Файл: Ланцов В.А. Опыт механизации капитального ремонта жилых домов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жах ремонтируемого здания. Нужны машины чрезвы­ чайно легкие, мобильные и надежные в эксплуатации.

В этом направлении в настоящее время ведутся ра­ боты в Л НИИ АКХ. Одна из возможных схем уборки строительного мусора при выборочном капитальном ре­ монте жилых домов будет состоять из следующих ма­ шин и приспособлений: малогабаритной погрузочной машины гребково-роторяого типа, малогабаритной мо­ тотачки ЛНИИ АКХ, легкого переносного транспортера, звеньевого мусоропровода, бункера-мусоросборника и грузового автомобиля. Вопросы создания малогабарит­ ных погрузочных и транспортных машин подробнее бу­ дут рассмотрены ниже.

3. МЕХАНИЗАЦИЯ ПОДЪЕМНО­ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ

При надстройке жилых домов и значительных объемах ремонтно-строительных работ в Ленинграде получили распространение индустриальные методы работ, харак­ терные для современного массового жилищного строи­ тельства. В этих случаях применяются башенные строительные краны грузоподъемностью до 1,5—3,0 г, которые способствуют ускорению процесса разборки из­ ношенных конструкций зданий, сокращают сроки ремонта и создают необходимые условия для применения сбор­ ных железобетонных элементов перекрытий. Вместе с тем следует заметить, что сложные очертания зданий в плане, стесненность дворовых и прилегающих террито­ рий, малые габариты арочных проездов, небольшие (по сравнению с новым строительством) объемы работ и другие факторы создают объективные условия, факти­ чески исключающие возможность полного использова­ ния кранов.

36

Как показали работы ЛНИИ АКХ, применение ба­ шенных кранов может быть экономически обоснованным при их среднесменном использовании в течение не ме­

нее 6 час.1 В связи с этим башенные краны не рекомендуется

применять в следующих случаях:

при производстве ремонтов, характеризующихся большим объемом отделочных работ, заменой полов, ре­ монтом отопления и канализации;

при производстве ремонтов, характеризующихся протезированием и заменой отдельных конструктивных элементов перекрытий (балок или настилов);

при производстве ремонтов, характеризующихся за­ меной большинства перекрытий при объеме работ на объекте стоимостью менее 50 тыс. руб.;

при производстве ремонтов в исключительно стеснен­ ных условиях (возможное перемещение крана вдоль фасада здания менее 10 ж и продолжительность монтажа крана более 20 смен).

Использование башенных кранов при капитальном ремонте жилых домов с применением сборных железо­ бетонных настилов перекрытий экономически целесооб­ разно:

при объеме работ на объекте стоимостью не менее

100 тыс. руб.;

на объектах, характеризующихся значительной про­ тяженностью рабочего фронта (возможное перемещение крана вдоль ремонтируемого здания не ^іенее 20 м) ;

в случае обслуживания вылетом крана всего рембн-' тируемого здания по ширине.

В этой связи для ремонтников особенно большое зна­ чение приобретают вопросы повышения экономической

1 Л а н ц о в В. А. Механизация подъемно-транспортных работ; при капитальном ремонте жилых домов. Изд-во МКХ РСФСР, 19601

37


эффективности строительных монтажных кранов, в пер­ вую очередь путем улучшения использования кранов по времени. По данным хронометражных наблюдении «ПНИИ АКХ, башенные краны при капитальном ремонте жилых домов используются по времени не более 50% в течение рабочей смены. Если учесть односменную работу многих башенных кранов и большую продолжительность их монтажа, демонтажа и перевозки, станет понятным, какими неиспользованными еше резервами располагают ремонтно-строительные организации.

Улучшение использования современной машинной техники — одна из важнейших задач ремонтно-строитель­ ных организаций.

