Файл: Вульф Б.К. Авиационные неметаллические материалы (пластмассы и резина).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
новым. Их строение может быть выражено следующей общей формулой:
R |
R |
R |
О - |
Si - О - |
Si — |
|
I |
R |
|
R |
|
где R — радикалы типа СН3, СгН5, СбН5 и т. п. |
||
В подобных смолах группа |
Si - О |
с прочной связью |
между кремнием и кислородом |
обеспечивает теплостойкость, |
а органические радикалы R — эластичность. Это яркий пример |
|
того, как химическое строение |
определяет свойства вещества. |
Изменяя состав и число радикалов R, связанных с кремнием, можно в широких пределах изменять свойства смолы. Еще боль шие возможности в этом отношении получают при с о в м е щ е нии полисилоксанов с другими смолами.
Такое совмещение целесообразно в частности потому, что в чистом виде кремнийорганические смолы имеют относительно невысокую механическую прочность, и это обстоятельство в не которых случаях препятствует их широкому внедрению; путем совмещения кремнийорганических смол с другими, более проч ными, удается.значительно повысить характеристики их механи ческих свойств.
Кремнийорганические смолы обладают высокой теплостой костью. Вместе с тем они устойчивы к действию низких темпера тур, солнечного света, окислителей и других активнйх химиче ских реагентов; с другой стороны, они не вызывают коррозии металлов. Эти ценные эксплуатационные особенности и широкий диапазон физико-химических свойств определяют все более ши рокое их применение в разнообразных целях.
На основе кремнийорганических смол разработаны многие авиационные теплостойкие пластмассы (стеклотекстолита, пе нопласты) , лаки и силиконовые каучуки.
Жидкие силиконовые смолы успешно используются при из готовлении смазок для арктических и тропических условий поле та, а также демпфирующих жидкостей для устранения вибраций в авиаприборах; такие смазки и жидкости сохраняют жидкое состояние в широком интервале температур (от — 40 до + 200°) и при этом мало меняют свою вязкость.
Интересно, что нанесение очень тонкого слоя силикона, об ладающего гидрофобностью (водостойкостью), на стекла ка бины самолета, исключает их смачиваемость водой, благодаря чему обеспечивается хорошая видимость при дожде.
14
П о л и э ф и р н ы е |
смолы. Полиэфиры представляют про |
||||||
дукты взаимодействия |
непредельных |
многоосновных |
кислот |
||||
и многоатомных спиртов. |
|
|
СН.СООН] |
||||
Из кислот чаще всего применяют малеиновую |
|||||||
II |
|
||||||
или акриловую |
(см. далее |
стр. 33). Спиртом |
СН.СООН |
||||
может |
служить |
||||||
обычный гликоль |
г СН2 ОН1 |
|
|
|
|
||
I |
|
|
|
|
|
||
|
СН2ОН_ |
|
|
|
|
||
При взаимодействии этих веществ сначала образуются |
|||||||
сложные эфиры, |
молекулы |
которых имеют в своем строении |
|||||
д в о й н ые связи. |
|
|
|
|
|
||
В дальнейшем, за счет использования двойных связей про |
|||||||
исходит п о л и м е р и з а ц и я , |
состоящая |
в укрупнении молекул. |
В результате полимеризации образуется неплавкая, нераствори мая полиэфирная смола с высокой поверхностной твердостью.
Для повышения пластичности смолы в реакцию иногда вво дят различные мономеры, например, стирол. Кроме того, добав
ляют ингибиторы (для увеличения |
срока |
хранения |
смолы), |
а также инициаторы и активаторы |
(для |
ускорения |
отверж |
дения). |
|
|
|
Получаемые полимеры отличаются высокой прочностью и упругостью.
Полиэфирные, а также эпоксидные смолы относятся к числу
к о н т а кт н ы х и применяются для |
к о н т а к т н о г о ф о р м о |
||
в а н и я пластиков. |
|
|
|
Особенностью контактных смол является их способность за |
|||
твердевать |
при обычной температуре или нагревании за счет |
||
раскрытия |
двойных связей без |
в ы д е л е н и я |
п о б о ч н ых |
п р о д у к т о в . |
|
|
|
Это позволяет значительно снижать давление |
формования |
до 0,3—5 кг/см2; такое давление необходимо лишь для обеспече ния тесного контакта между отдельными слоями пропитанного наполнителя (ткани). Кроме того, в ряде случаев отверждение может производиться на холоду. Такие условия создают возмож ность формования деталей из стеклотекстолита непосредственно перед сборкой на заводе-потребителе- Примером контактного стеклотекстолита на полиэфирном связующем может служить марка СТ-911-С, рассматриваемая далее (стр. 18).
