Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
Как показывает опыт, при таком характере воздей ствия текущие ремонты подвески при работе в более тяжелых дорожных условиях приходится производить в 3 раза чаще, чем на дорогах с твердым покрытием
вхорошем состоянии, а удельный вес ремонтов относи тельно общего количества текущих ремонтов возрастает
в6 раз. От качества дорожного покрытия зависит запы ленность, которая в свою очередь оказывает значитель ное влияние на надежность и долговечность многих механизмов транспортных машин (табл. 8).
От запыленности больше всего страдают двигатели внутреннего сгорания, механизмы силовых передач и другие механизмы автомобилей, тракторов и лесозаго товительного оборудования. В автотракторных двигате лях при неисправных фильтрах значительно повышается износ цилиндро-поршневой группы и нарушается ее на дежность (усиливается пропуск газов, ухудшается со стояние масла и т. д.).
Таблица 8
Интенсивность износа двигателя в зависимости от содержания в воздухе кварцевых частиц
|
Среднее содер |
Интенсивность |
Структура почвы |
жание в пыли |
диаметрального |
кварцевых |
износа верхней |
|
|
частиц, % |
части ци |
|
|
линдров, М К ',4 |
Лёссовая ........................ |
65-75 |
1,76 |
С упесчаная........................ |
80-90 |
2,36 |
Песчаная.............................. |
92-98 |
2,8 |
Степень влияния дорожных условий на эксплуатаци онную надежность учитывается корректировкой перио
45
дичности |
технического |
обслуживания и |
ремонта. |
||
В соответствии с этим, |
чем тяжелее условия |
эксплуа |
|||
тации, тем больше внимания должно |
уделяться |
регу |
|||
лярности |
и качеству |
выполнения |
технических |
ухо |
|
дов. |
|
|
|
|
|
Однако, как показывает опыт, лесозаготовительные предприятия стараются использовать возможности кор ректировки только в отношении межремонтных пробегов для обоснования большого количества текущих ремон тов и малых межремонтных пробегов между капиталь ными. Периодичность технического обслуживания не корректируется, и качество выполнения технических уходов, особенно по таким элементам, как крепежные соединения, различные фильтры, находится не на долж ной высоте.
Между тем эффективность фильтрации воздуха и масла является одним из важнейших условий надеж ности.
Влияние фильтрации на износ двигателя таково. Для цилиндров с воздушным масляным фильтром износ составляет 100%; только с воздушным фильтром —
164%; без фильтров — 545%.
Особенно следует обратить внимание на такие филь трующие устройства, как воздушные фильтры, магнит ные фильтры в пробках двигателя, механизмов транс миссий, оказывающие весьма большое влияние на на дежность. При установке магнитного фильтра-уловителя содержание в масле механических примесей уменьшает ся в 6—8 раз и соответственно снижается износ дета лей. Уменьшается количество примесей, образующих от ложения в двигателе.
Количество пробок с магнитными фильтрами в раз личных механизмах более 10, а вот о том, что их надо регулярно очищать, знают не все рабочие, в результате
46
эффективность этих приспособлений значительно сни
жается.
Не менее важную роль в вопросах эксплуатацион ной надежности автотракторных двигателей играют ре гулярность и качество обслуживания фильтров систем питания. В системах питания при загрязненных фильт рах нарушается подача топлива, происходят частые остановки в процессе работы. Особенно заметно влия ние плохой фильтрации топлива в дизельных двигате лях лесовозных автомобилей и трелевочных трак торов в связи с тем, что многие предприятия недооцени вают значение организации и механизации за правки.
Часто можно наблюдать как лесовозный автомобиль, и особенно трелевочный трактор, заправляют топливом прямо из бочки, без фильтрации и отстоя. Между тем даже зимой количество механических примесей в ди
зельном топливе на |
лесосеке |
может достигать 60 г на |
1 т, а летом до 200 |
г и более. |
При регулярной заправке |
таким топливом без фильтрации срок службы прецизи
онных деталей |
топливной аппаратуры снижается |
в 10—20 раз при |
весьма ненадежной работе двига |
теля.
Влияние атмосферно-климатических условий на экс плуатационную надежность. Эксплуатационная надеж ность большинства технических устройств, и в особен ности основных видов лесозаготовительного оборудова ния, в значительной степени зависит от атмосферно климатических условий.
Под воздействием атмосферно-климатийеских усло вий резко изменяется состояние проезжей части дорог. Это в свою очередь сказывается на режиме работы ме ханизмов транспортных машин, на количестве неисправ ностей (табл. 9) и объеме текущих ремонтов.
