Файл: Технический уход за тракторами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но и величина бокового зазора между зубьями превышает допустимую. Частая регулировка приводит к нарушению за­ цепления и повышенному износу шесте­ рен и подшипников. Правильность заце­

пления можно

проверить

по отпечатку

на

зубьях.

Боковой зазор может

быть

замерен

свинцовыми

пластинка­

ми,

которые

закладываются

между

зубцами. Толщина пластинки,

прошед­

шей

между

зубцами,

 

определит

величину зазора. Изменение зазора до­ стигается путем осевого перемещения ва­ лов вместе с шестернями; при этом необ­ ходимо, чтобы затылочные поверхности шестерен совпадали с точностью до 0,5 миллиметра. Вторичный вал коробки пе­ редач перемещается при изменении числа регулировочных прокладок под фланцем гнезда переднего подшипника, вал задне­ го моста — при помощи регулировочных гаек, навинчиваемых на стаканы подшип­ ников.

Для регулировки необходимо снять ка­ бину, топливный бак, очистить задний мост от грязи, выпустить масло из отде­ ления конической передачи, снять крыш­ ку и промыть картер керосином, снять стопорные пластины регулировочных га-

т

ек стаканов подшипников и отвернуть на 2—3 оборота правую регулировочную гайку. Завертывая левую гайку, передви­ нуть большую коническую шестерню до беззазорного зацепления с малой. После этого отвернуть ее на 16—17 зубьев и пра­ вой гайкой выбрать зазор, а затем отвер­ нуть правую на 5—7 оборотов; нажимая ломиком на большую коническую ше­ стерню, передвинуть правый стакан до упора в торец перегородки. После этого завернуть и законтрить перегородки, проверить величину бокового зазора и характер отпечатка зацепления на зубь­ ях по окраске. Зазор может быть замерен свинцовой пластинкой толщиной 0,5 мил­ лиметра, шириной 10—12 миллиметров и длиной 50—60 миллиметров. Этот зазор должен быть 0,2 миллиметра, но не боль­ ше 0,6 миллиметра. Если зазор нормаль­ ный, следует поставить стопоры, масло­ отражательный щиток, закрыть крышку и затянуть болты крепления листа задне­ го моста. Собрать трактор, установить топливный бак.

Промывка муфт поворота. Замаслива­ ние дисков муфт поворота и тормозных лент вызывает нарушение управления трактором и снижение тягового усилия.

139


Промывать муфты необходимо кероси­ ном сейчас же после работы, когда диски нагреты и масло может быть легко смы­ то с них.

При обнаружении масла в отделениях муфт поворота его надо спустить. Если масла много, это указывает на плохое ка­ чество уплотнений.

Прежде всего следует промыть наруж­ ные детали муфты. Для этого в отделе­ ние каждой муфты заливается 4—6 лит­ ров керосина; перемещают трактор впе­ ред и назад в течение 5 минут, не выклю­ чая муфт поворота, чтобы грязь не попа­ дала между дисками. Затем спустить ке­ росин, закрыть спускные отверстия и по­ вторно залить в отделение муфт поворота такое же количество керосина. После это­ го выключить муфты поворота, закрепив рычаги в оттянутом положении; включить вторую передачу и дать трактору прора­ ботать вхолостую 5—8 минут. Затем спу­ стить керосин, не отпуская рычагов, и ос­ тавить спускные пробки открытыми в те­ чение 1—2 часов для удаления остатков керосина. Смазать отжимные подшипни­ ки отводок муфт поворота.

Регулировка управления муфтами и тормозами механизма поворота. Пра-

140

вильно отрегулированный механизм управления муфтами поворота и тормо­ зами д о л ж е н обеспечивать:

1.Упор отпущенных рычагов и педа­ лей в планку пола.

2.Холостой ход рукоятки рычага

управления в пределах 60—90 миллимет­

ров (полный ход рукоятки

не ограничи­

вается); ход

рукоятки,

необходимый

для

полного

выключения муфт

пово­

рота,

в пределах 400—500

миллиметров.

3. Полный ход педали

тормоза

120—

140 миллиметров.

 

 

Для регулировки свободного хода ры­ чагов управления необходимо снять си­ денье, отпустить стяжные болты наконеч­ ника тяги и изменить ее длину, навинчи­ вая наконечник с шаровой головкой до тех пор, пока свободный ход не будет 60—90 миллиметров. После этого завер­ нуть стяжные болты.

Для регулировки педали тормоза необ­ ходимо установить ее в крайнее заднее положение изменением длины тяги рыча­ га управления, поставить поводок валика управления под углом 15 градусов назад от вертикали. Следует затянуть реіулирозочную гайку до отказа и отвернуть ее на 6—7 оборотов.

141



Для регулировки нормального зазора между нижней частью барабана и лентой следует затянуть тормозную ленту и за­ стопорить педаль на секторе, после этого отвернуть контргайку упорного винта, расположенного снизу корпуса заднего моста, завернуть винт до упора и отвер­ нуть его на 1—1,5 оборота, затянуть контргайку.

