Файл: Наплавка металлов карманный справочник рабочего..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Скорость наплавки. С увеличением этого параметра уменьшается ширина наплавленного валика и незна­ чительно глубина проплавления.

Обычно скорость наплавки выбирается 15—60 м/ч. Смещение электрода с зенита определяет формирова­ ние валика при наплавке тел вращения (фиг. 12). Особенно это относится к деталям малых диаметров.

Недостаточное

смещение

с

зенита

вызывает

 

стекаиие

 

 

 

расплавленных

металла н

 

 

 

флюса и образование на­

 

 

 

плывов. Слишком боль­

 

 

 

шое

смещение

приводит

 

 

 

к осыпанию флюса, сте­

 

 

 

нанию жидкого

шлака и

 

 

 

образованию

наплывов.

 

 

 

Смещение

с

 

зенита

 

 

 

должно

выбираться та­

 

 

 

ким, чтобы жидкая ван­

 

 

 

на металла и шлака за­

 

 

 

твердевала на

 

горизон­

 

 

 

тальной поверхности. От­

 

 

 

дельные значения

смеще­

Фиг. 12. Схема наплавки под

ния с зенита указаны в

примерах

наплавки.

флюсом тел

вращения:

 

Электродный

матери­

а — смещение

электрода

от

ал (проволока

сплошная

зенита. Стрелкой показано

направление

вращения

де­

или

порошковая,

лента

тали.

 

сплошная

или

порошко­

 

 

 

вая)

выбирают в зависи­

мости от требовании к наплавляемой детали по химиче­

скому

составу,

механическим свойствам, а также по

объему

наплавленного

металла. Предпочтительнее при­

менять сплошную проволоку или ленту.

Диаметр электродной

проволоки выбирают, исходя

из конкретных

условий:

размеров наплавляемых изделий, необходимой тол­ щины наплавленного слоя и т. п.

Ленту применяют, если нужно получить широкий

валик

за один проход (например, наплавка рельсов

и т.

п.).

Шаг наплавки принимают таким, чтобы обеспечить хорошее формирование наплавленного слоя п опти­ мальный провар основного металла. Обычно его выби­ рают таким, чтобы каждый последующий валик пере­ крывал от 7з до '/г ширины предыдущего.

66


Причины образо'вайий й методы предотвращений пористости наплавленного металла

Причина пористости — выделение газов пз жидкого металла при кристаллизации ванны. Газы образуются при наличии в зоне дуги ржавчины, влаги, масла, воз­ духа и т. п. Не все газы одинаково влияют на образо­ вание пористости. Наиболее опасны — водород и азот.

Технологические факторы, влияющие на образование пористости наплавленного металла, следующие:

1. Род тока. Наименьшее количество пор получается при наплавке постоянным током обратной полярности, наибольшее— при наплавке переменным током.

2. Скорость наплавки. С увеличением скорости на­ плавки количество пор возрастает, так как повышается скорость охлаждения расплавленного металла, что за­ трудняет выход из него газов.

3.Сила тока. С уменьшением тока снижается тем­ пература изделия, что тоже может повести к образо­ ванию пор.

4.Состав и структура флюса. Увеличение содержа­ ния Si02, CaF2, MgO в составе флюса предупреждает

образование пористости. Вводимые в состав

флюса

для повышения устойчивости горения дуги lK20

и Na20

способствуют образованию пор в наплавленном метал­ ле. Металл, наплавленный под пемзовндным флюсом, менее склонен к образованию пор, чем под стекловид­ ным, при том же химическом составе. Грануляция флюса влияет на пористость незначительно.

5. Химический состав основного и присадочного ме­ талла. Раскислители (TI, Al, Si, Мп) значительно сни­ жают склонность металла к образованию пор. Углерод при содержании до 0,8% на образование пор не влия­ ет; при большем его содержании вероятность образо­ вания пор увеличивается. Хром, вольфрам, ванадий, молибден не оказывают существенного влияния на об­ разование пор. Сера и фосфор в тех количествах, в которых они допускаются в сталях, практически не влияют на пористость.

Порошковая электродная проволока позволяет ввести в состав сердечника специальные компоненты, предот­ вращающие образование пор. Такими компонентами являются обычно фтористые соединения, причем наи­ более часто вводятся плавиковый шпат CaF2 и крем­ нефтористый натрий Na2SiF0 в количестве 0,5—2,0% от веса проволоки.

