Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
протекает рабочий процесс, особенно затрудняется пуск; происходит интенсивная «низкотемпературная» корро
зия, повышается износ и ухудшается надежность. |
влаж |
||||||||
|
|
Изменение |
|
||||||
|
ности |
и |
температуры |
||||||
|
оказывает |
на |
большое |
||||||
|
влияние |
|
надеж |
||||||
|
ность |
различных |
элек |
||||||
|
трических, |
электрон |
|||||||
|
ных и |
гидравлических |
|||||||
|
приборов |
средств |
ав |
||||||
|
томатики. |
Изменяются |
|||||||
|
рабочие |
характеристи |
|||||||
|
ки |
отдельных |
элемен |
||||||
Температура метаема |
тов, состояние контак |
||||||||
тов и других соедине |
|||||||||
|
|||||||||
|
ний, изменяется ем |
||||||||
|
кость |
аккумуляторных |
|||||||
|
батарей |
и температу |
|||||||
|
ра |
замерзания |
элек |
||||||
|
тролита. |
|
|
|
|
— |
|||
|
|
Советский Союз |
|||||||
|
единственная |
в |
мире |
||||||
|
страна, в которой про |
||||||||
|
мышленное |
оборудо |
|||||||
|
вание работает во всех |
||||||||
|
климатических |
зонах: |
|||||||
|
от |
субтропической |
до |
||||||
|
полярной. |
В |
табл. |
12 |
|||||
|
представлены |
данные |
|||||||
|
о температурных усло |
||||||||
Рис. 8. Влияние пониженной тем |
виях |
в |
различных зо |
||||||
пературы на поломки детали: |
нах. |
|
|
|
|
|
|
||
а — сопротивление ударным нагрузкам; |
|
Как |
видно |
из таб- |
|||||
6 — количество поломок |
|
52
|
|
|
|
|
|
Таблица 12 |
|
Характеристика средних температурных условий |
|||||
|
на территории |
СССР |
|
|
||
|
|
|
|
|
Средняя |
Среднее |
|
|
|
|
|
количество |
|
Зона |
Основные административные центры зоны |
|
температу |
дней в году |
||
|
ра в янва |
с понижен |
||||
|
|
|
|
|
ре |
ной темпе |
|
|
|
|
|
|
ратурой |
1 |
Ялта — Кутаиси — |
Баку |
. . . . |
+ 5 |
30 |
|
2 |
Симферополь — Краснодар |
— Таш |
- 5 |
80 |
||
|
кент ..................................................... |
|
|
|
||
3 |
Ленинград — Брест — Ростов |
— |
до —10 |
100 |
||
|
Львов ................................................ |
|
|
|
||
4 |
Мурманск — Вологда |
— Москва |
— |
до —15 |
155 |
|
|
Киров ................................................ |
|
|
|
||
5 |
Уфа — Свердловск — Томск — Вла |
до —20 |
205 |
|||
|
дивосток ............................ |
|
. . |
. |
||
6 |
Новосибирск — Хабаровск — Чита — |
до —50 |
230 |
|||
|
Якутск — Таймыр |
........................ |
|
|
лицы, на большей части территории страны, где в основ ном сконцентрировано лесозаготовительное оборудова ние, имеется значительное количество дней с понижен ной температурой в начале смены.
По данным проф. Д. П. Великанова, стандартные автомобили, не приспособленные специально к эксплу атации в холодное время года, можно применять только до северной границы климатической зоны, которая (рис. 9) ограничена изотермой средних температур января —20°. Зона севернее этой границы считается «полярной». Минимальные температуры в этой зоне до стигают —40°, —50°, продолжительность зимы состав ляет 180"—300 дней в году, число дней со снеговым по-
53
Рис. 9. Границы северной («полярной») климатической зоны СССР по возможности использования стандартных автомобилей и тракторов (по Д. П Великанову)
кровом колеблется в пределах 180—260. Средняя |
тем |
|
пература наиболее теплого |
месяца — июля — не |
вы |
ше 20°, а для большей части |
зоны еще ниже — от 0° |
до +15°. В «полярную» зону входят почти вся Западная и Восточная Сибирь, Якутская АССР и весь Дальний Восток, т. е. районы, в которых планируется значитель ный объем лесозаготовок.
