Файл: Руководство для водителей трамвая..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лы тока через катушку, чем положено, якорь преодолев силу действия пружины тем самым приходит в движение, осво­ бождает рычаг и контакты размыкаются.

Чаще всего в трамвайных вагонах применяется автомат типа АВ. Отключе­ ние автомата (от перегрузки) происхо­ дит не более 0,04 сек.

Автомат состоит из:

а) неподвижного и подвижного кон­ тактов с рукояткой для включения и отключения;

б) катушки, служащей одновременно дугогасительной камерой;

в) механизма выключателя; г) рукоятки; д) дугогасительной камеры.

• Автомат должен соответствовать сле­ дующим требованиям:

1)рукоятка должна быть изолирова­ на ввиду того, что у автомата от­ сутствует заземление.

2)механизм легко без заедания дол­ жен включаться и отключаться. В выключенном положении силовая цепь должна быть разомкнутой.

3)если автомат находится в кабине водителя, то необходимо обеспе-

153

чить его дополнительной изоляции кожухом.

4)дугогасительная камера должна быть плотно укреплена.

Автомат необходимо включать без особого усилия и рывка, так как в про­ тивном случае можно сломать рукоятку.

Если автомат не имеет дугогаситель­ ной камеры, то при коротком замыкании

'или перегрузке, это может послужить причиной пожара в вагоне.

КОНТРОЛЛЕР (КОНТРОЛЬНЫЙ АППАРАТ)

Конструкции контроллеров МТ-1А и МТ-22 почти аналогичны, разница лишь в количестве кулачковых элементов. Кор­ пус контроллера состоит из верхней, ли­ той, чугунной крышки, чугуиого, литого основания, трех стальных • планок, при­ крепленных к основанию и крышке, пере­ днего и заднего кожухов.

К левой стальной планке и правой стальной планке болтами крепятся асбо­ цементные панели. Кулачковые элементы крепятся на отдельных панелях, по два и три элемента на одной панели.

Каждый кулачковый элемент снабжен дугогасительной камерой, которая состо­

154

ит из' двух асбоцементных щек, скреп­ ленных двумя заклепками. Дугогаситель­ ная камера устанавливается между по­ люсами в зоне магнитного гашения дуги размыкания.

На главном стальном валу контрол­ лера на квадратной его части, прессован­ ной изоляцией, установлены кулачковые шайбы, изготовленные из изоляционного материала.

Главный вал контроллера вращается в подшипниках основания крышки и скрепляется несъемной рукояткой.

Реверсивный барабан состоит из стального вала и изоляционного цилинд­ ра, укрепленного на валу. К изоляцион­ ному цилиндру прикреплены болта'ми медные или бронзовые сегменты.

Контроллер предназначен для вожде­ ния трамвайного вагона на. нужных ско­ ростях, направлениях, а также переклю­ чения на отдельные моторы.

РЕОСТАТ

• Реостат предназначен для регулиро­ вания скорости движения трамвайного вагона.

155


ПОЗИЦИИ КОНТРОЛЛЕРА

Ло 5ЯЛя

В-в

я сэ

с и

я ,д

о-в

я о

С В

о н В я и я

ОВво

а

в

п

и

в

Э

ю в*

я о

5

X

«

я

5 ч

в о

Е ч а

> •

Г"-

I <£>

 

к

пози-

к

X

Реостатные

о

 

в

в*

 

ВТ

О

 

 

Е 1^-

< 1

сЗн

Н

 

156

При прохождении тока через рёостат, 8—9% его превращается в тепло. Ввиду интенсивного нагревания реостата во время прохождения через него электри­

ческого тока,

на большинстве вагонов

для лучшего

охлаждения

реостат уста­

навливается на крыше.

 

Реостат изготавливается из материа­

ла, имеющего

повышенное

сопротивле­

ние.

также необходим при элек-

Реостат

трореостатном торможении вагона.

