Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
«шиfids nogsHmdou ■ойрнт/пЪ эонс^
\
м г-экб /нг
? железа
rtuufids noQdHmdouodpHm/nY) эонсу
та
ш
Ж
г;
С
О
н
СЗ
СО
н
о S
<ѵ ж V о
та ч ж а>
s ' Ё
ж ж
та ж
>> s
Он та
и
та*
к Она> cf s О
а> и S
ж (U
ж S S ж
Ч О) СО a
ж
п ж
о а> с S
ж >»
ч
ш а> н Ч та о и та
Sсо S cf со
S S
но ж о с( ж тао
* S
а> О. Cfта ж Ж та а» cfо
ж X <і> таи
жО) Q-
S МН та
S
о
сч
CJ
Cu
расход присадки |
содержании серы; |
присадки при на |
2 износ и |
высоком |
и расход |
J и |
при |
износ |
влияние количества серы в топливе; О — влияние нагрузки; |
малом содержании серы; 3 и 4 — износ и расход присадки |
2 ' — износ и расход присадки при нагрузке 50%; 3' и 4' — грузке 100% |
<3 |
С - |
садки, которые либо нейтрализуют действие веществ, вызывающих коррозию, либо защищают поверхность деталей.
В условиях эксплуатации противокоррозионные ка чества масел изменяются в результате расхода присадки (рис. 20) в зависимости от режима работы и содержа ния серы в топливе.
С учетом влияния режима работы и качества топлива срок службы масла в двигателе не может оставаться неизменным и должен корректироваться с таким расче том, чтобы качество масла обеспечивало надежную ра боту двигателя.
Разные типы присадок неодинаковы по своей эффек тивности, поэтому количество их, добавляемое в масла, также неодинаково (от 3 до 8% и более). Природные качества масел не обеспечивают и другое важное свой ство-защ иту от образования отложений. Образование различных смолистых веществ зависит от технологии производства масла и от его стабильности в условиях воздействия высокой температуры, кислорода воздуха и продуктов сгорания рабочих смесей.
Стабильность масел повышается посредством введе ния антиокислительных присадок.
Образование отложений зависит не только от .ве ществ, образующихся в самом масле, но от тех веществ, которые проникают в масло в виде продуктов неполного сгорания топлива. Для того чтобы эти вещества не осе дали на поверхности деталей, в масло вводят противо нагарную присадку. Под действием такой присадки частицы нагара и сажи измельчаются настолько, что находятся в масле во взвешенном состоянии (рис. 21).
В связи с наличием противонагарных присадок ранее применявшийся на практике контроль состояния масла в двигателе по цвету становится непригодным. Чем
86
лучше действует |
присадка, |
тем |
«грязнее» бу |
дет масло даже |
в первое |
время |
работы двига |
теля.
Продолжительность «работы» масла оказывает боль
шое влияние |
на |
надежность |
(рис. 22). |
Для «средних» |
|||||||
условий |
эксплуатации |
■--------- --— ---* |
------- - |
||||||||
каждого типа |
двигате- |
||||||||||
ля |
|
устанавливается |
I |
а |
|
, |
|
|
|||
определенный |
|
срок |
і |
* |
|
|
|||||
службы |
рекомендован- |
|
|
|
|
|
|||||
ных сортов масел. В |
|
|
|
|
щ« |
|
|||||
тех случаях, когда ус |
|
|
|
|
|
||||||
ловия |
|
эксплуатации |
|
|
|
|
|
|
|||
резко |
|
изменяются, |
|
|
|
|
|
|
|||
можно корректировать |
|
|
|
|
|
|
|||||
и срок смены |
его с та |
|
|
|
|
|
|
||||
ким |
|
расчетом, |
чтобы |
|
|
|
|
|
|
||
обеспечить надежную |
|
|
|
і |
|
|
|||||
работу двигателя. |
|
|
|
|
|
||||||
Надежность |
зубча |
|
|
|
|
|
|||||
тых передач также за |
|
|
|
|
|
|
|||||
висит от качества ма |
|
|
|
|
|
|
|||||
сел. |
Наиболее |
важную |
|
|
|
|
|
|
|||
роль |
|
в |
механизмах |
|
Рис. 21. Влияние присадки |
||||||
с зубчатыми передача |
|
||||||||||
|
на |
состояние нагарообра |
|||||||||
ми |
играют |
свойства, |
|
зующих |
веществ в смазоч |
||||||
определяющие |
проч |
|
|
|
ном |
масле: |
|
||||
ность |
масляной |
плен |
|
а — масло |
без |
присадки; |
б — |
||||
ки в условиях высо |
|
|
масло с |
присадкой |
|
||||||
ких |
давлений |
между |
|
|
|
|
|
|
зубьями шестерен (особенно в главной передаче авто
мобилей). Природная |
«прочность» масляной пленки |
у некоторых сортов |
масел (например, у остаточных) |
довольно высока, однако и она в современных условиях
87
оказывается уже недостаточной, особенно с учетом не обходимости понижения вязкости.
