ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
водой надо через воронку с сеткой, ста раясь не расплескивать воду на радиа тор, так как мокрые трубки или пластины быстро покрываются пылью и ухудшают охлаждение воды в системе. Понижение уровня воды свыше 8 сантиметров от верхней полости наливной горловины не допускается. В том случае, если уровень
ниже, 'необходимо открыть крышку, ста новясь с наветренной стороны двигателя, и доливать воду в систему охлаждения постепенно, так как при резком охлажде нии перегретого двигателя могут по явиться трещины в головке и рубашке блока цилиндров двигателя.
Во время работы температура воды в системе должна быть 70—80°С и не вы ше 95°С. Если температура выше, необ ходимо убедиться в наличии воды в ра диаторе, в отсутствии течи, проверить натяжение ремней вентилятора.
Проверка и регулировка натяжения ремней вентилятора. Натяжение ремней вентилятора проверяем следующим об разом. Для трактора ДТ-54 натяжение ремня считается нормальным, если ре мень между шкивом вентилятора и роли ком в средней части прогибается на 15—20 миллиметров. Такой же прогиб у
126
ремня двигателя Д-20. В двигателях Д-38, Д-.40 натяжение ремней проверяется по усилию, необходимому для проворачива ния крыльчатки вентилятора на нерабо тающем двигателе. Это усилие должно быть приложено на расстоянии 10 милли метров от конца лопасти вентилятора и
равно 8 килограммам.
Чрезмерное натяжение ремней приво дит к преждевременному износу подшип ников и ремней. При недостаточном на тяжении ремни пробуксовывают, изнаши ваются и двигатель перегревается.
Натяжение ремней в тракторных дви гателях регулируется у Д-54 натяжны ми роликами, у Д-20, Д-38, Д-40, Д-16 —
поворотом генератора.
Подтяжка креплений и устранение подтекания воды. При проверке крепле ний необходимо подтянуть крепления ра диатора, хомутики на шлангах, соеди няющих водяные патрубки и сальник во дяного насоса.
У новых, не приработавшихся насосов
может быть просачивание воды |
из-под |
||
сальника. |
Для |
устранения течи необхо |
|
димо гайку сальника, имеющую |
левую |
||
резьбу, затянуть |
на ’/б оборота, |
или на |
|
1 грань; |
если при этом течь не прекра |
127
щается, подтянуть гайку еще на одну грань и т. д. до прекращения течи. Затя гивать гайку туго не рекомендуется, так как это приводит к разрушению набивки и износу валика. Если гайка завернута до конца, а течь не прекратилась, набив ку сальника следует заменить.
Смазка деталей вентилятора и насоса.
Количество масла в шкиве вентилятора
надо проверять следующим образом: очистить пробку для заливки масла в шкиве вентилятора, установить ее гори зонтально; если масло не появится из отверстия, его следует долить. Таким же образом заливают масло в натяжной ро лик у двигателя Д-54.
Подшипники шкива и ролика промы вают дизельным топливом; для этого сли вают масло, повернув шкив и ролик за ливными пробками вниз, затем заливают 120 граммов дизельного топлива в шкив вентилятора и 60 граммов — в ролик, прокручивают пусковым двигателем или стартером 1—2 минуты, сливают топливо и заливают свежее масло.
Очистка сердцевины радиатора. По ме ре загрязнения сердцевину радиатора необходимо очищать волосяной щеткой, продувать воздухом компрессора или
128
при его отсутствии воздухом |
из насоса |
|
для накачки шин, а |
также |
промывать |
его струей воды под давлением. |
||
Промывка системы |
охлаждения. Си |
стему охлаждения промывают для удале
ния |
накипи и грязи. |
Для промывки ис |
||||
пользуются следующие растворы: |
|
|||||
а) |
150 |
граммов |
бельевой |
соды на |
||
1 литр воды; |
бельевой соды, 1 литр |
|||||
б) 1 килограмм |
||||||
керосина на 16 литров воды; |
|
|
||||
в) 750—800 граммов каустической со |
||||||
ды |
и 250 |
граммов |
керосина |
на |
1 ведро |
|
волы. |
|
|
|
|
получил |
|
Наибольшее распространение |
раствор, состоящий из 150 граммов бель евой соды на 1 литр воды.
