Файл: Бартль С. Атом в Арктике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Атомная подводная лодка «Ленин­ ский Комсомол» в арктических льдах.

Члены экипажа нена­ званной подводной лод­ ки в пургу устанавли­ вают на Северном по­ люсе государственный флаг СССР.

американская ЯоДка «Трйтой» Я 1960 году. Одйайо йа этот раз речь шла о деле гораздо более значительном и трудном. Советские подводные лодки впервые в течение одного плавания оперировали в областях Северного и Южного полярного круга, осуществляя сложные комби­ нированные маневры. Когда они огибали южную оконеч­ ность Америки, в проливе Дрейка их встретили могучие льдины и айсберги Антарктики. Причем, в отличие от американских, советские подводники не могли надеяться на помощь береговых баз или надводных кораблей. Они целиком были предоставлены самим себе.

В канун XXIII съезда КПСС, пройдя 25 тысяч мор­ ских миль, советские моряки вернулись на родную базу. Поход их явился новым свидетельством высокого уровня советского подводного флота. Свидетельством тем более ценным, что корабли и экипажи специально для столь ответственного задания не подготавливались.

Сравнение станет возможным только в будущем. Но одно несомненно уже и сейчас: те «мудрые головы», о которых столь похвально отозвался адмирал Рикоувер во время посещения атомохода «Ленин», создали для обороны своей страны корабли, отвечающие последнему слову современной техники.

Министр

обороны СССР маршал Малиновский еще

в 1961 году

смог заявить: «...в качестве основы нашего

подводного флота мы рассматриваем атомные подводные лодки, вооруженные мощным ракетно-ядерным оружием. Замечу при этом, что наши ракетные подводные лодки научились хорошо ходить подо льдом Арктики и точно занимать позиции для пуска ракет, что очень важно для надежного поражения объектов на суше и на воде».

И это лучшая защита от возможного подводного напа­ дения на социалистические страны с севера, из Арктики. Ибо, как признают американские эксперты, самое дейст-7

7 С. Бартль

97

веяное оружие против атомных подводных лодок, пла­ вающих подо льдом,— атомные подводные лодки. Совет­ ские моряки овладели этим оружием в совершенстве.

Проект профессора Покровского

До сих пор подводные корабли с ядерным двигателем служили только для военных целей. Но в будущем...

Уже в 1955 году известный советский ученый профес­ сор, доктор технических наук генерал-майор в отставке и художник Г. И. Покровский поместил в журнале «Зна­ ние — сила» обширный проект. Он доказывал выгодность доставки грузов и пассажиров через моря Арктики с по­ мощью больших атомных подводных лодок. Накоплен­ ный с тех нор опыт полностью подтверждает правиль­ ность его взглядов и предположений.

Прежде всего такая подводная лодка может направ­ ляться к своей цели прямо, кратчайшим путем, невзирая на льды и время года. Современные надводные грузо­ пассажирские суда не могут позволить себе этого даже в сопровождении самых мощных ледоколов. В результате протяженность морских линий сократится на сотни миль и будет сэкономлено много времени. Расстояние между северными областями Европы, Азии и Америки значи­ тельно уменьшится. И, например, путь с Гавайских ост­ ровов в Лондон, который, если плыть через Панамский канал, составляет 9500 миль, станет на 3000 миль короче.

Под водой корабль может продвигаться очень быстро и равномерно: его не задерживают там ни льды, ни вол­ ны, ни шквальные ветры, ни метели, ни бури, ни иные неблагоприятные естественные условия. Уже на глубине нескольких метров царит полное спокойствие, никакой

98


качки. Подводное плавание легко переносят даже люди, страдающие морской болезнью.

При низких температурах надводные корабли подвер­ гаются обледенению и в свободном ото льда море. Ледя­ ная корка портит оснастку и корпус судна, приводит в негодность чувствительные приборы, заставляет произ­ водить многократные чистки и различные ремонтные ра­ боты. У подводного корабля все подобные неприятности отпадают, а зимой вдобавок еще экономится много энер­ гии, идущей на отопление, поскольку внешняя темпера­ тура никогда не опускается ниже 2° холода.

