Файл: Технический уход за тракторами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водой надо через воронку с сеткой, ста­ раясь не расплескивать воду на радиа­ тор, так как мокрые трубки или пластины быстро покрываются пылью и ухудшают охлаждение воды в системе. Понижение уровня воды свыше 8 сантиметров от верхней полости наливной горловины не допускается. В том случае, если уровень

ниже, 'необходимо открыть крышку, ста­ новясь с наветренной стороны двигателя, и доливать воду в систему охлаждения постепенно, так как при резком охлажде­ нии перегретого двигателя могут по­ явиться трещины в головке и рубашке блока цилиндров двигателя.

Во время работы температура воды в системе должна быть 70—80°С и не вы­ ше 95°С. Если температура выше, необ­ ходимо убедиться в наличии воды в ра­ диаторе, в отсутствии течи, проверить натяжение ремней вентилятора.

Проверка и регулировка натяжения ремней вентилятора. Натяжение ремней вентилятора проверяем следующим об­ разом. Для трактора ДТ-54 натяжение ремня считается нормальным, если ре­ мень между шкивом вентилятора и роли­ ком в средней части прогибается на 15—20 миллиметров. Такой же прогиб у

126

ремня двигателя Д-20. В двигателях Д-38, Д-.40 натяжение ремней проверяется по усилию, необходимому для проворачива­ ния крыльчатки вентилятора на нерабо­ тающем двигателе. Это усилие должно быть приложено на расстоянии 10 милли­ метров от конца лопасти вентилятора и

равно 8 килограммам.

Чрезмерное натяжение ремней приво­ дит к преждевременному износу подшип­ ников и ремней. При недостаточном на­ тяжении ремни пробуксовывают, изнаши­ ваются и двигатель перегревается.

Натяжение ремней в тракторных дви­ гателях регулируется у Д-54 натяжны­ ми роликами, у Д-20, Д-38, Д-40, Д-16 —

поворотом генератора.

Подтяжка креплений и устранение подтекания воды. При проверке крепле­ ний необходимо подтянуть крепления ра­ диатора, хомутики на шлангах, соеди­ няющих водяные патрубки и сальник во­ дяного насоса.

У новых, не приработавшихся насосов

может быть просачивание воды

из-под

сальника.

Для

устранения течи необхо­

димо гайку сальника, имеющую

левую

резьбу, затянуть

на ’/б оборота,

или на

1 грань;

если при этом течь не прекра­

127


щается, подтянуть гайку еще на одну грань и т. д. до прекращения течи. Затя­ гивать гайку туго не рекомендуется, так как это приводит к разрушению набивки и износу валика. Если гайка завернута до конца, а течь не прекратилась, набив­ ку сальника следует заменить.

Смазка деталей вентилятора и насоса.

Количество масла в шкиве вентилятора

надо проверять следующим образом: очистить пробку для заливки масла в шкиве вентилятора, установить ее гори­ зонтально; если масло не появится из отверстия, его следует долить. Таким же образом заливают масло в натяжной ро­ лик у двигателя Д-54.

Подшипники шкива и ролика промы­ вают дизельным топливом; для этого сли­ вают масло, повернув шкив и ролик за­ ливными пробками вниз, затем заливают 120 граммов дизельного топлива в шкив вентилятора и 60 граммов — в ролик, прокручивают пусковым двигателем или стартером 1—2 минуты, сливают топливо и заливают свежее масло.

Очистка сердцевины радиатора. По ме­ ре загрязнения сердцевину радиатора необходимо очищать волосяной щеткой, продувать воздухом компрессора или

128

при его отсутствии воздухом

из насоса

для накачки шин, а

также

промывать

его струей воды под давлением.

Промывка системы

охлаждения. Си­

стему охлаждения промывают для удале­

ния

накипи и грязи.

Для промывки ис­

пользуются следующие растворы:

 

а)

150

граммов

бельевой

соды на

1 литр воды;

бельевой соды, 1 литр

б) 1 килограмм

керосина на 16 литров воды;

 

 

в) 750—800 граммов каустической со­

ды

и 250

граммов

керосина

на

1 ведро

волы.

 

 

 

 

получил

Наибольшее распространение

раствор, состоящий из 150 граммов бель­ евой соды на 1 литр воды.

