ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Скорость наплавки. С увеличением этого параметра уменьшается ширина наплавленного валика и незна чительно глубина проплавления.
Обычно скорость наплавки выбирается 15—60 м/ч. Смещение электрода с зенита определяет формирова ние валика при наплавке тел вращения (фиг. 12). Особенно это относится к деталям малых диаметров.
Недостаточное |
смещение |
с |
зенита |
вызывает |
|
стекаиие |
|||
|
|
|
расплавленных |
металла н |
|||||
|
|
|
флюса и образование на |
||||||
|
|
|
плывов. Слишком боль |
||||||
|
|
|
шое |
смещение |
приводит |
||||
|
|
|
к осыпанию флюса, сте |
||||||
|
|
|
нанию жидкого |
шлака и |
|||||
|
|
|
образованию |
наплывов. |
|||||
|
|
|
Смещение |
с |
|
зенита |
|||
|
|
|
должно |
выбираться та |
|||||
|
|
|
ким, чтобы жидкая ван |
||||||
|
|
|
на металла и шлака за |
||||||
|
|
|
твердевала на |
|
горизон |
||||
|
|
|
тальной поверхности. От |
||||||
|
|
|
дельные значения |
смеще |
|||||
Фиг. 12. Схема наплавки под |
ния с зенита указаны в |
||||||||
примерах |
наплавки. |
||||||||
флюсом тел |
вращения: |
|
Электродный |
матери |
|||||
а — смещение |
электрода |
от |
|||||||
ал (проволока |
сплошная |
||||||||
зенита. Стрелкой показано |
|||||||||
направление |
вращения |
де |
или |
порошковая, |
лента |
||||
тали. |
|
сплошная |
или |
порошко |
|||||
|
|
|
вая) |
выбирают в зависи |
мости от требовании к наплавляемой детали по химиче
скому |
составу, |
механическим свойствам, а также по |
|
объему |
наплавленного |
металла. Предпочтительнее при |
|
менять сплошную проволоку или ленту. |
|||
Диаметр электродной |
проволоки выбирают, исходя |
||
из конкретных |
условий: |
размеров наплавляемых изделий, необходимой тол щины наплавленного слоя и т. п.
Ленту применяют, если нужно получить широкий
валик |
за один проход (например, наплавка рельсов |
и т. |
п.). |
Шаг наплавки принимают таким, чтобы обеспечить хорошее формирование наплавленного слоя п опти мальный провар основного металла. Обычно его выби рают таким, чтобы каждый последующий валик пере крывал от 7з до '/г ширины предыдущего.
66
Причины образо'вайий й методы предотвращений пористости наплавленного металла
Причина пористости — выделение газов пз жидкого металла при кристаллизации ванны. Газы образуются при наличии в зоне дуги ржавчины, влаги, масла, воз духа и т. п. Не все газы одинаково влияют на образо вание пористости. Наиболее опасны — водород и азот.
Технологические факторы, влияющие на образование пористости наплавленного металла, следующие:
1. Род тока. Наименьшее количество пор получается при наплавке постоянным током обратной полярности, наибольшее— при наплавке переменным током.
2. Скорость наплавки. С увеличением скорости на плавки количество пор возрастает, так как повышается скорость охлаждения расплавленного металла, что за трудняет выход из него газов.
3.Сила тока. С уменьшением тока снижается тем пература изделия, что тоже может повести к образо ванию пор.
4.Состав и структура флюса. Увеличение содержа ния Si02, CaF2, MgO в составе флюса предупреждает
образование пористости. Вводимые в состав |
флюса |
для повышения устойчивости горения дуги lK20 |
и Na20 |
способствуют образованию пор в наплавленном метал ле. Металл, наплавленный под пемзовндным флюсом, менее склонен к образованию пор, чем под стекловид ным, при том же химическом составе. Грануляция флюса влияет на пористость незначительно.
5. Химический состав основного и присадочного ме талла. Раскислители (TI, Al, Si, Мп) значительно сни жают склонность металла к образованию пор. Углерод при содержании до 0,8% на образование пор не влия ет; при большем его содержании вероятность образо вания пор увеличивается. Хром, вольфрам, ванадий, молибден не оказывают существенного влияния на об разование пор. Сера и фосфор в тех количествах, в которых они допускаются в сталях, практически не влияют на пористость.
Порошковая электродная проволока позволяет ввести в состав сердечника специальные компоненты, предот вращающие образование пор. Такими компонентами являются обычно фтористые соединения, причем наи более часто вводятся плавиковый шпат CaF2 и крем нефтористый натрий Na2SiF0 в количестве 0,5—2,0% от веса проволоки.