Систему охлаждения промывают в следующем порядке. Спускают водуиз системы, заливают в систему один из ре комендованных растворов и работают на этом растворе смену, последнюю перед техническим уходом. После этого рас твор сливают, промывают систему чистой водой, пропустив через нее 10 ведер воды.
Особенности ухода за системой охлаж дения в зимнее время. Чтобы не допустить размораживания радиатора И блока дви-
9 Зак. 4122 |
129 |
гателя при эксплуатации трактора в зим нее время, следует при длительных оста новках спускать воду из радиатора и блока, открывая при этом крышку ра диатора. Систему заправлять подогретой водой при открытых спускных краниках радиатора и блока до появления теплой воды из них. Для уменьшения охлажде ния радиатора пользоваться шторками, жалюзи, закрывать радиатор и двигатель теплым капотом.
10. УХОД ЗА ТРАНСМИССИЕЙ ТРАКТОРОВ
УХОД ЗА МУФТАМИ СЦЕПЛЕНИЯ
Длительность нормальной работы муф ты сцепления зависит от правильного пользования муфтой, своевременной смазки подшипников и периодической ре гулировки механизма включения и вы ключения.
Пользование муфтой сцепления
Для того чтобы избежать преждевре менного износа деталей, муфту следует
;зо
включать быстро; это позволяет избе жать излишней пробуксовки дисков, и при наличии тормозка ведомый вал быст ро останавливается. Включать муфту на до плавно, без задержки педали или ры чага в промежуточном положении. Вы ключать муфту только на время, необ ходимое для включения или выключения передач. Как только рычаг коробки пере дач поставлен в нейтральное положение, муфту следует включить.
Общие правила ухода. При ежесмен ном техническом уходе смазываются уни версальной среднеплавкой смазкой УСс (солидолом) подшипник отводки главной муфты сцепления, педаль главной муфты сцепления и втулки отводки.
По мере износа дисков и в случае не правильной регулировки муфты наблю дается снижение тяговой мощности трак тора.
Пробуксовывание дисков, сопровож даемое уменьшением усилия на рычаге включения у муфт непостоянно замкну того типа или уменьшением холостого хо да педали у муфт постоянно замкнутого типа, вызывается износом райбестовых накладок и устраняется регулировкой муфты. Если пробуксовывание дисков не
9* |
131 |
сопровождается уменьшением усилия на рычаге и уменьшением хода педали, зна чит, причиной пробуксовывания является замасливание трущихся поверхностей дисков. В этом случае муфту сцепления следует промыть бензином или кероси ном во, .включенном и выключенном со стоянии. Для промывки заглушить слив ное отверстие в нижней части картера муфты, выключить муфту, снять крыш ку люка, промыть накладки ведомого диска струей бензина или керосина, ис пользуя шприц для жидкой смазки. Во время промывки»коленчатый вал двига теля проворачивается для лучшей про мывки поверхностей накладок. После промывки открыть сливное отверстие, вы пустить остатки бензина или керосина и оставить муфту сцепления в выключен ном положении на 15—20 минут для про сушки накладок. Затем следует смазать отжимной подшипник, закрыть сливное отверстие и крышку люка.
Регулировка муфт сцепления
Трактор ДТ-54. Главную муфту сцеп ления проверяют и регулируют при появ лении неисправностей в ее работе или
132
при уменьшении свободного хода педали (при ходе педали меньше 30 миллимет ров).
Перед регулировкой рычаг перемены передач установить в нейтральное поло жение и проверить положение педали муфты сцепления. Педаль должна быть в крайнем заднем положении, рычаг ва лика блокировки должен быть прижат к упору на фланце коробки передач, рас стояние между педалью и рычагом управления механизма поворота равно 20—25 миллиметрам. Положение педали муфты сцепления регулируют изменени ем длины тяги, соединяющей рычаг ва лика блокировки с педалью. Для этого надо снять левую боковину капота и крышку люка картера муфты сцепления. Через прорезь в гнезде проверяют рас стояние между нажимным диском тормозка и накладкой ступицы тормозка (это расстояние должно быть 7—8 мил лиметров и может изменяться в зависи мости от длины тяги, идущей к педали), для этого вынимают палец вилки, отпу скают контргайку и навинчивают илг свинчивают вилку. При правильно отре гулированном зазоре, после полного вы ключения муфты сцепления нажимом на
133
педаль до отказа, края стаканов пружин ных тяг тормозка должны отходить от ушка нажимного диска на 3—5 милли метров.
