ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
лы тока через катушку, чем положено, якорь преодолев силу действия пружины тем самым приходит в движение, осво бождает рычаг и контакты размыкаются.
Чаще всего в трамвайных вагонах применяется автомат типа АВ. Отключе ние автомата (от перегрузки) происхо дит не более 0,04 сек.
Автомат состоит из:
а) неподвижного и подвижного кон тактов с рукояткой для включения и отключения;
б) катушки, служащей одновременно дугогасительной камерой;
в) механизма выключателя; г) рукоятки; д) дугогасительной камеры.
• Автомат должен соответствовать сле дующим требованиям:
1)рукоятка должна быть изолирова на ввиду того, что у автомата от сутствует заземление.
2)механизм легко без заедания дол жен включаться и отключаться. В выключенном положении силовая цепь должна быть разомкнутой.
3)если автомат находится в кабине водителя, то необходимо обеспе-
153
чить его дополнительной изоляции кожухом.
4)дугогасительная камера должна быть плотно укреплена.
Автомат необходимо включать без особого усилия и рывка, так как в про тивном случае можно сломать рукоятку.
Если автомат не имеет дугогаситель ной камеры, то при коротком замыкании
'или перегрузке, это может послужить причиной пожара в вагоне.
КОНТРОЛЛЕР (КОНТРОЛЬНЫЙ АППАРАТ)
Конструкции контроллеров МТ-1А и МТ-22 почти аналогичны, разница лишь в количестве кулачковых элементов. Кор пус контроллера состоит из верхней, ли той, чугунной крышки, чугуиого, литого основания, трех стальных • планок, при крепленных к основанию и крышке, пере днего и заднего кожухов.
К левой стальной планке и правой стальной планке болтами крепятся асбо цементные панели. Кулачковые элементы крепятся на отдельных панелях, по два и три элемента на одной панели.
Каждый кулачковый элемент снабжен дугогасительной камерой, которая состо
154
ит из' двух асбоцементных щек, скреп ленных двумя заклепками. Дугогаситель ная камера устанавливается между по люсами в зоне магнитного гашения дуги размыкания.
На главном стальном валу контрол лера на квадратной его части, прессован ной изоляцией, установлены кулачковые шайбы, изготовленные из изоляционного материала.
Главный вал контроллера вращается в подшипниках основания крышки и скрепляется несъемной рукояткой.
Реверсивный барабан состоит из стального вала и изоляционного цилинд ра, укрепленного на валу. К изоляцион ному цилиндру прикреплены болта'ми медные или бронзовые сегменты.
Контроллер предназначен для вожде ния трамвайного вагона на. нужных ско ростях, направлениях, а также переклю чения на отдельные моторы.
РЕОСТАТ
• Реостат предназначен для регулиро вания скорости движения трамвайного вагона.
155
ПОЗИЦИИ КОНТРОЛЛЕРА
Ло 5ЯЛя
В-в
я сэ
с и
5я
я ,д
о-в
я о
С В
о н В я и я
ОВво
а
в
п
и
в
Э
ю в*
я о
5
X
«
я
5 ч
в о
Е ч а
> •
Г"-
I <£>
|
к |
пози- |
к |
X |
Реостатные |
о |
|
|
в |
в* |
|
ВТ |
О |
|
|
Е 1^- |
< 1 |
<М |
сЗн |
|
Н |
|
156
При прохождении тока через рёостат, 8—9% его превращается в тепло. Ввиду интенсивного нагревания реостата во время прохождения через него электри
ческого тока, |
на большинстве вагонов |
||
для лучшего |
охлаждения |
реостат уста |
|
навливается на крыше. |
|
||
Реостат изготавливается из материа |
|||
ла, имеющего |
повышенное |
сопротивле |
|
ние. |
также необходим при элек- |
||
Реостат |
трореостатном торможении вагона.
