Файл: Крашенинников Е.М. Зимняя эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
Чтобы запустить двигатель, требуется не только вращать коленчатый вал с нужной скоростью, но и не обходимо провернуть его на определенное суммарное
число оборотов, что вызывается замедленным образова нием горючей смеси необходимого состава. С понижени
ем температуры окружающей среды для пуска двигателя
требуется большее суммарное число оборотов коленча того вала.
ПАДЕНИЕ ЕМКОСТИ И НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Наличие сильной искры между электродами свечей
в период пуска карбюраторного двигателя так же важ
но, как и легкое проворачивание коленчатого вала и хо рошее смесеобразование. От способности искры воспла менять горючую смесь зависит надежность пуска двига теля.
Величина искры между электродами свечи в свою очередь зависит от степени заряженности аккумулятор ной батареи и от ее напряжения. Понижение темпера туры аккумуляторной батареи приводит к снижению электродвижущей силы и ее емкости.
Понижение температуры аккумуляторной батареи приводит к повышению вязкости электролита, вследст вие чего проникновение его в поры активной массы пла стин затрудняется, в электролитическом процессе начи
нает участвовать меньшая поверхность активной массы пластин, а поэтому емкость аккумуляторной батареи понижается.
Емкость аккумуляторной батареи уменьшается с по нижением температуры от 30° на каждый градус: при медленной разрядке — около 1%, при быстрой разряд ке— на 2% и более. Если принять емкость аккумулято ра при 25° за 100%, то при температуре —20° аккуму лятор теряет 50—60% своей первоначальной емкости.
Таким образом, в зимнее время без утепления батарей
емкость их составляет не более 40—50% от номи нальной.
Вторая причина ухудшения работоспособности акку
муляторных батарей в зимнее время заключается в па дении напряжения на клеммах батареи. Падение напря
42
жения происходит из-за понижения температуры элек тролита и повышения нагрузки. '
Как известно, напряжение на клеммах аккумулятор ной батареи при его разрядке определяется по следую щей формуле;
К=E-J-r,
где V — напряжение на клеммах аккумуляторной бата реи (в вольтах);
Е — электродвижущая сила аккумуляторной бата реи (в вольтах);
J — сила разрядного тока (в амперах);
г— внутреннее сопротивление аккумуляторной ба тареи (в омах).
Из формулы следует, что величина напряжения на клеммах аккумуляторной батареи в значительной сте пени зависит от величины внутреннего сопротивления и силы разрядного тока. Электродвижущая сила (эдс) аккумулятора очень незначительно изменяется от тем
пературы, а |
поэтому |
падение |
напряжения |
зави |
сит от силы |
разрядного |
тока и |
внутреннего |
сопро |
тивления. |
|
|
|
|
Электрическое сопротивление электролита возрастает |
||||
в среднем на |
1,5% при понижении |
температуры на 1°, |
а поэтому понижение температуры электролита от 4-20° до —20° увеличивает внутреннее сопротивление аккуму ляторной батареи на 60%.
Отсюда |
следует, |
что |
увеличение |
произведения |
силы разрядного тока |
(J) |
на внутреннее сопротивление |
||
(г) приводит |
к уменьшению напряжения |
на клеммах |
||
аккумуляторной батареи. |
|
|
Следует также отметить, что с понижением темпера туры стёпень зарядки аккумуляторной батареи умень шается. Как показали опыты, проведенные Научно-ис следовательским институтом автоприборов, при темпера туре 40° разряженный на 50% аккумулятор полностью
заряжается за 6 часов, а при температуре окружающего воздуха —10° и том же зарядном напряжении (14,5 в)
аккумулятор может быть заряжен только до 62% номи нальной емкости. При дальнейшем понижении темпе
ратуры аккумуляторная батарея заряжается еще меньше.
43
ВЛИЯНИЕ ВЯЗКОСТИ, ТЕМПЕРАТУРЫ ПОМУТНЕНИЯ И ЗАСТЫВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА НА ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
Понижение температуры дизельною топлива приво
дит к повышению его вязкости и ухудшению подачи топ лива в двигатель, что в значительной степени влияет на пуск и эксплуатацию двигателя в зимнее время.
Ухудшение подачи дизельного топлива может быть
по причине забивания топливных фильтров кристаллами парафина или кристаллами льда.
Кристаллы парафина начинают выделяться из топли ва при низкой температуре, и чем выше температура
помутнения дизельного топлива, тем больше их будет
выделяться. Температурой помутнения называется тем пература, при которой дизельное топливо мутнеет из-за выделения мельчайших кристаллов твердых углеводо родов (парафина). Подача топлива по причине забива ния фильтров кристаллами парафина прекращается
особенно |
часто при пуске дизеля, когда двигатель, |
|
а вместе с ним и фильтры имеют низкую |
температуру. |
|
По мере |
прогрева двигателя опасность |
прекращения |
подачи топлива из-за его помутнения уменьшается.
Чтобы обеспечить бесперебойную подачу, необходимо применять такое топливо, у которого температура помут нения ниже температуры окружающей среды. Например, температура помутнения дизельного топлива ДЛ рав на — 5°, а дизельного топлива ДЗ —35°.
Чем больше в дизельном топливе алканов с большим молекулярным весом, тем выше температура помутнения и температура застывания. Температурой застывания называется такая температура, при которой дизельное топливо теряет текучесть и переходит в студенистое состояние. Дизельное топливо застывает вследствие сра
щивания кристаллов парафина и образования сетчатого или сотового каркаса.
