ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ставили на подводной лодке к Северному полюсу й там развеяли его прах по ветру.
Его желание было исполнено. Тридцать человек при красном свете фонаря сгрудились вокруг урны на зеленой подставке. Они молча смотрели, как порывы ледяного
ветра |
уносят в |
серую |
морозную даль прах чело |
века, |
всю свою |
жизнь |
посвятившего исследованию по |
лярных областей.
Потом немного поодаль сложили изо льда пирамиду, укрепили над ней американский флаг и, спрятав в этом ледяном склепе футляр с запиской о необычном погре бальном обряде, укрылись от 32-градусного мороза в от носительно более теплой воде Северного Ледовитого океа на, температура которой никогда не бывает ниже двух градусов холода.
В последующие дни лодка еще пять раз пыталась в разных местах пробить лед, но ледяная кромка в «свет лячках» была слишком толстой и заставляла лодку от скакивать назад. Только шестая попытка увенчалась успехом.
Снова погрузившись под лед, американцы приблизи лись с севера к Новосибирским островам, до которых оставалось всего каких-нибудь сто миль. Там повернули на 90° вправо и вдруг обнаружили серьезное поврежде ние. Прокладка вала циркуляционного насоса на правом борту лодки ослабла, и внутрь начала поступать вода.
Устранять такую неисправность подо льдом — дело весьма рискованное. А над ними, как нарочно, лежал толстый лед. Ни намека на полынью. Вахтенные не спус кали глаз с сонара и телевизионного экрана. Напряже ние возрастало по мере того, как увеличивался водяной фонтан, бьющий из вала.
Все с облегчением вздохнули, когда подводная лодка, резко накренившись на правый бок, описала большую
85
дугу и дала задний ход. Так бывало всегда, когда прибо ры замечали наверху «светлячок».
Всплытие — на сей раз вынужденное — удалось. Но это еще не было равнозначно спасению. На ремонт тре бовалось не менее двенадцати часов.
Едва начались работы, как в каюте капитана зазвонил телефон.
— Сэр, прийдите, пожалуйста, на мостик,— послы шался голос вахтенного на башне.
Вид с мостика не предвещал ничего хорошего. Слева, за нагромождениями торосов, под напором морозного вет ра пришли в движение могучие льдины. Со страшной си лой они давили друг на друга, то вставая торчком, то снова медленно опускаясь. Это циклопическое сражение сопровождалось все усиливающимся грохотом, напоми нающим отдаленные раскаты грома.
Первые куски льда уже начали наползать на покатую спину подводной лодки. Льды скрежетали и стонали, как злые духи. Хмуря брови, Калверт размышлял о том, что это уже пятнадцатое всплытие «Скейта» в Северном Ле довитом океане и именно теперь, когда это больше всего нужно, они не могут легко и быстро погрузиться, потому что машинное отделение наполовину размонтировано.
Могучие ледяные гребни медленно, но неумолимо как рок приближались к лодке. Грохот, скрежет, гулкие уда ры достигали такой силы, что приходилось, чтобы быть услышанным, кричать на ухо стоящему рядом. Через тонкие стальные пластины корпуса, как через хороший резонатор, гул наседающих льдин проникал и внутрь, не стерпимо терзал слух и нервы людей, подгоняя их, и они, раздетые по пояс, работали как дьяволы. Арктика скали ла зубы.
Капитану не оставалось ничего иного, как идти на риск — временно соединить размонтированные приводы
86
и погрузиться с одной только действующей турбиной. Он уже собрался отдать приказ к погружению, но его за держала неожиданно воцарившаяся тишина. Движение льда, непрерывно продолжавшееся в течение получаса, внезапно и полностью приостановилось. Края льдин да же немного отступили.
Наконец удалось устранить неисправность. В следую щие дни «Скейт» еще несколько раз пересекал восточ ную половину Ледовитого океана и четырежды подни мался на поверхность. 27 марта он окончательно всплыл из-подо льда неподалеку от Земли короля Карла (архи пелаг Шпицберген) и взял курс на базу в Нью-Лондоне.
Подстерегающий перископ
Адмирал Рикоувер торжествовал: атомная подводная лодка справилась с трудным арктическим заданием и в зимних условиях! Хотя с большим риском, с поврежде ниями, но все-таки справилась.
У сенатора Андерсона появились дополнительные ар гументы для обоснования воинственного заявления: «Мы получили теперь в свое распоряжение новые области океана, используя которые можно начать войну. Наши подводные лодки могут там укрыться, находиться дли тельное времях оставаясь незамеченными, и посылать от туда свои управляемые снаряды...»
Американская программа строительства огромных воздушных кораблей с атомными двигателями была от менена, и сотни миллионов долларов были брошены на финансирование строительства атомных подводных лодок различных типов.