ОБОГРЕВАТЕЛИ КАБИН
Для использования тепла, получаемо го при прохождении тока через реостаты, в некоторых вагонах часть реоста тов установлена в кабине водителя. Для обогрева кабины водителя посредством пусковых сопротивлений, в кабине име ется специальный переключатель, при по мощи которого по мере необходимости можно включить реостаты, находящиеся на крыше вагона (обогрева кабины не будет), или в кабине водителя. При езде на реостатных позициях при соответству ющем включении, обогревается кабина
157
водителя. В условиях сильного мороза для дополнительного обогрева можно ис пользовать электродинамическое тормо жение.
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ (МОТОРЫ)
Трамвайные вагоны снабжены двумя двигателями типа ДТИ-60 или четырьмя моторами типа ДК-255. Четыре двигате ля соединены в две группы (2 мотора в каждой группе).
Основные части электропривода:
1)корпус двигателя (остов),
2)якорь,
3)магнитные полюсы,
4)щеткодержатели,
5)детали подвески двигателя,
6)силовая передача.
»
КОРПУС ДВИГАТЕЛЯ
Остов мотора ДТИ-60 имеет восьми гранную форму. На одной из его сторон имеется привод для подшипников, кото рые охватывают ось вагона, на второй стороне — кронштейн для крепления пру жин подвески двигателя.
158
Остов двигателя отлит из мягкой ста-
.ли, которая обладает хорошими магнит ными свойствами. Внутри кожуха име ются выступы, на которых укреплены по люса, на полюса надеваются магнитные катушки. На концах корпуса имеются крышки с подшипниками якоря.
. МАГНИТНЫЕ ПОЛЮСА
Мотор имеет 4 главных и 4 вспомога тельных магнитных полюсов. Главные магнитные полюсы создают магнитный поток, который приводит во вращение якорь. Вспомогательные полюса устра няют излишний перегрев мотора, а также улучшают работу щеток (уменьшают ис крение) .
ЯКОРЬ
Вращающаяся часть двигателя назы вается якорем. Якорь состоит из следую щих частей: 1) вал, 2) сердечник якоря,
3)коллектор, 4) обмотка, 5) вентилятор. Вал якоря изготовляется из стали. Уд
линенный конический конец вала якоря проходит через крышку двигателя. На нем установлена ведущая шестерня си-
159
ловой передачи. На вал напрессован сер дечник якоря с пазами, состоящий из взаимно изолированных стальных пла стин. В пазы уложена обмотка якоря в виде петлевых изолированных секций. Чтобы центробежная сила не выбросила секции из пазов, они закрепляются клинами поверху пазов и бандажом — об моткой стальной проволоки. Для подво да тока в секции, конец петлеобразного провода запаивают в клинообразную пла стинку — сегмент коллектора. Сегменты изготовляют из твердой меди и размеща ют таким образом, чтобы они вместе об разовали широкое цилиндрическое коль цо-коллектор. Сегменты взаимно изоли рованы. Для отвода тепла через мотор при помощи вентилятора продувается воздух. При вращении якоря вентилятор выбрасывает воздух из двигателя. Так как лопасти вентилятора прямые, он ра ботает одинаково в обоих направлениях.
ЩЕТКИ И ЩЕТКОДЕРЖАТЕЛИ /
' Для передачи тока на вращающийся якорь служат коллектор (относится к якорю) и щеткодержатели со щетками (относятся .к корпусу двигателя). Щетки
160
прямоугольного сечения, установленные в щеткодержателях, изготовлены из твер дой графитной массы и прижимаются к коллектору с помощью пружин.
ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
А. Уменьшение механических нагру зок:
1) проезжать стрелки, крестовины и др. места, создающие сотрясение дви гателя на пониженной скорости.
2)избегать резкого механического торможения.
3)не допускать пробуксировки колес на месте (при этом якорь развивает чрез мерно большие обороты).
4)следить за техническим состояни ем зубчатой передачи, не допуская уве личения вибраций.