Общие свойства стеклотекстолита
Удельный вес стеклотекстолита для разных марок колеблет ся от 1,5 до 1,9 г/см3. Стеклотекстолит значительно прочнее тек столита и гетинакса (фиг. 3) и принадлежит к числу наиболее
15
прочных авиационных пластиков; новейшие марки стеклотексто лита имеют предел прочности на растяжение ой= 47 — 49 ка/жж2.
Удельная прочность |
стеклотекстолита выше по сравне |
||
нию с |
высокопрочными |
алюминиевыми сплавами |
и сталями |
(фиг. |
4). Модуль упругости его сравнительно |
невелик: |
Е =у 1400—2200 кг!мм2.
бъ |
|
|
чг1сп‘ |
\ |
i |
|
> >, |
|
|
Г |
|
гт |
Си7енл |
|
т лете tu rn ' |
|
|
то |
*R C 1 - В |
|
т |
|
|
то |
*>/ о т е к е |
|
от |
|
|
|
^**4 |
|
т Тексе тал. |
В50 100 150 Сс
Фиг. 3. Предел прочности слоистых авиационных пластиков при различ ных температурах.
Стеклотекстолит обладает высокой стойкостью к воде, керосину, бензину и авиационным маслам; имеет хорошие электроизоляционные и теплоизоляцион ные свойства. Он может обрабатываться резанием, склеиваться и склепываться.
При нагревании прочность стеклотек столита снижается (см. фиг. 3); однако теплостойкость сильно зависит от факто ра времени и условий воздействия тепла. Новейшие марки авиационного стекло текстолита могут длительно (до 200 ча сов) эксплуатироваться при температуре 250°- При сокращении времени работы допустимая температура применения значительно увеличивается. Например, стеклотекстолит СК9-Ф может использо ваться:
при 250° — в течение 200 часов,
» |
350° — |
»' |
5часов, |
» |
400°— |
» |
2часов, |
» |
600° — |
» |
10минут, |
» |
800°— |
» |
2минут. |
В условиях одностороннего нагрева эти температуры еще больше возрастают, что объясняется малой теплопроводностью
стеклопластика. Так, по американским данным, некоторые стек лопластики на основе фенольно-формальдегидных смол могут
быть использованы в течение 2 минут при 2480°; материал на основе кремнийорганической смолы кратковременно выдержи
вает температуру 2750°. Конечно, подобные данные являются относительными, так как максимальная допустимая температура
зависит также от толщины сечения изделий; однако,, по сравне-
нитс с теплопроводными металлами и сплавами, стеклопластики имеют в этом отношении несомненное преимущество.
К недостаткам стеклотекстолита следует отнести малый мо дуль упругости, низкую ударную сопротивляемость и понижен ный предел усталости.
16
Фиг. 4. Удельная прочность |
некоторых |
авиационных материалов |
(рассчитана по наибольшим типичным значениям |
предела прочности а6). |
Авиационный стеклотекстолит
В настоящее время известно свыше 16 марок отечественного авиационного стеклотекстолита.
Первые марки стеклотекстолита — КАСТ (конструкционный авиационный стеклотекстолит), КАСТ-В и разработанные позже марки СТ-39 и СКМ-1 отличались сравнительно низкими проч ностными характеристиками и невысокой теплостойкостью. Для них типичные значения предела прочности на растяжение не превышали 30—33 кг/мм2, а температура длительной эксплуата циисоставляла не более 200°.
В период 1957—58 гг. появились новые марки стеклотексто лита: ВФТ-С, СТ-911-С и ЭФ-32-301, предел прочности которых достиг значений 40—43 кг/мм2\ однако теплостойкость этих стеклотекстолитов существенно не повысилась.
В последние годы были разработаны еще более прочные и вместе с тем более тедлосхойкиещд^кле-текстолиты марок ФН,
ГОС ПУГ |
- 'АЯ_ |
|
* |
|
2. Изд. № 3509 |
С С Р |
. |
' ....... . |
'“ ~ 7 Т 7 : |
;OTL: iA |
|
■ |
5 .-ЛТС.-дЯ |
- 'S-XtOiNv >■:
■■-7 *4 1 % C C f ;
м . |
■"Г4ПЛПР Л |
СК9-Ф, ВПС-1, ВПС-2, ВПС-3. Для последних трех марок пре дел прочности на растяжение, равный аь = 45—49 кг/мм2, достиг уровня наибольших значений для высокопрочного дуралюмина. Эти новейшие стеклотекстолиты могут длительно (свыше 200 ча сов) эксплуатироваться при более высоких температурах, по рядка 250°.
