Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
держащейся в топливе. Значительное влияЛш оказы вают такие качества топлива, как содержание механи ческих примесей воды, коксовое число, содержание водо растворимых кислот и щелочей. При неполном сгорании рабочей смеси, особенно при значительном дымлении, часто сопровождающем работу дизелей, происходит ин тенсивное образование отложений (рис. 18), ухудшаю-
Рис. 18. Влияние состава рабочей смеси на на дежность двигателей:
/ — полнота сгорания (дымность, %); 2 — продолжитель ность работы до закоксовывания компрессионных колец на масле без присадки; 3 — то же на масле с присадкой
78
щих подвижность поршневых колец. При значительном образовании нагара резко снижается мощность двига теля. Обычно работа с дымным выхлопом, особенно при перевозке груза, считается нормальным явлением. Меж ду тем надежность работы двигателя в зависимости от степени дымления может изменяться более чем в 10 раз.
Важнейшим показателем, определяющим влияние топлива на надежность дизельных двигателей, служит содержание серы. Под влиянием серы (табл. 16) усили вается образование нагара и износ цилиндро-поршневой группы двигателя.
ч Таблица 16
Влияние содержания серы на износ гильз цилиндров различных двигателей
|
Интенсивность износа в я к |
на 100 ч |
работы в зависи- |
|||
|
|
мости от содержания серы, % |
|
|||
|
0,2 |
|
0,6 |
|
|
1,0 |
Тип двигателя- |
|
|
при испытаниях |
|
|
|
|
эксплуата ционных |
|
эксплуата ционных |
|
эксплуа тационных |
|
|
стендовых |
стендовых |
стендовых |
|||
ЯАЗ-204 |
18 |
|
21 |
26 |
25,5 |
64,8 |
Д-35 |
3,9 |
23,0 |
— |
28,0 |
7,0 |
44,0 |
Д-54 |
3,0 |
10,0 |
6,4 |
12,0 |
— |
15,0 |
КДМ-46 |
— |
5,0 |
|
7,0 |
— |
9,0 |
Данные таблицы показывают, что наиболее чувстви тельны к влиянию серы более быстроходные и форсиро ванные двигатели ЯАЗ-204 и Д-35. Причем в условиях
79
эксплуатации влияние серы проявляется намного боль ше (в 3—6 раз), чем в стационарных условиях при ра боте на стенде в лаборатории. Объясняется это тем, что в условиях эксплуатации режим работы переменный и двигатель может работать продолжительное время
Рис. 19. Износ автотракторных двигателей в зависимости от качества топлива (содержания серы) и температуры в системе охлаждения:
1 — износ карбюраторных и дизельных двигателей при |
ма |
|
лом содержании серы |
в топливе (до 0,2%); 2 — износ |
двига |
телей типа Д-54-60 |
(при повышенном содержании |
серы |
втопливе (1,3%)
спониженной нагрузкой и температурой, при которой влияние серы значительно большее. О том, насколько велико влияние серы при пониженной температуре в си
80
стеме охлаждения двигателя, можно судить по данным графика, приведенном на рис. 19. Как в карбюраторных, так и в дизельных двигателях при минимальном содер жании серы (до 0,2%) с понижением температуры до 30°С износ повышается на 350%. При более высоком содержании серы износ повышается значительно боль ше, и при температуре 35°С он уже в 14 раз больше, чем при нормальных условиях.
Качество смазочных масел также оказывает значи тельное влияние на эксплуатационную надежность всех видов лесозаготовительного оборудования. От качества смазочных масел зависит надежность автотракторных двигателей, трансмиссий механических и гидравлических устройств. Нарушение карт смазки по применению сма зочных материалов часто служит основной причиной преждевременного выхода двигателя из строя.
От качества масла (низкотемпературных свойств) зависит пусковая надежность двигателей и возможность »работы других механизмов при пониженной темпера туре, а также топливная экономичность. Качество масла оказывает большое влияние на интенсивность коррозии металлических деталей, которая в свою очередь является одной из основных причин ухудшения надеж ности и долговечности двигателей внутреннего сгорания. Важным показателем надежности служит интенсив ность образования отложений, которые, покрывая по верхность деталей, ухудшают тепловой режим, нару шают нормальную подачу масла к поверхностям трения, понижают плотность сопряжений (например, между поршнем и цилиндром при закоксовывании поршневых
колец).
