Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«шиfids nogsHmdou ■ойрнт/пЪ эонс^

\

м г-экб /нг

? железа

rtuufids noQdHmdouodpHm/nY) эонсу

та

ш

Ж

г;

С

О

н

СЗ

СО

н

о S

ж V о

та ч ж а>

s ' Ё

ж ж

та ж

>> s

Он та

и

та*

к Она> cf s О

а> и S

ж (U

ж S S ж

Ч О) СО a

ж

п ж

о а> с S

ж

ч

ш а> н Ч та о и та

Sсо S cf со

S S

но ж о с( ж тао

* S

а> О. Cfта ж Ж та а» cfо

ж X <і> таи

жО) Q-

S МН та

S

о

сч

CJ

Cu

расход присадки

содержании серы;

присадки при на­

2 износ и

высоком

и расход

J и

при

износ

влияние количества серы в топливе; О — влияние нагрузки;

малом содержании серы; 3 и 4 — износ и расход присадки

2 ' — износ и расход присадки при нагрузке 50%; 3' и 4' — грузке 100%

<3

С -


садки, которые либо нейтрализуют действие веществ, вызывающих коррозию, либо защищают поверхность деталей.

В условиях эксплуатации противокоррозионные ка­ чества масел изменяются в результате расхода присадки (рис. 20) в зависимости от режима работы и содержа­ ния серы в топливе.

С учетом влияния режима работы и качества топлива срок службы масла в двигателе не может оставаться неизменным и должен корректироваться с таким расче­ том, чтобы качество масла обеспечивало надежную ра­ боту двигателя.

Разные типы присадок неодинаковы по своей эффек­ тивности, поэтому количество их, добавляемое в масла, также неодинаково (от 3 до 8% и более). Природные качества масел не обеспечивают и другое важное свой­ ство-защ иту от образования отложений. Образование различных смолистых веществ зависит от технологии производства масла и от его стабильности в условиях воздействия высокой температуры, кислорода воздуха и продуктов сгорания рабочих смесей.

Стабильность масел повышается посредством введе­ ния антиокислительных присадок.

Образование отложений зависит не только от .ве­ ществ, образующихся в самом масле, но от тех веществ, которые проникают в масло в виде продуктов неполного сгорания топлива. Для того чтобы эти вещества не осе­ дали на поверхности деталей, в масло вводят противо­ нагарную присадку. Под действием такой присадки частицы нагара и сажи измельчаются настолько, что находятся в масле во взвешенном состоянии (рис. 21).

В связи с наличием противонагарных присадок ранее применявшийся на практике контроль состояния масла в двигателе по цвету становится непригодным. Чем

86

лучше действует

присадка,

тем

«грязнее» бу­

дет масло даже

в первое

время

работы двига­

теля.

Продолжительность «работы» масла оказывает боль­

шое влияние

на

надежность

(рис. 22).

Для «средних»

условий

эксплуатации

■--------- --— ---*

------- -

каждого типа

двигате-

ля

 

устанавливается

I

а

 

,

 

 

определенный

 

срок

і

*

 

 

службы

рекомендован-

 

 

 

 

 

ных сортов масел. В

 

 

 

 

щ«

 

тех случаях, когда ус­

 

 

 

 

 

ловия

 

эксплуатации

 

 

 

 

 

 

резко

 

изменяются,

 

 

 

 

 

 

можно корректировать

 

 

 

 

 

 

и срок смены

его с та­

 

 

 

 

 

 

ким

 

расчетом,

чтобы

 

 

 

 

 

 

обеспечить надежную

 

 

 

і

 

 

работу двигателя.

 

 

 

 

 

Надежность

зубча­

 

 

 

 

 

тых передач также за­

 

 

 

 

 

 

висит от качества ма­

 

 

 

 

 

 

сел.

Наиболее

важную

 

 

 

 

 

 

роль

 

в

механизмах

 

Рис. 21. Влияние присадки

с зубчатыми передача­

 

 

на

состояние нагарообра­

ми

играют

свойства,

 

зующих

веществ в смазоч­

определяющие

проч­

 

 

 

ном

масле:

 

ность

масляной

плен­

 

а — масло

без

присадки;

б —

ки в условиях высо­

 

 

масло с

присадкой

 

ких

давлений

между

 

 

 

 

 

 

зубьями шестерен (особенно в главной передаче авто­

мобилей). Природная

«прочность» масляной пленки

у некоторых сортов

масел (например, у остаточных)

довольно высока, однако и она в современных условиях

87


оказывается уже недостаточной, особенно с учетом не­ обходимости понижения вязкости.

