Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— Возьми-ка левее, — сказал Рожков рулевому.— Не держи судно против зыби. Пойдем в лавировочку, понял?

Рулевой повернул штурвал. Судно пошло ровнее. «Сильно все же изгибается», — подумал Рожков,

смотря на палубу. Нос ударил в волну, подняв пену. Палуба выгнулась, рефрижератор жалобно скрипнул, задрожал.

На мостик пришел старший механик Толя Хлистунов, старший помощник Альберт Днепровский, боцман

ивторой штурман Роганов.

Что-нибудь случилось? — спросил капитан. — По­

чему такая делегация?

— Да нет, — ответил стармех. — Просто так за­ шли.

Ну, понятно. Чтобы мне скучно не было, — пошу­ тил Рожков, но шутка прозвучала невесело. Никто не улыбнулся.

Далеко до Колгуева? — поинтересовался боцман. Днепровский наклонился над картой.

Миль шестьдесят.

Капитан вышел на мостик. Его сразу обдало холод­ ной влагой.

Впереди мотается флагман «Бравый». Здорово его кладет. Ну, ему-то ничего, он моряк.

Капитан прислушался. Что-то изменилось в поведе­ нии судна. Рожков посмотрел на пенящееся море. Ветер вроде бы не усилился с тех пор, как они снялись из-под

Тарханова. Он повернул лицо к ветру. Нет, даже,

по­

жалуй, немного ослабел. Бешено

завертелись

оголен­

ные винты, рефрижератор поднял корму.

и

тут

же

«Здоровый накат, — подумал

Рожков

догадался: — Мы на траверзе Чешской

губы.

Пар­

шиво».

 

 

 

 

136

Чешская губа огромная. Там есть где развернуться зыби. Сейчас караван проходит ее. Раньше суда при­

крывал Канинский берег. Теперь волнам ничего

не ме­

шает.

Накат увеличился, — сказал

Рож­

— Чувствуете?

ков, возвратившись в рубку.

рубку,

Старпом кивнул

головой. Ветер ворвался в

в одно мгновение смел со стола карту, линейку,тран­ спортир. Дверь с грохотом захлопнулась, задребезжа­ ло оконное стекло и мелкими кусками вывалилось на палубу.

В рубке стало холодно. Через разбитое окно ветер бил прямо в лицо, под ногами хлюпала вода. Капитан занял свое место у телеграфа. Его взгляд задержался на рельсах люковых крышек. Рельсы уже давно лоп­ нули, но это никого не беспокоило. Всегда бывало так.

Они не давали прочности.

вереницей

катились

Перед

глазами

бесконечной

черные с

белыми

верхушками неприветливые

волны.

Рожков

вспомнил

солнечный

Херсон, Днепр,

свой

дом...

 

меня каждое

лето гоняет

на

этот

«Какого лешего

проклятый север? Сидел бы себе дома, фрукты ел»,— подумал капитан, и сразу пришло в голову, что у него остались «хвосты» — не сданные зачеты в заочном пе­ дагогическом институте, где он учился на последнем курсе. Рожков поморщился. Зачеты надо было сдать давно...

Снова нос повис над водой. Внутри судна что-то зловеще хрустнуло, как будто человеку ломали кости.

— Нехорошо, — вслух сказал Рожков. — Плохо.

Альберт, надо посмотреть в трюмах...

— Пошли, Алик, — бросил старпом второму штур­ ману.

137


Капитан видел, как помощники, хватаясь за все вы­ ступающие части, прижимаясь к комингсу люка, шли по очень чистой, вымытой морем палубе.

— Эй, ребята! — высунулся Рожков в окно. — Ско­ рее надо, но осторожно.

«Почему так часто выбрасывает винты? — думает капитан. — Ну что они там копаются? Заглядывают в трюм...»

Днепровский бежит назад. Лицо у него встревожен­ ное.

— Ну, что там? — не дожидаясь, когда старпом за­ хлопнет дверь, спрашивает Рожков.

В трюме полно воды. Мысль срабатывает мгновенно:

Всех наверх! Аврал. Пластырь подготовить. Мо­ топомпу к трюму номер один. Механик, откачивайте воду!

Хлистунов бросается в машину. Днепровский с мат­

росами несут тяжелый пластырь.

Боцман и

моторист

тянут мотопомпу. Сейчас некогда

задавать

вопросы,

выяснять причины. Ясно, что где-то трещина

в корпу­

се, через нее поступает вода в трюм. Но вот

где она?

Дно первого трюма скрыто под толстым термоизоля­ ционным слоем, и под ним где-то трещина. Вода при­ бывает очень быстро. Мотопомпа не заводится, она за­ мерзла или отсырела. Второй механик старается запу­ стить ее. Матросы в трюме по -колено в воде проби­ вают изоляцию и опускают шланг мотопомпы.

Сообщили об аварии по радио «Бравому». Он пы­

тается подойти к борту, но его

сильно бросает. И если

«Бравый» подойдет ближе, то

обязательно искалечит

рефрижератор.

руками Рожков. — По­

— Не подходите! — машет

пробуем справиться сами.

 

138

Он услышал, как застрекотала на носу мотопомпа. Капитан «Бравого» кричит:

— До Колгуева сорок миль. Сорок миль! Слыши­ те? Продержитесь?

