Файл: Руководство для водителей трамвая..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проводниками. Проводниками являются металлы, уголь, растворы солей и кислот и др.

Непроводниками или изоляторами яв­ ляются резина, фарфор, стекло, сухое дерево, ткани и др.

Если какое-нибудь вещество проводит ток только в одном направлении, то оно является полупроводником.

Сила тока измеряется амперамиЧтобы обеспечить непрерывный поток

тока, необходима сила, могущая сохра­ нить избыток электронов на одном по­ люсе и недостаток — на другом.

Эту силу называют электродвижущая сила, сокращенно — ЭДС.

В зависимости от материала и разме­ ров провода, одинаковая ЭДС в различ­ ных проводах создаст различную силу тока, так как каждый провод имеет свое сопротивление.

Величина сопротивления измеряется в омах.

Если ток в проводе сопротивлением в 1 ом протекает с силой в 1 ампер, то на

.концах провода создается напряжение в 1 вольт (измерительная единица потен­ циальной разницы причин тока).

95

Если направление тока длительное время не меняется, он называется посто­ янным.

Если в выводах источников тока, к ко­ торым подключены провода, быстро ме­ няется положение полюсов (напр., 50 раз в секунду), то по проводам идет перемен­ ный ток.

В технике трамвая используется по­ стоянный ток. Положительный полюс подключается к контактному проводу, отрицательный — к рельсам.

Хотя фактически электроны от рель­ сов проходят через электрооборудование трамвайного вагона, на практике вполне себя оправдало предположение считать направлением тока в противоположном порядке — от контактного провода к рельсам. Электроэнергию в виде перемен­ ного токавырабатывают электростанции и по высоковольтным линиям доставля­ ют потребителям. В городах для пере­ дачи электроэнергии пользуются кабель­ ные линии. Также для трамвайной кон­ тактной сети электроэнергия передается по кабелю. Переменный ток на специ­ альных подстанциях при помощи ртут­

96

ных выпрямителей преобразуют (вы­ прямляют) в постоянный.

Ртутный выпрямитель состоит из со­ суда, из которого откачан воздух (кор­ пус)- В крышке сосуда имеются один или несколько изолированных электродов — графитных анодов. Второй электрод — катод — состоит из ртути, которая нали­ та в сосуд. В выпрямителях старой кон­ струкции крышка и аноды съемные, по­ этому к корпусу присоединен вакуумный насос. Находящийся в работе выпрями­ тель постоянно охлаждается текучей во­ дой. В выпрямителях новой конструкции корпус запаян, проникновение воздуха невозможно'и насосы не нужны. Для ох­ лаждения используют подаваемый вен­ тиляторами воздух.

В процессе работы выпрямителя про­ странство между электродами заполня­ ется парами ртути, которые пропускают ток только в одном направлении. Так по­ лучается постоянный ток, положитель­ ный полюс которого является на катоде выпрямителя.

Положительный полюс через автомат подстанции подключен к плюс-щиту. От

1 - 247

91


щита по кабельным линиям ток подвбдится к кабельной сети.

Отрицательный полюс подключен к минус кабелям, которые присоединены к рельсам; •

Двигатели трамваев являются элект­ ромоторами постоянного тока, номиналь­ ное рабочее напряжение которых 600 вольт. Такое напряжение подводится к контактной сети.

КОНТАКТНАЯ СЕТЬ

В контактной сети Рижского трамвая

применяется

медный

провод

сечением

85 м/м2. Номинальная

высота

подвески

контактного

провода

составляет 5,5—

5,8 м от уровня головки рельсов. На тер­ ритории депо, в виадуктах, в воротах ва­

гонных сараев

контактный

провод не

должен находиться ниже чем 4,2 м.

Контактная

сеть состоит

из

следую­

щих элементов:

 

 

 

а)

контактного провода,

 

провод,

б)

опор, поддерживающих

 

или поперечных тросов, натянутых

 

поперек

улиц (оттяжки)

и при-

■ крепленных к стенам домов.

98

в) арматуры контактной сети, служа­ щей для укрепления провода и изо­ ляции ее от земли.

г) спецчастей контактной сети (воз­ душные стрелки, пересечения с проводами других трамвайных или троллейбусных линий.

Сечение контактного провода фасон­ ное, в виде сплющенной восьмерки. По бокам контактный провод имеет канавки для обеспечения надежного крепления в зажимах провододержателя.

Арматура контактной сети подвеши­ вается над трамвайными путями при по­ мощи 5—6 м/м проволоки. При попереч­ ной подвеске контактного провода непо­ средственно около металлического стол­ ба на проволоке ставится стяжная муф­ та для регулирования натяжения прово­ локи, а затем пряжкой изолятор. Для прикрепления оттяжки к стене дома при­ меняются болты, около розетки на троссе ставится шумоглушитель, а после шумо­ глушителя изоляционная пряжка.

Если изоляция арматуры контактной сети неисправна, то напряжение прохо-

•дит к столбам контактной сети и при со­ прикосновении с таким столбом может

7*

99

 



повлечь за собой опасный для жизни удар тока. Поэтому о замеченных неисправно­ стях 'необходимо немедленно сообщать центральному диспетчеру.

Для обеспечения равномерной подачи электроэнергии, а также для ограничения участка возможного повреждения, кон­ тактная сеть разделяется на отдельные участки — секции, которые отделя­ ются одна от другой секционными изоля­ торами. Каждая секция питается от от­ дельного кабеля (фидера). В случае ко­ роткого замыкания или неисправности контактной сети, на подстанции отклю­ чается автомат соответствующего уча­ стка и прекращается подача электроэнер­ гии всем находящимся в секции ваго­ нам.