Тем не менее на первый взгляд существует одно серь­ езное препятствие — подводная лодка не сможет пристать к берегу, так как порты на севере зимой замерзают. Но

иэто затруднение можно устранить: в местах, где море долгое время или постоянно покрыто льдом, достаточно будет построить особые пристани. Подводная лодка вой­ дет под водой в большой крытый бассейн, где постоянно поддерживается температура не ниже точки замерзания

ипотому на поверхности нет ледяной корки. Здесь мож­ но будет спокойно производить погрузку и выгрузку любых видов материалов, пополнять запасы провианта, кислорода и вообще всего необходимого.

Впрочем, следует помнить, что не только военные, но

игражданские подводные лодки должны иметь возмож­ ность свободно всплывать. Помимо распространенного сейчас способа всплытия, профессор Покровский пред­ лагает в случае надобности взрывать лед торпедами. Или пробивать его особым цилиндрическим буром большого диаметра. В ¡образовавшееся отверстие можно было бы выдвинуть специальную трубу с лестницей или даже лифтом. На случай аварии подводную лодку следовало бы снабдить герметически закрывающимся поплавком, в ко­ тором экипаж может выбраться на поверхность.


И все же возникает вопрос, стоит ли вообще налажи­ вать работу морского транспорта в Арктике, если там все более широкое применение получает авиационный транс­ порт. На самом деле ни ледоколы, ни подводные лодки не будут подменять авиацию. Воздушные перевозки об­ ходятся дороже. Кроме того, и сейчас еще по воздуху нельзя перевозить слишком тяжелые и громоздкие грузы. Самолеты скорее годны для доставки пассажиров. И за­ тем подводный транспорт, в отличие от воздушного, не зависит от погоды. А эта особенность очень важна в ус­ ловиях Арктики. На расписание плавания атомных под­ водных лодок можно будет вполне положиться.

Подводные суда с атомньгм двигателем помогут раз­ решить в Арктике еще одну очень важную народнохозяй­ ственную проблему. Полярные моря богаты рыбой. Обыч­ ное рыболовное судно не может вести лов в районах, по­ крытых льдом, зато атомные подводные лодки можно превратить в настоящие рыболовные автоматы. Отправ­ ляясь в плавание, она потащит за собой на изолирован­ ном тросе металлический электрод, соединенный с отри­ цательным полюсом источника питания. Корпус лодки будет заряжен положительно. Таким образом, между лодкой и электродом возникнет электрическое поле.

Рыба, оказавшаяся в нем, будет устремляться к поло­ жительному полюсу, то есть к лодке, так как именно в этом направлении перемещается содержащийся в воде кислород, необходимый для ее дыхания. Через широкие отверстия насосы начнут всасывать воду вместе с рыбой внутрь лодки, а через другие отверстия выпускать воду, но уже без рыбы: она останется в сетях особого отсека,

итранспортеры доставят ее в трюм.

Спомощью гидроакустических приборов подводное судно сможет легко обнаруживать большие косяки рыб на значительном расстоянии. Ценные данные дали плава­

100

ния советской экспериментальной подводной лодкп «Се­ верянка», снабженной дизель-аккумуляторным двигате­ лем. В 1959—1964 годах она предприняла восемь походов в Северную Атлантику, в Норвежское п Баренцево моря.

«Можно полагать,— писал профессор Покровский в своей статье,— что мощные атомные подводные и под­ ледные корабли будущего — это блестящая перспектива развития морского транспорта в Арктпке».

Подводные лодки завтрашнего дня

В последние годы в различных странах уже разрабатываются совершенно конкретные проекты и чер­ тежи больших транспортных, подводных лодок с атом­ ным двигателем. Оказывается, и по свободным ото льда морям некоторые виды грузов на подводных судах перевозить выгоднее, чем на надводных. Речь идет глав­ ным образом о грузах сыпучих (руда, зерно) и жидких (нефть), для загрузки которых не нужны большие люкн. Подводным лодкам не препятствуют ни ветер, ни волны,

и

для того, чтобы достигнуть скорости около 40 узлов,

им

достаточно иметь двигатели, мощность которых со­

ставляет лишь половину мощности двигателей надводных судов соответствующего водоизмещения.

