Файл: Крашенинников Е.М. Зимняя эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
температуре 50° их вязкость увеличивается и будет соот ветственно равна 24 и 36 сст. Дальнейшее понижение температуры приводит к резкому увеличению вязкости, и уже при 0° вязкость масла АКЗп-6 будет 600 сст, а масла АКп-6 — 2300 сст. Вязкость загущенных масел с понижением температуры увеличивается значительно меньше по сравнению с обычными маслами. Чем мень ше вязкость масла в период пуска, тем легче прокручи вается коленчатый вал и быстрее осуществляется пуск
двигателя.
Сопротивление, возникающее при проворачивании
коленчатого вала, вызывается трением его в подшипни ках, трением поршней в цилиндрах, трением механизмов двигателя, потерями на всасывание, сжатие, выталкива ние смеси и на преодоление сил инерции вращающихся частей.
Это сопротивление в значительной степени изменяет ся от теплового состояния двигателя, температуры масла
в картере и между трущимися деталями. Увеличение сил трения приводит к увеличению момента сопротивления, необходимого для прокручивания коленчатого вала.
Для определения момента сопротивления можно воспользоваться эмпирической формулой:
Л4Т = А'А53 /г0’35 кгм,
тл$ А — коэффициент, зависящий от площади трущихся
поверхностей |
поршней |
и шеек |
коленчатого |
вала (для двигателей |
ЗИЛ-120 |
коэффициент |
|
А = 0,069); |
|
(в сст)-, |
|
v — кинематическая вязкость |
(об/мин). |
||
п — число оборотов |
коленчатого вала |
Из приведенной формулы ясно, что момент сопротив ления, необходимый для прокручивания данного двига теля, зависит от вязкости масла в двигателе и числа оборотов коленчатого вала. Вязкость масла можно
уменьшить различными способами, а пусковые обороты ниже определенной величины снизить нельзя, так как вместе с этим усложняется пуск двигателя. Значитель ное же снижение оборотов делает пуск двигателя невоз
можным.
Минимальное число оборотов, необходимое для пуска карбюраторного двигателя, зависит от фракционного
состава бензина, теплового состояния двигателя и ком
37
прессии двигателя. Пуск карбюраторных двигателей, по данным многих исследователей, можно осуществить при
скорости прокручивания коленчатого вала свыше
20 об/мин. С повышением скорости прокручивания ко ленчатого вала надежность пуска увеличивается, а вре мя на пуск уменьшается.
Для дизельных двигателей роль минимальных оборо тов значительно выше, чем для карбюраторных двигате лей при одинаковых температурных условиях. При пуске дизелей высокая температура воздуха в конце сжатия в основном определяет надежность самовоспламенения подаваемого топлива. На пуск влияют также индивиду альные качества двигателя и способ смесеобразования.
Пониженная температура окружающей среды затруд няет получение высокой температуры воздуха в камере сжатия по следующим причинам:
а) низкой температуры всасываемого воздуха; б) низкого теплового состояния двигателя;
в) повышенной утечки воздуха через поршневые кольца и
г) большого влияния фактора времени на теплоотда чу к стенкам при медленном вращении коленчатого вала, что приводит к понижению давления и температу
ры в конце сжатия.
Медленное вращение коленчатого вала ухудшает
завихрение воздуха и качество распыления топлива, что также отрицательно влияет на пуск дизеля. На основа нии вышесказанного следует, что для пуска дизелей не обходимо обеспечить достаточно высокое число оборотов.
Пусковые обороты дизеля находятся в пределах от
125 до 250 об/мин, причем меньшее число оборотов тре
буется для |
дизелей с непосредственным впрыском |
(ЯАЗ-204А), |
а большее — для дизелей с предкамерным |
впрыском.
Износ двигателя при пуске связан также с вязкостью масла. Чем выше вязкость масла, тем больше требуется
времени на пуск двигателя и его прогрев, что значитель но увеличивает износ. Повышенный износ в этом случае объясняется главным образом тем, что при низких тем
пературах масло вследствие изменения физико-механи
ческих свойств теряет подвижность |
и плохо подается |
|
к трущимся поверхностям. |
Только один пуск-прогрев |
|
холодного двигателя при |
температуре |
—15° по износу |
38
равносилен примерно 16 часам его работы при полной
нагрузке или пробегу автомобиля при прогретом двига теле на расстоянии 150—200 км.
Понижение температуры, при которой производится пуск, с +10° до —15°, приводит к увеличению износа двигателя в 3,5—4 раза для автотракторного масла
АК-6 и в два раза для АКЗп-6.