5 *

6 7


Причины образования трещин в наплавленном

металле

и методы борьбы с ними

 

Вес образующиеся при наплавке трещины

можно

разделить на две группы:

 

1) кристаллизационные (горячие) трещины, образую­ щиеся при кристаллизации металла, т. е. при темпера­ туре 1000—1500 °С;

2) хрупкие (холодные) трещины, которые возникают при остывании наплавленной детали до 200 °С и ниже.

Наиболее опасны кристаллизационные трещины. Часто причиной образования таких трещин является большое содержание в наплавленном металле серы. При низком содержании углерода в наплавленном ме­ талле (до 0,16%) действие серы может быть нейтра­ лизовано введением марганца. В этом случае сера бу­ дет находиться в соединении с марганцем в виде MnS, которое в значительной степени переходит в шлак.

При наплавке под ннзкокремнпстымп флюсами крем­ нии, если его содержание меньше 2,5—3,0%, не повы­ шает склонности к образованию кристаллизационных трещин.

Алюминии

противодействует

появлению

трещин.

При

введении в ванну

расплавленного

металла

0,5%

А1

можно

наплавлять

без подогрева

сплав

с

0,3—

0,35% С, без опасности появления трещин. Алюминии, кроме того, содействует обессериванию наплавленного металла. Вольфрам, молибден, ванадий в малых коли­ чествах не оказывают влияния иа появление горячих трещин. Бор уже при содержании 0,03% вызывает об­ разование трещим.

Хром, как и другие карбпдообразующпе элементы, может способствовать возникновению кристаллизацион­ ных трещин. Однако при низком содержании угле­ рода хром даже в количестве 25% не вызывает по­ явления трещин. При повышенном содержании угле­ рода (больше 0,16% С) возможны трещины при со­ держании 20% хрома.

Причина образования холодных трещин — действие напряжений растяжения от неравномерного нагрева, литейной усадки шва и структурных превращений в металле шва и околошовной зоне, а также образова­ ние малопластичных структур закалки. Особенно часто эти трещины возникают при наплавке закаливающейся стали, когда перепад температур между швом и сосед­ ними участками достаточно велик.

6 8


Мпкротрещниы в наплавленном металле возникают вследствие растворения в жидкой стали водорода, ко­ торый при кристаллизации выделяется в микрообъемах со значительным давлением, образуя микронадры­ вы, служащие зародышем развития трещины.

Для предотвращения трещин применяют следующие методы:

1.

Ограничение доли участия основного металла в

шве,-

При наплавке поверхностен с особыми свойствами

стремятся получить наплавленный металл с минималь­ ным содержанием основного металла в шве. Это важно также и из условий предотвращения трещин. При на­ плавке деталей из среднеуглероднетых и высокоуглеро­ дистых сталей и значительной доле участия основного металла в шве последний будет обогащаться углеро­ дом, что может вызвать появление трещин.

Сократить долю участия основного металла в шве до 0,4—0,5% можно уменьшением тока и увеличением скорости наплавки. Еще меньшее значение можно полу­ чить при наплавке лентой пли введением дополнитель­ ной присадочной проволоки в шов.

Применение двухдугового автомата с горением дуг в отдельных плавильных пространствах ведет к умень­

шению доли

участия

основного

металла в шве, если

ток первой

дуги в

1,5—2 раза

меньше тока второй.

При уменьшении шага наплавки доля участия ос­ новного металла в шве также уменьшается.

2. Регулирование состава и структуры наплавленно­ го металла. Для предотвращения трещим необходимо уменьшить содержание вредных примесей (серы, фос­ фора и др.) н сохранить легирующие элементы и осо­ бенно модификаторы (титан, алюминий). Для этой цели необходимо Подбирать соответствующие флюсы.

Например, для сохранения титана наиболее подхо­ дят флюсы АН-20, АН-22, АН-30, 48-ОФ-б, 48-ОФ-Ю.

Титан измельчает структуру наплавленного металла и тем самым уменьшает склонность к трещпиообразованшо.

3. Предварительный подогрев и замедленное охлаж­ дение деталей после наплавки. В настоящее время

еще нет методики, Позволяющей

рассчитать

темпера­

туру предварительного подогрева,

поэтому

ее

устанав­

ливают из опытных .данных.

улучшает

термический

Предварительный

подогрев

цикл наплавленного

металла, т.

е. уменьшает скорость

6 ?