (вкл.) и удерживающей (удерж.) ка тушек главного выключателя, обеспечивая по дачу питания на эти катушки только при за крытых шторах. В том случае, когда хотя бы одна из штор открыта, главный выключатель не может быть включен, вследствие чего уст раняется возможность травмирования людей на самом главном выключателе и появляется
58
дополнительный разрыв цепи первичной об мотки трансформатора.
Чтобы нельзя было управлять электрово зом при включенных кнопках в другой кабине, на кнопочном выключателе каждой кабины предусмотрена кнопка «Цепь управления Н1 (Нз)». При нажатии этой кнопки получает пи тание контроллер машиниста соответствую щей кабины. Для того чтобы подать напряже ние на контроллер машиниста, надо отклю чить все кнопки во второй кабине, изъять ключ КУ, вставить его в кнопочный выключа тель в кабине, из которой будут управлять электровозом, и нажать кнопку «цепь управ ления».
Н а э л е к т р о в о з а х п е р е м е н н о г о т о к а с е р и й Ф, Фп и Фр предусмотрена блокировка дверей высоковольтной камеры и наружных розеток, через которые подается на пряжение для питания 1-го и 6-го тяговых двигателей при постановке электровоза в де по, а также напряжение 380 в для проверки вспомогательных машин. Действие блокиров ки основано на механическом запирании две рей и розеток с помощью сложной системы замков и ключей, связанных с положением имеющегося на электровозе специального за мыкателя крышевой высоковольтной провод ки на землю и с краном воздушной системы пантографов.
На щитах и розетках имеются замки, клю чи от которых могут быть вынуты только тог да, когда щиты и розетки закрыты.
Ключи от всех дверей и розеток вставляют в распределительную коробку, в которой для
59
каждого из них предусмотрено гнездо. Когда все ключи будут вставлены в гнезда, можно повернуть и вынуть так называемый режим ный ключ распределительной коробки. После этого ни один ключ двери или розетки из рас пределительной коробки не может быть взят. Если хотя бы один из этих ключей в распреде лительную коробку не был вставлен, то вы нуть режимный ключ из коробки нельзя.
Вынутый режимный ключ вставляется в отключатель замыкателя на землю и после поворота блокируется в отключателе. При этом отключатель рукояткой можно переве: сти в положение, при котором высоковольтные цепи отключаются от земли. Одновременно ос вобождают еще один ключ управления краном переключателя — ключ селектора, который нужно вставить в кран селектора и повернуть его в положение «поездное». При этом ключ блокируется, но дает возможность открыть кран и подать сжатый воздух в воздушную систему пантографов.
Следовательно, в высоковольтную камеру можно войти только после того, когда цилинд ры пантографов будут перекрыты и крышевая проводка заземлена заземлителем, режимный ключ вставлен в распределительную коробку и тем . самым разблокированы ключи, которы ми открывают замки дверей высоковольтных камер.
Большое количество ключей и сложная за висимость между ними вносят известное усложнение в эксплуатацию электровозов.
Н а э л е к т р о в о з а х п е р е м е н н о г о т о к а с е р и и К высоковольтное оборудова-
60
ние рассредоточено по всему машинному по мещению, расположенному между кабинами машиниста. Часть высоковольтной аппарату ры установлена в высоковольтных камерах,
. двери которых запирают специальными зам ками, часть — в специальных камерах и пане лях, закрываемых съемными стальными щи тами, часть — в специальных блоках выпря мительных установок. Съемные щиты крепят болтами. Они не имеют специальных блокиро вок безопасности. Двери высоковольтных ка мер с помощью замков сблокированы с заземлителем, который заземляет цепь первичной обмотки трансформатора после отключения ее от пантографов крышевым разъединителем.
Система работает следующим образом: крышевой разъединитель, соединяющий каж дый из пантографов с главным выключателем, имеет ручной привод от штурвала, который может с него сниматься только при отключен ном. положении контактов. Заземлитель имеет аналогичный привод от штурвала, который снимается только при выключенном положе нии контактов. На электровозе имеется один штурвал для управления разъединителем и заземлителем. Кроме того, на заземлителе установлен замок с 4 ключами от высоко вольтных камер, которые могут быть вынуты из замка или вставлены в него только при замкнутом (заземленном) положении заземлителя. Перевод заземлителя в разомкнутое положение возможен только тогда, когда в замок будут вставлены все 4 ключа.