В английском языке существует особое выражение big business — крупное дело. Многие произносят эти слова
87
с набожным восторгом. Именно «большим бизнесом» примерно для 900 американских фирм и прежде всего для таких гигантских предприятий, как «Дженерэл Элек трик», «Дженерэл Дайнемикс», «Электрик БоутДивижн», «Веетингхаус», «Локхид» или «Нос Эмерикен Эвиейшн», стали подводные лодки.
Из доков наряду со средними подводными лодками, вооруженными торпедами, все чаще начали выходить в море подводные корабли, нашпигованные шестнадцатью баллистическими ракетами «Поларис», дистанция полета которых около 3000 километров.
Эти лодки, размещенные в Атлантическом, Индий ском, Тихом океанах и в Средиземном море, должны соз дать подвижную «атомную петлю» вокруг СССР и других социалистических стран, петлю, которую в любой момент можно было бы затянуть по приказу из Вашингтона. И концы этой петли соединяются в Арктике.
Если верить схеме, опубликованной в американском журнале «Тайм», атомные подводные ракетоносцы типа «Джордж Вашингтон» несут патрульную службу и в Со ветском секторе Арктики, вблизи Новой Земли и Коль ского полуострова. В августе 1961 года советское прави тельство вынуждено было заявить решительный протест в связи с проникновением в этом районе в советские тер риториальные воды иностранной подводной лодки. Позд нее в заграничной печати сообщалось, что в инциденте была замешана ракетоносная подводная лодка «Патрик Генри».
Пока нет сведений о том, что эти большие подводные корабли водоизмещением примерно 6000 тонн со своим опасным арсеналом и легко уязвимыми башенными руля ми осмеливались всплывать среди льдов. Очевидно, для них это слишком большой риск. Но меныние по разме рам подводные лодки США. вооруженные торпедами, во
88
время учебных плаваний довольно часто курсируют в глубинах Северного Ледовитого океана.
Зимой 1960 года атомная подводная лодка «Сарго» на ходилась под арктическим льдом 41 день и, всплывая, пробивала лед толщиной 122 сантиметра.
В том же году другая американская подводная лодка «Сидрэгон» прошла через так называемый Северо-Запад ный проход. Из Портсмута на восточном побережье США ее путь пролегал через относительно мелкие и большей частью покрытые льдом проливы Канадского Арктичес кого архипелага — Ланкастер, Барроу, Мелвилл, МакКлур, затем по морю Бофорта через Берингов пролив в Тихий океан и кончался в Пирл-Харборе на Гавайских островах. Это было особо важное плавание. Американские стратеги отлично понимают, что в случае нападения на Советский Союз ответный атомный удар выведет из строя Панамский канал — их главный путь из Атлантического океана в Тихий. В таком случае его должен будет заме нить Северо-Западный проход, несмотря на то что он ма лодоступен и для ледоколов. Атомная подводная лодка и тут вскрыла новые возможности. Во время своего плава ния «Сидрэгон» двадцать раз проходил под айсбергами, погруженными в воду на десятки и сотни метров.
Летом 1962 года президент США Дж. Ф. Кеннеди сразу после открытия очередной пресс-конференции тор жественно заявил: «Господа, две наши подводные лодки осуществили историческую встречу под полярным льдом и всплыли в небольшой полынье на Северном полюсе».
Речь шла о рандеву подводной лодки «Скейт», проник шей в Арктический бассейн из Атлантики, и подводной лодки «Сидрэгон», которая приплыла из Тихого океана. Тот факт, что информировать об этом американскую и мировую общественность взялся сам президент, только подчеркивает, какое значение придавало правительство
89
США этому оружию, позволяющему держать под ударом почти весь мир.
Но только... У всего есть свое «только»...
Названные и неназванные
— Вижу ПОЛЫНЬЮ .
Донесение наблюдателя у перископа подтверждается при беглом взгляде на экран телевизора. Командир при казывает занять положение для всплытия, остановить машины и начать подъем.
Стрелка глубиномера медленно ползет от цифры к цифре: 60, 40, 30, 20 метров...
Внезапно в помещении центрального поста раздаются тревожные голоса:
—С правого борта надвигается льдина!
—Над лодкой большая льдина!
—Приостановить всплытие! — резко приказывает
командир.
Кажется, столкновение со льдиной неотвратимо. Но мощные механизмы в последнюю секунду прекращают движение лодки вверх, и она опять погружается на глу бину.
Плавание на север продолжается. Только после много часовых поисков наверху обнаружили достаточно боль шое свободное ото льда пространство.
Затем удачное всплытие, проверка исправности курсоуказателей, отправка в штаб радиограмм о выполнении первой части задания...
Нечто подобное нам уже знакомо по предыдущим страницам. Но на этот раз члены экипажа подводной лод ки говорят не по-английски, а по-русски. Лодка называ ется «Ленинский Комсомол». Ее командир — Лев Жиль цов, капитан 2-го ранга...
