Файл: Технический уход за тракторами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11. УХОД ЗА ХОДОВОЙ ЧАСТЬЮ ТРАКТОРОВ

ДТ-54

Уход за ходовой частью трактора ДТ-54 заключается в систематической очистке ее от грязи, в подтяжке всех креплений, в смазке подшипников, их регулировке и в регулировке натяжения гусениц.

Регулировка подшипников направ­ ляющих колес. Осевой зазор в подшип­ никах направляющих колес должен быть 0,3—0,5 миллиметра. Регулируют под­ шипники при снятой гусенице в такой последовательности: сливают смазку, очищают от грязи крышку и снимают ее, расшплинтовывают регулировочную гай­ ку, затягивают ее до тугого вращения колеса от руки, а затем отвертывают на 7<—7б часть оборота и проверяют, сво­ бодно ли вращается колесо. После этого зашплинтовывают гайку, устанав­ ливают крышку и смазывают подшип­ ники.

Регулировка подшипников опорных катков. Осевой зазор роликоподшипни­ ков определяют перемещением катка ло­

1 0 *

147

миком вдоль его оси. Если осевой зазор превышает 0,5 миллиметра, подшипники подлежат регулировке; для регулировки необходимо вывесить трактор и снять каретку с цапфы, расшплинтовать гайки и спрессовать катки, затем расшплинто­ вать болты, крепящие уплотнения, снять корпуса уплотнений и промыть уплотне­ ния и подшипники керосином. Удалив необходимое число прокладок, устано­ вить корпус на место, завернуть болты, ударить несколько раз молотком через деревянную прокладку и проверить осе­ вое перемещение усилием руки. Если осевое перемещение, отсутствует и ось свободно вращается, значит, подшипни­ ки отрегулированы правильно; при ту­ гом вращении оси необходимо добавить под уплотнение регулировочные про­ кладки. По окончании регулировки затя­ нуть корпус уплотнения, напрессовать катки, надеть замковые шайбы, завер­ нуть гайки и законтрить их. Надеть ка­ ретку на цапфу, заправить маслом и приступить к регулировке осевого зазора на цапфе.

Регулировка осевого зазора в крепле­ нии каретки. Осевой зазор в креплении каретки определяется перемещением

148

каретки на цапфе. При зазоре более 0,5 миллиметра необходимо отрегулировать его следующим образом. Расшплинтовать болты, крепящие упорную шайбу, отвернуть их, вынуть необходимое коли­ чество прокладок, поставить шайбу на место, затянуть болты и проверить регу­

лировку.

Если зазор

установлен пра­

вильно,

каретка легко

поворачивается

на цапфе без заметного

осевого переме­

щения.

Когда регулировочные проклад­

ки сняты все, необходимо упорную шай­ бу перевернуть обратной стороной. При износе обеих сторон шайбу заменяют.

Проверка

провисания и

натяжение

гусеничной

цепи.

Периодически

прове­

ряется натяжение гусеничной

цепи: она

должна быть натянута так,

чтобы

рас­

стояние между

линейкой,

положенной

на концы пальцев звеньев над поддержи­ вающим роликом, и пальцем наиболее провисшего звена было в пределах 30—50 миллиметров, при этом пружина амортизирующего устройства должна быть сжата до размера 260—265 милли­ метров. Проверять провисание и регули­ ровать натяжение гусеницы надо на ров­ ной и твердой площадке.

Для натяжения гусеничной цепи сле­

149


дует отпустить контргайку регулировоч­ ной гайки натяжного болта направляю­ щего колеса и, вращая ее, установить правильное натяжение гусеницы. Завер­ нуть контргайку, резьбу винта смазать солидолом.

КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ

Основные элементы ухода за ходовой частью и рулевым управлением колесных тракторов таковы: ежесменная очистка всех наружных креплений, смазка всех точек, уход за шинами, увеличение сцеп­ ного веса, регулировка осевого зазора конических подшипников направляющих колес, регулировка их сходимости и максимальных углов поворота, установ­ ка колец трактора и регулировка руле­ вого управления.

Уход за колесами. Уход заключается в наблюдении за состоянием резьбовых соединений и своевременной подтяжке их, в смазке подшипников.

Уход за шинами. Бесперебойная рабо­ та трактора во многом зависит от ис­ правного состояния шин; при правильной эксплуатации срок службы их значи­ тельно увеличивается.

150

Основные правила

ухода

 

за

шина­

ми

следующие:

 

 

 

 

 

 

 

1.

Соблюдать нормальное внутреннее

давление.

Давление

необходимо

прове­

рять ежедневно

и поддерживать

его

в

пределах, указанных в таблице 13. Под­

качивать

шины

воздухом

с помощью

ручного насоса

или

воздуходувом

 

ог

двигателя с помощью специального при­

способления,

действующего

 

от сжатия

воздуха в цилиндре двигателя.

Для

на­

качивания

шин приспособление

присое­

диняется к головке цилиндров

на

место

снятой форсунки,

а

шланг

соединяется

с вентилем шины. Шина накачивается на

малых оборотах коленчатого вала.

Не­

соблюдение нормы внутреннего давления

приводит к сокращению срока

службы

шин.

Недостаточная

накачка

их приво­

дит к понижению

упругости,

увеличен­

ному прогибу,

к повреждению

боковин

покрышки.

При

повышенном

давлении

слои каркаса растягиваются, понижает­

ся эластичность шин, поэтому сцепление

их с грунтом ухудшается.

трактора

со

2.

Не

допускать

работы

значительным

пробуксовыванием

веду­

щих колес.

