ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
Гребные винты — ахиллесова пята ледоколов. Один из «Капитанов» потерял за навигацию три из четырех
своих винтов и с |
трудом добрался до гавани. |
«Ленин |
град» — новейший |
советский ледокол — тоже |
лишился |
обоих боковых винтов. «Ленин» — высшая инстанция на Северном морском пути, к которой обращаются, когда нужно решить самые сложные задачи и преодолеть наи
большие трудности — не |
может позволить |
себе такую |
«роскошь». |
|
|
Шестнадцать часов |
(не считая кратких |
передышек) |
два водолаза одновременно работают под водой. Шестна дцать часов изматывающей возни со сварочным аппара том потребовалось для того, чтобы укрепить винт. Разу меется, его нужно будет беречь, и работать придется пре
имущественно |
двумя другими. |
|
ры, |
У ручных насосов, нагнетающих воздух в скафанд |
|
чередуется смена за сменой, пот льется с ре |
||
бят |
ручьями. |
А все, кто свободен, спускаются на лед. |
Фотографируют друг друга и окрестности, кидаются снеж ками, короче, отдыхают и забавляются. Высыпают на лед и команды остальных судов. Из-за легких, высоких пери стых облаков выглянуло солнце, снег искрится в абсо
лютно прозрачном воздухе. Настоящий |
климатический |
|||||
курорт! «Ленинград» |
между тем привел с севера еще од |
|||||
но |
грузовое |
судно. |
Возникает |
своего |
рода |
времен |
ный |
порт. |
Над ним кружатся красные |
вертоле |
|||
ты — одновременно |
и ледовая |
разведка, |
и |
прогулоч |
||
ные полеты. |
|
|
|
|
|
На другой день часть каравана во главе с «Ленингра дом» продолжает путь на юг. Мы все еще стоим. А ря дом с нами — «Капитан Мелехов». Он берет из цистерн «Ленина» 300 тонн мазута. Атомоход одновременно слу жит базой, с которой другие суда пополняют запасы неф ти и питьевой воды,
36
Фок-мачта «Ленина» с антеннами рада ров, радиопеленгатора и прожекторами,
«Больной» винт кое-как закреплен, и в тот же вечер приходится привести его в действие. Течение отнесло нас слишком близко к прибрежным мелям. Когда винты зара ботали, со дна поднялась илистая муть. Положение ста новится опасным. Самая пора уходить!
Караваны Арктики
Под утро останавливаемся у судна «Леваневский», от ставшего от каравана. Ледокол «Ленин» берет его на бук сир, и мы вместе догоняем караван, который ждет нас у края тяжелых ледяных полей. В составе каравана «Ле нинград», «Капитан Мелехов», три «леса» (суда, пред назначенные преимущественно для транспортировки дре весины) с необычными названиями «Иршалес», «Ижоралес», «Ижмалес» и еще «Иван Москвин».
Ледокол «Ленин» энергично принимает на себя коман дование и становится во главе каравана. Между тем «Ле ваневский» оторвался от остальных и снова застрял во льдах. Как забытый родителями ребенок, спешит к нам «Иван Москвин», и ледокол «Ленин» с материнской за ботливостью берет его на буксир. Но после нескольких вынужденных маневров в тяжелых льдах канаты лопают ся, и «Ленину» приходится пока оставить «Москвина». За ним пробивается «Мелехов», таща на буксире один из «лесов».
«Леваневский» остался уже далеко позади, и вечером по радиотелефону поступает сообщение, что у него какоето повреждение в рулевом устройстве. На одном из «ле сов» тоже что-то не совсем в порядке — нужно осмотреть винт. От всего этого в эфире порой полная сумятица. Го ворят сразу несколько судов: «Леваневский» требует, что бы ему доставили на вертолете не только сварщика, но еще и квадратный лист жести, кто-то докладывает, что
38
спускает на воду шлюпку, «Мелехов» приказывает свое му «лесу»: лево на борт...
По другому каналу, предназначенному для радиоте лефонной связи с самолетами, слышны «голоса» обоих вертолетов.
