Файл: Жадов В.П. Планирование себестоимости промышленной продукции по факторам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
вании товарной продукции в определенной степени были связаны с недооценкой роли прибыли в хозяйстве, с не достаточным использованием товарно-денежных отно шений.
Было бы целесообразно показатель реализуемой то варной продукции в действующих ценах принять в каче стве единого показателя, характеризующего объем про мышленной продукции в плановом и отчетном периоде. При этом для исчисления динамики общего объема про мышленной продукции, определения темпов роста и структуры отдельных отраслей, расчетов соотношений группы «А» и группы «Б» в промышленности, общест венного продукта и национального дохода и так далее можно использовать показатель товарной продукции в сопоставимых ценах. Принимаемые меры по повышению роли прибыли, несомненно, усилят внимание к планиро ванию товарной продукции и послужат важной предпо сылкой улучшения планирования себестоимости.
Улучшению планирования номенклатуры продукций будет способствовать также повышение роли перспек тивного планирования и разработка пятилетнего плана на 1966—1970 гг. с распределением заданий по годам.
Планы по себестоимости могут хорошо выполнять свое назначение лишь в том случае, если они учитывают и правильно отражают уровень действующих цен на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, услуги и готовую продукцию. При составлении планов необходи мо учитывать не только действующие цены, но и новые цены, которые вводятся с начала планового года. После утверждения плана должно поддерживаться соответствие между ценами и планами по товарной продукции, себе стоимости и прибыли.
Решением правительства установлено, что новые оптовые цены на продукцию должны вводиться только
125
с 1 января и учитываться в хозяйственных и финансовых планах. Утверждение цен должно производиться до 1 мая текущего года, т. е. до начала разработки проектов пла нов на следующий год. Однако даже и при этих сроках утверждения новые цены не всегда доводятся до пред
приятий — поставщиков |
продукции, а на предприя |
тиях— до работников, |
занятых планированием. Еще |
сложнее учесть изменения цен потребителям продукции,., которые к моменту составления плана не знают ни по ставщиков, ни точной номенклатуры поставок. Поэтому изменения цен не полностью учитывались в планах до их утверждения.
Для того чтобы внести в планы поправки, вызванные изменением цен, требовалось предварительно согласо вать сумму разниц от этого изменения между поставщи ками и покупателями, а также рассчитать, какое влияние окажет изменение цен на себестоимость продукции. За тем составлялась сводка таких расчетов в масштабах союзных республик.
Поскольку внести поправки в планы одновременно с введением новых цен было невозможно, возникало несо ответствие между плановыми и фактическими доходами и расходами, которое влекло за собой финансовые труд ности. Затруднялась оценка выполнения плана и резуль татов деятельности предприятий.
Ежегодный пересмотр оптовых цен до сих пор про изводился по сравнительно небольшому кругу продук ции. Однако ускорение технического прогресса, быстрое обновление номенклатуры изделий, появление новых ви дов взаимозаменяемой продукции вызывают необходи мость в более широком и частом изменении цен. Они должны использоваться для стимулирования производ ства и потребления новой продукции, для повышения ее качества.
126
Госплану СССР поручено начиная с 1965 г. ежегодно утверждать планы пересмотра цен на продукцию отдель ных отраслей промышленности с быстро обновляющей ся номенклатурой.
В планах по товарной продукции, себестоимости и прибыли должно учитываться изменение не только оп товых, но и розничных цен на те виды продукции, кото рые не имеют утвержденных оптовых цен. Объем товар ной продукции предприятий, выпускающих такие изде лия, определяется по розничным ценам за вычетом тор говой скидки. Масштабы изменения розничных цен так же возрастают в связи с необходимостью быстрого об новления ассортимента товаров для более полного удов летворения запросов населения.
В отличие от прошлых лет составление проектов пла^ нов на следующий год теперь начинается на предприя тиях раньше — в марте — апреле, и, следовательно, в них не могут учитываться цены, утверждаемые и доведенные до предприятий после этого срока. Поэтому отражение в планах уровня действующих цен становится все более сложной задачей. При каждом изменении цен нельзя вносить поправки в планы всех звеньев сверху донизу, так как при этом планы изменялись бы непрерывно и утратили бы стабильность и определенность. Нельзя так же вносить поправки только в планы отдельных пред приятий, потому что тем самым нарушилось бы соответ ствие этих планов народнохозяйственному плану.