Откуда знает Рожков? Может быть, через минуту судно переломится надвое. Откуда он может знать...

— Будем идти рядом, — кричат с «Бравого». Рож­ ков видит, как к его теплоходу приближается несколь­ ко судов. Они занимают места близко от рефрижера­ тора. Впереди, с борта, позади. Вот оно что! Получили

распоряжение идти рядом. Может быть,

людей

при­

дется спасать. А команда все возится в

трюме.

Вода

не убывает, хотя помпа и насос работают

на полную.

Трещину обнаружить невозможно. Надо снимать весь настил. Нос все глубже оседает. Все труднее ему под­ ниматься на волну.

«Хоть бы продержаться еще три часа», — мысленно молит Рожков неизвестно кого. Внешне он совершенно спокоен.

Рефрижератор продержался. Впереди показывает­ ся низкий берег Колгуева. Зыбь уменьшается, а через час караван уже идет по спокойной воде. Его прикрыл остров. Под самым берегом суда встают на якорь. К «877»-й подходит «Бравый». Все идут в трюм. Там воды на полтора метра. Настил вспучен, плавают ка­ кие-то обломки досок, мусор.

— Придется ломать всю изоляцию, — говорит

ин­

женер экспедиции

Маркин. — Он уже побывал

в

трюме.

кивает

головой.

 

Наянов

 

Команда

лезет

в

трюм и топорами, ломами рубит

изоляцию. «Бравый» откачивает воду своими мощны­ ми насосами. Во что бы то ни стало нужно обнару­ жить место поступления воды.

139


Наконец трюм осушили. Сегодня здесь нет старпо­

мов, механиков, штурманов — все

равны. Без

конца

выносят и выбрасывают за борт

изрубленную

изоля­

цию. Надо скорее открыть днище. Ветер может пере­ менить направление. Вот одна трещина, а вот и дру­ гая, третья. В общем, весь набор разрушен, порваны

флоры, лопнули днищевые шпангоуты. Сварка

ни

к

черту, впрочем, рефрижератор предназначался

только

для

реки. Там такого бы не

случилось.

Теперь

все

ясно.

Сварщик Артур Швенке с «Бравого» спускается

в трюм и варит, варит. Всю ночь вспыхивает

белый

свет

раскаленных электродов.

в койки, кто

как

был,

не

Усталая команда валится

раздеваясь, и моментально засыпает. Ей дали на от­

дых четыре часа. А потом снова носилки

с мусором и

разбитой термоизоляцией...

Наянов мат­

— Что, перепугались? — спрашивает

роса Носика.

 

Тот улыбается:

 

Да нет, пожалуй.

Ну, ну, молодец!

Наянов шагает дальше. Носик новичок, в рейсе первый раз и не понимает, что судно было на грани гибели.

Швенке все варит и варит. Кажется, нет конца по­ рванному в трюме железу. Команда «Бравого» ставит на трещины «цементные ящики». Теперь ни о какой Лене разговора быть не может. Довести бы рефриже­

ратор в таком

состоянии до Печоры, а там поставить

в ремонт, на

завод. К такому заключению пришла

созданная из капитанов и механиков комиссия. Груст­ ный Рожков ни с кем не разговаривает.

— Какое твое мнение, Евгений Семенович? — спра­ шивает Наянов Рожкова, — Может быть, все же дой-

140



дет до Тикси твой рефрижератор? Мы его неплохо под­ латали.

И как хочется Рожкову сказать, что дойдет, но он отвечает:

— Нет. Можем потерять судно и людей.

На следующий день ветер совсем затих, море ус­ покоилось и караван двинулся к Печорскому входному бую. Посредине, под эскортом пассажирских «омиков», шел «РФ-877». У входа в Печорское море с мо­ стика этого судна выпустили несколько прощальных ракет, и скоро его огни исчезли в наступающих су­ мерках. Судно было спасено. Караван последовал дальше. На Лену рефрижератор попал только в нави­ гацию следующего года., Его хорошо отремонтировали на заводе в Печоре, и он до сих пор перевозит по реке продовольственные грузы.

 

ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ

 

 

ейд острова Диксон. Ночь это

или день — ска-

I /

зать трудно. Стрелки судовых часов, циферблат

которых разбит на 24 деления,

подходят к циф­

ре «21». Поэтому будем считать, что сейчас вечер. Пол­ ный штиль. Вода как политая блестящей глазурью. В нее смотрятся десятки судов, стоящих на якорях. Их полно в бухте. Здесь морские теплоходы, зверобойные шхуны, белые гидрографические боты и речные суда. Этих особенно много. Они заняли всю западную часть акватории. Все суда, идущие на восток, вот уже более недели стоят в ожидании улучшения ледовой обстанов­ ки. Как сообщили в штабе проводки, пролив Вилькицкого забит многолетними льдами. Выходить пока не имеет смысла. Говорят, что терпение — необходимое ка­

чество

каждого полярного

капитана. Умеешь ждать —

пройдешь. Оно, наверное,

так и

есть. Все зависит

от

ветров.

Подуют сильные

южные

ветры,

пролив

очи­

стится

за два дня. Тогда

уже не

зевай.

Топай скорее.

А пока надо ждать. Нудно, конечно. Моряк привык к движению. Но что поделаешь? Ничего не изменится оттого, что ты будешь ворчать на вынужденное без­ действие.

142