Пробуксовывание

ведущих

колес ведет к увеличению износа

почво­

151



зацепов покрышек. Принеравномерном

износе

почзозацепов

покрышек ведущих

колес

периодически

переставлять

шины

с бороздового колеса на полезое

и об­

ратно.

Монтировать

шины и обод необ­

ходимо на чистом полу, не допуская по­ падания внутрь грязи и земли, которые могут вызвать повреждение камер. Перед монтажом проверить состояние обода, покрышки и камеры. Обод должен быть без забоин и ржавчины. Монтаж шин на заржавленный обод не допускается, так как ржавчина разъедает резину. Внут­ реннюю поверхность покрышки необходи­ мо перед монтажом протереть.

Монтаж состоит из следующих этапов: а) завести борт покрышки через за­ краину обода, для этого надеть вначале один край борта, а затем при помощи лопаток перетянуть остальную его часть; б) камеру посыпать тонким слоем талька, вложить в покрышку и распра­ вить. Вентиль камеры вставить в отвер­

стие обода; в) завести через закраину второй борт

покрышки; г) накачать шину до нормального дав­

ления, проверить, нет ли пропуска воз­ духа.

152

При монтаже ведущих колес необхо­ димо, чтобы направление вращения сов­ падало с имеющейся на покрышке стрел­ кой.

Демонтаж шин:

 

 

 

 

а)

выпустить из камеры воздух и жид­

кость, если

она есть;

покрышек с полок

б)

сдвинуть борты

в углубление со стороны, противополож­

ной расположению вентиля;

со стороны

в)

вставить

две лопатки

вентиля

по обеим сторонам

его на рас­

стоянии

10 сантиметров;

закраину

обода

г)

перетянуть

через

часть борта

у вентиля,

а затем

и весь

борт;

вынуть вентиль из отверстия в обо­

д)

де и камеру из покрышки;

 

одну

е)

перевернуть колесо, сдвинуть

сторону борта в углубление обода и вы­

нуть обод из покрышки.

 

 

 

3.

При

работе

в тяжелых условиях,

когда пробуксовывают

нормально

нака­

ченные шины, необходимо увеличить сцепной вес трактора. Для этого тракто­ ры снабжаются дополнительными груза­ ми, закрепленными на дисках ведущих колес. Дополнительно сцепной вес мож­ но увеличить, наполнив камеры ведущих

153


колес жидкостью с помощью специаль­ ного приспособления на 3Д их объема. В теплое время года камеры наполняют­ ся водой, в холодное время — раствором хлористого кальция в следующей про­ порции: 25 весовых частей хлористого кальция и 75 весовых частей воды. Тем­ пература замерзания смеси 32 градуса ниже нуля. Камеры наполняются жидко­ стью в следующей последовательности. Надо поднять колесо домкратом, повер­ нуть его в положение, соответствующее требуемому уровню наполнения камеры. Чтобы наполнить камеру на 1/2 объема, вентиль ставится в горизонтальное поло­ жение, чтобы наполнить на 3Д — в край­ нее верхнее положение. При этом вес колеса изменится на 75—105 килограм­ мов. Для заполнения следует снять с вентиля металлическую втулку вместе с золотником и колпачком, выпустить воз­ дух из камеры и соединить наконечник приспособления с корпусом вентиля при помощи накидной гайки, конец шланга приспособления присоединить к резерву­ ару с жидкостью, расположенному выше колеса на 1,5 метра. Наполняя камеру жидкостью, периодически перекрывать доступ жидкости и выпускать воздух че­

154

рез запорный винт. Камеру наполнять до появления жидкости из отвернутого за­ порного винта. После этого накачать ши­ ну воздухом до нормального давления, проверить давление, установив вентиль в крайнем верхнем положении. Надеть колпачок, опустить колесо. Камеры мож­ но заполнять жидкостью с помощью на­ гнетательного насоса.

Для выпуска жидкости вентиль поста­ вить в крайнее нижнее положение. Пол­ ностью удалить жидкость можно только после демонтажа шин.

4. Предохранять покрышки от попада­ ния топлива и масел. Топливо и масло быстро разрушают резину, вызывая ее набухание и отслоение от ткани. Проли­ тое на покрышки топливо или масло сле­ дует сразу же вытереть.

5.Очищать покрышки от приставшей грязи и посторонних предметов. Наличие грязи повышает буксование и способ­ ствует прилипанию к покрышкам пред­ метов, которые могут вызвать поврежде­ ние камеры.

6.При длительных перерывах в рабо­ те трактор устанавливать на козлы так, чтобы покрышки не касались грунта.

Регулировка осевого зазора кониче­

155

ских роликовых подшипников направ­ ляющих колес. Осевой зазор в ролико­ вых подшипниках направляющих колес должен быть в пределах 0,2—0,5 милли­ метра. По мере износа подшипников при эксплуатации трактора этот зазор уве­ личивается и нормальная работа узла нарушается. Для проверки зазора надо поднять колесо до отрыва от грунта и перемещением его в осевом направлении определить имеющийся зазор. Если по­ следний больше 0,5 миллиметра, необхо­ димо провести регулировку; для этого отвернуть три болта и снять колпак, расшплинтовать гайку, поворачивая ко­ лесо, затянуть её до появления повышен­

ного

сопротивления

вращению

колеса,

затем

отвернуть

гайку на

Vis — V\?

оборота до совмещения прорези с отвер­ стиями под шплинт, проверить вращение колеса, зашплинтовать гайку, устано­

вить колпак на

место и

опустить ко­

лесо.

сходимости

и наиболь­

Регулировка

ших углов поворота направляющих ко­ лес. В результате деформации передней оси и рулевого привода под действием сил, возникающих при движении тракто-

і

155