Файл: Атоян К.М. Эксплуатация автобусов ЛАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

регулировке не следует ослаблять гайки осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к ^нарушению плотного прилегания колодок к барабану при торможении.

Для получения одинаковой эффективности торможе­ ния правых и левых колес следует стремиться к тому, чтобы ходы штоков правых и левых камер на передней оси и заднем мосту мало отличались один от другого.

Ручной тормоз регулируют, когда увеличен зазор между колодками и барабаном вследствие износа накла­ док. Наличие большого зазора обнаруживают по увели­ чению хода рычага привода. Ручной тормоз регулируют при помощи тяги 10 (рис. 8) и регулировочного рычага, установленного на оси разжимного кулака.

Для регулировки отсоединяют резьбовую вилку 8 тя­ ги 10 привода от рычага. Отводят рычаг 1 в переднее крайнее положение до упора рычага. Изменяя длину тя­ ги 10 резьбовой вилкой 8, добиваются, чтобы после при­ соединения тяги 10 к рычагу 7 полное затормаживание колеса происходило при перемещении защелки 2 не бо­ лее чем на четыре зуба сектора 3, а при возвращении рычага 1 в переднее крайнее положение барабан свобод­ но вращался, не задевая за колодки тормоза. Если при этом укороченная до предела тяга 10 не обеспечивает за­ тормаживания, то переставляют палец 11 в следующее отверстие регулировочного рычага тормоза, затягивают гайку 8 и шплинтуют ее.

Х о д о в ачастья . Проверяют и затягивают при необхо­ димости гайки крепления дисков колес к ступицам. Дви­ жение автобуса с плохо закрепленными гайками приво­ дит к быстрой разработке отверстий диска и выходу его из строя.

Накидным ключом проверяют и подтягивают гайки стремянок рессор. Наличие продольного сдвига листов свидетельствует о срезании центрового болта. При нали­ чии сдвига или поломки листов рессору снимают для ремонта.

При осмотре ступиц передних и задних колес прове­ ряют затяжку подшипников. Переднее колесо в подня­ том состоянии должно легко вращаться и при покачива­ нии его в осевом направлении двумя руками не должно иметь заметного осевого люфта. При обнаружении люф­ та необходимо произвести регулировку подшипников сту-

43

6

Рис. 8. Привод ручного тормоза:

/ — рычаг ручного

тормоза; 2 — защелка;

3 — зубчатый

сектор;

4 — вал ручного тормо­

за- 5 — подшипник;

6 — тяга; 7 — рычаг;

8 — резьбовая

вилка;

9 — гайка; 10 — тяга;

 

11 — палец тяги

 

 


пиц передних колес. Для этого отвертывают болты и сни­ мают крышку со ступицы, отвертывают контргайку и сни­ мают замочную и стопорные шайбы. Отвертывают на V2 оборота регулировочную гайку и проверяют легкость вращения колеса от толчка рукой; если колесо вращает­ ся туго, то проверяют наличие зазора между накладка­ ми тормозных колодок и барабаном и при необходимости регулируют; тугое вращение колеса может быть также вследствие заедания сальника ступицы.

После того как колесо начинает вращаться свободно, завертывают регулировочную гайку до такой степени, чтобы колесо вращалось только от усилия руки и сразу же останавливалось. Для правильного размещения ро­ ликов в обоймах подшипников необходимо в процессе за­ тяжки непрерывно поворачивать колесо. Далее отверты­ вают регулировочную гайку на Vs—'/б оборота и прове­ ряют легкость вращения колеса. После чего устанавли­ вают стопорную и замочную шайбы и завертывают до отказа контргайку.

Регулировка затяжки подшипников ступицы задних колес производится аналогичным способом.

Э л е к т р о о б о р у д о в Проводитсяеан . проверка затяж­ ки и осмотр контактов генератора, реле-регулятора, вы­ прямителя, электрических сигналов, электродвигателей, приборов зажигания и освещения, очистка наружных поверхностей и клемм от пыли и грязи, проверка щеток и коллектора стартера, а также его крепления к картеру маховика, проверка исправности всех контрольных при­ боров.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи заключается в осмотре и очистке ее, а также в поддер­ жании батареи в заряженном состоянии.

Пыль и грязь с поверхности батареи удаляют сухими концами. Крышки и мостики батареи протирают чисты­ ми концами, смоченными 10-процентным раствором на­ шатырного спирта, для нейтрализации кислоты, попав­ шей на поверхность батареи, после чего смоченную по­ верхность вытирают досуха.

Для поддержания батареи в заряженном состоянии проверяют уровень и плотность электролита, напряже­ ние на клеммах батарей и при необходимости снимают аккумуляторы для подзарядки. Уровень электролита в банке должен быть выше края пластин на 10—12 мм.

45

При пониженном уровне плотность электролита про­ веряют и в зависимости от этого доливают дистиллиро­ ванную воду или электролит нужной плотности. О степе­ ни разряженности аккумуляторной батареи можно судить по падению напряжения в отдельных элементах батареи (рис. 9) при проверке нагрузочной вилкой или по плот­ ности электролита, измеренной ариометром. При паде-

Рис. 9. Проверка аккумуляторной батареи

нии напряжения на элементах батареи до 1,7—1,6 в экс­ плуатировать батарею нельзя во избежание сульфатирования пластин. Плотность электролита при 15 °С для аккумуляторной батареи ЗСТ-135-ЭМ (с сепараторами из мипоры или мипласта), соответствующая полной за­ рядке, для северных и центральных районов должна быть зимой 1,285, а летом 1,270; для южных районов зи­ мой 1,270 и летом 1,240. Если при проверке оказывается, что плотность уменьшилась на 0,040, это свидетельствует о разряженности батареи на 25%, а уменьшение плотно­ сти на 0,080 — на 50%. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снимают с ав­ тобуса и подзаряжают. Разряженную батарею особенно

46


опасно эксплуатировать в зимнее время, так как электро­ лит может замерзнуть и разорвать банки.