Применение трансмиссионных масел типа нигрол, ис пользовавшихся до последнего времени в трансмиссион ных механизмах тракторов и автомобилей, приводит
Продолжительностьработы маслад ддигателедосмены
Рис. 22. Изменение надежности двигателя в зависимости от продолжительности работы масла:
1 — продолжительность работы до залегания 1-го компрессионного кольца; 2 — количество нагара на деталях двигателя
в современных автомобилях к тяжелым последствиям (табл. 18). На поверхности зубьев шестерен появляются задиры, происходит выкрашивание (питтинг). В транс миссии автомобилей ЗИЛ-130 при работе на нигроле
88
полностью разрушается хвостовик (рис. 23). Темпера тура масла летом повышается до 130°С и более, наблю дается значительное окисление масла и образование отложений на деталях.
Из таблицы видно, что присадки к трансмиссионным маслам весьма эффективны, однако действие их неоди
наково. |
|
Поэтому |
важно |
|
. ................. |
|
||||||
применять масло в соответ- |
|
|
||||||||||
ствии |
с |
рекомендациями |
|
|
|
|
||||||
карт |
смазки. |
|
|
реко |
|
|
|
|
||||
При |
|
нарушении |
|
|
|
|
||||||
мендаций резко ухудшается |
|
|
|
|
||||||||
надежность, |
учащается |
по |
|
|
|
|
||||||
требность в текущих ремон |
|
|
|
|
||||||||
тах, регулировках, умень |
|
|
|
|
||||||||
шаются межремонтные |
про |
|
|
|
|
|||||||
беги. |
|
применении |
транс |
|
|
|
|
|||||
При |
|
|
|
|
||||||||
миссионных |
масел |
необхо |
|
|
|
|
||||||
димо |
учитывать |
и |
влияние |
|
|
|
|
|||||
пониженных |
температур. |
|
|
|
|
|||||||
Так, в трелевочных тракто |
Рис. 23. Состояние хвостовика |
|||||||||||
рах |
температура |
масла не |
главной |
передачи автомобиля |
||||||||
достигает |
нормальной иног |
ЗИЛ-130 при работе на |
мас |
|||||||||
да даже |
к |
концу |
смены. |
лах с |
присадкой и без |
при |
||||||
В этих условиях |
значитель |
|
|
садки: |
|
|||||||
а — нипрол «Л»; б — масло. ТАП15 |
||||||||||||
но возрастает расход топли |
||||||||||||
с присадкой; |
в — то же, с |
при |
||||||||||
ва, а в сильные морозы |
|
садкой хлоірэф |
|
|||||||||
значительно |
затрудняется |
|
|
|
|
|||||||
движение. |
|
|
|
|
масла |
на |
практике |
его |
||||
Для |
понижения вязкости |
часто разбавляют керосином или дизельным топливом. При разбавлении керосином качество масла ухудшает ся, повышается износ зубьев, так как при высокой тем-
89
Таблица 18
Результаты испытаний трансмиссионных масел в задних мостах автомобилей ЗИЛ
Масло |
Состояние шестерен |
Тип присадки |
Количе ство при садки, % |
Износ зуба хво стовика, мм |
Нигрол |
„Л“ |
Плохое, |
задиры, |
износ . |
Нет |
5 |
0,62 |
ТАП15 |
• |
Удовлетворительное |
ЛЗ-6/9 |
5 |
0,05 |
||
То же |
|
Хорошее |
|
|
Хлорэф 40 |
2 |
0,02 |
|
|
Незначительные |
задиры, |
ЭЗ-5 |
5 |
0,2 |
|
|
|
мелкое |
выкрашивание . |
пературе в зоне контакта образуются частицы кокса, действующие как абразив. Дизельное топливо или маловязкое масло (типа веретенного) применять в качестве разбавителя более целесообразно. Для предотвращения значительных колебаний вязкости механизмы трансмис сии в холодное время года подогревают и утепляют-
Для поддержания качества масел на определенном уровне в работающих механизмах применяются различ ные приспособления. Особенно большую роль играют
такие устройства, |
как всевозможные фильтры, |
магнит |
||
ныеуловители, |
реактивные |
центрифуги |
и |
другие, |
а также различные устройства |
в системе |
охлаждения, |
питания и др. В частности, усиленное образование отло жений в двигателях может произойти и часто происхо дит вследствие ненадежной работы системы питания и охлаждения. Коррозийный износ и образование отло жений также значительно усиливаются при нарушениях в системе охлаждения.
90