ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВОЗДУХООЧ ИСТИТЕЛ и
Воздухоочистители очищают всасыва емый компрессором воздух из атмосферы от пыли и влаги, а также нагнетаемый в систему воздух от примеси влаги и мас ла. Для очистки всасываемого воздуха из атмосферы употребляется фильтр — металлических сосуд, в котором помещен войлок или хлопчатобумажные концы, пропитанные машинным маслом.
За компрессором установлен водо-ма- слоотделитель, в котором проходящий воздух многократно меняет направление, тем самым отделяя частицы масла. Ма сло, скопившееся на дне отстойника, вы пускается через краник.
РЕЗЕРВУАРЫ СЖАТОГО ВОЗДУХА *
Воздушные резервуары накопляют производимый компрессором сжатый воздух. При отсутствии резервуаров ком прессор должен был бы работать непре рывно и с очень большим коэффициентом полезного действия. Накопленный в ре зервуарах воздух по мере надобности ис пользуется устройствами воздушной си стемы.
140
Объем резервуаров выбран с таким расчетом, чтобы при работе мотор-ком прессора на протяжении не более 3— 3,5 мин. накачать воздух до давления 6 атмосфер в резервуары общей емкостью в 160 литров и 4 атмосферы — в резер вуар 40 литров.
Резервуары в трамвайных вагонах изготовлены из мягкой стали, имеют ци линдрическую форму со сферическим днищем. В нижней части резервуара име ется кран, через который возможно вы пускать сжатый воздух, конденсаты ма сла и воды.
РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН
По соображениям эксплуатации все агрегаты тормозной и вспомогательной системы получают воздух давлением 4 атмосферы, независимо от режима рабо ты компрессора. Поэтому между резер вуаром высокого давления и рабочим ре зервуаром установлен редукционный кла пан, который автоматически поддержива ет постоянное давление в резервуаре. При расходовании сжатого воздуха, в рабочем резервуаре давление падает ни-
141
же 4 а’гмосфер и редукционный клапан автоматически открывается. Сжатый воз дух из резервуара высокого давления по ступает в рабочий резервуар давления до тех пор, пока в нем не будет достигнуто давление 4 атмосферы, после чего редук ционный клапан автоматически закрыва ется, тем самым преграждая доступ воз духа из резервуара высокого давления. Редукционный клапан находится в каби не водителя на полу с правой стороны.
Если редукционный клапан вышел из строя, то показания двух манометров становятся одинаковыми, а также за трудняется перемещение рукоятки крана машиниста.
Распространенной неисправностью редукционного клапана является его за сорение, в результате чего клапан не за крывается.
Клапан имеет простую конструкцию, легко разбирается, чистится, собирается и регулируется, поэтому запрещено с не исправным редукционным клапаном воз вращаться в депо, исключая те случаи, когда на конечном пункте маршрута от сутствует слесарь.
142
А г р е г а т ы Т О Р М О З Н О Й С И С Т Е М Ы
КРАН МАШИНИСТА
Кран машиниста подает воздух в тор мозную систему и цилиндры предохрани тельной решетки.
В трамвайных вагонах применяются краны машиниста двух типов для 2-осных вагонов и № 4900А.
Переводом рукоятки крана машини ста на тормозное положение воздух из резервуаров через кран машиниста по ступает в тормозной цилиндр. Для регу лирования эффекта торможения необхо димо при помощи крана машиниста ре гулировать подачу сжатого воздуха в тормозной цилиндр.
При установке рукоятки крана маши ниста в крайнее левое положение, воздух Поступает в цилиндр предохранительной решетки, прижимая ее к рельсам, не пре кращая торможения.
Сжатый воздух из цилиндра предо хранительной решетки удаляется уста новкой рукоятки крана машиниста в среднее положение, при этом торможение не прекращается.
ИЗ
Т О Р М О З Н О Й Ц И Л И Н Д Р
Трехосные вагоны имеют два тормоз ных цилиндра, все остальные вагоны име ют один тормозной цилиндр.