Следует учитывать, что при снижении цен на про дукцию в изменении планов заинтересованы предприя тия-поставщики и не заинтересованы потребители и, наоборот, при повышении цен корректировка плана не обходима предприятиям, потребляющим продукцию, в то время как предприятия-производители в ней не за интересованы.
127
Чтобы учесть изменения цен в планах как у постав щиков, так и у потребителей, нужно при составлении планов располагать точной информацией о намеченной к выпуску продукции, потребностях в сырье и материа лах и источниках их удовлетворения, иначе говоря, иметь развернутый план производства и материальнотехнического снабжения. Поэтому более поздние сроки составления плана по себестоимости, о которых говори лось выше, являются важнейшей предпосылкой создания правильной ценностной основы плана. Другой предпо сылкой является планомерный пересмотр цен и улучше ние информации о новых ценах. Лишь при этих условиях можно составить план, соответствующий реальному обо роту материальных ценностей в действующих ценах.
Изменение цен после утверждения плана и начала планового года, видимо, следует учитывать при оценке выполнения плана по отчетным данным без изменения планов. Образующиеся при этом сверхплановые потерн предприятий целесообразно возмещать из государствен ного бюджета за счет специального фонда, а дополни тельные доходы направлять на создание этого фонда. Это позволит более полно использовать цены как ин струмент экономического регулирования и в то же вре мя обеспечит стабильность планов, даст возможность более точно оценивать результаты хозяйственно-финан совой деятельности предприятий.
2. Улучшение организации планирования себестоимости
План развития народного хозяйства СССР в его окончательном виде существенно отличается от суммы проектов планов предприятий по всем показателям, в том числе и по уровню издержек производства. Послеего утверждения начинается процесс так называемого
128
«доведения» плановых заданий до предприятий, пред ставляющий собой по существу самостоятельный этап планирования.
От первоначальных проектов планов предприятий утвержденные планы отличаются объемом и номенкла турой производимой продукции, суммой капитальных вложений и т. д. Изменяются условия снабжения сырьем и материалами и другие исходные данные, принятые в расчетах проекта плана. Наконец, сами расчеты на этой стадии могут быть более полными и точными, поскольку к этому времени определяются условия работы пред приятий в плановом периоде, которые при разработке проекта плана не были известны. Все это вызывает не обходимость улучшения проектов планов предприятий, а в ряде случаев—полного их пересоставления и нового рассмотрения вышестоящими звеньями управления.
К сожалению, это, казалось бы, очевидное положение часто не соблюдается и процесс доведения плана сводит ся к разверстке плановых заданий по предприятиям исходя из базисного уровня затрат и приблизительных укрупненных «прикидок» возможности их снижения. Порядок доведения плановых заданий четко не опреде лен и отличается огромным разнообразием форм, мето дов и приемов.
Нам представляется, что для повышения обоснован ности и стабильности планов, повышения их стимулирую щей роли и ответственности за их выполнение необхо дим единообразный порядок установления плановых за даний на завершающем этапе планирования. Он должен предусматривать перечень расчетных материалов, мето ды их составления и проверки, процедуру рассмотрения замечаний и возражений предприятий и способы урегу лирования разногласий. Такой порядок позволил бы предотвратить многие ошибки в планировании и сделать
9 Зак. 509 |
129 |
невозможным положение, при котором невыполнение плана объясняется его нереальностью.
Однако и при самом тщательном обосновании и рас смотрении плана нельзя исключить отдельные неувязки, устранить которые можно лишь при наличии резервов. Народнохозяйственный план, состоящий из планов от дельных звеньев, рассматриваемый как единое целое, дол жен обладать известной «гибкостью сочленения», кото рую могут и должны придавать ему резервы. Резерв'ы необходимы не только для устранения несоответствий при доведении плана до предприятий, но и для уточне ния планов в процессе их выполнения, при изменении плана производства, материально-технического обеспе чения и других объективных условий.