Применение трансмиссионных масел типа нигрол, ис­ пользовавшихся до последнего времени в трансмиссион­ ных механизмах тракторов и автомобилей, приводит

Продолжительностьработы маслад ддигателедосмены

Рис. 22. Изменение надежности двигателя в зависимости от продолжительности работы масла:

1 — продолжительность работы до залегания 1-го компрессионного кольца; 2 — количество нагара на деталях двигателя

в современных автомобилях к тяжелым последствиям (табл. 18). На поверхности зубьев шестерен появляются задиры, происходит выкрашивание (питтинг). В транс­ миссии автомобилей ЗИЛ-130 при работе на нигроле

88

полностью разрушается хвостовик (рис. 23). Темпера­ тура масла летом повышается до 130°С и более, наблю­ дается значительное окисление масла и образование отложений на деталях.

Из таблицы видно, что присадки к трансмиссионным маслам весьма эффективны, однако действие их неоди­

наково.

 

Поэтому

важно

 

. .................

 

применять масло в соответ-

 

 

ствии

с

рекомендациями

 

 

 

 

карт

смазки.

 

 

реко­

 

 

 

 

При

 

нарушении

 

 

 

 

мендаций резко ухудшается

 

 

 

 

надежность,

учащается

по­

 

 

 

 

требность в текущих ремон­

 

 

 

 

тах, регулировках, умень­

 

 

 

 

шаются межремонтные

про­

 

 

 

 

беги.

 

применении

транс­

 

 

 

 

При

 

 

 

 

миссионных

масел

необхо­

 

 

 

 

димо

учитывать

и

влияние

 

 

 

 

пониженных

температур.

 

 

 

 

Так, в трелевочных тракто­

Рис. 23. Состояние хвостовика

рах

температура

масла не

главной

передачи автомобиля

достигает

нормальной иног­

ЗИЛ-130 при работе на

мас­

да даже

к

концу

смены.

лах с

присадкой и без

при­

В этих условиях

значитель­

 

 

садки:

 

а — нипрол «Л»; б — масло. ТАП15

но возрастает расход топли­

с присадкой;

в — то же, с

при­

ва, а в сильные морозы

 

садкой хлоірэф

 

значительно

затрудняется

 

 

 

 

движение.

 

 

 

 

масла

на

практике

его

Для

понижения вязкости

часто разбавляют керосином или дизельным топливом. При разбавлении керосином качество масла ухудшает­ ся, повышается износ зубьев, так как при высокой тем-

89



Таблица 18

Результаты испытаний трансмиссионных масел в задних мостах автомобилей ЗИЛ

Масло

Состояние шестерен

Тип присадки

Количе­ ство при­ садки, %

Износ зуба хво­ стовика, мм

Нигрол

„Л“

Плохое,

задиры,

износ .

Нет

5

0,62

ТАП15

Удовлетворительное

ЛЗ-6/9

5

0,05

То же

 

Хорошее

 

 

Хлорэф 40

2

0,02

 

 

Незначительные

задиры,

ЭЗ-5

5

0,2

 

 

мелкое

выкрашивание .

пературе в зоне контакта образуются частицы кокса, действующие как абразив. Дизельное топливо или маловязкое масло (типа веретенного) применять в качестве разбавителя более целесообразно. Для предотвращения значительных колебаний вязкости механизмы трансмис­ сии в холодное время года подогревают и утепляют-

Для поддержания качества масел на определенном уровне в работающих механизмах применяются различ­ ные приспособления. Особенно большую роль играют

такие устройства,

как всевозможные фильтры,

магнит­

ныеуловители,

реактивные

центрифуги

и

другие,

а также различные устройства

в системе

охлаждения,

питания и др. В частности, усиленное образование отло­ жений в двигателях может произойти и часто происхо­ дит вследствие ненадежной работы системы питания и охлаждения. Коррозийный износ и образование отло­ жений также значительно усиливаются при нарушениях в системе охлаждения.

90