Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пряжение цепи управления якорь под действи­ ем магнитного потока притягивается к крыш­ ке и втягивается внутрь катушки. Питание катушка получает (см. рис. 17) только при включенном заземлителе 005. Таким образом, открыть щиты высоковольтных камер можно только при заземлении силовых цепей элек­ тровоза и, следовательно, при отсутствии вы­ сокого напряжения на аппаратах, располо­ женных в высоковольтных камерах.

При выполнении работ на крыше электро­ воза, находящегося под контактным проводом, нужно иметь в виду, что лестница, ведущая на крышу, имеет только электрическую блоки­ ровку 361 в цепи катушки клапана пантогра­ фа и не обеспечивает безопасность обслужи­ вания при заедании пантографа в верхнем по­ ложении, приварке или примерзании к кон­ тактному проводу. Поэтому перед подъемом на крышу необходимо убедиться в том, что оба пантографа действительно опустились и не касаются контактного провода.

Подъем пантографов возможен только после складывания лестницы и закрытия щи­ тов высоковольтных камер при отключенном заземлителе и включенном хотя бы одном из крышевых разъединителей токоприемников.

Кроме блокировок, на электровозах ЧС1, ЧС2 и ЧСЗ предусмотрена сигнализация. При хотя бы одном замкнутом крышевом разъеди­ нителе токоприемников загорается красная лампа 563 (см. рис. 17), напоминающая маши­ нисту о том, что оборудование электровоза может оказаться под высоким напряжением. При поднятом пантографе и хотя бы одном

57

включенном крышевом разъединителе токо­ приемников высокое напряжение подается че­ рез дополнительное сопротивление Я на нео­ новую сигнальную лампу 546, которая заго­ рается и сигнализирует о наличии высокого напряжения на оборудовании электровоза.

Рис. 19. Схема блокировок, отключающая ГВ при от­

крытых шторах, высоковольтной камеры

электровоза

 

ВЛ60

 

 

На

э л е к т р о в о з а х

ВЛ60 с № 1750 и

ВЛ80

для дальнейшего

повышения

безопас­

ности обслуживания дополнительно к пнев­ матическим блокировкам штор высоковольт­ ной камеры устанавливают электрические блокировки (рис. 19). Контакты этих бло­ кировок 341 и 342 включают в цепь вклю­ чающей (вкл.) и удерживающей (удерж.) ка­ тушек главного выключателя, обеспечивая по­ дачу питания на эти катушки только при за­ крытых шторах. В том случае, когда хотя бы одна из штор открыта, главный выключатель не может быть включен, вследствие чего уст­ раняется возможность травмирования людей на самом главном выключателе и появляется

58


дополнительный разрыв цепи первичной об­ мотки трансформатора.

Чтобы нельзя было управлять электрово­ зом при включенных кнопках в другой кабине, на кнопочном выключателе каждой кабины предусмотрена кнопка «Цепь управления Н1 (Нз)». При нажатии этой кнопки получает пи­ тание контроллер машиниста соответствую­ щей кабины. Для того чтобы подать напряже­ ние на контроллер машиниста, надо отклю­ чить все кнопки во второй кабине, изъять ключ КУ, вставить его в кнопочный выключа­ тель в кабине, из которой будут управлять электровозом, и нажать кнопку «цепь управ­ ления».

Н а э л е к т р о в о з а х п е р е м е н н о г о т о к а с е р и й Ф, Фп и Фр предусмотрена блокировка дверей высоковольтной камеры и наружных розеток, через которые подается на­ пряжение для питания 1-го и 6-го тяговых двигателей при постановке электровоза в де­ по, а также напряжение 380 в для проверки вспомогательных машин. Действие блокиров­ ки основано на механическом запирании две­ рей и розеток с помощью сложной системы замков и ключей, связанных с положением имеющегося на электровозе специального за­ мыкателя крышевой высоковольтной провод­ ки на землю и с краном воздушной системы пантографов.

На щитах и розетках имеются замки, клю­ чи от которых могут быть вынуты только тог­ да, когда щиты и розетки закрыты.

Ключи от всех дверей и розеток вставляют в распределительную коробку, в которой для

59


каждого из них предусмотрено гнездо. Когда все ключи будут вставлены в гнезда, можно повернуть и вынуть так называемый режим­ ный ключ распределительной коробки. После этого ни один ключ двери или розетки из рас­ пределительной коробки не может быть взят. Если хотя бы один из этих ключей в распреде­ лительную коробку не был вставлен, то вы­ нуть режимный ключ из коробки нельзя.

Вынутый режимный ключ вставляется в отключатель замыкателя на землю и после поворота блокируется в отключателе. При этом отключатель рукояткой можно переве: сти в положение, при котором высоковольтные цепи отключаются от земли. Одновременно ос­ вобождают еще один ключ управления краном переключателя — ключ селектора, который нужно вставить в кран селектора и повернуть его в положение «поездное». При этом ключ блокируется, но дает возможность открыть кран и подать сжатый воздух в воздушную систему пантографов.

Следовательно, в высоковольтную камеру можно войти только после того, когда цилинд­ ры пантографов будут перекрыты и крышевая проводка заземлена заземлителем, режимный ключ вставлен в распределительную коробку и тем . самым разблокированы ключи, которы­ ми открывают замки дверей высоковольтных камер.

Большое количество ключей и сложная за­ висимость между ними вносят известное усложнение в эксплуатацию электровозов.