ОБОГРЕВАТЕЛИ КАБИН

Для использования тепла, получаемо­ го при прохождении тока через реостаты, в некоторых вагонах часть реоста­ тов установлена в кабине водителя. Для обогрева кабины водителя посредством пусковых сопротивлений, в кабине име­ ется специальный переключатель, при по­ мощи которого по мере необходимости можно включить реостаты, находящиеся на крыше вагона (обогрева кабины не будет), или в кабине водителя. При езде на реостатных позициях при соответству­ ющем включении, обогревается кабина

157


водителя. В условиях сильного мороза для дополнительного обогрева можно ис­ пользовать электродинамическое тормо­ жение.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ (МОТОРЫ)

Трамвайные вагоны снабжены двумя двигателями типа ДТИ-60 или четырьмя моторами типа ДК-255. Четыре двигате­ ля соединены в две группы (2 мотора в каждой группе).

Основные части электропривода:

1)корпус двигателя (остов),

2)якорь,

3)магнитные полюсы,

4)щеткодержатели,

5)детали подвески двигателя,

6)силовая передача.

»

КОРПУС ДВИГАТЕЛЯ

Остов мотора ДТИ-60 имеет восьми­ гранную форму. На одной из его сторон имеется привод для подшипников, кото­ рые охватывают ось вагона, на второй стороне — кронштейн для крепления пру­ жин подвески двигателя.

158

Остов двигателя отлит из мягкой ста-

.ли, которая обладает хорошими магнит­ ными свойствами. Внутри кожуха име­ ются выступы, на которых укреплены по­ люса, на полюса надеваются магнитные катушки. На концах корпуса имеются крышки с подшипниками якоря.

. МАГНИТНЫЕ ПОЛЮСА

Мотор имеет 4 главных и 4 вспомога­ тельных магнитных полюсов. Главные магнитные полюсы создают магнитный поток, который приводит во вращение якорь. Вспомогательные полюса устра­ няют излишний перегрев мотора, а также улучшают работу щеток (уменьшают ис­ крение) .

ЯКОРЬ

Вращающаяся часть двигателя назы­ вается якорем. Якорь состоит из следую­ щих частей: 1) вал, 2) сердечник якоря,

3)коллектор, 4) обмотка, 5) вентилятор. Вал якоря изготовляется из стали. Уд­

линенный конический конец вала якоря проходит через крышку двигателя. На нем установлена ведущая шестерня си-

159


ловой передачи. На вал напрессован сер­ дечник якоря с пазами, состоящий из взаимно изолированных стальных пла­ стин. В пазы уложена обмотка якоря в виде петлевых изолированных секций. Чтобы центробежная сила не выбросила секции из пазов, они закрепляются клинами поверху пазов и бандажом — об­ моткой стальной проволоки. Для подво­ да тока в секции, конец петлеобразного провода запаивают в клинообразную пла­ стинку — сегмент коллектора. Сегменты изготовляют из твердой меди и размеща­ ют таким образом, чтобы они вместе об­ разовали широкое цилиндрическое коль­ цо-коллектор. Сегменты взаимно изоли­ рованы. Для отвода тепла через мотор при помощи вентилятора продувается воздух. При вращении якоря вентилятор выбрасывает воздух из двигателя. Так как лопасти вентилятора прямые, он ра­ ботает одинаково в обоих направлениях.

ЩЕТКИ И ЩЕТКОДЕРЖАТЕЛИ /

' Для передачи тока на вращающийся якорь служат коллектор (относится к якорю) и щеткодержатели со щетками (относятся .к корпусу двигателя). Щетки

160

прямоугольного сечения, установленные в щеткодержателях, изготовлены из твер­ дой графитной массы и прижимаются к коллектору с помощью пружин.

ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

А. Уменьшение механических нагру­ зок:

1) проезжать стрелки, крестовины и др. места, создающие сотрясение дви­ гателя на пониженной скорости.

2)избегать резкого механического торможения.

3)не допускать пробуксировки колес на месте (при этом якорь развивает чрез­ мерно большие обороты).

4)следить за техническим состояни­ ем зубчатой передачи, не допуская уве­ личения вибраций.