Третий помощник капитана Виктор Бабинцов, несущий сейчас вахту в ходовой рубке, не может пи на минуту оторваться от аппарата. Он говорит с улыбкой: «Вернул ся я в последний раз в Москву и звоню нашим: «Я при был! Как вы меня поняли?» Сила привычки!»
Вчера над нами в хмуром небе летал на ИЛе кани- тан-инструктор Кононовпч. «Ничем не могу вас порадо вать»,— передал он по радио о не менее хмурых, чем не бо, перспективах. В самом деле, обстановка еще сложнее, чем во время первого плавания. Многолетний сильно сжа тый лед 9—10 баллов, воды почти не видно.
Попасть раньше в такие условия — значило ожидать, пока лед сам собой разойдется, или, если этого не случа лось, приготовиться к наихудшему. Вот это наихудшее и произошло с поручиком Харитоном Лаптевым, одним из братьев Лаптевых, в честь которых названо море. Ле том 1740 года он пытался добраться на корабле до север ной оконечности Таймырского полуострова. Примерно в тех местах, где мы сейчас находимся, его дубль-шлюп ка «Якутск» была затерта льдами и пошла ко дну. Команда выгрузила припасы, ей предстояло пройти по льду 15 миль. Но и берег еще не был спасением: четыре человека погибли во время убийственного пути по тунд ре к зимней базе.
Впрочем к чему возвращаться так далеко в прошлое? В сентябре 1937 года чуть южнее, у острова Большой Бе гичев, застрял караван из пяти грузовых судов; ледоколь ный пароход «Ленин», скромный предшественник своего нынешнего тезки (он используется теперь только на Чер
39
ном море и называется «Владимир Ильин»), вел его в бухту Тикси. Ледяные тиски не раскрылись, и не оставалось иного выхода, как перезимовать. Лед не стоял на месте; медленно, но неумолимо он относил караван от берегов — на северо-запад. В январе 1938 года команде ледокола пришлось безучастно наблюдать, как белые клещи сжа ли борта парохода «Рабочий» и тот исчез под водой. Эки паж и часть груза были подняты на другие суда. С пере ломанными винтами и рулями караван смог продолжить путь лить летом, когда на выручку ему пришел «Кра син».
С той поры как по Северному морскому пути начал курсировать атомный ледокол, не было ни одного такого случая.
И наш растянувшийся караван наперекор всем труд ностям и препятствиям наконец успешно преодолел тай мырский массив и выплыл из редеющей ледяной каши в южную часть моря Лаптевых.
Только «Леваневский» остался где-то позади, и ледо кол «Ленин», развернувшись, несется к нему на помощь с такой скоростью, что обломки льда разлетаются во все стороны.
Фанфары и слухи
Мы сидим в каюте начальника службы РБ инженера Александра Соколова, поддеваем вилкой куски крабьего мяса, попиваем кофе; Элла Фитцджеральд и Луи Арм стронг тихо напевают нам с магнитофонной ленты арии из «Порги и Бесс». Короче говоря, отдыхаем в свое удо вольствие, и разговор перескакивает с предмета на пред мет. Но вопрос Соколова застигает меня врасплох:
— А что у вас, в Чехословакии, говорят о нашем ато моходе?
40
Вид у меня, вероятно, недоумевающий. Глаза Соколо ва за темной оправой очков весело заблестели, он прово дит рукой по черному ежику волос и поясняет:
— Знаете, мы часто слышим разного рода триумфаль ные фанфары: атомный богатырь, славная победа науки и техники, служащих делу мира, и тому подобное. А с другой стороны, самые дикие слухи... И не только на Западе, но и среди наших людей. Мол, тут ужасно, пол но больных, чуть ли не все мы умираем от лучевой бо лезни.
— Раз как-то у нас один парень заболел желтухой. Так из этого сейчас же сделали новую болезнь, якобы вызываемую радиоактивным облучением, — добавляет Игорь Домахин.
Видно, что всех это забавляет. Они знают свое судно и прекрасно разбираются в том, что здесь возможно и что нет. Особенно хорошо знает это Александр Соколов, ведь недаром он начальник службы РБ, что означает «радиационная безопасность». Но, кажется, самые неве роятные слухи неизбежно сопутствуют всему новому и небывалому, всему, что привлекает внимание широкого крута людей — специалистов и непосвященных. А ледо кол «Ленин» решительно не может пожаловаться на не достаток внимания.
