Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как показывает опыт, при таком характере воздей­ ствия текущие ремонты подвески при работе в более тяжелых дорожных условиях приходится производить в 3 раза чаще, чем на дорогах с твердым покрытием

вхорошем состоянии, а удельный вес ремонтов относи­ тельно общего количества текущих ремонтов возрастает

в6 раз. От качества дорожного покрытия зависит запы­ ленность, которая в свою очередь оказывает значитель­ ное влияние на надежность и долговечность многих механизмов транспортных машин (табл. 8).

От запыленности больше всего страдают двигатели внутреннего сгорания, механизмы силовых передач и другие механизмы автомобилей, тракторов и лесозаго­ товительного оборудования. В автотракторных двигате­ лях при неисправных фильтрах значительно повышается износ цилиндро-поршневой группы и нарушается ее на­ дежность (усиливается пропуск газов, ухудшается со­ стояние масла и т. д.).

Таблица 8

Интенсивность износа двигателя в зависимости от содержания в воздухе кварцевых частиц

 

Среднее содер­

Интенсивность

Структура почвы

жание в пыли

диаметрального

кварцевых

износа верхней

 

частиц, %

части ци­

 

 

линдров, М К ',4

Лёссовая ........................

65-75

1,76

С упесчаная........................

80-90

2,36

Песчаная..............................

92-98

2,8

Степень влияния дорожных условий на эксплуатаци­ онную надежность учитывается корректировкой перио­

45

дичности

технического

обслуживания и

ремонта.

В соответствии с этим,

чем тяжелее условия

эксплуа­

тации, тем больше внимания должно

уделяться

регу­

лярности

и качеству

выполнения

технических

ухо­

дов.

 

 

 

 

 

Однако, как показывает опыт, лесозаготовительные предприятия стараются использовать возможности кор­ ректировки только в отношении межремонтных пробегов для обоснования большого количества текущих ремон­ тов и малых межремонтных пробегов между капиталь­ ными. Периодичность технического обслуживания не корректируется, и качество выполнения технических уходов, особенно по таким элементам, как крепежные соединения, различные фильтры, находится не на долж­ ной высоте.

Между тем эффективность фильтрации воздуха и масла является одним из важнейших условий надеж­ ности.

Влияние фильтрации на износ двигателя таково. Для цилиндров с воздушным масляным фильтром износ составляет 100%; только с воздушным фильтром —

164%; без фильтров — 545%.

Особенно следует обратить внимание на такие филь­ трующие устройства, как воздушные фильтры, магнит­ ные фильтры в пробках двигателя, механизмов транс­ миссий, оказывающие весьма большое влияние на на­ дежность. При установке магнитного фильтра-уловителя содержание в масле механических примесей уменьшает­ ся в 6—8 раз и соответственно снижается износ дета­ лей. Уменьшается количество примесей, образующих от­ ложения в двигателе.

Количество пробок с магнитными фильтрами в раз­ личных механизмах более 10, а вот о том, что их надо регулярно очищать, знают не все рабочие, в результате

46


эффективность этих приспособлений значительно сни­

жается.

Не менее важную роль в вопросах эксплуатацион­ ной надежности автотракторных двигателей играют ре­ гулярность и качество обслуживания фильтров систем питания. В системах питания при загрязненных фильт­ рах нарушается подача топлива, происходят частые остановки в процессе работы. Особенно заметно влия­ ние плохой фильтрации топлива в дизельных двигате­ лях лесовозных автомобилей и трелевочных трак­ торов в связи с тем, что многие предприятия недооцени­ вают значение организации и механизации за­ правки.

Часто можно наблюдать как лесовозный автомобиль, и особенно трелевочный трактор, заправляют топливом прямо из бочки, без фильтрации и отстоя. Между тем даже зимой количество механических примесей в ди­

зельном топливе на

лесосеке

может достигать 60 г на

1 т, а летом до 200

г и более.

При регулярной заправке

таким топливом без фильтрации срок службы прецизи­

онных деталей

топливной аппаратуры снижается

в 10—20 раз при

весьма ненадежной работе двига­

теля.

Влияние атмосферно-климатических условий на экс­ плуатационную надежность. Эксплуатационная надеж­ ность большинства технических устройств, и в особен­ ности основных видов лесозаготовительного оборудова­ ния, в значительной степени зависит от атмосферно­ климатических условий.

Под воздействием атмосферно-климатийеских усло­ вий резко изменяется состояние проезжей части дорог. Это в свою очередь сказывается на режиме работы ме­ ханизмов транспортных машин, на количестве неисправ­ ностей (табл. 9) и объеме текущих ремонтов.

47

Таблица 9

Влияние времени года на характер неисправностей грузового автомобиля

Деталь

Количество поломок деталей в % к общему числу поломок в разные месяцы

январь, февраль

март

а п р е л ь , май

ИЮ НЬ

сентябрь

октябрь, ноябрь

 

 

 

 

!

