Файл: Вульф Б.К. Авиационные неметаллические материалы (пластмассы и резина).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
Полученный таким образом слой ориентированного стеклошпона разрезают по образующей барабана, просушивают и ре жут на листы или заготовки; последние подвергают горячему прессованию.
Стеклошпон можно получать любой толщины — от тончай ших диэлектриков толщиной 10 мк до листов значительно боль шего сечения, используемых в конструкционных материалах.
Путем горячего прессова ния пачки листов стеклошпона
получают слоистый анизотроп ный стеклопластик — стеклофанеру. Обычно листы шпона располагают друг к другу под углом 90°.
Свойства стеклошпона не одинаковы в различных на правлениях. На фиг. 6 показа
|
на |
анизотропия |
для |
предела |
|||
|
прочности СВАМ в зависи |
||||||
|
мости от направления |
испыта |
|||||
|
ния; |
в продольном и попереч |
|||||
|
ном |
направлениях |
оь = |
||||
Угол между направлениемрос - |
— 49 |
кг/мм2; а под углом 45° |
|||||
к |
направлению |
волокон — все |
|||||
тяжения иволокнами, градусы |
|||||||
го |
22 кг/мм2- |
|
|
|
|||
Фиг. 6. Зависимость прочности СВАМ |
ся |
Свойства СВАМ изменяют |
|||||
от направления растяжения. |
также в зависимости |
от со |
|
|
отношения числа продольных и |
|||
поперечных слоев шпона в стеклофанере. |
(соотн. |
1:1) |
|||
Так, при |
50% |
продольных |
слоев |
||
46 — 50 кг/мм2, |
» |
» |
(соотн. |
2:1) |
|
при |
67% |
||||
= 60 — 65 кг/мм2, |
» |
» |
(соотн. 10: 1) |
||
при |
91% |
—J85 — 95 кг/мм2.
Некоторые типичные свойства СВАМ приведены в таблице 2.
Т а б л и ц а 2
Физико-механические свойства СВАМ
Материал
Уд. вес
Предел |
Удельная |
Модуль |
Удельная |
прочн. |
проч |
упруго |
жест |
при раст. |
ность |
сти |
кость |
а6 кг!мм2 |
abh |
Е, кг/мм2 |
Eh |
СВАМ (1:1) |
1.9 |
48 — 50 |
26,0 |
3500 |
1840 |
СВАМ (10:1) |
1.9 |
90 — 95 |
48,0 |
• 5800 |
3050 |
20
Необходимо отметить необычно высокое значение предела
прочности СВАМ (до ^ = 9 5 кг/мм2) |
и,, соответственно, |
боль- |
шую величину удельной прочности ( |
°ь |
значи |
~ = 4 8 ), которые |
тельно превышают все известные характеристики прочности кон струкционных авиационных неметаллических материалов; сле дует, однако, подчеркнуть, что такие предельные значения могут быть получены в изделии лишь в некотором определенном на правлении.
Анизотропные стеклопластики типа СВАМ отличаются высо кими диэлектрическими характеристиками, большой водо- и теп
лостойкостью, |
сопротивляемостью |
действию нефтепродуктов |
|||||||||
и химически активных веществ. |
|
|
|
|
|||||||
|
Их можно, подобно стеклотекстолиту, использовать для из |
||||||||||
готовления деталей конструкционного и радиотехнического |
на |
||||||||||
значения. |
В частности, листы из СВАМ могут применяться |
для |
|||||||||
силовых |
или |
теплоизоля |
|
|
|
|
|||||
ционных |
панелей |
с |
легким |
|
|
|
|
||||
заполнителем, например, пе |
|
|
|
|
|||||||
нопластом (фиг. 7). |
время |
|
|
|
|
||||||
|
В |
настоящее |
|
|
|
|
|
||||
освоена технология изготов |
|
|
|
|
|||||||
ления |
из |
стеклопластиков |
|
|
|
|
|||||
крупногабаритных |
деталей. |
|
|
|
|
||||||
|
Следует |
также |
отме |
Фиг. 7. Панель из СВАМ с заполни |
|||||||
тить эффективность |
приме |
||||||||||
|
телем из пенопласта: |
|
|||||||||
нения |
тонкого |
стеклошпона |
|
1— СВАМ; 2 — пенопласт. |
|
||||||
(с |
волокнами |
стекла 0 = |
|
|
|
|
|||||
= |
3—4 мк) в качестве электроизоляционного материала. По ком |
||||||||||
плексу |
диэлектрических и физико-механических |
свойств такой |
|||||||||
стеклошпон превосходит все известные материалы. |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
3. |
Текстолит и гетинакс |
|
|
|||
|
Текстолит и гетинакс представляют слоистые |
пластики |
на |
||||||||
основе |
преимущественно фенольных смол. В т е к с т о л и т е |
та |
кими смолами пропитывается хлопчатобумажная т к а н ь , а в г е- т и н а к с е — сульфатная б у м а г а . Методы изготовления этих материалов были описаны выше (стр. 12). После получения прессованных листов, плит, стержней или труб их подвергают термической обработке: в целях устранения внутренних напря
жений, возникших при прессовании, применяют |
кратковремен |
ный нагрев при 250—260° — «отжиг », а для |
выравнивания |
свойств по сечению — н о р м а л и з а ц и ю , состоящую в нагреве при 130° в течение 24 часов; в этих условиях обеспечивается практически полный переход смолы в термостабильное состояние.