Уход за конечной передачей

Нормальная работа конечной передачи обеспечивается своевременной сменой масла, промывкой картера и периодиче­ ской регулировкой конических роликовых подшипников.

Регулировка конических роликопод­ шипников. Осевой зазор конических роликоподшипников проверяют следую­ щим образом: разъединяют гусеницу, снимают колпак ведущей звездочки, расшплинтовывают болты, отвертывают их и снимают прижимную шайбу с регули­ ровочными прокладками. Далее прикре­ пляют двумя болтами прижимную шай­ бу без прокладок к торцу оси и штанген-

142

циркулем замеряют расстояние между торцом оси и наружной плоскостью на­ жимной шайбы через специальное отвер­ стие. Из измеренного расстояния вычи­ тают толщину прижимной шайбы и к по­ лученному результату прибавляют 0,5 миллиметра, по этой величине подбира­ ют прокладки и устанавливают их. За­ тем собирают узел в обратной последо­ вательности. Болты надо затянуть клю­ чом с надставкой, длина рычага — 400—500 миллиметров. После регу­ лировки зазор между торцом внут­ ренней обоймы роликового подшипника и внутренней поверхностью прижимной шайбы должен быть 0,2—0,4 милли­ метра.

Если есть специальное приспособле­ ние, целесообразно до регулировки про­ верить зазор. Для этого следует снять колпак ведущей звездочки, расшплинтовать болты и вывернуть один из них. На­ деть на прижимную шайбу приспособле­ ние так, чтобы оно уперлось своим тор­ цом в торец внутренней обоймы ролико­ вого подшипника. Зазор замерять щу­ пом через боковые прорези приспособле­ ния.

из

Уход за механизмами заднего моста и конечными передачами колесных тракторов

Уход за механизмами заднего моста и конечными передачами сводится к си­ стематической проверке уровня масла в корпусе заднего моста и картерах конеч­ ных передач, подтяжке резьбовых креп­ лений, регулировке конических подшип­ ников полуосей, тормозов, к проверке и регулировке зацепления шестерен цен­ тральной передачи. Во время подтяжки креплений следует обращать особое вни­ мание на крепление полуосевых рукавов.

Регулировка зацепления конической пары главной передачи. Регулировать За­ цепление следует, когда появляются шу­ мы высокого тона, сопровождающиеся металлическими ударами. Зазор уста­ навливается осевым перемещением ва­ лов вместе с шестернями. У тракторов МТЗ-1, МТЗ-2 и МТЗ-5 боковой зазор между зубцами шестерен должен быть 0,25—0,5 миллиметра. Если величина за­ зора будет больше, необходима регули­ ровка в следующей последовательности. Отвернуть болты и снять крышки стака­ нов подшипников, вытянуть правый ста­

144


кан из корпуса на 0,5—1 миллиметр и снять регулировочные прокладки, выпрессовать левый стакан и, переставляя прокладки, добиться нужного зазора. После этого необходимо отрегулировать положение ведущей шестерни; для этого снять верхний и левый люки корпуса муфты сцепления, а также механизм ру­ левого управления в том случае, если передачу регулируют без разборки осто­ ва трактора, добавить прокладки под фланец переднего подшипника вторично­ го вала коробки передач.

Уход за тормозами заключается в наблюдении за герметичностью уплотне­ ний, в промывке и регулировке колодок. Особенно важно, чтобы смазка не попа­ дала внутрь барабана, так как это вызы­ вает замасливание накладок и приводит к повышенному нагреву тормозов и преждевременному износу накладок. При замасливании накладок следует их промыть. Для эТого надо остановить трактор, заглушить дзигатёль, отвернуть гайку крепления барабана, снять с вала

тормоза

барабана, а затем

колодки с

дисков.

Очистить детали от грязи, а на­

кладки

промыть в бензине

в течение

5—8 минут.

10 Зак. 4122

145

Кроме того, при эксплуатации

следу­

ет соблюдать следующие правила:

для

а)

не держать

ногу

на

педали

предотвращения

износа накладок;

 

б) тормозить плавно, нажимая педаль

до отказа

и не задерживая

ее в проме­

жуточном положении;

 

 

 

 

в) не тормозить без предварительного

выключения

главной

муфты

сцепле­

ния.

 

 

 

Признаком

из­

Регулировка тормоза.

носа

тормозов

является

увеличенный

ход педали. Для регулировки следует за­ вернуть регулировочный конус до отка­ за, а затем несколько отвернуть, чтобы концы опорных пальцев вошли в имею­ щиеся на головке конуса выемки. Этот момент можно определить по характер­ ному «щелчку».

Затем проверить величину хода педа­ ли тормоза, которая должна быть равна 200 миллиметрам. Ход педали может быть уменьшен навинчиванием вилок, соединяющих педаль с рычагом.

14Ь