Н а э л е к т р о в о з а х п е р е м е н н о г о т о к а с е р и и К высоковольтное оборудова-

60

ние рассредоточено по всему машинному по­ мещению, расположенному между кабинами машиниста. Часть высоковольтной аппарату­ ры установлена в высоковольтных камерах,

. двери которых запирают специальными зам­ ками, часть — в специальных камерах и пане­ лях, закрываемых съемными стальными щи­ тами, часть — в специальных блоках выпря­ мительных установок. Съемные щиты крепят болтами. Они не имеют специальных блокиро­ вок безопасности. Двери высоковольтных ка­ мер с помощью замков сблокированы с заземлителем, который заземляет цепь первичной обмотки трансформатора после отключения ее от пантографов крышевым разъединителем.

Система работает следующим образом: крышевой разъединитель, соединяющий каж­ дый из пантографов с главным выключателем, имеет ручной привод от штурвала, который может с него сниматься только при отключен­ ном. положении контактов. Заземлитель имеет аналогичный привод от штурвала, который снимается только при выключенном положе­ нии контактов. На электровозе имеется один штурвал для управления разъединителем и заземлителем. Кроме того, на заземлителе установлен замок с 4 ключами от высоко­ вольтных камер, которые могут быть вынуты из замка или вставлены в него только при замкнутом (заземленном) положении заземлителя. Перевод заземлителя в разомкнутое положение возможен только тогда, когда в замок будут вставлены все 4 ключа.

Таким образом, чтобы войти в высоко­ вольтную камеру, необходимо после опуска-

61


пия пантографа и отключения главного разъ­ единителя выключить разъединитель панто­ графов, снять с пего штурвал и надеть на заземлитель, повернуть заземлитель в заземлен­ ное положение и вынуть ключ от камеры. При_ этом заземлитель блокируется в замкнутом положении, штурвал с него не снимается, сле­ довательно, нельзя поставить разъединитель пантографов в рабочее положение и поднять пантограф.

Для приведения электровоза в рабочее со­ стояние все 4 ключа должны находиться в зам­ ке заземлителя. Тогда он с помощью штурва­ ла переводится в разомкнутое состояние, а штурвал переносится на разъединители пан­ тографов. Разъединитель включается и замы­ каются его блокировки в цепи управления пантографами и главным выключателем.

6. ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА НА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ

И В ДЕПО

Изолирующие защитные средства предна­ значены для защиты персонала от поражения электрическим током. Они делятся на основ­ ные и дополнительные. К основным относят такие защитные средства, изоляция которых надежно выдерживает рабочее напряжение установки и через посредство которых допу­ скается касание токоведущих частей, находя­ щихся под напряжением.

В качестве основных средств защиты при­ меняют изолирующие штанги, изолирующие клещи, а при напряжении до 1000 в — диэлек-

62

трические перчатки, рукавицы, монтерский инструмент с изолирующими ручками.

К дополнительным относятся такие защит­ ные средства, которые при рабочем напряже­ нии не защищают от поражения электриче­ ским током, а только дополняют основные средства защиты. Это — диэлектрические боты и галоши, резиновые коврики и дорожки, изо­ лирующие подставки, а для установок с напря-

1:

■III

I

Рис. 20. Изолирующая штанга для разъединителей

жением выше 1000 в — диэлектрические пер­

чатки и рукавицы.

На электроподвижном составе при его об­ служивании и ремонте применяют как основ­ ные, так и дополнительные защитные средст­ ва, которыми машинист и его помощник поль­ зуются в качестве предохраняющих мер от поражения электрическим током. К основным защитным средствам относятся:

а) изолирующие штанги. Они должны быт на всех электровозах постоянного тока, не имеющих механического привода разъеди­

нителей.

Изолирующей штангой (рис. 20) вклю­ чают и отключают разъединители. На элек­ троподвижном составе переменного тока имеются две такие штанги. Одна служит для

63


заземления первичной обмотки трансформато­ ра, другая — для заземления и снятия емкост­ ных зарядов со вторичной обмотки трансфор­ матора;

б) кабель для заземления тележе (рис. 21) используют при работах по подъем­

ке самоходом сошедшего с рельсов электро­ воза или моторного вагона. Кабель 1 по кон­ цам имеет башмаки 2 и 3. Башмак 2 крепит­ ся к подошве рельса. Башмак 3 предназначен для крепления к раме тележки с помощью болта 4 и изолирующей штанги 5. При уста­ новке заземляющего кабеля вначале укреп­ ляют башмак 2, а затем башмак 3. Снимают заземляющий кабель в обратной последова­ тельности: вначале отсоединяют от рамы те­ лежки, а затем от рельсов;

64

в) кабель для заземления щеткодержат лей тяговых двигателей. Когда перемещение электровоза при зачистке коллекторов тяго­ вых двигателей производят от пониженного напряжения на аварийной схеме, коллектор

зачищаемого

двигателя должен

быть зазем­

лен. Это необхо­

 

димо

для

предохра­

 

нения работника, за­

 

чищающего

коллек­

 

тор,

от

попадания

 

под напряжение. За­

 

земление состоит из

 

специального

гибко­

 

го

кабеля

1 сечени­

 

ем

не менее

50 мм2

 

(рис. 22), башмака 2

 

для крепления к ос­

 

тову

тягового

дви­

 

гателя

и пружинно­

 

го

контакта

4

 

для

подсоединения

 

к

щеткодержателю.

 

Пружинный

 

кон­

 

такт имеет изолиру­

 

ющую

рукоятку

3.

производят в

 

Заземление щеткодержателя

такой последовательности: кабель башма­ ком 2 крепят к остову тягового двигателя. Затем работник, зачищающий коллектор, дер­ жа изолирующую рукоятку 4, касается пру­ жинным контактом 3 коллектора и щеткодер­ жателей. Убедившись в отсутствии напряже­ ния, закрепляет пружинный контакт 3 на верхнем щеткодержателе тягового электро-

5 Зак. 117

65