Подводная лодка снова уходит под лед н на глубине 80 метров берет курс прямо на Северный полюс, до кото рого остается еще 360 миль. Учебная боевая задача: пре градить путь «противнику», который через полюс пыта ется проникнуть в Баренцево море.
Со скоростью 60 километров в час несется «Ленин ский Комсомол» под сплошным темным балдахином из мощного льда.
87- я параллель...
88- я параллель...
Во время движения под водой принято и послано не сколько радиограмм.
Дежурный офицер записывает в судовой журнал: «Пересекли 89-ю параллель. Над лодкой сверху тяжелый лед с подсевами толщиной 12—15 метров. Температура забортной воды —2°, глубина океана 4000 метров. До полюса 60 миль».
Рано утром из репродукторов во всех отсеках слышен голос капитана:
—Через десять минут будем проходить Северный
полюс.
Апотом в напряженной тишине звучит:
—Товарищи, наша лодка на Северном полюсе!
В эту минуту тишину взрывает громовое «ура!». Первая неамериканская подводная лодка достигла се
верной оконечности планеты.
Точная дата этого события не была опубликована. Су дя по материалам советской печати, это случилось в 1961 или в 1962 году. Летом 1962 года экипаж «Ленинского Комсомола» за плавание к Северному полюсу был на гражден орденами и медалями.
То, что подводные лодки достигли Северного полю са,— замечательное достижение. Но в конце концов не более замечательное, чем плавание в других отдаленных
91
районах Центральной Арктики, независимо от того, су дим ли мы об этом с научной, технической или военной точки зрения. Полюс — это лишь то овеянное романти кой место, где у твоих ног сбегаются все меридианы, ме сто, вокруг которого «все вертится», где существует толь ко одна сторона света и каждый год бывает только один день и одна ночь, место, достижение которого является вопросом национального престижа, спортивного честолю бия или естественного человеческого стремления завоевы вать вершины. В остальном его значение мало чем отли чается от значения других областей Северного Ледовито го океана.
Вот почему стоит обратить внимание на утверждение газеты «Известия» от 27 января 1963 года о том, что «честь первооткрывателей подводных путей под суровы ми льдами Северного полярного бассейна принадлежит советским морякам» и что советские «атомные подводные лодки значительно раньше, чем американские, побывали в высоких широтах Арктического бассейна».
До того как направиться к полюсу, «Ленинский Ком сомол» проделал ряд учебных плаваний в замерзшем проливе между Землей Франца-Иосифа и островом Виктория, а также в других частях Северного Ледови того океана.
Затем у полюса был выполнен ряд фигур «высшего пилотажа», если .можно воспользоваться здесь этим авиа ционным термином. Длительное время подводная лодка курсировала по другую сторону Северного полюса. То опускалась на сотни метров в черно-зеленые глубины океана, то поднималась к самому «потолку». Порой на предельной скорости бросалась в направлении подозри тельных шумов, обнаруженных гидроакустическими при борами, порой замирала на месте, удерживаемая автома тами в определенном положении,
92
Командир одной из советских под водных лодок, достигших полюса, капитан 2-го ранга Юрнй Сысоев.
«Скейт» у дрейфующей станции «Альфа»,
Вентиляционные шахты, которые в случае надоб ности могут служить запасными выходами, и не сколько красных флажков — вот все, что виднеет ся на поверхности ледника над «Лагерем Столе тия».
На обратном пути «Ленинский Комсомол» ё о второй раз прошел подо льдом Северный полюс и всплыл в не большой полынье в непосредственной близости от него. Офицеры и команда высыпали на лед, подняли на высо ком нагромождении торосов красный флаг и от радости, что они снова на свежем воздухе да к тому же еще на Северном полюсе, как мальчишки, стали кидать друг в друга снежками.
Не знаю, как кто, а я хотел бы когда-нибудь так по играть в снежки. И мне хотелось бы верить, что на Се верном полюсе никогда не будут сражаться ни чем, кро ме снежков.
Вскоре после этого достигла полюса и бравурно всплыла другая атомная подводная лодка Северно го флота СССР, которой командовал капитан 2-го ранга Юрий Сысоев.
Еще одна неназванная подводная лодка несколько раз всплывала в отдаленных районах Северного Ледови того океана полярной ночью, и ее экипаж установил на льдинах ряд «климатических роботов» — автоматических метеорологических станций.
В 1966 году, в холодную и туманную февральскую ночь, группа советских атомных лодок отправилась в кругосветное подводное путешествие. По словам коман дира группы контр-адмирала А. Сорокина, это плавание не было рассчитано ни на сенсацию, ни на установление рекордов. Это было обычное плавание, одно из тех, кото рые предусматриваются программой боевой подготовки подводников. Во время его решались определенные прак тические задачи. Кроме прочего, нужно было испытать в разных климатических условиях боевую технику, а так же исследовать Мировой океан — его течения, состав во
ды и т. д.
Первое кругосветное плавание под водой совершила
95