После этого проверяем зазор между концами каждого отжимного рычага и подшипником отжимной муфты; он дол жен быть 3,5—4,5 миллиметра с разни цей у отдельных рычагов одной муфты не более 0,3 миллиметра. Для измерения и регулировки зазора рычаг декомпрессион ного механизма ставится на «ГІрогрев-1», коленчатый вал проворачивается за ру коятку так, чтобы отжимные рычаги устанавливались по очереди против люка. Для регулировки надо вынуть шплинт из коронной гайки, вращая ее (придержи вая болт за специальные боковые лыски), установить нужный зазор, затем за шплинтовать гайку, ту же операцию про делать для каждого рычага. После окон чания регулировки закрыть люк картера.
Трактор МТЗ-1, JWT3-2. Свободный ход педали у этих трактороз — 40—50 милли метров. Для регулировки перемещают крестовину по ступице переднего диска. Чтобы это проделать, следует поставить рычаг в нейтральное положение и, вы ключив муфту сцепления, установить вал
134
так, чтобы защелка крестовины находи лась против открытого люка. После это го оттянуть штифт, позернуть кресто вину по часовой стрелке до вхождения штифта в соседнее отверстие нажимного диска.
После этого запускают двигатель и проверяют муфту. Если имеет место про буксовывание, регулировку повторяют.
Трактор МТЗ-5. На этих тракторах устанавливается дзойная муфта сцепле ния, в которой подлежат регулировке:
1. Ход педали до упора в защелку, не обходимый для полного выключения главной муфты сцепления.
2.Зазор между отжимными рычагами
иупорной втулкой отводки, обеспечиваю щий свободный ход педали и полное включение главной муфты.
3.Зазор между болтами и передним нажимным диском, обеспечивающий пол ное выключение главной муфты без вы ключения привода к валу отбора, мощно
сти.
Ход педали до упора в защелку с уче том свободного хода — 140—-160 милли метров. Если этот зазор нарушен, следу ет изменить длину блокировочной тяги.
Зазор между отжимными рычагами и
135
упорной втулкой отводки должен быть в пределах 2—3 миллиметров с разницей для отдельных рычагов не более 0,3 мил лиметра. Этому зазору соответствует свободный ход педали, равный 30—50 миллиметрам. Для регулировки следует снять крышку верхнего люка корпуса, расшплинтовать гайки отжимных тяг, устанавливая их поочередно против люка проворачиванием коленчатого вала дви гателя. Завертывая гайку, изменяем за зор: с поворотом гайки на Ѵб (на величи ну одной прорези под шплинт) зазор уве личивается на 1 миллиметр, а это соот ветствует увеличению свободного хода педали на 10 миллиметров.
Уход за коробкой передач состоит в передним нажимным диском регу лируют следующим образом: ввертывают упорные болты до упора, а затем отвер тывают каждый из них на семь «щелч ков». После этого закрывают люк, запу скают двигатель и проверяют действие муфты сцепления.
УХОД ЗА КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ
Уход за коробкой передач состоит в том, чтобы систематически проверять ее
136
работу, наблюдать, не перегрелась ли ко робка, не подтекает ли масло, своевре менно проверять и доливать масло, сменять масло полностью и подтягивать наружные -резьбовые соединения. Нагрев коробки допускается до 60°С. При полной смене масла рекомендуется снятькрышку и осмотреть состояние шестерен, фиксаторов и подшипников.
Уход за механизмами заднего моста и конечной передачей трактора ДТ-54,
ДТ-54А
Уход за механизмами заднего моста состоит в том, чтобы следить, нет ли пе регрева, подтекания масла, шума, заме нять масло, проверять и регулировать за цепление конических шестерен, промы вать бортовые фрикционы, муфты пово рота при пробуксовывании, регулировать механизмы управления.
Проверка и регулировка зацепления конических шестерен. Регулировать за цепление конических шестерен и зазоры в подшипниках следует только в том слу чае, когда шестерни работают ненормаль-
137