47
Таблица 9
Влияние времени года на характер неисправностей грузового автомобиля
Деталь
Количество поломок деталей в % к общему числу поломок в разные месяцы
январь, февраль |
март |
а п р е л ь , май |
ИЮ НЬ |
сентябрь |
октябрь, ноябрь |
|
|
|
|
! |
|
Тормозные барабаны . . |
50 |
150 |
170 |
100 |
200 |
50 |
Рессоры................................ |
100 |
150 |
180 |
145 |
230 |
70 |
С цеп лен ие......................... |
100 |
50 |
40 |
40 |
40 |
100 |
• |
Вследствие значительного увеличения сопротивления |
|
|
движению соответственно заметно снижается полезная |
|
|
нагрузка |
(табл. 11) и повышается расход топлива. |
|
Даже в тех случаях, когда дорожные условия хоро |
|
|
шие, расход топлива зимой возрастает больше чем на |
|
|
10%, предусмотренных нормами. |
|
|
Температура и влажность окружающей среды оказы |
|
|
вают существенное влияние на изменение технического |
|
|
состояния всех элементов технических устройств-. |
|
|
Колебкния температуры отражаются на физико-хи |
|
|
мических и механических свойствах многих конструкци |
|
|
онных, а также эксплуатационных материалов. В свою |
|
|
очередь изменению качества материалов сопутствует из |
|
|
менение надежности и долговечности как отдельных |
|
|
сопряжений, так и машин в целом. |
|
|
При |
повышенной/ или пониженной (по сравнению |
|
с рабочей) температуре в широких пределах изменяет- |
48
|
|
|
|
|
|
Таблица 10 |
|
Влияние атмосферно-климатических условий |
|
||||
|
на техническое состояние и объем текущих ремонтов |
|||||
|
|
|
|
|
Время |
|
|
Показатель |
|
апрель- |
июнь- |
сентябрь- |
декабрь- |
|
|
|
май |
август |
ноябрь |
март |
Коэффициент технической |
0,88 |
0,91 |
0,89 |
0,895 |
||
готовности ..................... |
||||||
Объем |
текущего |
.ремон |
33,7 |
19,5 |
25,3 |
21,5 |
та, |
% ............................. |
|||||
|
|
|
|
|
Таблица |
11 |
Влияние атмосферно-климатических и дорожных условий |
||||||
|
на нагрузку |
и расход топлива |
лесовозных автомобилей |
|||
|
|
|
Средняя рейсовая нагрузка, м 3 |
|||
|
|
|
(числитель), и расход топлива, |
|||
|
Месяцы |
|
к гік м (знаменатель) |
|
||
|
грунтовые до |
|
|
|||
|
|
|
песчаные |
|
||
|
|
|
|
роги |
|
|
|
П - Ш - Х |
12,1/0,205 |
15/0,183 |
|
||
|
VI—VIII—IX |
14/0,113 |
18/0,153 |
|
ся прочность изделий из обычной резины, полимерных
идругих пластических материалов.
Вшироких пределах изменяется вязкость смазоч ных материалов и дизельных топлив, ухудшаются усло вия смазки сопряжений и работы трущихся пар, изме няется характер трения и интенсивность износа.
4 А. В. Сероі |
49 |
На графике рис. 7 показан общий характер измене ния величины момента трения в механизмах в зависи мости от температуры масла. Пределы изменения тем ператур на графике соответствуют тем, которые имеют место в зонах с наибольшей концентрацией лесозагото вительного оборудования.
Температцри масла 6 механизма»
Рис. 7. Влияние температуры - масла на изменение момента сопротивления (перемещению деталей)
В начальный момент работы температура масла в механизмах, эксплуатирующихся вне теплых помеще ний, без предварительной тепловой подготовки, соответ ствует температуре окружающей среды. При значитель ном понижении температуры вязкость большинства сма зочных масел, применяемых в трансмиссиях, редукто рах и двигателях, повышается настолько, что движение или вообще невозможно, или требует больших усилий. Трение и механический износ в этих условиях достига-
50
ют весьма .больших величин. По мере повышения тем пературы понижается вязкость масел и момент трения между деталями. Оптимальная рабочая температура масла в механизмах силовой передачи, при которой мо мент трения имеет наименьшее значение, находится в пределах 40—60°. При дальнейшем повышении тем пературы масла снижение вязкости становится опас ным, так как не обеспечивается необходимая величина слоя смазки между трущимися поверхностями деталей. Опытами установлено, что при температуре масла в ав тотракторных двигателях более 105°С момент трения начинает повышаться.
При изменении вязкости дизельного топлива изме няется его количество, поступающее в цилиндры, надеж ность, мощность и экономичность. В условиях понижен ных температур подача топлива может частично нару шиться или полностью прекратиться, ухудшаются усло вия пуска или происходит отказ. Аналогичная картина наблюдается у карбюраторных двигателей.
В свою очередь при повышенных температурах под влиянием повышенной испаряемости некоторых сортов бензина и образования газовых пробок в системе пи тания двигателей возникают отказы, понижается надеж ность.
При повышенной температуре, особенно в условиях влажной среды, содержащей соли морской воды и дру гие агрессивные вещества, значительно повышается ин тенсивность коррозии и разрушения металлических поверхностей незащищенных деталей.
Действие солнечного света усиливает «старение» из делий из резины и некоторых полимерных материалов.
С понижением температуры уменьшается прочность
инадежность деталей, изготовленных из «кипяще.й»
стали (рис. 8). В двигателях внутреннего сгорания хуже
51