ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
Проводниками. Проводниками являются металлы, уголь, растворы солей и кислот и др.
Непроводниками или изоляторами яв ляются резина, фарфор, стекло, сухое дерево, ткани и др.
Если какое-нибудь вещество проводит ток только в одном направлении, то оно является полупроводником.
Сила тока измеряется амперамиЧтобы обеспечить непрерывный поток
тока, необходима сила, могущая сохра нить избыток электронов на одном по люсе и недостаток — на другом.
Эту силу называют электродвижущая сила, сокращенно — ЭДС.
В зависимости от материала и разме ров провода, одинаковая ЭДС в различ ных проводах создаст различную силу тока, так как каждый провод имеет свое сопротивление.
Величина сопротивления измеряется в омах.
Если ток в проводе сопротивлением в 1 ом протекает с силой в 1 ампер, то на
.концах провода создается напряжение в 1 вольт (измерительная единица потен циальной разницы причин тока).
95
Если направление тока длительное время не меняется, он называется посто янным.
Если в выводах источников тока, к ко торым подключены провода, быстро ме няется положение полюсов (напр., 50 раз в секунду), то по проводам идет перемен ный ток.
В технике трамвая используется по стоянный ток. Положительный полюс подключается к контактному проводу, отрицательный — к рельсам.
Хотя фактически электроны от рель сов проходят через электрооборудование трамвайного вагона, на практике вполне себя оправдало предположение считать направлением тока в противоположном порядке — от контактного провода к рельсам. Электроэнергию в виде перемен ного токавырабатывают электростанции и по высоковольтным линиям доставля ют потребителям. В городах для пере дачи электроэнергии пользуются кабель ные линии. Также для трамвайной кон тактной сети электроэнергия передается по кабелю. Переменный ток на специ альных подстанциях при помощи ртут
96
ных выпрямителей преобразуют (вы прямляют) в постоянный.
Ртутный выпрямитель состоит из со суда, из которого откачан воздух (кор пус)- В крышке сосуда имеются один или несколько изолированных электродов — графитных анодов. Второй электрод — катод — состоит из ртути, которая нали та в сосуд. В выпрямителях старой кон струкции крышка и аноды съемные, по этому к корпусу присоединен вакуумный насос. Находящийся в работе выпрями тель постоянно охлаждается текучей во дой. В выпрямителях новой конструкции корпус запаян, проникновение воздуха невозможно'и насосы не нужны. Для ох лаждения используют подаваемый вен тиляторами воздух.
В процессе работы выпрямителя про странство между электродами заполня ется парами ртути, которые пропускают ток только в одном направлении. Так по лучается постоянный ток, положитель ный полюс которого является на катоде выпрямителя.
Положительный полюс через автомат подстанции подключен к плюс-щиту. От
1 - 247 |
91 |
щита по кабельным линиям ток подвбдится к кабельной сети.
Отрицательный полюс подключен к минус кабелям, которые присоединены к рельсам; •
Двигатели трамваев являются элект ромоторами постоянного тока, номиналь ное рабочее напряжение которых 600 вольт. Такое напряжение подводится к контактной сети.
КОНТАКТНАЯ СЕТЬ
В контактной сети Рижского трамвая
применяется |
медный |
провод |
сечением |
85 м/м2. Номинальная |
высота |
подвески |
|
контактного |
провода |
составляет 5,5— |
5,8 м от уровня головки рельсов. На тер ритории депо, в виадуктах, в воротах ва
гонных сараев |
контактный |
провод не |
||
должен находиться ниже чем 4,2 м. |
||||
Контактная |
сеть состоит |
из |
следую |
|
щих элементов: |
|
|
|
|
а) |
контактного провода, |
|
провод, |
|
б) |
опор, поддерживающих |
|||
|
или поперечных тросов, натянутых |
|||
|
поперек |
улиц (оттяжки) |
и при- |
■ крепленных к стенам домов.
98
в) арматуры контактной сети, служа щей для укрепления провода и изо ляции ее от земли.
г) спецчастей контактной сети (воз душные стрелки, пересечения с проводами других трамвайных или троллейбусных линий.
Сечение контактного провода фасон ное, в виде сплющенной восьмерки. По бокам контактный провод имеет канавки для обеспечения надежного крепления в зажимах провододержателя.
Арматура контактной сети подвеши вается над трамвайными путями при по мощи 5—6 м/м проволоки. При попереч ной подвеске контактного провода непо средственно около металлического стол ба на проволоке ставится стяжная муф та для регулирования натяжения прово локи, а затем пряжкой изолятор. Для прикрепления оттяжки к стене дома при меняются болты, около розетки на троссе ставится шумоглушитель, а после шумо глушителя изоляционная пряжка.
Если изоляция арматуры контактной сети неисправна, то напряжение прохо-
•дит к столбам контактной сети и при со прикосновении с таким столбом может
7* |
99 |
|
повлечь за собой опасный для жизни удар тока. Поэтому о замеченных неисправно стях 'необходимо немедленно сообщать центральному диспетчеру.
Для обеспечения равномерной подачи электроэнергии, а также для ограничения участка возможного повреждения, кон тактная сеть разделяется на отдельные участки — секции, которые отделя ются одна от другой секционными изоля торами. Каждая секция питается от от дельного кабеля (фидера). В случае ко роткого замыкания или неисправности контактной сети, на подстанции отклю чается автомат соответствующего уча стка и прекращается подача электроэнер гии всем находящимся в секции ваго нам.