Еще до спуска на воду, когда атомоход стоял на ста пелях Адмиралтейской верфи в Ленинграде, его посетила правительственная делегация США, возглавляемая тог дашним вице-президентом Ричардом Никсоном. Как я слышал, два члена делегации прежде всего облазали ре акторный отсек; отнюдь не жалуясь на неудобства, они охотно выслушивали подробные объяснения, их интере совало что да как и почему это сделано так, а не иначе. Были это адмирал Хаймен Рикоувер, «отец» первой аме риканской атомной подводной лодки, и Джон Мак-Коун,
41
тогдашний председатель американской комиссии по атом ной энергии.
Многие американские журналисты, сопровождавшие делегацию, в своих статьях о ледоколе «Ленин» выража ли довольно серьезные сомнения. Возможно, что сказа лась известная предвзятость, а может быть, это связано с тем, что не все журналисты были на судне. Но сам ад мирал Рикоувер, напротив, заявил: «Работа отличная и прекрасно продуманная. Этот ледокол создавали мудрые головы. Несомненно, они уделили немало времени и средств на подготовительные работы. Ведь такое судно нельзя построить на обычной верфи. Могу только повторить: судно построено отлично. Это хорошее свидетельство высокого уровня развития техники в
СССР».
В последующие годы ледокол «Ленин» полностью под твердил эти слова. И все-таки... Атомная энергия, эта космическая сила материи, хотя мы и держим ее в узде, еще до сих пор непосвященному кажется чем-то злове щим. И только ли непосвященному? Недавние во многом необъяснимые взрывы ядерных реакторов в США и в югославском атомном центре говорят о том, что различ ные неожиданности не исключены. Так, незадолго до мо его отъезда из Чехословакии загадочно погпб «Трешер», гордость атомного подводного флота США. Обна руживаются и новые формы неблагоприятного воз действия на организм человека даже малых доз ра диоактивного облучения. Вот почему некоторые мои зна комые провожали меня полными сострадания взгля дами, как бы говорящими: «И все-таки ты туда едешь?..»
Но мне страшно хотелось поехать и увидеть это суд но собственными глазами, что бы там ни было,
42
По Северному морскому пути в Сибирь следуют тысячи тонн груза. «Иршалес» везет чехословацкие грузовики «Татра».
«Ленин» освобождает из ледяного плена грузовое судно «Цимлянскгэс».
Судно, которое не вправе пбдвёс'ги
Перед многочисленной грунной советских ученых и инженеров, в том числе перед такими выдающимися людьми, как академик А. Г1. Александров, В. И. Неганов и другие, стояла трудная задача — создать совершен но новый корабль, который вместе с тем не остался бы только прототипом, только экспериментальной моделью. Необходимо было сконструировать ледокол, который ре шительно превосходил бы всех своих предшественников, который позволил бы ускорить прохождение караванов по Северному морскому пути, продлить срок навигации, расширить трассу судоходства, включив в нее ранее не доступные области, и сделать возможными научные экспе диции в любую часть арктического океана.
Таким требованиям мог полностью соответствовать лишь ледокол с атомным двигателем.
Соображения максимальной экономичности должны были в данном случае уступить требованиям максималь ной мощности, прочности и надежности. Все здесь сдела но с избытком, во всем большой запас сил и надежности. Это судно не вправе, не смеет подвести.
Сварить из специальных сортов стали корпус, способ ный выдержать самое сильное сжатие льдов, с каким только можно столкнуться в Арктике; перегородить этот корпус одиннадцатью водонепроницаемыми переборками и на основе испытаний в экспериментальном бассейне придать его носовой части форму, обеспечивающую наиболее действенное давление на лед; подготовить эше лоны сдвоенных и строенных средств навигации и связи новейшей конструции — это была лишь одна сторона дела.
Основные трудности возникли при конструирования атомного двигателя. Опыта не хватало: всего два-три го-
44