Систему охлаждения промывают в следующем порядке. Спускают водуиз системы, заливают в систему один из ре­ комендованных растворов и работают на этом растворе смену, последнюю перед техническим уходом. После этого рас­ твор сливают, промывают систему чистой водой, пропустив через нее 10 ведер воды.

Особенности ухода за системой охлаж­ дения в зимнее время. Чтобы не допустить размораживания радиатора И блока дви-

9 Зак. 4122

129


гателя при эксплуатации трактора в зим­ нее время, следует при длительных оста­ новках спускать воду из радиатора и блока, открывая при этом крышку ра­ диатора. Систему заправлять подогретой водой при открытых спускных краниках радиатора и блока до появления теплой воды из них. Для уменьшения охлажде­ ния радиатора пользоваться шторками, жалюзи, закрывать радиатор и двигатель теплым капотом.

10. УХОД ЗА ТРАНСМИССИЕЙ ТРАКТОРОВ

УХОД ЗА МУФТАМИ СЦЕПЛЕНИЯ

Длительность нормальной работы муф­ ты сцепления зависит от правильного пользования муфтой, своевременной смазки подшипников и периодической ре­ гулировки механизма включения и вы­ ключения.

Пользование муфтой сцепления

Для того чтобы избежать преждевре­ менного износа деталей, муфту следует

;зо

включать быстро; это позволяет избе­ жать излишней пробуксовки дисков, и при наличии тормозка ведомый вал быст­ ро останавливается. Включать муфту на­ до плавно, без задержки педали или ры­ чага в промежуточном положении. Вы­ ключать муфту только на время, необ­ ходимое для включения или выключения передач. Как только рычаг коробки пере­ дач поставлен в нейтральное положение, муфту следует включить.

Общие правила ухода. При ежесмен­ ном техническом уходе смазываются уни­ версальной среднеплавкой смазкой УСс (солидолом) подшипник отводки главной муфты сцепления, педаль главной муфты сцепления и втулки отводки.

По мере износа дисков и в случае не­ правильной регулировки муфты наблю­ дается снижение тяговой мощности трак­ тора.

Пробуксовывание дисков, сопровож­ даемое уменьшением усилия на рычаге включения у муфт непостоянно замкну­ того типа или уменьшением холостого хо­ да педали у муфт постоянно замкнутого типа, вызывается износом райбестовых накладок и устраняется регулировкой муфты. Если пробуксовывание дисков не

9*

131


сопровождается уменьшением усилия на рычаге и уменьшением хода педали, зна­ чит, причиной пробуксовывания является замасливание трущихся поверхностей дисков. В этом случае муфту сцепления следует промыть бензином или кероси­ ном во, .включенном и выключенном со­ стоянии. Для промывки заглушить слив­ ное отверстие в нижней части картера муфты, выключить муфту, снять крыш­ ку люка, промыть накладки ведомого диска струей бензина или керосина, ис­ пользуя шприц для жидкой смазки. Во время промывки»коленчатый вал двига­ теля проворачивается для лучшей про­ мывки поверхностей накладок. После промывки открыть сливное отверстие, вы­ пустить остатки бензина или керосина и оставить муфту сцепления в выключен­ ном положении на 15—20 минут для про­ сушки накладок. Затем следует смазать отжимной подшипник, закрыть сливное отверстие и крышку люка.

Регулировка муфт сцепления

Трактор ДТ-54. Главную муфту сцеп­ ления проверяют и регулируют при появ­ лении неисправностей в ее работе или

132

при уменьшении свободного хода педали (при ходе педали меньше 30 миллимет­ ров).

Перед регулировкой рычаг перемены передач установить в нейтральное поло­ жение и проверить положение педали муфты сцепления. Педаль должна быть в крайнем заднем положении, рычаг ва­ лика блокировки должен быть прижат к упору на фланце коробки передач, рас­ стояние между педалью и рычагом управления механизма поворота равно 20—25 миллиметрам. Положение педали муфты сцепления регулируют изменени­ ем длины тяги, соединяющей рычаг ва­ лика блокировки с педалью. Для этого надо снять левую боковину капота и крышку люка картера муфты сцепления. Через прорезь в гнезде проверяют рас­ стояние между нажимным диском тормозка и накладкой ступицы тормозка (это расстояние должно быть 7—8 мил­ лиметров и может изменяться в зависи­ мости от длины тяги, идущей к педали), для этого вынимают палец вилки, отпу­ скают контргайку и навинчивают илг свинчивают вилку. При правильно отре гулированном зазоре, после полного вы­ ключения муфты сцепления нажимом на

133

педаль до отказа, края стаканов пружин­ ных тяг тормозка должны отходить от ушка нажимного диска на 3—5 милли­ метров.