При учете опыта проектирования машин и механиз мов в развитых капиталистических государствах необ ходимо считаться с их климатическими особенностями. Многие зарубежные эталоны в области проектирования
и качества, особенно |
по металлам, топливам, маслам |
и другим материалам, |
непригодны для нашей полярной |
зоны и не могут обеспечить должной надежности. Для предприятий лесозаготовительной промышленности осо бенно характерно сочетание неблагоприятных атмосфер но-климатических условий с нерегулярным техническим обслуживанием и другими нарушениями требований технической эксплуатации. В результате заметно стра дает эксплуатационная надежность и другие показатели работы оборудования.
Особенно часто нарушаются рекомендации в облас ти тепловой подготовки лесозаготовительного оборудо вания с учетом особенностей нашей страны. Широко распространено ошибочное мнение о том, что специаль ные меры, обеспечивающие надежность в холодное вре мя, должны приниматься лишь при устойчивых сильных морозах, а нарушения при температуре около 0° не страшны.
В действительности даже в условиях небольших по ложительных и отрицательных температур эксплуата ция неподготовленного в тепловом отношении двигателя и механизмов силовой передачи значительно отражается на надежности, долговечности и экономичности.
55
’C
Рис. 10. Температура масла в механизмах трансмиссии трактора ТДТ-40 в процессе смены в зависимости от температуры окружаю щей среды:
а —в коробке передач; |
б — в главной передаче; |
в — в |
бортовых |
(конечных) |
|
передачах; |
П — правой; |
Л — левой; / — перед выездом |
на работу; |
2 — через |
|
1 ч |
после начала смены; 3 — ,в середине |
смены |
(через 4 |
ч) |
При сравнительно небольших |
морозах (до |
—10°) |
и особенно при температуре около |
0° тепловая |
подго |
товка механизмов производится кое-как, лишь бы не до
пустить повреждения системы |
охлаждения |
двигателя. |
В результате, как показывают |
наблюдения, |
температу- |
гусеничной м аш ины
Рис. 11. Влияние температуры масла на величину механи ческих потерь в трансмиссии:
/ — при трогании с места; 2 — в движении
ра в системе охлаждения при пуске двигателя не превы шает 30—35°; температура масла в трансмиссий (рис. 10), а зачастую и в двигателе, не отличается от температуры окружающей среды. В результате значи
57
тельно возрастает сопротивление перемещению деталей (рис. 11), увеличивается трение между ними и повыша ется износ.
При пуске холодного или недостаточно прогретого двигателя износ деталей, а особенно цилиндров и порш невых колец (рис. 12), повышается в 80—90 раз.
/о
Рис. 12. Влияние температурного состояния дви гателя на изменение интенсивности пусковых износов
Несмотря на то, что данные о пусковых износах автотракторных и судовых двигателей известны доста точно широко, в большинстве случаев применяются неполноценные средства тепловой подготовки двигателя.
58
|
Однако последствия недостаточной тепловой подго |
|||||||
товки |
не |
ограничиваются |
низкой |
надежностью пуска |
||||
и повышенными износами. |
|
|
||||||
|
При последующем прогреве после пуска двигателя |
|||||||
до достижения нормальной |
рабочей температуры износ |
|||||||
(рис. 13) значитель |
|
|
|
|||||
но |
|
повышается. |
|
|
|
|||
Причем, если при |
|
|
|
|||||
чиной пускового |
из |
|
|
|
||||
носа |
являются |
по |
|
|
|
|||
вышенные |
в |
потери |
|
|
|
|||
на |
трение |
связи |
|
|
|
|||
с |
высокой |
вязко |
|
|
|
|||
стью масла, пони |
|
|
|
|||||
женной |
скоростью |
|
|
|
||||
вращения |
коленча |
|
|
|
||||
того |
вала |
двигате |
|
|
|
|||
ля, |
|
ухудшением |
|
|
|
|||
смесеобразования и |
|
|
|
|||||
недостаточной |
смаз |
|
|
|
||||
кой стенок -цилинд |
|
|
|
|||||
ров, то в процессе |
|
|
|
|||||
пуска-прогрева из |
|
|
|
|||||
нос носит в основ |
|
|
|
|||||
ном |
коррозионный |
|
|
|
||||
характер. |
Кроме то |
|
системе охлаждения дбиеат е/м |
|||||
го, |
в |
процессе |
пус |
Рис. |
13. Влияние температуры в сис |
|||
ка-прогрева холод |
теме |
охлаждения двигателя на ин |
||||||
ного |
двигателя |
об |
тенсивность |
износа при прогреве |
||||
разуются |
отложе |
|
|
после пуска |
||||
ния на деталях, |
по |
|
|
|
нижающие их надежность. Совместный эффект влияния процессов при пуске и прогреве холодных двигателей выражается в снижении срока службы (в 2—2,5 раза)
59