Для уменьшения момента, необходимого для прокру
чивания коленчатого вала и уменьшения износа, при пуске-прогреве двигателя необходимо применять специ альные зимние масла или производить предпусковой
прогрев двигателя и масла в картере.
Предпусковой прогрев двигателя следует осущест влять не только при температурах ниже —5 —10°, а на
чинать с +5° и ниже. Следует отметить, что подогрев
двигателя дает также положительные результаты и при применении загущенных (маловязких) масел.
КАРБЮРАЦИЯ ТОПЛИВА В ПЕРИОД ПУСКА
Легкость пуска карбюраторных двигателей в боль шой степени зависит от тонкости распыливания и возмож но большего испарения топлива. Испаряемость топлива зависит от скорости воздушного потока, температуры топлива и его фракционного состава. Чем выше скорость воздушного потока, тем быстрее топливо испаряется. Бо лее быстрое испарение топлива с увеличением скорости воздушного потока происходит в результате улучшения распыления топлива.
Получаемые практически пусковые обороты коленча того вала 20—100 об/мин не могут создать необходимой скорости воздушного потока в карбюраторе. Скорость воздушного потока в диффузоре карбюратора при рабо тающем двигателе с полным открытием дроссельной заслонки равна 120—150 м/сек, при понижении скорости воздуха ниже 12—15 м/сек топливо распиливается уже неудовлетворительно.
Из-за малых скоростей воздуха в период пуска двигателя распыление топлива происходит неудовлетво рительно, образующиеся крупные капли не могут быть
перенесены воздушным потоком в цилиндры двигателя,
39
Спорость воздуха в м/сек
Рис. 8. Кривая зависимости диаметра топливных шариков от скорости воздуха в диффузоре
а оседают на внутренних стенках впускного трубопро вода, образуя на последних пленку топлива.
Тонкость распиливания, которая характеризуется величиной среднего диаметра получаемых капель, в ос новном зависит от скорости движения воздуха в диффу
зоре и от коэффициента поверхностного натяжения топлива.
В качестве примера на рис. 8 приведена кривая влия ния скорости воздуха в диффузоре на диаметр топлив ных шариков. Плохая испаряемость бензина при малых скоростях воздуха делает почти невозможным получение нормальной горючей смеси при низких температурах,
что является одной из основных причин затруднительно го пуска холодного двигателя. Большинство исследова телей приходит к выводу, что при температуре ниже нуля во время пуска с закрытой воздушной заслонкой
в цилиндры двигателя попадает 4—10% топлива от об щего расхода. Остальная же часть топлива находится
в виде жидкой пленки на внутренней поверхности трубо проводов.
40
Различная длина впускных трубопроводов от карбю ратора до каждого цилиндра вызывает качественную и количественную неравномерность поступления смеси в отдельные цилиндры, что отрицательно влияет на пуск
двигателя.
Температура впускного трубопровода также оказы вает большое значение на испаряемость топлива и на
качество смесеобразования. Чем больше температура
впускного трубопровода, тем лучше будет испаряться топливо, и количество топлива, находящегося в виде пленки, будет меньше. Поэтому при пуске двигателя в зимнее время следует стремиться к повышению темпе ратуры впускного трубопровода. Повышение температу ры трубопровода осуществляется одновременно с про гревом двигателя паром, водой, а также при омывании двигателя горючими газами в период прогрева двигате ля индивидуальным подогревателем.
С повышением температуры впускного трубопровода происходит повышение температуры горючей смеси, что в свою очередь оказывает влияние на расширение пре делов воспламеняемости смеси.
Пределы воспламеняемости бензиновоздушной смеси при различных температурах приведены в табл. 10.
|
|
|
Таблица 10 |
|
Пределы воспламенения |
бензиновоздушной |
|||
смеси при |
разных |
температурах |
||
Температура |
Пределы воспламеняемости, |
|||
характеризуемые коэффициентом |
||||
смеси (в °C) |
|
избытка воздуха |
||
верхний |
НИЖНИЙ |
|||
|
||||
0 |
|
0,53 |
1,23 |
|
50 |
|
0,42 |
1,45 |
|
100—150 |
|
0,40 |
1,60 |
Наибольшая скорость сгорания наблюдается при несколько обогащенной смеси (а = 0,8—0,9), а при обед нении или обогащении скорость сгорания падает, смесь совершенно не воспламеняется при а = 0,4 и 1,6.
41