Сжатый воздух,-попадая в тормозной цилиндр, приводит в действие тяги тор мозной системы. По цилиндру, диаметр которого около 250 мм, перемещается поршень, к штоку которого присоединен тормозной рычаг. После выпуска возду ха из цилиндра, поршень под воздействи ем пружины возвращается в исходное по ложение. Тормозной цилиндр находится под кузовом, и прикреплен к раме. Для нормальной работы цилиндра необходи мо, чтобы манжет поршня не пропускал воздух, оттягивающая пружина имела достаточную упругость и рабочие поверх ности были смазаны.
МЕЖДУВАГОННОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Подача сжатого воздуха из моторно го вагона в прицепной осуществляется при помощи резинового шланга, который изготовлен из резины и прорезиненной ткани. Соединительный шланг относится к оборудованию прицепного вагона. По-
144
еле присоединений межвагбйного шлан га к моторному вагону, необходимо от-, крыть находящийся там кран.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМЫ
ПРИВОД ДВЕРЕЙ
В 3- и 4-осных вагонах двери откры ваются и закрываются при помощи сжа того воздуха. На каждую дверь имеется один дверной цилиндр. Воздух к двер ному цилиндру подводится резиновым шлангом, малого диаметра. Цилиндры передних и задних дверей обслуживают ся одним, дверным краном, который уста новлен в кабине вагоновожатого. Ава рийный кран у места кондуктора в Риж ских трамваях не употребляется.
ПРИВОД ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПЕСОЧНИЦЫ
Песок подается на рельсы для увели чения трения. Такая необходимость воз никает в период листопада.
10 - 247 |
145 |
В вагонах типа МТВ-82 имеются две песочницы с пневматическим приводом. Одна из них находится с левой стороны над первым сидением и подает песок под колеса первой тележки, вторая —. с пра вой стороны под девятым сидением и по дает песок под колеса второй тележки.
Песочница представляет собой сталь ную коробку, в нижней части которой имеется отверстие. Отверстие закрывает ся поворотной заслонкой.
Для открытия вращающейся заслон ки у песочницы снаружи укреплен пнев моцилиндр. Поворотную заслонку в ис ходном положении удерживает пружина.-
При нажатии ногой на клапан песоч ницы, подается воздух в пневмоцилиндр, который в свою очередь открывает вра щающуюся заслонку. Когда нажатие но гой на клапан песочнТщы прекращается, подачасжатого воздуха тоже прекраща ется и заслонка под воздействием пру жины закрывается.
Для того чтобы песочница работала исправно, необходимо обеспечить ее су хим и мелким песком, а также недопу-
146
стимо засорение шлангов, подающих пе сок на рельсы.
Все остальные вагоны оборудованы механическими песочницами, которые приводятся в действие ногой вагоновожа того. Механическую песочницу необходи мо один-два раза за смену приводить в действие, убедившись в ее исправности.
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ
Все четырехосные и некоторые трехос ные вагоны оборудованы пневматически ми стеклоочистителями. В Рижских трам ваях установлены стеклоочистители, из готовленные на заводе типа СЛ-22 и из готовленные в мастерских ТТУ. Стекло очистители приводятся в действие откры- ( тием золотника, находящегося в кабине вожатого. Если после подачи сжатого воздуха в механизм стеклоочистителя по следний в действие не приходит, необхо димо рукой (для этой цели имеется внут ри вагона рукоятка) поставить его в од но из исходных положений. С,механизмом стеклоочистителя необходимо обходить ся бережно.
ш* |
147 |
Л О Б О В А Я П Р Е Д О Х Р А Н И Т Е Л Ь Н А Я Р Е Ш Е Т К А
Лобовая предохранительная решетка является обязательной для всех мотор ных вагонов. Предохранительная решет ка приводится в действие установкой ру коятки крана машиниста в крайнее левое положение. Предохранительная решетка имеет трубчатую раму, верхняя часть ко торой устлана деревянным решетчатым покрытием. Предохранительную решет ку к рельсам прижимают при помощи двух цилиндров. Уловительную решетку в исходное положение устанавливают две пружины, укрепленные по ее бокам. Трубчатая рама должна находиться над рельсами в вышине 170 до 220 мм.