Б. Уменьшение атмосферного влия­ ния:

1) уменьшать скорость и выключать роторы при проезде участков рельсовых путей, залитых водой.

2) - при приближении грозы включат освещение вагона.

И - 247

1б1

 

В. Уменьшение электрических нагру-' Эок:

1) не допускать проезда секционных изоляторов, стрелок и крестовин контакт­ ной сети с включенным мотором.

2)немедленно выключать контроллер При соскакивании токоприемника с кон­ тактного провода.

3)не допускать в эксплуатацию ва­ гоны со слишком туго подтянутыми тор­ мозными колодками.

4)электрострелки переключать без притормаживания.

5)при наличии двух исправных мото­ ров не пользоваться одним.

6)выключать моторы при достиже­ нии желаемой скорости.

7)при повреждении моторов не допу­ скать многократного отключения авто­ мата: неисправный мотор необходимо от­ ключить.

8)выключать моторы при Проезде участков, вызывающих сотрясения двига-, теля (проезжать по инерции).

9)без необходимости не пройзйодить резкое электроторможеийе,

I


ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОТОРМОЗ

Трамвайные двигатели имеют обрати,-,

мость

возможно переключение их для.

работы

в режиме генератора, электро­

энергию которых возможно использовать для электрического торможения.

Для того, чтобы затормозить трам­ вайный вагон электродвигателем при по­ мощи электрического тока, через реоста­ ты замкнуть цепь двигателя движущего­ ся вагона. При таком режиме торможе­ ния вагона электрический ток с контакт­ ной сети вагон не употребляет. Электро­ движущая сила, создающая тормозной ток, индуцируется за счет остаточного магнетизма главных полюсов. Направле­ ние тормозного тока противоположно на­ правлению рабочего тока.

Для вращения якоря электродвигате­ ля (для получения тормозного тока) рас­ ходуется энергия движения вагона, по­ этому скорость вагона уменьшается и он постепенно останавливается.

При уменьшении скорости вагона, си­ ла тормозного тока уменьшается. Для то­ го, чтобы при малой скорости вагона со­ хранить тормозной эффект, необходимо

п*

163

постепенно отключать сопротивления рео­ стата.

СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Якорь мотора вращается на сравни­ тельно большой скорости, поэтому вал якоря с осью колесной пары соединяют при помощи зубчатой передачи, которая уменьшает скорость и увеличивает силу вращения. В трамваях употребляют од­ ноступенчатые цилиндрические зубчатые передачи.

Малая (ведущая) шестерня находится на оси якоря двигателя. Ее вращает дви­ гатель и она передает вращение большой (ведомой) шестерне, которая находится на оси колесной пары.

Малая шестерня у двигателя ДТИ-60 напрессована на конец вала якоря. Боль­ шая шестерня состоит из двух разъемных половин, которые при помощи шпонки и болтов укрепляются на оси колесной па­ ры. Зубчатая передача заключена в ста­ льной листовой кожух, в верхней части которого имеется люк с задвижкой для осмотра и смазки зубчатой передачи.

Двигатель ДК-255 укреплен на раме тележки. Большая шестерня цельная и

напрессована на ось колесной пары. Зуб­ чатая передача с подшипниками помеще­ на в литой разъемной картер. Редуктор с двигателем соединен при помощи кар­ данного вала.

Детали передачи не должны иметь повреждений или повышенных люфтов.

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ

ЭЛЕКТРОЦЕПЬ

ОСВЕЩЕНИЕ ВАГОНА

Вагон освещается электрическими лампами накаливания. В каждой освети­ тельной группе имеется 5 ламп по 120 в, каждая мощностью 60 ватт, которые меж­ ду собой соединены последовательно.

При перегорании одной из ламп, га­

снет

свет всей

осветительной группы.

Для

включения

освещения имеется вы­

ключатель, а для защиты от короткого замыкания — плавкие предохранители.

Для освещения прицепного вагона на заднем борту моторного вагона имеется контактная розетка, а прицепной вагон спереди имеет кабель с контактным шты­ рем. ........ . :

105