Б. Уменьшение атмосферного влия ния:
1) уменьшать скорость и выключать роторы при проезде участков рельсовых путей, залитых водой.
2) - при приближении грозы включат освещение вагона.
И - 247 |
1б1 |
|
В. Уменьшение электрических нагру-' Эок:
1) не допускать проезда секционных изоляторов, стрелок и крестовин контакт ной сети с включенным мотором.
2)немедленно выключать контроллер При соскакивании токоприемника с кон тактного провода.
3)не допускать в эксплуатацию ва гоны со слишком туго подтянутыми тор мозными колодками.
4)электрострелки переключать без притормаживания.
5)при наличии двух исправных мото ров не пользоваться одним.
6)выключать моторы при достиже нии желаемой скорости.
7)при повреждении моторов не допу скать многократного отключения авто мата: неисправный мотор необходимо от ключить.
8)выключать моторы при Проезде участков, вызывающих сотрясения двига-, теля (проезжать по инерции).
9)без необходимости не пройзйодить резкое электроторможеийе,
I
ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОТОРМОЗ
Трамвайные двигатели имеют обрати,-,
мость |
возможно переключение их для. |
работы |
в режиме генератора, электро |
энергию которых возможно использовать для электрического торможения.
Для того, чтобы затормозить трам вайный вагон электродвигателем при по мощи электрического тока, через реоста ты замкнуть цепь двигателя движущего ся вагона. При таком режиме торможе ния вагона электрический ток с контакт ной сети вагон не употребляет. Электро движущая сила, создающая тормозной ток, индуцируется за счет остаточного магнетизма главных полюсов. Направле ние тормозного тока противоположно на правлению рабочего тока.
Для вращения якоря электродвигате ля (для получения тормозного тока) рас ходуется энергия движения вагона, по этому скорость вагона уменьшается и он постепенно останавливается.
При уменьшении скорости вагона, си ла тормозного тока уменьшается. Для то го, чтобы при малой скорости вагона со хранить тормозной эффект, необходимо
п* |
163 |
постепенно отключать сопротивления рео стата.
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА
Якорь мотора вращается на сравни тельно большой скорости, поэтому вал якоря с осью колесной пары соединяют при помощи зубчатой передачи, которая уменьшает скорость и увеличивает силу вращения. В трамваях употребляют од ноступенчатые цилиндрические зубчатые передачи.
Малая (ведущая) шестерня находится на оси якоря двигателя. Ее вращает дви гатель и она передает вращение большой (ведомой) шестерне, которая находится на оси колесной пары.
Малая шестерня у двигателя ДТИ-60 напрессована на конец вала якоря. Боль шая шестерня состоит из двух разъемных половин, которые при помощи шпонки и болтов укрепляются на оси колесной па ры. Зубчатая передача заключена в ста льной листовой кожух, в верхней части которого имеется люк с задвижкой для осмотра и смазки зубчатой передачи.
Двигатель ДК-255 укреплен на раме тележки. Большая шестерня цельная и
напрессована на ось колесной пары. Зуб чатая передача с подшипниками помеще на в литой разъемной картер. Редуктор с двигателем соединен при помощи кар данного вала.
Детали передачи не должны иметь повреждений или повышенных люфтов.
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ
ЭЛЕКТРОЦЕПЬ
ОСВЕЩЕНИЕ ВАГОНА
Вагон освещается электрическими лампами накаливания. В каждой освети тельной группе имеется 5 ламп по 120 в, каждая мощностью 60 ватт, которые меж ду собой соединены последовательно.
При перегорании одной из ламп, га
снет |
свет всей |
осветительной группы. |
Для |
включения |
освещения имеется вы |
ключатель, а для защиты от короткого замыкания — плавкие предохранители.
Для освещения прицепного вагона на заднем борту моторного вагона имеется контактная розетка, а прицепной вагон спереди имеет кабель с контактным шты рем. ........ . :
105