ТРЕБОВАНИЯ ПТЭ К ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМЕ ВАГОНА
В соответствии с правилами техниче ской эксплуатации вагон не допускается в движение, если:
1) давление |
воздуха в |
резервуарах, |
из которых |
берется |
воздух для |
торможения; у 2- и 3-осиых вагонов — менее 3,5 атмосфер,
148
у 4-осных вагонов — менее 4 атмосфер.
’2) неисправен кран машиниста.
3)неисправен или неправильно отре гулирован автоматический регуля тор давления или предохранитель- ,
ный клапан. Регулятор должен вы ключать моторкомпрессора, когда в баке высокого давления — 6 ат мосфер. Предохранительный кла пан должен сработать в вагонах с осевым компрессором более 6 атм, мотор-компрессором более 7 атм.
4)неисправен манометр.
5)конечные краны не имеют пометок, по которым можно определить их положение (закрыто, открыто).
6)неисправен пневматический при вод дверей.
7)неисправны песочницы и стекло очистители, с пневматическим При водом.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ' ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА
Для того, чтобы трамвайные тяговые двигатели могли работать и передавать вращение колесам вагона, к двигателям
149
подводится электрический ток. Электри ческий ток также необходим для получе ния сжатого воздуха, освещения, отопле ния и сигнализации. Электрическое обо рудование разделяется па силовое и вспо могательное.
В силовое оборудование входят сило вые двигатели и вспомогательная аппа ратура. Вспомогательное оборудование — электроцепь моторкомпрессора, освеще ние и обогреватели.
СИЛОВАЯ ЦЕПЬ
К контактному проводу присоединен положительный провод и в практике при нято считать направление прохождения тока от контактного провода к рельсу, к которому присоединен отрицательный по люс. Исходя из направления прохожде ния тока в силовой цепи агрегаты распо ложены в нижеследующем порядке:
1) токоприемник, 2) громоотвод радиореактор, 3) автоматический выклю чатель,4) контроллер, 5) реостат (сопро тивления), 6) двигатели.
150
,с
ТОКОПРИЕМНИК
Для снабжения трамвайного вагона электроэнергией во время его движения независимо от скорости, к контактному проводу при помощи пружины снизу при жимается скользящий вкладыш. Токо приемник находится на крыше вагона в средней части. К контактному проводу прижимается прессованный уголек, ук репленный в металлическом вкладыше. Верхняя часть токоприемника называет ся головкой. Токоприемник изготовлен из металлической трубки длиною 5 м. Ниж няя часть токоприемника укреплена в пружинчатом основании, чтобы под воз действием пружины свободный конец то коприемника с головкой прижимался к контактному проводу. Давление токо приемника на контактный провод долж но быть 8± 1 кг.
РАДИОРЕАКТОР
При включении и выключении сило вой и вспомогательной электроцепей ме жду контактами возникающее искрение создает значительные помехи радиопри-
151
емникам и телеустановкам, находящимся поблизости от трамвая. Во избежание упомянутой помехи у основания токопри емника установлена специальная катуш ка — радиореактор, который не устраня ет те помехи, которые возникают от ис крения между угольком и контактным проводом, а также во время прохождения головки токоприемника через воздушные стрелки и соединения контактной сети.
ГРОМООТВОД (ИСКРОВОЙ РАЗРЯДНИК)
Предназначен для предотвращения вывода из строя электрооборудования трамвайного вагона во время грозы. Так как разрядник имеет много технических недостатков, то в вагонах новой кон струкции он не употребляется.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ
Автоматический выключатель отклю чается при прохождении через него силь ного тока более того, на который он от регулирован. Автомат действует по прин ципу электромагнита. Электромагнитная катушка находится в общей электро цепи. При прохождении наибольшей си-
152