Таким образом, чтобы войти в высоко вольтную камеру, необходимо после опуска-
61
пия пантографа и отключения главного разъ единителя выключить разъединитель панто графов, снять с пего штурвал и надеть на заземлитель, повернуть заземлитель в заземлен ное положение и вынуть ключ от камеры. При_ этом заземлитель блокируется в замкнутом положении, штурвал с него не снимается, сле довательно, нельзя поставить разъединитель пантографов в рабочее положение и поднять пантограф.
Для приведения электровоза в рабочее со стояние все 4 ключа должны находиться в зам ке заземлителя. Тогда он с помощью штурва ла переводится в разомкнутое состояние, а штурвал переносится на разъединители пан тографов. Разъединитель включается и замы каются его блокировки в цепи управления пантографами и главным выключателем.
6. ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА НА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
И В ДЕПО
Изолирующие защитные средства предна значены для защиты персонала от поражения электрическим током. Они делятся на основ ные и дополнительные. К основным относят такие защитные средства, изоляция которых надежно выдерживает рабочее напряжение установки и через посредство которых допу скается касание токоведущих частей, находя щихся под напряжением.
В качестве основных средств защиты при меняют изолирующие штанги, изолирующие клещи, а при напряжении до 1000 в — диэлек-
62
трические перчатки, рукавицы, монтерский инструмент с изолирующими ручками.
К дополнительным относятся такие защит ные средства, которые при рабочем напряже нии не защищают от поражения электриче ским током, а только дополняют основные средства защиты. Это — диэлектрические боты и галоши, резиновые коврики и дорожки, изо лирующие подставки, а для установок с напря-
1:
■III
I
Рис. 20. Изолирующая штанга для разъединителей
жением выше 1000 в — диэлектрические пер
чатки и рукавицы.
На электроподвижном составе при его об служивании и ремонте применяют как основ ные, так и дополнительные защитные средст ва, которыми машинист и его помощник поль зуются в качестве предохраняющих мер от поражения электрическим током. К основным защитным средствам относятся:
а) изолирующие штанги. Они должны быт на всех электровозах постоянного тока, не имеющих механического привода разъеди
нителей.
Изолирующей штангой (рис. 20) вклю чают и отключают разъединители. На элек троподвижном составе переменного тока имеются две такие штанги. Одна служит для
63
заземления первичной обмотки трансформато ра, другая — для заземления и снятия емкост ных зарядов со вторичной обмотки трансфор матора;
б) кабель для заземления тележе (рис. 21) используют при работах по подъем
ке самоходом сошедшего с рельсов электро воза или моторного вагона. Кабель 1 по кон цам имеет башмаки 2 и 3. Башмак 2 крепит ся к подошве рельса. Башмак 3 предназначен для крепления к раме тележки с помощью болта 4 и изолирующей штанги 5. При уста новке заземляющего кабеля вначале укреп ляют башмак 2, а затем башмак 3. Снимают заземляющий кабель в обратной последова тельности: вначале отсоединяют от рамы те лежки, а затем от рельсов;
64
в) кабель для заземления щеткодержат лей тяговых двигателей. Когда перемещение электровоза при зачистке коллекторов тяго вых двигателей производят от пониженного напряжения на аварийной схеме, коллектор
зачищаемого |
двигателя должен |
быть зазем |
||||
лен. Это необхо |
|
|||||
димо |
для |
предохра |
|
|||
нения работника, за |
|
|||||
чищающего |
коллек |
|
||||
тор, |
от |
попадания |
|
|||
под напряжение. За |
|
|||||
земление состоит из |
|
|||||
специального |
гибко |
|
||||
го |
кабеля |
1 сечени |
|
|||
ем |
не менее |
50 мм2 |
|
|||
(рис. 22), башмака 2 |
|
|||||
для крепления к ос |
|
|||||
тову |
тягового |
дви |
|
|||
гателя |
и пружинно |
|
||||
го |
• |
контакта |
4 |
|
||
для |
подсоединения |
|
||||
к |
щеткодержателю. |
|
||||
Пружинный |
|
кон |
|
|||
такт имеет изолиру |
|
|||||
ющую |
рукоятку |
3. |
производят в |
|||
|
Заземление щеткодержателя |
такой последовательности: кабель башма ком 2 крепят к остову тягового двигателя. Затем работник, зачищающий коллектор, дер жа изолирующую рукоятку 4, касается пру жинным контактом 3 коллектора и щеткодер жателей. Убедившись в отсутствии напряже ния, закрепляет пружинный контакт 3 на верхнем щеткодержателе тягового электро-
5 Зак. 117 |
65 |