Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Следовательно, повышение эксплуатационной надеж ности может быть достигнуто за счет применения надлежащих сортов смазочных масел, а также улучшения условий их работы путем своевременно го технического обслуживания приборов топлива и маслоподачи.
Эти важные условия для обеспечения эксплуатацион ной надежности часто недооцениваются на предприятиях лесозаготовительной промышленности. Как правило, в процессе технического обслуживания наименьшее вни мание уделяется приборам фильтрации воздуха, масла. Почти повсеместно отсутствуют средства контроля ско рости вращения реактивных масляных центрифуг, состо яния фильтров тонкой и грубой очистки. От смены до смены масла не очищаются магнитные уловителифильтры. Неполноценно обслуживаются воздушные фильтры.
Еще хуже обслуживается система охлаждения, из которой почти повсеместно стараются удалить термоста ты. В результате такой «рационализации» значительно ухудшается стабильность температурного режима двига телей, повышается износ и ухудшается надежность.
ИЗМЕНЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
И КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ
Надежность любого технического устройства изме няется в процессе эксплуатации в зависимости от многих факторов, важнейшим из которых является продолжи тельность работы. Влияние других факторов проявляет ся как функция времени.
91
V
При всем многообразии технических устройств изме нение их эксплуатационной надежности в зависимости от продолжительности работы подчиняется определен ной закономерности.
В общем случае, когда показателем надежности яв ляется интенсивность отказов, характеристика измене ния ее имеет вид, изображенный на рис. 24. В начальный период работы (на графике — 1) основной причиной цо-
Рис. 24. Изменение надежности в зависимости от продол жительности работы (общая закономерность)
вышения интенсивности отказов (ухудшения надежнос ти) является проявление скрытых производственных и технологических дефектов, не обнаруженных при конт роле. Часто продолжительность проверки при контроле устанавливается значительно меньше необходимой для того, чтобы мог проявиться тот или иной дефект. В дви гателях и других нагруженных механизмах процесс при-
92
работки протекает в трудных условиях и при наличии
нарушений в технологии |
или дефектов деталей отказ |
(потребность в ремонте) |
может возникнуть еще в про |
цессе обкатки. |
начального периода работы |
Продолжительность |
зависит от уровня технологии производства, общей про изводственной культуры и колеблется в широких преде лах в зависимости от типа устройства. Для различных > приборов и средств автоматики продолжительность начального периода лежит в пределах десятков часов. Для механических устройств, в особенности таких слож ных, как двигатели или в целом автомобили и тракторы, период приработки или обкатки может продолжаться значительно дольше — до 1000 ч работы и более.
Подобные колебания объясняются характером про цессов, происходящих при обкатке. Наиболее быстро
происходит приработка |
различных микронеровностей |
и других шероховатостей |
в результате механической |
обработки или нарушений, возникших при работе. Одна ко в процессе термообработки и сборки возникают более серьезные отклонения в состоянии сопряженных дета лей, в особенности нарушается правильная геометриче ская форма.
Для устранения дефектов подобного рода (прира ботка макрогеометрии) необходимо более продолжи тельное время — практически от нескольких десятков (по инструкциям для автомобилей до 2 тыс. км пробега и для тракторов до 60 ч работы) до сотен часов.
Первый период приработки оказывает решающее влияние на всю последующую работу устройства, на на дежность и долговечность в процессе дальнейшей эксплуатации. Если в течение этого периода не будут обеспечены наиболее благоприятные условия подготовки отдельных сопряжений или деталей к принятию полной
93
эксплуатационной нагрузки, то и последующая работа будет сопровождаться неисправностями и другими нару шениями технического состояния.
Для надлежащего контроля за работой в первый период устанавливается особый режим технического об служивания. Значительно чаще должны производиться технические уходы, чаще меняться смазка и т. д. Опыт эксплуатации оборудования в лесозаготовительных пред приятиях показывает, что это важное условие, обеспе чивающее надежность, должным образом не выполня ется. Среди руководителей предприятий распространено убеждение, что период обкатки должен быть сведен к минимуму. В полной мере не соблюдается требование более частого и качественного технического обслужи вания- В результате у нового оборудования (табл. 19)
на первых |
порах эксплуатации возникает потребность |
в текущих |
ремонтах. |
Во втором периоде работы после выявления и устра нения производственных дефектов надежность стано вится более устойчивой (при условии регулярного и пол ноценного технического обслуживания). В этот период постепенно изменяются механические свойства материа лов, химические, электрические и другие характеристи ки. Пока эти изменения находятся в пределах опреде ленного «запаса качества», обеспечивающего установ ленный уровень работоспособности, общая надежность заметно не нарушается. После того как состояние опре
деленного количества деталей |
изменится, |
ухудшится |
и надежность. В результате |
увеличится |
количество |
отказов — текущих ремонтов и простоев, связанных с не обходимостью их выполнения.