Опыт эксплуатации аккумуляторных батарей показы­ вает, что в автобусных парках, где аккумуляторы систе­ матически контролируются и сдаются на аккумулятор­ ную станцию для подзарядки, срок службы батарей пре­ вышает 1,5—2 года.

ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Второе техническое обслуживание проводится после каждых 9000 км пробега. На время проведения ТО-2 автобус снимается с линии.

Второе техническое обслуживание заключается в уг­ лубленной проверке технического состояния автобуса, выполнении необходимых регулировок и устранении вы­ явленных неисправностей путем проведения необходимых ремонтных работ. Во время проведения ТО-2 при необ­

ходимости с автобуса снимаются отдельные

агрегаты,

приборы питания и электрического оборудования для

их контроля на специальных стендах и приспособлениях,

устранения выявленных недостатков и проведения после

этого испытаний. ДЛя ТО-2

характерна

частичная раз­

борка некоторых узлов.

ж и в а ю щ

и е

Регулировг о с и с т­е м ы

Д в и г а т е л ь и о б с л у

ку клапанов рядного двигателя проверяют при каждом ТО-2, причем, снимая клапанные крышки, надо старать­ ся по возможности сохранить прокладки. У V-образного двигателя клапаны регулируют через ТО-2. На двигате­ ле ЗИЛ-130 зазор в клапанах регулируют на холодном двигателе при помощи регулировочного винта с контр­ гайкой, установленных в коротком плече коромысла.

Для регулировки зазора в клапанах первого цилинд­ ра поршень устанавливают в верхней мертвой точке хо­ да сжатия. При этом риска на шкиве коленчатого вала должна располагаться под меткой в.м.т. на указателе установки зажигания, расположенном на датчике огра­ ничителя оборотов. Зазор между стержнем впускного и выпускного клапанов и нажимным концом коромысла должен быть 0,4—0,45 мм. Зазор в клапанах остальных цилиндров регулируют аналогичным методом в последо­ вательности, соответствующей порядку зажигания 1 — 5—4—2—6—3—7—8 с поворотом коленчатого вала на 90° от цилиндра к цилиндру.

47


Номера цилиндров указаны на патрубках впускного трубопровода двигателя.

Зазоры клапанов двигателя ЗИЛ-158 регулируют на прогретом двигателе при полном закрытии регулируемо­ го клапана. При в.м.т. в конце такта сжатия в первом ци­ линдре регулируют зазоры впускных клапанов в первом, втором и четвертом цилиндрах и выпускных в первом, третьем и пятом цилиндрах. При в.м.т в конце такта вы­ пуска в первом цилиндре регулируют зазоры впускных клапанов третьего, пятого и шестого цилиндров и выпуск­ ных второго, четвертого и шестого цилиндров.

Зазор между толкателем и клапаном для впускных и выпускных клапанов равен 0,20—0,25 мм. Щуп толщи­ ной 0,20 мм должен входить свободно.

Длительная работа двигателя с зазорами, не соответ­ ствующими номиналу, может привести к преждевремен­ ному износу деталей клапанного механизма, обгоранию клапанов, износу носиков коромысел, опорных поверхно­ стей толкателей и кулачков распределительного вала.

Для очистки системы смазки снимают масляный под­ дон и промывают его. Снимают и промывают плавающий заборник масла двигателя ЗИЛ-158 и неподвижный за­ борник V-образного двигателя. При сильном загрязне­ нии сетки заборника следует снять и промыть также мас­ ляный насос. При каждом снятии масляного поддона на двигателях автобусов ЛАЗ необходимо проверять состоя­ ние шатунных вкладышей. В тех случаях, когда сроки проведения ТО-2 совпадают со сроками замены вклады­ шей, нужно прочистить горизонтальный масляный канал в блоке цилиндров и каналы, подводящие масло к корен­ ным подшипникам. Если в процессе эксплуатации будет обнаружено падение давления масла у двигателя, имею­ щего небольшой износ вкладышей, следует проверить ис­ правность редукционных клапанов. У двигателя ЗИЛ-130 редукционный клапан верхней секции встроен в крышку

масляного насоса

и отрегулирован на

давление

3 кг1см2, а клапан

нижней секции насоса,

подающей

масло в масляный радиатор, — на 1,2 кг/см2.

Редукцион­

ный клапан масляного насоса двигателя ЗИЛ-158 отре­ гулирован на давление масла 3—4 кг/см2. В процесе экс­ плуатации редукционные клапаны не регулируют.

В перечень работ по ТО-2 также входят чистка и про­ мывка фильтра тонкой очистки масла (рис. 10) (нельзя

48


допускать на роторе центрифуги слой отложений более 8—10 мм), фильтрующего элемента топливного фильтра отстойника, фильтра тонкой очистки топлива, который установлен только на V-образном двигателе и располо­ жен перед карбюратором (рис. 11).

Рис. 10.

Очистка

и промывка

Рис. 11. Фильтр тонкой очист-

фильтра

тонкой

очистки масла

ки топлива

 

(центрифуги)

 

При снятии топливный насос разбирают и промывают, очищают стакан отстойника и сетчатый фильтр. Осмот­ ром проверяют состояние диафрагм.

Также очищают и промывают клапан вентиляции картера (рис. 12).

Осмотр термостата заключается в проверке его рабо­ ты и очистке от накипи. При эксплуатации автобуса ле-

4-624

49