Контактная сеть находится над все ми рельсовыми путями и также как и пу ти может ответвляться налево и направо-
Вместах разветвления для токоприемни ка устанавливаются воздушные стрелки.
Внекоторых местах установлены устрой
ства, дающие возможность переключения стрелок, не останавливая вагон. Эти уст ройства называются автоматические электрические стрелки (АЭС).
100
Для того чтобы бережно относиться к. контактной сети и ее спецчастям (секци онные изоляторы, троллейбусные лерекрестки, воздушные стрелки), а также моторов и токоприемников, необходимо при проезде секционных изоляторов, троллейбусных перекрестков, воздушных стрелок, ехать с выключенным контрол лером.
При пересечении трамваем троллей бусных крестовин, необходимо избегать такого положения, что при остановке ва гона головка токоприемника остановится на изоляции троллейбусной крестовины. Ес.ди это произошло, то развертывая то коприемник необходимо следить за тем, чтобы токоприемник не соприкасался к контактным проводам, так как один из троллейбусных проводов является отри цательным. Сильное короткое замыкание может вызвать отключение всей подстан ции с прекращением подачи электро энергии на большом участке. Мощность тяговой подстанции недостаточна для од новременного возобновления движения всех вагонов,, находящихся в районе, пи таемом подстанцией. Для того, чтобы не увеличить задержку движения, после по
дачи напряжения вагоновожатый обязан выждать определенный промежуток вре мени (согласно последней цифре номера вагона).
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВАГОНАХ
Устройство трамвайного вагона и его эксплуатация
Подвижной состав рижского трам вайного парка разделяют моторные и прицепные вагоны. Моторные вагоны ос нащены электродвигателями и устройст вами управления. Прицепные вагоны приводятся в движение при сцеплении с моторным вагоном. Вагоны по своему на значению разделяются на пассажирские, учебные, гру’зовые, рабочие и ремонт ные — снегоочистители, вагоны-вышки, вагоны-подъемники и вагоны для шли фовки рельсов.
Вагоны разделяются также по уст ройству, т. е. по числу осей (колесных пар) — на двухосные, трехосные и четы рехосные.
Прицепные вагоны бывают двухосные и четырехосные. Прицепные вагоны Риж
Ю2 ' |
. ' |
ского трамвая имеют инвентарные номе ра от 501—660.
Двухосные и трехосные моторные ва гоны имеют номера до 100.
Четырехосные вагоны бывают трех типов:
1) РТ-48 (Рижский трамвай 1948 г.)
сномерами от 50—78.
2)РТ-56 с номерами от 100—300.
3)МТВ-82 с номерами от 301 и далее.
Рабочие вагоны, учебные, ремонтные и др. имеют нумерацию от 400.
Все трамвайные вагоны распределены по трем трамвайным депо, прикрепив к каждому депо по возможности больше вагонов одинакового типа, что создает известные удобства в их ремонте и техни ческом обслуживании.
- Пассажирские вагоны приспособлены для движения в одном направлении, две ри и подножки у этих вагонов имеются только с правой стороны, управления только спереди вагон'а. Рабочие вагоны приспособлены для движения в двух на правлениях и приборы управления ваго ном находятся спереди и сзади, во из бежание маневрирования на конечных пунктах для езды в обратном направле
103
нии. Вагоны, едущие только в одном на правлении, через определенный пробег нуждаются в перестановке колесных пар (тележек), так как передняя колесная па ра изнашивается больше, чем задняя. Трех- и четырехосные вагоны обыкновен но используются как одиночные вагоны, в некоторых случаях четырехосные ваго ны используются с прицепными 2-х и 4- осными вагонами. 2-осные вагоны ис пользуются с одним или двумя двухос ными прицепами.
Каждый трамвайный вагон разделя ется на две основные части — кузов и хо довая часть или тележка. Тележки пере мещаются и направляются по рельсам. Кузов опирается на тележку и служит для перевозки пассажиров.
МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА
КУЗОВ ВАГОНА
Кузов вагона опирается на металли ческую раму из стального проката. Рама имеет продольные балки по сторонам ва-- гона и поперечные балки, соединяющие боковые балки. Кузов устанавливается
104
на ходовых частях вагона (тележке) при помощи особых устройств, не допускаю щих сдвига кузова.
Пол вагона настилается из досок, на которые набиваются рецки. Для осмотра и смазки тяговых двигателей в полу мо торного вагона предусматриваются смот ровые люки, закрываемые крышками.
Скелет кузова называют каркасом.
Для того чтобы у вагона создать сте ны и потолок, каркас вагона обшивается снаружи листовой сталью, а изнутри де ревом. Между обеими обшивками поме щают теплоизоляционный слой, изготов ленный из пористых пластмассовых плит. Крыша вагона вокруг электрооборудова ния обшивается токонепроводящим мате риалом. Наружная металлическая обшив ка продолжается и уиже уровня пола ва гона, частично укрывая расположенные под рамой агрегаты и называется фальш бортом. На фальшборте: имеются откры вающиеся крышки, предусмотренные для осмотра агрегатов.
Величина каркаса является фактором определения размера (габаритов) ваго на. Самые большие габариты имеют ва
105