Файл: Вульф Б.К. Авиационные неметаллические материалы (пластмассы и резина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

новым. Их строение может быть выражено следующей общей формулой:

R

R

R

О -

Si - О -

Si —

 

I

R

 

R

где R — радикалы типа СН3, СгН5, СбН5 и т. п.

В подобных смолах группа

Si - О

с прочной связью

между кремнием и кислородом

обеспечивает теплостойкость,

а органические радикалы R — эластичность. Это яркий пример

того, как химическое строение

определяет свойства вещества.

Изменяя состав и число радикалов R, связанных с кремнием, можно в широких пределах изменять свойства смолы. Еще боль­ шие возможности в этом отношении получают при с о в м е щ е ­ нии полисилоксанов с другими смолами.

Такое совмещение целесообразно в частности потому, что в чистом виде кремнийорганические смолы имеют относительно невысокую механическую прочность, и это обстоятельство в не­ которых случаях препятствует их широкому внедрению; путем совмещения кремнийорганических смол с другими, более проч­ ными, удается.значительно повысить характеристики их механи­ ческих свойств.

Кремнийорганические смолы обладают высокой теплостой­ костью. Вместе с тем они устойчивы к действию низких темпера­ тур, солнечного света, окислителей и других активнйх химиче­ ских реагентов; с другой стороны, они не вызывают коррозии металлов. Эти ценные эксплуатационные особенности и широкий диапазон физико-химических свойств определяют все более ши­ рокое их применение в разнообразных целях.

На основе кремнийорганических смол разработаны многие авиационные теплостойкие пластмассы (стеклотекстолита, пе­ нопласты) , лаки и силиконовые каучуки.

Жидкие силиконовые смолы успешно используются при из­ готовлении смазок для арктических и тропических условий поле­ та, а также демпфирующих жидкостей для устранения вибраций в авиаприборах; такие смазки и жидкости сохраняют жидкое состояние в широком интервале температур (от — 40 до + 200°) и при этом мало меняют свою вязкость.

Интересно, что нанесение очень тонкого слоя силикона, об­ ладающего гидрофобностью (водостойкостью), на стекла ка­ бины самолета, исключает их смачиваемость водой, благодаря чему обеспечивается хорошая видимость при дожде.

14


П о л и э ф и р н ы е

смолы. Полиэфиры представляют про­

дукты взаимодействия

непредельных

многоосновных

кислот

и многоатомных спиртов.

 

 

СН.СООН]

Из кислот чаще всего применяют малеиновую

II

 

или акриловую

(см. далее

стр. 33). Спиртом

СН.СООН

может

служить

обычный гликоль

г СН2 ОН1

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

СН2ОН_

 

 

 

 

При взаимодействии этих веществ сначала образуются

сложные эфиры,

молекулы

которых имеют в своем строении

д в о й н ые связи.

 

 

 

 

 

В дальнейшем, за счет использования двойных связей про­

исходит п о л и м е р и з а ц и я ,

состоящая

в укрупнении молекул.

В результате полимеризации образуется неплавкая, нераствори­ мая полиэфирная смола с высокой поверхностной твердостью.

Для повышения пластичности смолы в реакцию иногда вво­ дят различные мономеры, например, стирол. Кроме того, добав­

ляют ингибиторы (для увеличения

срока

хранения

смолы),

а также инициаторы и активаторы

(для

ускорения

отверж­

дения).

 

 

 

Получаемые полимеры отличаются высокой прочностью и упругостью.

Полиэфирные, а также эпоксидные смолы относятся к числу

к о н т а кт н ы х и применяются для

к о н т а к т н о г о ф о р м о ­

в а н и я пластиков.

 

 

Особенностью контактных смол является их способность за­

твердевать

при обычной температуре или нагревании за счет

раскрытия

двойных связей без

в ы д е л е н и я

п о б о ч н ых

п р о д у к т о в .

 

 

Это позволяет значительно снижать давление

формования

до 0,3—5 кг/см2; такое давление необходимо лишь для обеспече­ ния тесного контакта между отдельными слоями пропитанного наполнителя (ткани). Кроме того, в ряде случаев отверждение может производиться на холоду. Такие условия создают возмож­ ность формования деталей из стеклотекстолита непосредственно перед сборкой на заводе-потребителе- Примером контактного стеклотекстолита на полиэфирном связующем может служить марка СТ-911-С, рассматриваемая далее (стр. 18).