После этого проверяем зазор между концами каждого отжимного рычага и подшипником отжимной муфты; он дол­ жен быть 3,5—4,5 миллиметра с разни­ цей у отдельных рычагов одной муфты не более 0,3 миллиметра. Для измерения и регулировки зазора рычаг декомпрессион­ ного механизма ставится на «ГІрогрев-1», коленчатый вал проворачивается за ру­ коятку так, чтобы отжимные рычаги устанавливались по очереди против люка. Для регулировки надо вынуть шплинт из коронной гайки, вращая ее (придержи­ вая болт за специальные боковые лыски), установить нужный зазор, затем за­ шплинтовать гайку, ту же операцию про­ делать для каждого рычага. После окон­ чания регулировки закрыть люк картера.

Трактор МТЗ-1, JWT3-2. Свободный ход педали у этих трактороз — 40—50 милли­ метров. Для регулировки перемещают крестовину по ступице переднего диска. Чтобы это проделать, следует поставить рычаг в нейтральное положение и, вы­ ключив муфту сцепления, установить вал

134


так, чтобы защелка крестовины находи­ лась против открытого люка. После это­ го оттянуть штифт, позернуть кресто­ вину по часовой стрелке до вхождения штифта в соседнее отверстие нажимного диска.

После этого запускают двигатель и проверяют муфту. Если имеет место про­ буксовывание, регулировку повторяют.

Трактор МТЗ-5. На этих тракторах устанавливается дзойная муфта сцепле­ ния, в которой подлежат регулировке:

1. Ход педали до упора в защелку, не­ обходимый для полного выключения главной муфты сцепления.

2.Зазор между отжимными рычагами

иупорной втулкой отводки, обеспечиваю­ щий свободный ход педали и полное включение главной муфты.

3.Зазор между болтами и передним нажимным диском, обеспечивающий пол­ ное выключение главной муфты без вы­ ключения привода к валу отбора, мощно­

сти.

Ход педали до упора в защелку с уче­ том свободного хода — 140—-160 милли­ метров. Если этот зазор нарушен, следу­ ет изменить длину блокировочной тяги.

Зазор между отжимными рычагами и

135

упорной втулкой отводки должен быть в пределах 2—3 миллиметров с разницей для отдельных рычагов не более 0,3 мил­ лиметра. Этому зазору соответствует свободный ход педали, равный 30—50 миллиметрам. Для регулировки следует снять крышку верхнего люка корпуса, расшплинтовать гайки отжимных тяг, устанавливая их поочередно против люка проворачиванием коленчатого вала дви­ гателя. Завертывая гайку, изменяем за­ зор: с поворотом гайки на Ѵб (на величи­ ну одной прорези под шплинт) зазор уве­ личивается на 1 миллиметр, а это соот­ ветствует увеличению свободного хода педали на 10 миллиметров.

Уход за коробкой передач состоит в передним нажимным диском регу­ лируют следующим образом: ввертывают упорные болты до упора, а затем отвер­ тывают каждый из них на семь «щелч­ ков». После этого закрывают люк, запу­ скают двигатель и проверяют действие муфты сцепления.

УХОД ЗА КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

Уход за коробкой передач состоит в том, чтобы систематически проверять ее

136

работу, наблюдать, не перегрелась ли ко­ робка, не подтекает ли масло, своевре­ менно проверять и доливать масло, сменять масло полностью и подтягивать наружные -резьбовые соединения. Нагрев коробки допускается до 60°С. При полной смене масла рекомендуется снятькрышку и осмотреть состояние шестерен, фиксаторов и подшипников.

Уход за механизмами заднего моста и конечной передачей трактора ДТ-54,

ДТ-54А

Уход за механизмами заднего моста состоит в том, чтобы следить, нет ли пе­ регрева, подтекания масла, шума, заме­ нять масло, проверять и регулировать за­ цепление конических шестерен, промы­ вать бортовые фрикционы, муфты пово­ рота при пробуксовывании, регулировать механизмы управления.

Проверка и регулировка зацепления конических шестерен. Регулировать за­ цепление конических шестерен и зазоры в подшипниках следует только в том слу­ чае, когда шестерни работают ненормаль-

137