В этом отношении трудно переоценить значение ме­ роприятий, осуществляемых УКРЖД и ставящих целью: сократить продолжительность пребывания кранов на объекте, организовать работу машин в две и даже три смены,запретить использование кранов в период отдел-- ки здания, использовать дополнительные, более дешевые подъемно-транспортные средства, сократить продол­ жительность монтажа и демонтажа кранов, сни­ зить количество простоев вследствие неисправности кранов.

На капитальном ремонте жилых домов в системе УКРЖД используется одиннадцать типов башенных кранов грузоподъемностыаь-0,5—1,0 т (ҢКСМ-l, БК-1);

0,75—1,5

т 7б КСМ-4)

; И,0—2,0 т (БКСМ-2,

БК-2,

БКСМ-5);

0 = 2 ,5 т (Т-178); 1,5—3,0 т (СБК-1,

Т-128);

3,0—5,0 г (СГ419); до 5

г (БКСМ-5-5а).

 

Перечисленные краны получили широкое распростра­ нение в строительстве, поэтому в настоящей брошюре де­ тально не рассматриваются.

Следует, однако, заметить, что некоторые из этих кранов не удовлетворяют в полной мере условиям капи­ тального ремонта жилых домов. Из всех перечисленных

38


башенных кранов наиболее удобными являются краны БКСМ-5. Их преимуществами являются: достаточная высота подъема груза (20 м) и вылет стрелы (20 м), возможность членения портала на части, допускающие их транспортирование под низкие и узкие арочные про­ езды.

В Управлении механизации УКРЖД накоплен боль­ шой опыт монтажа и демонтажа башенных кранов при капитальном ремонте жилых домов. Условия капиталь­ ного ремонта существенно отличаются от условий нового строительства, что обусловливается стесненными дворо­ выми территориями, малыми габаритами арочных проез­ дов и во многих случаях лишь частичным расселением жильцов.

Наряду с применением обычной системы монтажа кранов (раскладка элементов крана на площадке, их сборка и последующий подъем крана) при капитальном ремонте жилых домов широко распространен метод сборки кранов в стесненных условиях. Этот метод со­ стоит в постепенном наращивании и сборке узлов крана с помощью вспомогательных приспособлений (монтаж­ ной стойки, стрелы и лебедки). Используя этот метод, механизаторы Управления механизации УКРЖД мон­ тируют башенные краны в исключительно узких и корот­ ких дворах.

Монтаж башенных кранов в стесненных условиях, как правило, выполняется в три этапа.

Первый этап охватывает подготовительные работы, на втором этапе выполняются работы, связанные с уста­ новкой вспомогательных монтажных приспособлений, и, наконец, на третьем этапе производятся работы по мон­ тажу крана.

В состав подготовительных работ входят работы, свя­ занные с укладкой, выверкой и заземлением подкрано­ вых путей, подводкой электроэнергии, завозом монтаж­

'39

ных приспособлений и ограждением зоны производства монтажных работ.

На втором этапе устанавливается монтажная стойка, стрела и лебедка, а затем заводятся канаты и произво­ дится испытание всех устройств пробной нагрузкой.

Монтажная стойка, устанавливаемая сбоку или в торце подкранового пути, крепится к конструкции зда­ ния через оконные проемы или через специально проби­ ваемые для этой цели отверстия.

Монтажная стрела крепится на оси к верхней части монтажной стойки и поднимается в рабочее положение с помощью ручной или электрической лебедки, а затем расчаливается четырьмя растяжками. При этом головка стрелы располагается над местом монтажа крана. Канат лебедки запасовывается через отводной блок, закрепля­ емый к конструкции здания, и через блок на стреле.

После установки монтажной лебедки и загрузки ее балластом пробной нагрузкой проверяется надежность крепления и устойчивость стрелы и монтажной стойки.

Процесс монтажа крана состоит из целого ряда по­ следовательно выполняемых операций (рис. 10).

Монтаж начинается с установки тележки. Ходовая те­ лежка, состоящая из двух монтажных элементов, пере­ возится автомашиной ЗИЛ-150, устанавливается с по­ мощью автомобильного крана на подкрановый путь и загружается балластом.