Общие свойства стеклотекстолита

Удельный вес стеклотекстолита для разных марок колеблет­ ся от 1,5 до 1,9 г/см3. Стеклотекстолит значительно прочнее тек­ столита и гетинакса (фиг. 3) и принадлежит к числу наиболее

15


прочных авиационных пластиков; новейшие марки стеклотексто­ лита имеют предел прочности на растяжение ой= 47 — 49 ка/жж2.

Удельная прочность

стеклотекстолита выше по сравне­

нию с

высокопрочными

алюминиевыми сплавами

и сталями

(фиг.

4). Модуль упругости его сравнительно

невелик:

Е =у 1400—2200 кг!мм2.

бъ

 

 

чг1сп‘

\

i

 

> >,

 

Г

 

гт

Си7енл

 

т лете tu rn '

 

то

*R C 1 - В

 

т

 

 

то

*>/ о т е к е

 

от

 

 

^**4

т Тексе тал.

В50 100 150 Сс

Фиг. 3. Предел прочности слоистых авиационных пластиков при различ­ ных температурах.

Стеклотекстолит обладает высокой стойкостью к воде, керосину, бензину и авиационным маслам; имеет хорошие электроизоляционные и теплоизоляцион­ ные свойства. Он может обрабатываться резанием, склеиваться и склепываться.

При нагревании прочность стеклотек­ столита снижается (см. фиг. 3); однако теплостойкость сильно зависит от факто­ ра времени и условий воздействия тепла. Новейшие марки авиационного стекло­ текстолита могут длительно (до 200 ча­ сов) эксплуатироваться при температуре 250°- При сокращении времени работы допустимая температура применения значительно увеличивается. Например, стеклотекстолит СК9-Ф может использо­ ваться:

при 250° — в течение 200 часов,

»

350° —

»'

5часов,

»

400°—

»

2часов,

»

600° —

»

10минут,

»

800°—

»

2минут.

В условиях одностороннего нагрева эти температуры еще больше возрастают, что объясняется малой теплопроводностью

стеклопластика. Так, по американским данным, некоторые стек­ лопластики на основе фенольно-формальдегидных смол могут

быть использованы в течение 2 минут при 2480°; материал на основе кремнийорганической смолы кратковременно выдержи­

вает температуру 2750°. Конечно, подобные данные являются относительными, так как максимальная допустимая температура

зависит также от толщины сечения изделий; однако,, по сравне-

нитс с теплопроводными металлами и сплавами, стеклопластики имеют в этом отношении несомненное преимущество.

К недостаткам стеклотекстолита следует отнести малый мо­ дуль упругости, низкую ударную сопротивляемость и понижен­ ный предел усталости.

16


Фиг. 4. Удельная прочность

некоторых

авиационных материалов

(рассчитана по наибольшим типичным значениям

предела прочности а6).

Авиационный стеклотекстолит

В настоящее время известно свыше 16 марок отечественного авиационного стеклотекстолита.

Первые марки стеклотекстолита — КАСТ (конструкционный авиационный стеклотекстолит), КАСТ-В и разработанные позже марки СТ-39 и СКМ-1 отличались сравнительно низкими проч­ ностными характеристиками и невысокой теплостойкостью. Для них типичные значения предела прочности на растяжение не превышали 30—33 кг/мм2, а температура длительной эксплуата­ циисоставляла не более 200°.

В период 1957—58 гг. появились новые марки стеклотексто­ лита: ВФТ-С, СТ-911-С и ЭФ-32-301, предел прочности которых достиг значений 40—43 кг/мм2\ однако теплостойкость этих стеклотекстолитов существенно не повысилась.

В последние годы были разработаны еще более прочные и вместе с тем более тедлосхойкиещд^кле-текстолиты марок ФН,

ГОС ПУГ

- 'АЯ_

 

*

 

2. Изд. № 3509

С С Р

.

' ....... .

'“ ~ 7 Т 7 :

;OTL: iA

 

5 .-ЛТС.-дЯ

- 'S-XtOiNv >■:

■■-7 *4 1 % C C f ;

м .

■"Г4ПЛПР Л

СК9-Ф, ВПС-1, ВПС-2, ВПС-3. Для последних трех марок пре­ дел прочности на растяжение, равный аь = 45—49 кг/мм2, достиг уровня наибольших значений для высокопрочного дуралюмина. Эти новейшие стеклотекстолиты могут длительно (свыше 200 ча­ сов) эксплуатироваться при более высоких температурах, по­ рядка 250°.