5 * |
6 7 |
Причины образования трещин в наплавленном |
металле |
и методы борьбы с ними |
|
Вес образующиеся при наплавке трещины |
можно |
разделить на две группы: |
|
1) кристаллизационные (горячие) трещины, образую щиеся при кристаллизации металла, т. е. при темпера туре 1000—1500 °С;
2) хрупкие (холодные) трещины, которые возникают при остывании наплавленной детали до 200 °С и ниже.
Наиболее опасны кристаллизационные трещины. Часто причиной образования таких трещин является большое содержание в наплавленном металле серы. При низком содержании углерода в наплавленном ме талле (до 0,16%) действие серы может быть нейтра лизовано введением марганца. В этом случае сера бу дет находиться в соединении с марганцем в виде MnS, которое в значительной степени переходит в шлак.
При наплавке под ннзкокремнпстымп флюсами крем нии, если его содержание меньше 2,5—3,0%, не повы шает склонности к образованию кристаллизационных трещин.
Алюминии |
противодействует |
появлению |
трещин. |
||||
При |
введении в ванну |
расплавленного |
металла |
0,5% |
|||
А1 |
можно |
наплавлять |
без подогрева |
сплав |
с |
0,3— |
0,35% С, без опасности появления трещин. Алюминии, кроме того, содействует обессериванию наплавленного металла. Вольфрам, молибден, ванадий в малых коли чествах не оказывают влияния иа появление горячих трещин. Бор уже при содержании 0,03% вызывает об разование трещим.
Хром, как и другие карбпдообразующпе элементы, может способствовать возникновению кристаллизацион ных трещин. Однако при низком содержании угле рода хром даже в количестве 25% не вызывает по явления трещин. При повышенном содержании угле рода (больше 0,16% С) возможны трещины при со держании 20% хрома.
Причина образования холодных трещин — действие напряжений растяжения от неравномерного нагрева, литейной усадки шва и структурных превращений в металле шва и околошовной зоне, а также образова ние малопластичных структур закалки. Особенно часто эти трещины возникают при наплавке закаливающейся стали, когда перепад температур между швом и сосед ними участками достаточно велик.
6 8
Мпкротрещниы в наплавленном металле возникают вследствие растворения в жидкой стали водорода, ко торый при кристаллизации выделяется в микрообъемах со значительным давлением, образуя микронадры вы, служащие зародышем развития трещины.
Для предотвращения трещин применяют следующие методы:
1. |
Ограничение доли участия основного металла в |
шве,- |
При наплавке поверхностен с особыми свойствами |
стремятся получить наплавленный металл с минималь ным содержанием основного металла в шве. Это важно также и из условий предотвращения трещин. При на плавке деталей из среднеуглероднетых и высокоуглеро дистых сталей и значительной доле участия основного металла в шве последний будет обогащаться углеро дом, что может вызвать появление трещин.
Сократить долю участия основного металла в шве до 0,4—0,5% можно уменьшением тока и увеличением скорости наплавки. Еще меньшее значение можно полу чить при наплавке лентой пли введением дополнитель ной присадочной проволоки в шов.
Применение двухдугового автомата с горением дуг в отдельных плавильных пространствах ведет к умень
шению доли |
участия |
основного |
металла в шве, если |
ток первой |
дуги в |
1,5—2 раза |
меньше тока второй. |
При уменьшении шага наплавки доля участия ос новного металла в шве также уменьшается.
2. Регулирование состава и структуры наплавленно го металла. Для предотвращения трещим необходимо уменьшить содержание вредных примесей (серы, фос фора и др.) н сохранить легирующие элементы и осо бенно модификаторы (титан, алюминий). Для этой цели необходимо Подбирать соответствующие флюсы.
Например, для сохранения титана наиболее подхо дят флюсы АН-20, АН-22, АН-30, 48-ОФ-б, 48-ОФ-Ю.
Титан измельчает структуру наплавленного металла и тем самым уменьшает склонность к трещпиообразованшо.
3. Предварительный подогрев и замедленное охлаж дение деталей после наплавки. В настоящее время
еще нет методики, Позволяющей |
рассчитать |
темпера |
|||
туру предварительного подогрева, |
поэтому |
ее |
устанав |
||
ливают из опытных .данных. |
улучшает |
термический |
|||
Предварительный |
подогрев |
||||
цикл наплавленного |
металла, т. |
е. уменьшает скорость |
6 ?