Файл: Бартль С. Атом в Арктике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ставили на подводной лодке к Северному полюсу й там развеяли его прах по ветру.

Его желание было исполнено. Тридцать человек при красном свете фонаря сгрудились вокруг урны на зеленой подставке. Они молча смотрели, как порывы ледяного

ветра

уносят в

серую

морозную даль прах чело­

века,

всю свою

жизнь

посвятившего исследованию по­

лярных областей.

Потом немного поодаль сложили изо льда пирамиду, укрепили над ней американский флаг и, спрятав в этом ледяном склепе футляр с запиской о необычном погре­ бальном обряде, укрылись от 32-градусного мороза в от­ носительно более теплой воде Северного Ледовитого океа­ на, температура которой никогда не бывает ниже двух градусов холода.

В последующие дни лодка еще пять раз пыталась в разных местах пробить лед, но ледяная кромка в «свет­ лячках» была слишком толстой и заставляла лодку от­ скакивать назад. Только шестая попытка увенчалась успехом.

Снова погрузившись под лед, американцы приблизи­ лись с севера к Новосибирским островам, до которых оставалось всего каких-нибудь сто миль. Там повернули на 90° вправо и вдруг обнаружили серьезное поврежде­ ние. Прокладка вала циркуляционного насоса на правом борту лодки ослабла, и внутрь начала поступать вода.

Устранять такую неисправность подо льдом — дело весьма рискованное. А над ними, как нарочно, лежал толстый лед. Ни намека на полынью. Вахтенные не спус­ кали глаз с сонара и телевизионного экрана. Напряже­ ние возрастало по мере того, как увеличивался водяной фонтан, бьющий из вала.

Все с облегчением вздохнули, когда подводная лодка, резко накренившись на правый бок, описала большую

85

дугу и дала задний ход. Так бывало всегда, когда прибо­ ры замечали наверху «светлячок».

Всплытие — на сей раз вынужденное — удалось. Но это еще не было равнозначно спасению. На ремонт тре­ бовалось не менее двенадцати часов.

Едва начались работы, как в каюте капитана зазвонил телефон.

— Сэр, прийдите, пожалуйста, на мостик,— послы­ шался голос вахтенного на башне.

Вид с мостика не предвещал ничего хорошего. Слева, за нагромождениями торосов, под напором морозного вет­ ра пришли в движение могучие льдины. Со страшной си­ лой они давили друг на друга, то вставая торчком, то снова медленно опускаясь. Это циклопическое сражение сопровождалось все усиливающимся грохотом, напоми­ нающим отдаленные раскаты грома.

Первые куски льда уже начали наползать на покатую спину подводной лодки. Льды скрежетали и стонали, как злые духи. Хмуря брови, Калверт размышлял о том, что это уже пятнадцатое всплытие «Скейта» в Северном Ле­ довитом океане и именно теперь, когда это больше всего нужно, они не могут легко и быстро погрузиться, потому что машинное отделение наполовину размонтировано.

Могучие ледяные гребни медленно, но неумолимо как рок приближались к лодке. Грохот, скрежет, гулкие уда­ ры достигали такой силы, что приходилось, чтобы быть услышанным, кричать на ухо стоящему рядом. Через тонкие стальные пластины корпуса, как через хороший резонатор, гул наседающих льдин проникал и внутрь, не­ стерпимо терзал слух и нервы людей, подгоняя их, и они, раздетые по пояс, работали как дьяволы. Арктика скали­ ла зубы.

Капитану не оставалось ничего иного, как идти на риск — временно соединить размонтированные приводы

86


и погрузиться с одной только действующей турбиной. Он уже собрался отдать приказ к погружению, но его за­ держала неожиданно воцарившаяся тишина. Движение льда, непрерывно продолжавшееся в течение получаса, внезапно и полностью приостановилось. Края льдин да­ же немного отступили.

Наконец удалось устранить неисправность. В следую­ щие дни «Скейт» еще несколько раз пересекал восточ­ ную половину Ледовитого океана и четырежды подни­ мался на поверхность. 27 марта он окончательно всплыл из-подо льда неподалеку от Земли короля Карла (архи­ пелаг Шпицберген) и взял курс на базу в Нью-Лондоне.

Подстерегающий перископ

Адмирал Рикоувер торжествовал: атомная подводная лодка справилась с трудным арктическим заданием и в зимних условиях! Хотя с большим риском, с поврежде­ ниями, но все-таки справилась.

У сенатора Андерсона появились дополнительные ар­ гументы для обоснования воинственного заявления: «Мы получили теперь в свое распоряжение новые области океана, используя которые можно начать войну. Наши подводные лодки могут там укрыться, находиться дли­ тельное времях оставаясь незамеченными, и посылать от­ туда свои управляемые снаряды...»

Американская программа строительства огромных воздушных кораблей с атомными двигателями была от­ менена, и сотни миллионов долларов были брошены на финансирование строительства атомных подводных лодок различных типов.