В 1958 году фирма «Электрик Боут Дивижн» создала за 25 тысяч долларов эскиз транспортной подводной лод­ ки с ядерным двигателем для морского министерства Со­ единенных Штатов. Длина ее 150 метров, водоизмещение 20 тысяч тони, скорость 35—40 узлов. Корпус, в отличие от большинства подводных лодок, приплюснутый, сильно раздавшийся в ширину, благодаря чему ее предполагае­ мая осадка всего 10 метров.

Британские фирмы «Митчел Энджинеринг» и «Сан­

101


дере Роу» в 1959 году передали канадскому правительст­ ву проект атомной подводной лодки «Моби Дик», пред­ назначенной для плавания в полярных морях. Она долж­ на осуществлять регулярные транспортные рейсы подо льдом Гудзонова пролива, у берегов которого находятся значительные залежи руд. Длина лодки 185 метров, гру­ зоподъемность 28 тысяч тонн, скорость на глубине 90 метров 25 узлов.

Ряд проектов разработали японские фирмы, в первую очередь «Мицубиси». Подводный танкер этой фирмы должен иметь грузоподъемность 30 тысяч тонн, длину 180 метров, ширину 24 метра и скорость 22 узла. Другой проект предусматривает создание подводного колосса длиной 244 метра. Он сможет перевозить столько же нефти, сколько большие надводные танкеры, но при этом будет обладать более высокой скоростью — до 40 узлов. .

После того как люди сделают мир более разумным и безопасным, настанет пора, когда подводные суда с мир­ ным грузом, с учеными, а то и с туристами на борту нач­ нут бороздить глубины Северного Ледовитого океана, вместо подводных лодок, набитых до отказа ракетами и ядерными зарядами. Это будет новый и многообещающий этап покорения Арктики.

Ч А С Т Ь Ш

2 октября 1960 года был введен в эксплуа­ тацию атомный реактор научно - исследователь­ ской станции в толще гренландского ледни­ ка...

Из газет.

ПОСЕЛЕНИЯ НА КРАЮ СВЕТА

3.

Большой злой лед

За угрюмыми прибрежными горами Гренландии воз­ вышается огромный ледник. Гигантским белым щитом покрывает он почти четыре пятых этого самого большого острова нашей планеты. До недавних пор эскимосы со священным трепетом говорили о сермерссуаке, «большом льде», на котором живут злые духи и куда людям доступ

заказан.

Однако ученые, захотевшие изучить этот холодильник северного полушария, не испугались. В 1888 году Фрить­ оф Нансен со своими спутниками впервые пересек на

103

Яыжах 1-ренлайдский ледяной щйт, пройдя в южной части острова от восточного побережья к западному.

В 1930 году немецкая экспедиция доктора Альфреда Вегенера основала посреди ледника, на 71-й параллели, в 400 км от побережья, научную станцию «Айсмитте». Если, разумеется, можно назвать станцией пещеру, вы­ рытую в фирне, отвердевшем слое снега на поверхности ледника.

В течение полярного лета и осени члены экспедиции доставляли туда на собаках запасы материалов и прови­ зии. Аэросани оказались непригодными для этой цели. Возвращаясь из последней поездки, уже в сильный мороз, Вегенер и его проводник гренландец Расмус погибли.

Несмотря на все усилия и жертвы, на «Айсмитте» уда­ лось доставить лишь часть необходимых запасов. Прежде всего не хватало горючего. Три человека, зимовавшие на станции,— доктор Георгп, доктор Лёве и доктор Зорге — вынуждены были обходиться литром с четвертью кероси­ на на день. Морозы доходили до 60е. Да и внутри их ледя­ ной берлоги температура практически никогда не подни­ малась выше нуля. Лёве обморозил ноги. Пришлось с по­ мощью клещей, ножниц и перочинного ножа один за дру­ гим ампутировать несколько пальцев. При этом не было не только средств для наркоза, но и простого порошка, успокаивающего боль...