Контактная сеть находится над все­ ми рельсовыми путями и также как и пу­ ти может ответвляться налево и направо-

Вместах разветвления для токоприемни­ ка устанавливаются воздушные стрелки.

Внекоторых местах установлены устрой­

ства, дающие возможность переключения стрелок, не останавливая вагон. Эти уст­ ройства называются автоматические электрические стрелки (АЭС).

100

Для того чтобы бережно относиться к. контактной сети и ее спецчастям (секци­ онные изоляторы, троллейбусные лерекрестки, воздушные стрелки), а также моторов и токоприемников, необходимо при проезде секционных изоляторов, троллейбусных перекрестков, воздушных стрелок, ехать с выключенным контрол­ лером.

При пересечении трамваем троллей­ бусных крестовин, необходимо избегать такого положения, что при остановке ва­ гона головка токоприемника остановится на изоляции троллейбусной крестовины. Ес.ди это произошло, то развертывая то­ коприемник необходимо следить за тем, чтобы токоприемник не соприкасался к контактным проводам, так как один из троллейбусных проводов является отри­ цательным. Сильное короткое замыкание может вызвать отключение всей подстан­ ции с прекращением подачи электро­ энергии на большом участке. Мощность тяговой подстанции недостаточна для од­ новременного возобновления движения всех вагонов,, находящихся в районе, пи­ таемом подстанцией. Для того, чтобы не увеличить задержку движения, после по­

дачи напряжения вагоновожатый обязан выждать определенный промежуток вре­ мени (согласно последней цифре номера вагона).

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВАГОНАХ

Устройство трамвайного вагона и его эксплуатация

Подвижной состав рижского трам­ вайного парка разделяют моторные и прицепные вагоны. Моторные вагоны ос­ нащены электродвигателями и устройст­ вами управления. Прицепные вагоны приводятся в движение при сцеплении с моторным вагоном. Вагоны по своему на­ значению разделяются на пассажирские, учебные, гру’зовые, рабочие и ремонт­ ные — снегоочистители, вагоны-вышки, вагоны-подъемники и вагоны для шли­ фовки рельсов.

Вагоны разделяются также по уст­ ройству, т. е. по числу осей (колесных пар) — на двухосные, трехосные и четы­ рехосные.

Прицепные вагоны бывают двухосные и четырехосные. Прицепные вагоны Риж­

Ю2 '

. '


ского трамвая имеют инвентарные номе­ ра от 501—660.

Двухосные и трехосные моторные ва­ гоны имеют номера до 100.

Четырехосные вагоны бывают трех типов:

1) РТ-48 (Рижский трамвай 1948 г.)

сномерами от 50—78.

2)РТ-56 с номерами от 100—300.

3)МТВ-82 с номерами от 301 и далее.

Рабочие вагоны, учебные, ремонтные и др. имеют нумерацию от 400.

Все трамвайные вагоны распределены по трем трамвайным депо, прикрепив к каждому депо по возможности больше вагонов одинакового типа, что создает известные удобства в их ремонте и техни­ ческом обслуживании.

- Пассажирские вагоны приспособлены для движения в одном направлении, две­ ри и подножки у этих вагонов имеются только с правой стороны, управления только спереди вагон'а. Рабочие вагоны приспособлены для движения в двух на­ правлениях и приборы управления ваго­ ном находятся спереди и сзади, во из­ бежание маневрирования на конечных пунктах для езды в обратном направле­

103

нии. Вагоны, едущие только в одном на­ правлении, через определенный пробег нуждаются в перестановке колесных пар (тележек), так как передняя колесная па­ ра изнашивается больше, чем задняя. Трех- и четырехосные вагоны обыкновен­ но используются как одиночные вагоны, в некоторых случаях четырехосные ваго­ ны используются с прицепными 2-х и 4- осными вагонами. 2-осные вагоны ис­ пользуются с одним или двумя двухос­ ными прицепами.

Каждый трамвайный вагон разделя­ ется на две основные части — кузов и хо­ довая часть или тележка. Тележки пере­ мещаются и направляются по рельсам. Кузов опирается на тележку и служит для перевозки пассажиров.

МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА

КУЗОВ ВАГОНА

Кузов вагона опирается на металли­ ческую раму из стального проката. Рама имеет продольные балки по сторонам ва-- гона и поперечные балки, соединяющие боковые балки. Кузов устанавливается

104

на ходовых частях вагона (тележке) при помощи особых устройств, не допускаю­ щих сдвига кузова.

Пол вагона настилается из досок, на которые набиваются рецки. Для осмотра и смазки тяговых двигателей в полу мо­ торного вагона предусматриваются смот­ ровые люки, закрываемые крышками.

Скелет кузова называют каркасом.

Для того чтобы у вагона создать сте­ ны и потолок, каркас вагона обшивается снаружи листовой сталью, а изнутри де­ ревом. Между обеими обшивками поме­ щают теплоизоляционный слой, изготов­ ленный из пористых пластмассовых плит. Крыша вагона вокруг электрооборудова­ ния обшивается токонепроводящим мате­ риалом. Наружная металлическая обшив­ ка продолжается и уиже уровня пола ва­ гона, частично укрывая расположенные под рамой агрегаты и называется фальш­ бортом. На фальшборте: имеются откры­ вающиеся крышки, предусмотренные для осмотра агрегатов.

Величина каркаса является фактором определения размера (габаритов) ваго­ на. Самые большие габариты имеют ва­

105