Особенно высокими показателями термостойкости обладает стеклотекстолит СК9-Ф, для которого теплостойкость по Мар­ тенсу равна Тм= 370°, тогда как для всех остальных марок это значение не превышает 300—340°. Этот стеклотекстолит может дольше других (до 5 часов) работать при температуре 350°.

В сводной таблице 1 приведены типичные характеристики свойств для наиболее качественных марок авиационного стекло­ текстолита.

Т а б л и ц а 1

Физико-механические свойства авиационного стеклотекстолита

Марка

я/п

1 ВФТ-С

2СТ-911-С

3ЭФ-32-301

4СК9-Ф

5ВПС-1

6ВПС-2

7ВПС-3

Уд. вес (среди.)

1,75

1,70

1,65

1,70

1,85

1,70

1,70

Предел

Ударная

 

 

Температура

вязкость Теплостойк.

 

п р о ч н о с т и

кг'см

по Мартен­

 

эксплуатации

п р и р 4 С ТЯ Ж .

а> —Г"

су Тм, °С

 

 

°С

Cft, KZjMM*

см2

 

 

 

 

40,0

105

200-240

|

200

(до 200 час.)

\

250

(до 25 час.)

 

 

 

39,5 — 43,0

525

285-290

200

(до 100 час.)

40,8

148

244-255

200

(до 100 час.)

37,1

145

370

|

250

(до 200 час.)

\

350

(до 5 час.)

 

 

 

48,7

380-

280—330

(

250

(до 200 час.)

(

300

(до 100 час,)

 

 

 

45,0

186

275-305

250

(до 200 час.)

49,0

300-320

/

250

(до 200 час.)

\

300

(до 100 час.)

 

 

 

Применение стеклотекстолита

>

В конструкции самолета

стеклотекстолит

может быть

использован для изготовления

силовых элементов — обшивки

фюзеляжа и крыла, нервюр, лонжеронов, стрингеров, а также де­ талей оперения —элеронов, закрылков, триммеров, законцовок киля,— и различных мелких деталей — лючков, коробок и т. д. В этих случаях стеклотекстолит может применяться отдельно или в сочетании с легкими заполнителями-пенопластами или со­ товыми материалами. Возможно изготовление из стеклотексто­ лита деталей противообледенительной системы самолета (экра­ ны и др.).

В топливной системе стеклотекстолит применяется для из­ готовления контейнеров самолетных топливных баков, защитных

18


плит между баками, вертикальных стабилизаторов для сбрасы­ ваемых баков, упругих мембран топливных агрегатов.

Вавиационных двигателях из стеклотекстолита изготов­ ляются лопатки компрессора и диски компрессора (первые сту­ пени) ; в этих случаях применение стеклотекстолита вместо ста­ ли, алюминиевых или титановых сплавов выгодно не только бла­ годаря большей легкости, но также вследствие лучших демпфи­ рующих свойств.

Вэлектрорадиооборудовании — стеклотекстолит широко ис­

пользуется при изготовлении обтекателей радиолокационных антенн, диэлектрических решетчатых зеркал и радиопрозрачных вставок (окон), а также, вместо текстолита и гетинакса,— для ряда электроизоляционных деталей, работающих при повы­ шенных температурах.

Следует указать на применение стеклотекстолита в кон­ струкции каркаса вертолетов.

По американским данным стеклотекстолит используется также в ракетной технике, для камер сгорания, труб, внутрен­ них стенок канала ракеты. В управляемых снарядах из него из­ готовляются фюзеляж, обтекателе радиолокатора и детали стаби­ лизатора (фиг. 5).

Стабилизаторы

Обтекатель

(слоистые пласт ики,

радиолокатора

сотоВые заполнители),

( стеклотекстолит)

' -------------------------

 

ф ю зеляж (стеклотекстолит)

Фиг. 5. Применение слоистых пластмасс в конструкции управ­ ляемого снаряда (по зарубежным данным).

СВАМ (стекловолокнистый анизотропный материал)

Для изготовления стеклопластиков типа СВАМ, разрабо­ танных проф. А. К. Буровым, в качестве наполнителя исполь­ зуют о р и е н т и р о в а н н о е с т е к л о в о л о к н о , не ослаб­ ленное круткой или переплетением. Пучки такого волокна укла­ дывают на поверхности большого барабана, куда одновременно наносится пульверизатором связующее; в качестве последнего, для получения наиболее высоких механических и диэлектриче­ ских характеристик, применяют фенольно-бутварные или эпок­ сидные смолы, иногда совмещенные с другими.

2 *

19