Портал крана транспортируется разобранным на две или четыре части. Элементы портала сначала собирают­ ся и образуют портал, который с помощью монтажной стрелы устанавливается на ходовую тележку.

Нижняя секция башни, которая перевозится грузо­ вым автомобилем с прицепом, монтируется с помощью монтажной стрелы. При этом ходовая тележка с порта­ лом перемещается на расстояние 5—6 м на освободив­ шееся место (под крюком монтажной стрелы). Автомо-

40


ѵш

; :

Рис. 10. Схема монтажа башенного крана в стесненных условиях.

бильным краном в вертикальном положении устанавли­ вается секция башни.

Секцию башни стропят к крюку монтажной стрелы и приподнимают, под секцию подводят ходовую тележку с порталом, секцию опускают и соединяют портал с сек­ цией.

Верхняя секция башни и головка крана транспорти­ руются грузовыми автомашинами с прицепом. Монтаж этих элементов аналогичен монтажу нижней секции.

Противовесная консоль шарнирно соединяется с го­ ловкой крана с помощью стрелы и лебедки. Яшик проти­ вовесной консоли загружается балластом с помощью монтажной стрелы.

Монтаж крана завершается установкой стрелы, при­ чем сначала с помощью грузовой лебедки стрела подни­ мается в вертикальное положение и соединяется осью с поворотной головкой крана, а затем с помощью мон­ тажной лебедки стрела отводится на 12—13 м от оси крана и поднимается в горизонтальное положение с по­ мощью стреловой лебедки.

При монтаже кранов в исключительно стесненных условиях используются автомобильные краны. В этом случае стрела одним концом сначала устанавливается на ремонтируемом здании.

Экономически исключительно эффективной является передвижка башенных кранов с разворотом на строи­ тельной площадке, как это показано на рис. 11. Только в 1959 г. благодаря передвижке некоторых кранов, ра­ ботающих на объектах капитального ремонта (4-я Со­ ветская ул., 22/24, ул. Марата, 44, М. Подьяческая ул., 3, ул. Ракова, 6/4, Садовая ул., 22, и т. д.), было достиг­ нуто значительное улучшение использования этих машин.

Весьма показательным является опыт использования башенного крана БК.СМ-5 на ремонте жилого дома

42

ЧСоветская улица

Рис. 11. Разворот и передвижка башенного крана на строительной площадке.

№ 22/24 по 4-й Советской ул., выполненном Смольнинским РСТ (ныне РСУ). Для обеспечения вылетом крана всего ремонтируемого дома, а также в целях сохранения существующих древонасаждений в этом случае было ре­ шено устанавливать кран не на 4-й Советской ул., а во дворе между флигелями В и Б, причем кран после вы­ полнения ремонтных работ по флигелю В и частично по флигелю Б я Г с помощью поворотного круга переме­ щался на новую позицию (между флигелями А я Б).

В результате применения башенного крана на этом объекте за семь месяцев был выполнен значительный объем работ: отремонтировано 1232 м2 жилой площади и построено заново (надстройка) 311 м2. Пораженные гнилью и жучком перекрытия по деревянным балкам были заменены на железобетонные из двухпустотных настилов. Устройство путей, установка поворотного кру­ га, разворот и перемещение крана на новое место были выполнены за три дня.

На капитальном ремонте жилых домов еще не нашли применения современные конструкции башенных кранов, отличающиеся хорошей транспортабельностью и быстро­ той монтажа и демонтажа.

В первую очередь такие краны рассчитаны на их применение при возведении крупноэлементных зданий (БК-370, МСК5/20 и др.). Их грузоподъемность 5 т.

К числу современных монтажных кранов грузо­ подъемностью 1,5—3,0 т относится кран БК-215. Его целесообразно использовать при надстройке жилых до­ мов высотой 5—6' этажей. Башенный кран БК-215 отли­ чается хорошей транспортабельностью. Он транспорти­ руется автомобилем МАЗ-200 со сложенной башней и стрелой. Из рабочего положения в транспортное кран переводится при помощи основных механизмов самого крана без применения вспомогательных подъемных устройств.