21
По своим свойствам текстолит и гетинакс довольно сходны. Они обладают высокой стойкостью к воде и нефтепродуктам, хорошими диэлектрическими качествами, легко обрабатываются резанием и склеиваются.
Различают текстолит плиточный, гибкий (прокладочный), электротехнический, электроизоляционный, панельный, поде лочный.
Гетинакс в настоящее время применяется только для дета лей электрорадиоаппаратуры (электротехнический).
Типичные свойства некоторых марок текстолита и гетинакса приведены в таблице 3.
Т а б л и ц а 3
Физико-механические свойства текстолита и гетинакса
|
Уд. |
Предел |
|
|
прочн. |
||
Название |
вес |
при рас- |
|
Г- |
тяжен. |
||
|
|||
|
г/см3 |
К2\ММ2 |
|
|
|
||
Текстолит |
|
|
|
плиточн. |
|
|
|
конструкц. |
1,35 |
и |
|
ПТК |
|||
Текстолит |
|
|
|
электроизо |
|
|
|
ляционный |
1,3 |
5 |
|
ВЧ |
|||
Гетинакс |
|
|
|
электротех |
|
|
|
нический |
1,35 |
8 |
|
листовой А |
* 5 =Г .?
О," e 'g
ч - 2 v s i О* Он <\i
С И 5*
16
10
Ударная |
|
вязкость |
^л |
а, |
|
кг.см |
оо |
см2 |
|
40 125
Удельное |
Удельное |
Тангенс |
|
объемн. |
угла |
||
поверхн. |
электро- |
диэлек.. |
|
электро- |
сопрот. |
потерь |
|
сопрот. |
Pv> |
tgb. |
|
рs* ом |
(при |
||
ОМ. см |
|||
|
|
50 гц) |
|
125 |
10П |
10Ю |
0,07 |
13 |
140 |
1011 |
1011 |
0,1 |
Конструкционный текстолит несколько прочнее гетинакса и менее гигроскопичен, но уступает ему по электроизоляционным свойствам.
Текстолит используется для изготовления |
выравнивающих |
и уплотнительных прокладок, амортизационных |
подкладок, за- |
концовок, силовых бобышек, роликов для тросов, панелей, щи тов, приборных досок, мелких деталей электрорадиоаппаратуры.
Из |
гетинакса выделяются электроизоляционные детали — |
|
панели, |
щиты, трубки, цилиндры, детали радиоаппаратуры и |
|
электроспецоборудования. |
|
|
К |
гетинаксу близко примыкают о б л и ц о в о ч н о - д е к о |
|
р а т и в н ы е слоистые пластики, |
представляющие специальные |
|
сорта бумаги различных цветов, |
пропитанные мочевино-мелами- |
22
но-формальдегидной смолой; в композицию пластика иногда вводят также наполнители.
Они выпускаются в виде листов или плит, изготовляемых методом горячего прессования.
Механические свойства их определяются следующими ти пичными значениями:
______Чь______ _______ Чм_____________4L____
9 — 10 кг/мм2 ’ 14— 15 кг/мм2’ 0,2 кгм/см2 '
Эти облицовочные пластики применяют в качестве декора тивного материала для отделки кабин, приборов и внутреннего оборудования самолетов, а также для изготовления корпусов электрорадиоприборов и в других целях.
4. Асботекстолит
Асботекстолит представляет асбестовую ткань, пропитанную фенольно-формальдегидной смолой.
Это — бензо-керосиностойкий материал удельного веса 1,6 г/см3, обладающий хорошими фрикционными, электроизоля ционными и теплоизоляционным^ свойствами. Теплостойкость по Мартенсу для него равна Тм— 250°.
Механические свойства его выражаются следующими зна
чениями: |
|
|
аьн |
_____ Ч_____. |
Нв |
10 кг/ммs ’ |
25 кгсм1см2 ’ |
35 кг/мм,2 |
Он обладает хорошей сопротивляемостью к резким колебаниям температуры и влажности.
Стойкость к бензину и высокая эрозионная сопротивляе мость позволяют успешно его применять для изготовления лопа ток ротационных бензонасосов авиадвигателей.
Благодаря хорошим фрикционным качествам, он может служить легким материалом для ведущих дисков двухскоро стных гидравлических передач.
В отдельных случаях из асботекстолита выделывают панели для монтажных электрощитков, а также некоторые детали тер моизоляции.
Следует отметить проявляющуюся в настоящее время за рубежом тенденцию к расширению применения пластиков с ас бестовым наполнителем, вытесняющим стеклянное волокно.
В Англии асботекстолит на основе фенольно-формальдегид ной смолы используется для изготовления деталей сбрасывае мых самолетных баков — оболочки, внутренних шпангоутов, вер тикального стабилизатора.
23