В английском языке существует особое выражение big business — крупное дело. Многие произносят эти слова

87

с набожным восторгом. Именно «большим бизнесом» примерно для 900 американских фирм и прежде всего для таких гигантских предприятий, как «Дженерэл Элек­ трик», «Дженерэл Дайнемикс», «Электрик БоутДивижн», «Веетингхаус», «Локхид» или «Нос Эмерикен Эвиейшн», стали подводные лодки.

Из доков наряду со средними подводными лодками, вооруженными торпедами, все чаще начали выходить в море подводные корабли, нашпигованные шестнадцатью баллистическими ракетами «Поларис», дистанция полета которых около 3000 километров.

Эти лодки, размещенные в Атлантическом, Индий­ ском, Тихом океанах и в Средиземном море, должны соз­ дать подвижную «атомную петлю» вокруг СССР и других социалистических стран, петлю, которую в любой момент можно было бы затянуть по приказу из Вашингтона. И концы этой петли соединяются в Арктике.

Если верить схеме, опубликованной в американском журнале «Тайм», атомные подводные ракетоносцы типа «Джордж Вашингтон» несут патрульную службу и в Со­ ветском секторе Арктики, вблизи Новой Земли и Коль­ ского полуострова. В августе 1961 года советское прави­ тельство вынуждено было заявить решительный протест в связи с проникновением в этом районе в советские тер­ риториальные воды иностранной подводной лодки. Позд­ нее в заграничной печати сообщалось, что в инциденте была замешана ракетоносная подводная лодка «Патрик Генри».

Пока нет сведений о том, что эти большие подводные корабли водоизмещением примерно 6000 тонн со своим опасным арсеналом и легко уязвимыми башенными руля­ ми осмеливались всплывать среди льдов. Очевидно, для них это слишком большой риск. Но меныние по разме­ рам подводные лодки США. вооруженные торпедами, во

88


время учебных плаваний довольно часто курсируют в глубинах Северного Ледовитого океана.

Зимой 1960 года атомная подводная лодка «Сарго» на­ ходилась под арктическим льдом 41 день и, всплывая, пробивала лед толщиной 122 сантиметра.

В том же году другая американская подводная лодка «Сидрэгон» прошла через так называемый Северо-Запад­ ный проход. Из Портсмута на восточном побережье США ее путь пролегал через относительно мелкие и большей частью покрытые льдом проливы Канадского Арктичес­ кого архипелага — Ланкастер, Барроу, Мелвилл, МакКлур, затем по морю Бофорта через Берингов пролив в Тихий океан и кончался в Пирл-Харборе на Гавайских островах. Это было особо важное плавание. Американские стратеги отлично понимают, что в случае нападения на Советский Союз ответный атомный удар выведет из строя Панамский канал — их главный путь из Атлантического океана в Тихий. В таком случае его должен будет заме­ нить Северо-Западный проход, несмотря на то что он ма­ лодоступен и для ледоколов. Атомная подводная лодка и тут вскрыла новые возможности. Во время своего плава­ ния «Сидрэгон» двадцать раз проходил под айсбергами, погруженными в воду на десятки и сотни метров.

Летом 1962 года президент США Дж. Ф. Кеннеди сразу после открытия очередной пресс-конференции тор­ жественно заявил: «Господа, две наши подводные лодки осуществили историческую встречу под полярным льдом и всплыли в небольшой полынье на Северном полюсе».

Речь шла о рандеву подводной лодки «Скейт», проник­ шей в Арктический бассейн из Атлантики, и подводной лодки «Сидрэгон», которая приплыла из Тихого океана. Тот факт, что информировать об этом американскую и мировую общественность взялся сам президент, только подчеркивает, какое значение придавало правительство

89


США этому оружию, позволяющему держать под ударом почти весь мир.

Но только... У всего есть свое «только»...

Названные и неназванные

— Вижу ПОЛЫНЬЮ .

Донесение наблюдателя у перископа подтверждается при беглом взгляде на экран телевизора. Командир при­ казывает занять положение для всплытия, остановить машины и начать подъем.

Стрелка глубиномера медленно ползет от цифры к цифре: 60, 40, 30, 20 метров...

Внезапно в помещении центрального поста раздаются тревожные голоса:

С правого борта надвигается льдина!

Над лодкой большая льдина!

Приостановить всплытие! — резко приказывает

командир.

Кажется, столкновение со льдиной неотвратимо. Но мощные механизмы в последнюю секунду прекращают движение лодки вверх, и она опять погружается на глу­ бину.

Плавание на север продолжается. Только после много­ часовых поисков наверху обнаружили достаточно боль­ шое свободное ото льда пространство.

Затем удачное всплытие, проверка исправности курсоуказателей, отправка в штаб радиограмм о выполнении первой части задания...

Нечто подобное нам уже знакомо по предыдущим страницам. Но на этот раз члены экипажа подводной лод­ ки говорят не по-английски, а по-русски. Лодка называ­ ется «Ленинский Комсомол». Ее командир — Лев Жиль­ цов, капитан 2-го ранга...