 

Тормозные барабаны . .

50

150

170

100

200

50

Рессоры................................

100

150

180

145

230

70

С цеп лен ие.........................

100

50

40

40

40

100

Вследствие значительного увеличения сопротивления

 

движению соответственно заметно снижается полезная

 

нагрузка

(табл. 11) и повышается расход топлива.

 

Даже в тех случаях, когда дорожные условия хоро­

 

шие, расход топлива зимой возрастает больше чем на

 

10%, предусмотренных нормами.

 

Температура и влажность окружающей среды оказы­

 

вают существенное влияние на изменение технического

 

состояния всех элементов технических устройств-.

 

Колебкния температуры отражаются на физико-хи­

 

мических и механических свойствах многих конструкци­

 

онных, а также эксплуатационных материалов. В свою

 

очередь изменению качества материалов сопутствует из­

 

менение надежности и долговечности как отдельных

 

сопряжений, так и машин в целом.

 

При

повышенной/ или пониженной (по сравнению

 

с рабочей) температуре в широких пределах изменяет-

48


 

 

 

 

 

 

Таблица 10

 

Влияние атмосферно-климатических условий

 

 

на техническое состояние и объем текущих ремонтов

 

 

 

 

 

Время

 

 

Показатель

 

апрель-

июнь-

сентябрь-

декабрь-

 

 

 

май

август

ноябрь

март

Коэффициент технической

0,88

0,91

0,89

0,895

готовности .....................

Объем

текущего

.ремон­

33,7

19,5

25,3

21,5

та,

% .............................

 

 

 

 

 

Таблица

11

Влияние атмосферно-климатических и дорожных условий

 

на нагрузку

и расход топлива

лесовозных автомобилей

 

 

 

Средняя рейсовая нагрузка, м 3

 

 

 

(числитель), и расход топлива,

 

Месяцы

 

к гік м (знаменатель)

 

 

грунтовые до­

 

 

 

 

 

песчаные

 

 

 

 

 

роги

 

 

П - Ш - Х

12,1/0,205

15/0,183

 

 

VI—VIII—IX

14/0,113

18/0,153

 

ся прочность изделий из обычной резины, полимерных

идругих пластических материалов.

Вшироких пределах изменяется вязкость смазоч­ ных материалов и дизельных топлив, ухудшаются усло­ вия смазки сопряжений и работы трущихся пар, изме­ няется характер трения и интенсивность износа.

4 А. В. Сероі

49



На графике рис. 7 показан общий характер измене­ ния величины момента трения в механизмах в зависи­ мости от температуры масла. Пределы изменения тем­ ператур на графике соответствуют тем, которые имеют место в зонах с наибольшей концентрацией лесозагото­ вительного оборудования.

Температцри масла 6 механизма»

Рис. 7. Влияние температуры - масла на изменение момента сопротивления (перемещению деталей)

В начальный момент работы температура масла в механизмах, эксплуатирующихся вне теплых помеще­ ний, без предварительной тепловой подготовки, соответ­ ствует температуре окружающей среды. При значитель­ ном понижении температуры вязкость большинства сма­ зочных масел, применяемых в трансмиссиях, редукто­ рах и двигателях, повышается настолько, что движение или вообще невозможно, или требует больших усилий. Трение и механический износ в этих условиях достига-

50

ют весьма .больших величин. По мере повышения тем­ пературы понижается вязкость масел и момент трения между деталями. Оптимальная рабочая температура масла в механизмах силовой передачи, при которой мо­ мент трения имеет наименьшее значение, находится в пределах 40—60°. При дальнейшем повышении тем­ пературы масла снижение вязкости становится опас­ ным, так как не обеспечивается необходимая величина слоя смазки между трущимися поверхностями деталей. Опытами установлено, что при температуре масла в ав­ тотракторных двигателях более 105°С момент трения начинает повышаться.

При изменении вязкости дизельного топлива изме­ няется его количество, поступающее в цилиндры, надеж­ ность, мощность и экономичность. В условиях понижен­ ных температур подача топлива может частично нару­ шиться или полностью прекратиться, ухудшаются усло­ вия пуска или происходит отказ. Аналогичная картина наблюдается у карбюраторных двигателей.

В свою очередь при повышенных температурах под влиянием повышенной испаряемости некоторых сортов бензина и образования газовых пробок в системе пи­ тания двигателей возникают отказы, понижается надеж­ ность.

При повышенной температуре, особенно в условиях влажной среды, содержащей соли морской воды и дру­ гие агрессивные вещества, значительно повышается ин­ тенсивность коррозии и разрушения металлических поверхностей незащищенных деталей.

Действие солнечного света усиливает «старение» из­ делий из резины и некоторых полимерных материалов.

С понижением температуры уменьшается прочность

инадежность деталей, изготовленных из «кипяще.й»

стали (рис. 8). В двигателях внутреннего сгорания хуже

51