Температура застывания дизельного топлива обычно на 5—15° ниже температуры помутнения. Для пониже ния температуры застывания и помутнения в эксплуата ционных условиях следует производить смешивание ди
зельного топлива с тракторным керосином. Процентное содержание керосина в смеси зависит от температуры
окружающей среды и сорта дизельного топлива. Кроме
44
того, для предотвращения образования твердых кристал лов рекомендуется производить утепление топливного бака, насоса, топливных фильтров и топливопроводов.
Вода в дизельном топливе может находиться в раст воренном состоянии или в виде эмульсии. Растворенная вода содержится в топливе в незначительном количест ве, но она влияет на повышение температуры помутне ния и застывания дизельного топлива.
Эмульсионная вода, содержащаяся в топливе, замер зает с понижением температуры и образует кристаллы льда. Кристаллы льда, находясь во взвешенном состоя нии, забивают фильтры грубой и тонкой очистки и пре кращают подачу топлива в двигатель.
Чтобы вода не попадала в топливо, необходимо ор
ганизовать правильное его хранение, а машины заправ лять только через плотные матерчатые фильтры.
Повышенная вязкость дизельного топлива при низ ких температурах отрицательно сказывается на пуске холодного двигателя зимой, так как топливо при этом плохо распыливается и плохо испаряется.
Таким образом, пониженная температура вызывает ряд трудностей при пуске двигателей лесовозных трак торов и автомобилей. Основные трудности следующие.
Значительное повышение вязкости |
обычных масел |
затрудняет прокручивание коленчатого |
вала двигателя |
с необходимой для пуска скоростью. |
|
Снижение прокачиваемости обычных масел не обес печивает достаточного подвода их к трущимся поверх ностям в период пуска-прогрева, что приводит к увели-' ченному износу в этот период.
Пуск двигателя на бензине резко ухудшается из-за плохой испаряемости топлива и сужения пределов вос пламенения горючей смеси.
Большая теплоотдача сжимаемого воздуха в цилинд рах дизеля и утечка воздуха через поршневые кольца в период пуска приводит к увеличению времени пуска
двигателя.
Понижение емкости и напряжения аккумуляторной батареи приводит к ослаблению искры между электро дами свечи, что в свою очередь резко снижает надеж ность запуска двигателя.
43
Ухудшение подачи дизельного топлива и повышение его вязкости также отрицательно влияют на пуск дизель ного двигателя.
Для устранения причин, ухудшающих пуск двигате лей, применяются два основных способа:
а) пуск двигателя с предварительным прогревом его тем или иным теплоносителем и
б) пуск двигателей методом холодного запуска
с применением специальных зимних масел и топлива.
ПРИБОРЫ И УСТАНОВКИ ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Особенностью эксплуатации лесовозных автомобилей и особенно тракторов на лесозаготовительных предпри ятиях является кратковременность их работы на одном месте. Трелевочные тракторы, базирующиеся на верхних
складах, работают на одном месте не более одного-двух месяцев, а затем переезжают на другое место.
При частой смене места работы нецелесообразно строить утепленные гаражи, и тракторы, как правило, хранятся под открытым небом. Чтобы облегчить и уско рить пуск холодных двигателей в зимнее время, приме няются различные приборы и установки для предпуско
вого подогрева.
Применяемые на лесозаготовительных предприятиях средства предпускового подогрева подразделяются меж ду собою по следующим признакам.
1. По количеству обслуживаемых машин подогрева тельные установки подразделяются на:
а) групповые; б) индивидуальные подогревательные установки, яв
ляющиеся составной частью трактора или автомобиля; в) индивидуальные подогревательные установки, не являющиеся составной частью трактора и автомобиля.
2.По своей подвижности подогревательные установ ки подразделяются на стационарные и подвижные.
3.По виду применяемого теплоносителя установки подразделяются на:
а) паровые; б) водяные; в) газовые; г) воздушные; д) пламенные; е) комбинированные.
47
4. По виду применяемого топлива приборы и уста новки подразделяются на приборы и установки, работа ющие:
а) на |
твердом |
топливе |
(дрова, чурки, древесный |
уголь и др.); |
топливе |
(дизельное топливо, бензин |
|
б) на |
жидком |
||
и керосин); |
|
|
|
в) на газообразном топливе (генераторный и при |
|||
родный газ); |
|
|
|
г) |
на электрическом токе. |
Групповые подогревательные установки, как правило, работают на древесном топливе, а индивидуальные на жидком, газообразном или твердом топливе в виде дре весного угля или чурок.
СРАВНЕНИЕ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЕЙ
Для устранения причин, ухудшающих пуск двигате ля, самым распространенным способом является пред пусковой прогрев двигателя с помощью различных теп лоносителей. Теплоносители, применяемые для предпу
скового прогрева, должны отвечать следующим основ ным требованиям.
1. Теплоноситель должен обладать по возможности большим теплосодержанием. Для концентрации большо го количества тепла в небольшой массе теплоносителя очень важно, чтобы парообразный теплоноситель обла дал большой скрытой теплотой парообразования и ма лой удельной теплоемкостью. Для жидких теплоноси телей желательно возможно большая удельная тепло емкость.
2. Теплоноситель должен иметь высокий коэффи циент теплопередачи к греющей поверхности, так как
чем больше коэффициент теплопередачи, тем быстрее будет происходить прогрев греющих поверхностей дви гателя.
3. Теплоноситель не должен содержать в себе смол, кислот и твердых частиц. Наличие тех или иных компо
нентов в теплоносителе может вызывать коррозию,
а также нагаро- и смолообразование на греющих по
48