Подводная лодка снова уходит под лед н на глубине 80 метров берет курс прямо на Северный полюс, до кото­ рого остается еще 360 миль. Учебная боевая задача: пре­ градить путь «противнику», который через полюс пыта­ ется проникнуть в Баренцево море.

Со скоростью 60 километров в час несется «Ленин­ ский Комсомол» под сплошным темным балдахином из мощного льда.

87- я параллель...

88- я параллель...

Во время движения под водой принято и послано не­ сколько радиограмм.

Дежурный офицер записывает в судовой журнал: «Пересекли 89-ю параллель. Над лодкой сверху тяжелый лед с подсевами толщиной 12—15 метров. Температура забортной воды —2°, глубина океана 4000 метров. До полюса 60 миль».

Рано утром из репродукторов во всех отсеках слышен голос капитана:

Через десять минут будем проходить Северный

полюс.

Апотом в напряженной тишине звучит:

Товарищи, наша лодка на Северном полюсе!

В эту минуту тишину взрывает громовое «ура!». Первая неамериканская подводная лодка достигла се­

верной оконечности планеты.

Точная дата этого события не была опубликована. Су­ дя по материалам советской печати, это случилось в 1961 или в 1962 году. Летом 1962 года экипаж «Ленинского Комсомола» за плавание к Северному полюсу был на­ гражден орденами и медалями.

То, что подводные лодки достигли Северного полю­ са,— замечательное достижение. Но в конце концов не более замечательное, чем плавание в других отдаленных

91


районах Центральной Арктики, независимо от того, су­ дим ли мы об этом с научной, технической или военной точки зрения. Полюс — это лишь то овеянное романти­ кой место, где у твоих ног сбегаются все меридианы, ме­ сто, вокруг которого «все вертится», где существует толь­ ко одна сторона света и каждый год бывает только один день и одна ночь, место, достижение которого является вопросом национального престижа, спортивного честолю­ бия или естественного человеческого стремления завоевы­ вать вершины. В остальном его значение мало чем отли­ чается от значения других областей Северного Ледовито­ го океана.

Вот почему стоит обратить внимание на утверждение газеты «Известия» от 27 января 1963 года о том, что «честь первооткрывателей подводных путей под суровы­ ми льдами Северного полярного бассейна принадлежит советским морякам» и что советские «атомные подводные лодки значительно раньше, чем американские, побывали в высоких широтах Арктического бассейна».

До того как направиться к полюсу, «Ленинский Ком­ сомол» проделал ряд учебных плаваний в замерзшем проливе между Землей Франца-Иосифа и островом Виктория, а также в других частях Северного Ледови­ того океана.

Затем у полюса был выполнен ряд фигур «высшего пилотажа», если .можно воспользоваться здесь этим авиа­ ционным термином. Длительное время подводная лодка курсировала по другую сторону Северного полюса. То опускалась на сотни метров в черно-зеленые глубины океана, то поднималась к самому «потолку». Порой на предельной скорости бросалась в направлении подозри­ тельных шумов, обнаруженных гидроакустическими при­ борами, порой замирала на месте, удерживаемая автома­ тами в определенном положении,

92

Командир одной из советских под­ водных лодок, достигших полюса, капитан 2-го ранга Юрнй Сысоев.

«Скейт» у дрейфующей станции «Альфа»,

Вентиляционные шахты, которые в случае надоб­ ности могут служить запасными выходами, и не­ сколько красных флажков — вот все, что виднеет­ ся на поверхности ледника над «Лагерем Столе­ тия».

На обратном пути «Ленинский Комсомол» ё о второй раз прошел подо льдом Северный полюс и всплыл в не­ большой полынье в непосредственной близости от него. Офицеры и команда высыпали на лед, подняли на высо­ ком нагромождении торосов красный флаг и от радости, что они снова на свежем воздухе да к тому же еще на Северном полюсе, как мальчишки, стали кидать друг в друга снежками.

Не знаю, как кто, а я хотел бы когда-нибудь так по­ играть в снежки. И мне хотелось бы верить, что на Се­ верном полюсе никогда не будут сражаться ни чем, кро­ ме снежков.

Вскоре после этого достигла полюса и бравурно всплыла другая атомная подводная лодка Северно­ го флота СССР, которой командовал капитан 2-го ранга Юрий Сысоев.

Еще одна неназванная подводная лодка несколько раз всплывала в отдаленных районах Северного Ледови­ того океана полярной ночью, и ее экипаж установил на льдинах ряд «климатических роботов» — автоматических метеорологических станций.

В 1966 году, в холодную и туманную февральскую ночь, группа советских атомных лодок отправилась в кругосветное подводное путешествие. По словам коман­ дира группы контр-адмирала А. Сорокина, это плавание не было рассчитано ни на сенсацию, ни на установление рекордов. Это было обычное плавание, одно из тех, кото­ рые предусматриваются программой боевой подготовки подводников. Во время его решались определенные прак­ тические задачи. Кроме прочего, нужно было испытать в разных климатических условиях боевую технику, а так­ же исследовать Мировой океан — его течения, состав во­

ды и т. д.

Первое кругосветное плавание под водой совершила

95