Для того чтобы обеспечить надежную работу меха низмов, недостаточно иметь нужный сорт масла и про верить его качество. Не менее важно учитывать, как бу-
6 А. В. Серов |
81 |
дет изменяться качество масла в процессе работы меха низма под влиянием рабочего процесса и внешних фак торов (температуры окружающей среды, запыленности, влаги и других). Не зная степени влияния различных факторов на изменение эксплуатационных качеств масел и его реальной работоспособности, нельзя принимать надлежащие меры, обеспечивать своевременную смену масла, соблюдать оптимальные режимы работы, приме нять сорта масел в соответствии с конкретными усло виями, полноценно выполнять мероприятия по техниче скому обслуживанию, связанные с работой системы смазки. Требования к качеству масел и их влияние на эксплуатационную надежность оборудования возрас тают по мере того, как совершенствуются машины и ме ханизмы, повышается производительность, увеличива ются силовые и температурные нагрузки (табл. 17).
Анализируя показатели табл. 17, нетрудно убедиться в том, что-даже в тех двигателях, которые модернизиро-
Таблица 17
Характеристика режима работы двигателей ЗИЛ
Тип двигателя
Мощность, л. с. |
Литраж |
Удельная мощность, л. с{л |
Скорость вра щения, обімия |
Расход топли ва, кгін |
Емко
І
кі
Я
ч W
X я
О X
ЯН |
^ |
|
смазки |
ЗИС-5 |
73 |
5,55 |
13,2 |
2300 |
21 |
21 |
7 |
ЗИЛ-120 |
90 |
5,55 |
16,2 |
2700 |
23,5 |
21 |
8,5 |
ЗИЛ-121 |
109 |
5,55 |
19,8 |
2800 |
27,4 |
24 |
11 |
ЗИЛ-130 |
150 |
6,0 |
25 |
3200 |
32 |
25 |
11 |
ЗИЛ-133 |
190 |
6,0 |
32 |
3900 |
45,5 |
25 |
11 |
82
вались на старой основе (ЗИС-5, ЗИЛ-121), условия работы масла стали значительно напряженнее. В новых двигателях ЗИЛ (ЗИЛ-130, ЗИЛ-133) требования к ка честву масла возросли в еще большей степени, и эксплу атация этих двигателей на тех маслах, на которых эксплуатировались старые типы двигателей, вообще не допустима.
Опыт эксплуатации новых двигателей ЗИЛ показы вает, что при нарушении рекомендаций по смазке и при менении масел типа автол наблюдается заклинивание поршней, обрыв шатунов, сплошные задиры по всей ша тунной шейке, провертывание вкладышей, задиры толка телей. Ранее подобные дефекты' в двигателе ЗИЛ в мас совом порядке вообще не наблюдались.
Эксплуатационные качества масел, обеспечивающие надежность двигателей, зависят от ряда факторов, важ нейшими из которых являются: качество исходного сырья, технология производства, режим работы и конст руктивное совершенство системы смазки.
Смазочное масло, полученное в натуральном виде, обладает определенными качествами, которые могут обеспечивать работу механизма в тех или иных уело виях в течение определенного промежутка времени.
Когда требования по условиям работы механизмов возрастают настолько, что «запас» естественных качеств исчерпан и работа сопряжений не может быть обеспе чена вообще или срок службы масла становится весьма малым, в него вводят специальные добавки — присадки.
Одним из основных показателей качества всех сма зочных масел является вязкость, от которой зависит важнейшее условие надежной работы механических сопряжений — резделение трущихся поверхностей, обра зование «масляного клина», обеспечивающего наиболее благоприятный жидкостный характер трения.
83
От вязкости масла |
зависит |
пусковая |
надежность |
двигателей, возможность работы |
многих |
механизмов |
|
в холодное время года, |
расход топлива или электроэнер |
||
гии. |
|
|
|
Вязкостные свойства масел могут быть значительно улучшены посредством добавки специальных присадокдепрессаторов или загущающих (масла типа АКЗ или АСЗ). Иногда в условиях эксплуатации для понижения вязкости масла его разбавляют бензином, дизельным топливом, керосином или маловязким маслом (напри мер, веретенным).
В процессе работы вязкость масла изменяется, как правило, значительно медленнее других качеств, в основ ном в сторону повышения. Однако в некоторых случаях вязкость может понижаться настолько, что в результате резко ухудшается надежность. Наиболее часто это про исходит в двигателях при применении бензина низкого качества, в холодное время рода, при плохом подогреве перед пуском. В этих условиях часть бензина остается неиспарившейся, или после конденсации, в жидком со стоянии проникает в картер, способствуя понижению вязкости настолько, что смазка подшипников не обеспе чивается и они разрушаются-
Большое влияние на надежность оказывают противо коррозионные качества масел. В современных двигате лях интенсивность коррозии возросла под влиянием форсировки рабочего процесса — значительного повы шения часового расхода топлива, а следовательно, и ко личества продуктов сгорания, вызывающих коррозию, а также в результате применения топлив с повышенным содержанием серы.
Природные противокоррозионные качества масел не велики, и для обеспечения надежной работы современ ных двигателей в масла добавляют специальные при-
84