В третьем периоде эксплуатации состояние большин ства элементов ухудшается настолько, что требуются более частые остановки для замены или устранения
94
каких-либо дефектов. После отработки установленного межремонтного периода значительно возрастает трудо емкость текущих ремонтов (рис. 25), заметно падает их периодичность. После капитального ремонта техниче ское состояние оборудования теоретически должно быть полностью восстановлено до состояния нового. Однако при капитальном ремонте наряду с новыми многие де тали устанавливают без ремонта или после восстановле-
Рис. 25. Влияние продолжительности работы на периодич ность (/) и объем (2) текущих ремонтов автомобиля
ния. Показатели качества материала таких деталей не проверяют, и они в значительной степени отличаются от качества материала новых деталей.
В таких условиях оборудование после капитального ремонта должно обслуживаться чаще, чем новое. По следствия нарушения периодичности и качества выпол-.
95
нения технических уходов в этом случае будут отра жаться еще более заметно на увеличении количества текущих ремонтов (табл. 19), простоев оборудования и затрат (табл. 20). Ухудшение надежности отражается не только на количестве и объеме текущих ремонтов. Ухудшаются эксплуатационные качества оборудования, определяющие мощностные, силовые, скоростные и дру гие параметры, а следовательно, и производительность
(табл. 21).
Таблица 19
Влияние продолжительности эксплуатации трелевочных тракторов на потребность
в текущих ремонтах
Показатели на 100 ч работы по текущим
|
ремонтам |
|
Продолжительность эксплуатации |
трудозат |
|
простои, |
||
ч раты, ч е л . - ч |
Новые |
(1000—1400 |
ч) |
на |
9,9 |
10,4 |
конец |
периода . |
. . . |
|||
После |
отработки |
ресурса |
12,9 |
26,3 |
|
(4000—5000 ч) . |
. . |
. |
|||
После 1-го капитального |
20,3 |
43,6 |
|||
ремонта ' ......................... |
Практически влияние продолжительности эксплуата ции на изменение надежности учитывается тем, что в соответствии с положением по организации техниче ского обслуживания и ремонта оборудования уменьша ется продолжительность межремонтного цикла после капитального ремонта, уменьшается периодичность тех-
96
Таблица 20
Влияние продолжительности эксплуатации на затраты по текущему ремонту автомобилей ЗИЛ-150
Затраты |
на 1 к м |
пробега, коп. |
|
|
в том числе |
||
Продолжительность эксплуатации |
на рабочую |
||
всего |
|||
силу |
па запчасти |
До 1-го капитального |
ремон |
|
1—4 |
та ........................................... |
2 10 |
i - б |
|
Между капитальными |
ремон |
8 |
8 |
тами ................................. |
16 |
||
|
|
Таблица 21 |
|
Влияние продолжительности эксплуатации |
|
||
на производительность трелевочных |
тракторов |
|
|
|
Средняя производи |
|
|
Характеристика |
тельность |
|
|
состояния |
|
|
|
тракторов |
|
|
|
|
ле3/мссяц |
% |
|
Н о в ы е ................................. |
1146 |
100 |
|
После капитального ре |
73 |
|
|
монта ............................. |
837 |
|
нических уходов, увеличиваются допустимые простои
итрудозатраты на текущий ремонт.
Втех случаях, когда технические уходы не выполня ются регулярно, это в первую очередь тяжело отра-.
7 Л. В. Серов |
97 |
Таблица 22
Влияние продолжительности эксплуатации на показатели работы автомобилей МАЗ-501
|
|
|
|
|
Пробег |
Снижение |
|
|
|
|
|
|
средней |
Характеристика состояния автомобилей |
км |
% |
вывозки |
|||
|
|
|
|
за квартал. |
||
|
|
|
|
|
|
> - |
а) — новые |
(I квартал |
эксплуата- |
9500 |
100 |
— |
|
ции) |
................................................ |
|
|
|
||
б) — перед |
постановкой |
в капи- |
|
|
|
|
тальнын ремонт (последний квар |
7500 |
79 |
22,5 |
|||
тал |
эксплуатации) ........................ |
жается на оборудовании, отработавшем большую часть межремонтного периода.
При правильной организации технического обслужи вания, особенно операций, которые позволяют опреде лить техническое состояние работающего оборудования без его разборки (методами технической диагностики), можно действительно предупреждать возникновение неисправностей, а следовательно, и текущих ремонтов, связанных с их устранением, либо своевременно произ водить ремонт при меньшем объеме работ.
Надежность и квалификация рабочих. Квалифика ция рабочих относится к наиболее важным факторам, определяющим эксплуатационную надежность машин н механизмов вообще и лесозаготовительного оборудо вания в первую очередь в связи с особенностями эксплу атации.
Даже в тех случаях, когда оборудование стационар ное и условия работы более благоприятны, роль квали фикации, значение приемов работы и связанные с ними режимы работы оборудования (нагрузки, скорости и их
98