Особенно высокими показателями термостойкости обладает стеклотекстолит СК9-Ф, для которого теплостойкость по Мар тенсу равна Тм= 370°, тогда как для всех остальных марок это значение не превышает 300—340°. Этот стеклотекстолит может дольше других (до 5 часов) работать при температуре 350°.
В сводной таблице 1 приведены типичные характеристики свойств для наиболее качественных марок авиационного стекло текстолита.
Т а б л и ц а 1
Физико-механические свойства авиационного стеклотекстолита
№
Марка
я/п
1 ВФТ-С
2СТ-911-С
3ЭФ-32-301
4СК9-Ф
5ВПС-1
6ВПС-2
7ВПС-3
Уд. вес (среди.)
1,75
1,70
1,65
1,70
1,85
1,70
1,70
Предел |
Ударная |
|
|
Температура |
||
вязкость Теплостойк. |
|
|||||
п р о ч н о с т и |
кг'см |
по Мартен |
|
эксплуатации |
||
п р и р 4 С ТЯ Ж . |
а> —Г" |
су Тм, °С |
|
|
°С |
|
Cft, KZjMM* |
см2 |
|
|
|
|
|
40,0 |
105 |
200-240 |
| |
200 |
(до 200 час.) |
|
\ |
250 |
(до 25 час.) |
||||
|
|
|
||||
39,5 — 43,0 |
525 |
285-290 |
200 |
(до 100 час.) |
||
40,8 |
148 |
244-255 |
200 |
(до 100 час.) |
||
37,1 |
145 |
370 |
| |
250 |
(до 200 час.) |
|
\ |
350 |
(до 5 час.) |
||||
|
|
|
||||
48,7 |
380- |
280—330 |
( |
250 |
(до 200 час.) |
|
( |
300 |
(до 100 час,) |
||||
|
|
|
||||
45,0 |
186 |
275-305 |
250 |
(до 200 час.) |
||
49,0 |
— |
300-320 |
/ |
250 |
(до 200 час.) |
|
\ |
300 |
(до 100 час.) |
||||
|
|
|
Применение стеклотекстолита |
> |
|
В конструкции самолета |
стеклотекстолит |
может быть |
использован для изготовления |
силовых элементов — обшивки |
фюзеляжа и крыла, нервюр, лонжеронов, стрингеров, а также де талей оперения —элеронов, закрылков, триммеров, законцовок киля,— и различных мелких деталей — лючков, коробок и т. д. В этих случаях стеклотекстолит может применяться отдельно или в сочетании с легкими заполнителями-пенопластами или со товыми материалами. Возможно изготовление из стеклотексто лита деталей противообледенительной системы самолета (экра ны и др.).
В топливной системе стеклотекстолит применяется для из готовления контейнеров самолетных топливных баков, защитных
18
плит между баками, вертикальных стабилизаторов для сбрасы ваемых баков, упругих мембран топливных агрегатов.
Вавиационных двигателях из стеклотекстолита изготов ляются лопатки компрессора и диски компрессора (первые сту пени) ; в этих случаях применение стеклотекстолита вместо ста ли, алюминиевых или титановых сплавов выгодно не только бла годаря большей легкости, но также вследствие лучших демпфи рующих свойств.
Вэлектрорадиооборудовании — стеклотекстолит широко ис
пользуется при изготовлении обтекателей радиолокационных антенн, диэлектрических решетчатых зеркал и радиопрозрачных вставок (окон), а также, вместо текстолита и гетинакса,— для ряда электроизоляционных деталей, работающих при повы шенных температурах.
Следует указать на применение стеклотекстолита в кон струкции каркаса вертолетов.
По американским данным стеклотекстолит используется также в ракетной технике, для камер сгорания, труб, внутрен них стенок канала ракеты. В управляемых снарядах из него из готовляются фюзеляж, обтекателе радиолокатора и детали стаби лизатора (фиг. 5).
Стабилизаторы |
Обтекатель |
(слоистые пласт ики, |
радиолокатора |
сотоВые заполнители), |
( стеклотекстолит) |
' ------------------------- |
|
ф ю зеляж (стеклотекстолит)
Фиг. 5. Применение слоистых пластмасс в конструкции управ ляемого снаряда (по зарубежным данным).
СВАМ (стекловолокнистый анизотропный материал)
Для изготовления стеклопластиков типа СВАМ, разрабо танных проф. А. К. Буровым, в качестве наполнителя исполь зуют о р и е н т и р о в а н н о е с т е к л о в о л о к н о , не ослаб ленное круткой или переплетением. Пучки такого волокна укла дывают на поверхности большого барабана, куда одновременно наносится пульверизатором связующее; в качестве последнего, для получения наиболее высоких механических и диэлектриче ских характеристик, применяют фенольно-бутварные или эпок сидные смолы, иногда совмещенные с другими.
2 * |
19 |