В 1965 г. государственным комитетам, министерствам, ведомствам и исполкомам Советов депутатов трудящих ся предоставлено право при доведении до предприятий планов снижения себестоимости промышленной продук ции оставлять в своем распоряжении резерв, образуе мый путем установления предприятиям повышенных заданий. Размеры этого резерва ие ограничены какимилибо рамками.
Однако только путем повышения заданий нельзя со здать достаточных и устойчивых резервов. Поэтому в плане необходимо предусматривать особый резерв для уточнения плана в ходе его доведения и выполнения. По рядок и способы использования этого резерва должны определяться положениями о правах плановых и хозяй ственных органов.
Доведение до предприятий внутренне согласованных плановых заданий, которые достаточно полно и точно учитывают условия их работы, создает основу для пра вильной оценки результатов хозяйственной деятельно сти. Однако в ходе выполнения планов условия работы'
130
предприятий подвергаются изменениям, которые приво дят к тем или иным отклонениям от плановых показате лей. Характер и размер этих отклонений, т. е. экономия или увеличение затрат, сами по себе еще не характери зуют качества работы предприятия, поскольку они мо гут быть вызваны как внутризаводскими, так и народно хозяйственными факторами.
^ Для правильной оценки выполнения плана совершен но недостаточно сравнения показателей плановой и фак тической себестоимости. Необходимо установить, в ка кой мере перевыполнение плана или его невыполнение явилось результатом работы коллектива предприятия и в какой мере они обусловлены не зависящими от него причинами. Полный и достаточно точный ответ на этот вопрос можно дать только в результате тщательного анализа фактических затрат, требующего большого тру да и времени. Для практических целей, и в частности для обоснованного премирования руководящих, инже нерно-технических работников и служащих пред приятий, нужно выделить хотя бы основные, не зависящие от предприятия факторы, в наибольшей степени оказывающие влияние на результаты выполне ния плана по себестоимости. Такими факторами, общи ми для предприятий многих отраслей промышленности, являются условия снабжения сырьем и структура (но менклатура и ассортимент) выпускаемой продукции.
Изменение условий снабжения сырьем сводится к двум случаям: поставке сырья с качественной характе ристикой (соотношение видов, сортов, марок, размеров, содержание полезного вещества и т. д.), отличающейся от принятой в расчетах плана, и замене одних видов сырья другими. В том и другом случае изменения в ус ловиях снабжения сырьем могут приводить к сдвигам в ассортименте выпускаемой продукции либо только к из
9* |
131 |
менению уровня ее себестоимости. Например, поставка некачественной кожи ведет к выпуску пониженных сор тов обуви, замена тканей вынуждает изменять ассорти мент швейных изделий и т. д.
Если изменение качества сырья обусловливает ассор тиментные сдвиги в составе продукции, оно может быть в основном учтено путем пересчета плана на фактиче ский выпуск и ассортимент продукции. В некоторых от раслях промышленности изменение качества и замена сырья ие меняют номенклатуры и ассортимента продук ции. Здесь следует различать три возможных случая:
а) когда цены на сырье эквивалентны содержанию полезного вещества и поэтому изменение качества ока зывает существенное влияние на уровень себестоимости продукции. Например, новые оптовые цены на руду уста навливаются с учетом содержания металла в руде; заку почные и сдаточные цены на молоко изменяются в зави симости от его жирности;
б) когда цены на сырье изменяются в зависимости от его качества, но разница в цене не эквивалентна изме нению его свойств и затрат потребителя. Например, за купочные цены на семена хлопка установлены в зависи мости от их сортности, но разница в цене разных сор тов семян не соответствует различиям- в их масличности; сортовые различия в ценах на хлопок не эквивалент ны различиям в стоимости вырабатываемой из него пряжи;
в) когда цены на сырье не учитывают его качества. Например, закупочные цены на сахарную свеклу не за висят от содержания сахара.
Во втором и третьем случаях изменение качества сырья также оказывает влияние на уровень издержек производства и выполнение плановых заданий по сниже нию себестоимости продукции. То же самое происходит
132