44


Грузоподъемность крана 1,5—3,0 т при вылете стре­ лы 18—10 м и высоте подъема груза 22—33 м. Ширина колеи — 3,5 м. Суммарная мощность электродвигате­ лей — 27,2 кет Общий вес крана — 23,7 т, а вес без про­ тивовеса— 15,7 т.

Кран БК-215 должен поступить на вооружение ремонтно-строительных организаций.

Хорошей транспортабельностью и малой трудоемко­ стью монтажа и демонтажа отличается башенный кран С-390, выпускаемый Харьковским заводом строительных машин. Этот кран имеет грузоподъемность 1,5—3,0 т на вылете стрелы 20—10 м. На максимальном вылете он может обслуживать здания высотой до 6 этажей. Ши­ рина колеи — 3 м. Общин вес крана — 27,3 т, а вес без противовеса — 15,3 т.

Кран С-390 монтируется и демонтируется с помощью собственной стреловой лебедки без дополнительных устройств (оттяжек, якорей и т. п.), без разборки на отдельные элементы и перепасовки канатов. Перевозка осуществляется с помощью автомобиля МАЗ (по дороге с уклонами) или ЗИЛ (по ровному шоссе) с примене­ нием специальной оси на пневмоскатах. Время, необхо­ димое на приведение крана С-390 из рабочего положе­

ния в

транспортное

и из транспортного

в рабочее с

помощью двух-трех человек, составляет

примерно

2—2,5

часа. Длина

транспортного поезда

составляет

28 м, что затрудняет перевозки кранов в стесненных условиях.

При капитальном ремонте двух-трехэтажных жилых домов может применяться кран С-391, серийно изготов­ ляемый Прилукским заводом строительных машин по проекту бывшего СКВ «Строймаш» Ленеовнархоза. Этот кран имеет грузоподъемность 0,5—1,5 г при вылете стре­ лы 10—5 м и высоте подъема крюка 11—16 м. Скорость подъема груза — 0,34 м/сек, скорость передвижения кра-

45

на— 0,25 м/сек, а скорость поворота — 0,7 об/мин.

Сум-

марная

мощность

пяти электродвигателей — 7,8

кет.

'

—-W--'

 

Общий

 

вес

крана —

 

6,7 т, в том числе вес

 

 

 

 

балласта — 2,45

т.

 

'

“’

 

 

Отличительными осо-

 

 

бенностями крана С-391

 

 

 

 

являются

 

хорошая

 

 

 

 

т р а н спортабельность,

 

 

 

 

возможность

обслужи­

 

 

 

 

вания

углов

здания с

 

 

 

 

небольшим

радиусом

 

 

 

 

поворота

(5,5

м). Этот

 

 

 

 

кран

 

перевозится

с

 

 

 

 

объекта

 

на объект

без

 

 

 

 

разборки

на

прицепе

 

 

 

 

. автомашины с по­

 

 

 

 

мощью

 

двух

пневмо­

 

 

 

 

колес,

 

надеваемых

на

 

 

 

 

специальную

ось

хо­

 

 

 

 

довой

тележки.

 

 

 

 

 

 

Кран С-391 монти­

 

 

 

 

руется

 

двумя рабочи­

 

 

 

 

ми с помощью соб­

 

 

 

 

ственной стреловой ле­

 

 

 

 

бедки в течение 50 мин.

 

 

 

 

При

 

капитальном

Рис. 12. Легкий трубчатый кран

ремонте двух-трехэтаж-

 

 

БТК-2.

 

ных

зданий

 

весьма

оказаться легкие

стреловые

эффективными

могут

трубчатые

краны

БТК-2

(рис. 12), выполненные на базе кранов типа «Пионер». С их помощью могут доставляться и монтироваться мелкосборные индустриальные конструкции перекрытий и перегородок. К р а я БТК-2, в частности, успешно исполь­

46