Так три с половиной десятка лет назад началось науч­ ное, главным образом метеорологическое обследование ледяного сердца Гренландии.

Когда позднее, в 1957—1960 годах, там работала меж­ дународная гляциологическая экспедиция, ее участники оборудовали для себя значительно более комфортабель­ ную станцию. Она была спрятана под поверхностью лед­ ника и получила название «Ярл-Джозет» — в честь двух полярников, которые за несколько лет до этого погибли

104


в Гренландии, провалившись в ледниковую расщелину. Куполообразное строение из легких панелей (их изготови­ ли из стеклопластика с хорошей теплоизоляцией) назы­ валось иглу, так как по форме напоминало эскимосскую хижину из снега. Но внутри его можно было вполне снос­ но жить и работать.

Тем не менее оставалось одно немалое затруднение, из-за которого в первую очередь и нельзя было сделать станцию постоянно действующей. Доставка горючего (нефти) в Гренландию и транспортировка его трактора­ ми-тягачами через ледник были делом чрезвычайно доро­ гим и трудоемким.

Однако существует некто, кому необходимо, чтобы, не­ смотря на все трудности, во внутренних районах Север­ ной Гренландии на протяжении многих лет функциони­ ровала научно-исследовательская и наблюдательная стан­ ция. Этот «некто» — военно-воздушный флот США. Его база в Туле, на северо-западном побережье Гренландии, которую обслуживают 7000 человек, нуждается в надеж­ ных прогнозах погоды: ведь с нее ежедневно отправляют­ ся в дальние полеты над Арктикой стратегические бом­ бардировщики с опасным грузом атомных бомб.

Разумеется, помимо выполнения задач метеорологиче­ ской службы на гренландском леднике, можно внести яс­ ность еще во множество других вопросов, интересующих науку. Военную и гражданскую.

Но как наладить систематическую и надежную достав­ ку горючего для столь отдаленной станции, для станции, находящейся на краю света, где морозы достигают 60°, свирепствуют снежные бури и лед трескается под нога­

ми?..

И тут на помощь приходит атомная энергия.

Вместо бесконечных тысяч барелей нефти, которые еще нужно с огромными трудностями тащить на трактор­

105

ных санях через ледник, достаточно одного килограмма урана на целый год. Такой груз не слишком обременит даже самый маленький самолет.

Но удастся ли построить в таких условиях атомную станцию?

Кэмп Сенчури — таинственное поселение в толще ледника

Несколько лет продолжались исследования и испыта­ ния в лагере Туто на краю ледника, примерно в 80 кило­ метрах от Туле.

А затем в 1959 году колонны тяжелых гусеничных тракторов с доверху нагруженными санями двинулись от побережья в глубь острова по неуклонно поднимающейся поверхности материкового льда.

В заранее выбранном месте — в 160 километрах к во­ стоку от Туто, в ИЗО километрах за полярным кругом и на высоте 2000 метров над уровнем моря — первона­ чально вырос временный лагерь. Потом в ледник вгрыз­ лись три швейцарских снежных плуга, три ротационные фрезы фирмы «Питер Сноу Миллер». Высоко в воздух

дугообразными гейзерами взлетал

размолотый

в пыль

твердый снег. Плуги проложили

«главную улицу» — ка­

наву, которая книзу постепенно

расширялась,

достигая

у самого дна, на семиметровой глубине, ширины 5,5 мет­

ра. В обе стороны от этой улицы длиной 300

метров отхо­

дило 20 баковых канав. В них опустили 40

сборных до­

мов — жилые бараки, лаборатории,

мастерские,

кухню,

столовую, радиостанцию, душевую, амбулаторию.

Уста­

навливали их на деревянных балках

не менее

чем в

1,2 метра от ближайшей ледяной стены, чтобы избежать таяния льда. Сверху коридоры закрыли стальными фер-