Файл: Краткий справочник по электроустановкам..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лить в систему, прогреть до

70—80° С и

оставить

на 10—12 ч.

После этого прогреть раствор

до начала кипения (на малых обо­

ротах двигателя) и спустить.

Не дожидаясь

полного

спуска рас­

твора, промыть систему сильной струей воды при работающем двигателе.

2. 10—15% р а с т в о р б е л ь е в о й с о д ы (Na2C03). Для приготовления раствора взять 1 кг бельевой соды и 0,5 л керосина на 10 л воды.

Порядок промывки аналогичен способу при, применении рас­ твора едкого натра.

3. 2—3% раствор технической соляной кислоты (НС1) (для го­ ловок блока из алюминиевых сплавов применять не рекомен­ дуется).

Для приготовления раствора на 1 л воды берут 53 мл кислоты. Раствор залить в систему и выдержать при работающем на малых оборотах двигателе до 2 ч — до прекращения выделения углекис­ лого газа.

Затем раствор слить, промыть систему сильной струей воды в течение 5 мин и заполнить систему 2% раствором бельевой соды (20 г Na2C03 на 1 л воды). Содовый раствор выдержать в системе

1

ч. После

промывки чистой водой заполнить систему раствором

хромпика

(5 г хромпика на 1 л воды). Выдержать его в системе

1

сутки, посл_е чего систему вновь промыть водой.

ГЛАВА VI

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

К обслуживанию электроустановок допускаются лица, прошед­ шие специальный технический инструктаж и имеющие четкое пред­ ставление о работе электрической схемы и материальной части агрегата, знающие правила безопасности при обслуживании агре­ гата и способы оказания первой помощи пострадавшим как от ме­ ханических воздействий, так и от электрического тока, а также при возникновении пожара, имеющие удостоверение о присвоении квалификационной группы и допуске к обслуживанию военных передвижных электротехнических установок напряжением до 500 в.

1.Меры безопасности при обслуживании электроустановки

1.Для предотвращения попадания обслуживающего персонала электроустановки под напряжение в случае повреждения в рас­ пределительном устройстве или в сети корпус электроустановки должен быть обязательно заземлен.

Согласно правилам техники электробезопасности при подклю­ чении потребителей к сетям через распределительные устройства передвижных электроустановок трансформатор сети должен быть

сизолированной нейтралью.

33


В системах с глухозаземленной нейтралью, где нейтраль при­ соединена к заземляющему устройству непосредственно (или че­ рез малое сопротивление), защитное заземление не является на­ дежной защитой.

в системе с глухозаземленной нейтралью:

w2

— вторичная

обмотка

силового

трансформатора;

Н

— плавкие

предохранители;

Я — приёмник

электро­

энергии;

Н0

— сопротивление

провода

и заземлителя

нейтрали

трансформатора;

Н3

— сопротивление

защ ит­

ного заземления

Действительно, если нейтраль трансформатора заземлена через очень малое сопротивление R0, а приемник имеет защитное зазем­ ление, сопротивление которого Из, то при замыкании на корпус ток короткого замыкания может оказываться недостаточным для сгорания предохранителя ПР или отключения автомата. Действую­ щее в цепи фазное напряжение распределится пропорционально сопротивлениям R0 и R3 . Так как R0 значительно меньше R3, то напряжение на приемнике может достигнуть опасной для жизни человека величины. При обратном соотношении опасное напряже­ ние может возникнуть на нулевых проводах.

Чтобы обеспечить б е з о п а с н о с т ь в с и с т е м а х с з а з е м ­ л е н н о й н е й т р а л ь ю , нулевой провод выбирается большого се­ чения, а корпуса всех приемников и металлические части обору­ дования соединяются с нулевым проводом. Этим обеспечивается достаточно быстрое и надежное отключение оборудования с повре­ жденной изоляцией.

Такое заземление называют р а б о ч и м з а з е м л е н и е м . Нулевой провод рекомендуется повторно заземлять в конце

сети и при разветвлениях. Таким образом снижается опасность поражения при поврежденной изоляции и обрыве этого провода.

34


Наиболее эффективной мерой защиты в электроустановках с за­ земленной нейтралью является оснащение всех потребителей авто­ матическими защитными отключающими устройствами.

Эксплуатация незаземленной электроустановки (агрегата пи­ тания) категорически запрещается.

2. Во время работы электроустановки нельзя касаться зажимов и токоведущих проводников, расположенных как снаружи, так и внутри генератора, щита управления, блоков выводов, распредели­ тельных устройств.

3.Во время работы электроустановки подключение проводов нагрузки производить после отключения автоматического выклю­ чателя соответствующей линии. Для электроустановок всех ис­ полнений с одним автоматом следует отключить автоматический выключатель (АВГ).

4.Следить за исправностью ограждения вентилятора, не ка­ саться вращающихся частей вентилятора, приводных ремней.

5.Следить за тем, чтобы не было течи топлива в баках и топ­ ливопроводах.

6.Тщательно счищать грязь и вытирать все части агрегата от подтеков топлива и смазки.

7. Не производить смазку и очистку работающего двигателя.

8.Если двигатель перегрет, то при открывании крышки залив­ ной горловины радиатора во избежание ожога следует одевать рукавицы, а лицо держать дальше от горловины.

9.Во время работы электроустановки не допускать к ней по­ сторонних лиц.

10.Не работать в ночное время без освещения.

11.При работе двигателя вразнос немедленно остановить его. Если обычным способом двигатель не останавливается, действо­ вать с помощью ручки «Аварийный останов». На двигателях, не имеющих ручки «Аварийный останов», закрыть входное отверстие воздухоочистителя мягкими подручными предметами, которые не могут быть засосаны в воздухоочиститель.

12.Следить за тем, чтобы во время работы агрегата вблизи от выхлопной трубы не было легковоспламеняющихся материалов.

13. При заливке топлива и масла не подносить близко огонь и не курить. Заливку производить через специальные воронки, чтобы не пролить топливо и масло.

14.В случае воспламенения топлива или масла пламя засы­ пать землей, песком или накрыть его войлоком или брезентом.

Категорически запрещается заливать горящее топливо или ма­ сло водой.

15.Тщательно проверять изоляцию проводов и надежность контактов во избежание пожара при коротких замыканиях и при искрении от неплотности контактов.

16.Следить за исправностью огнетушителей и содержать их

всегда в полной исправности.

17. Запуск двигателей дизельного типа средней и большой

35


мощности, работающих на тяжелом топливе, производить с по­ мощью стартера, соблюдая все правила запуска, изложенные в инструкции по эксплуатации; запуск маломощных бензиновых двигателей (с помощью заводной рукоятки) производить одной рукой (правой или левой), пригибая большой палец к кисти ука­ зательного пальца. Перед запуском двигателя убедиться в пра­ вильности установки зажигания.

18.Во время работы двигателя не прикасаться к проводам магнето, к контактам запальных свечей.

19.Во время дежурства систематически следить за соблюде­ нием нормального рабочего режима агрегата. В случае возникно­ вения угрозы аварии двигателя, образования короткого замыка­ ния (в генераторе или в питающих проводах, обрыва проводов

немедленно отключить нагрузку, снять напряжение с

генератора

и остановить двигатель, предварительно предупредив

условным

сигналом старшего в боевом расчете.

20.Систематически следить за проветриванием и вентилято­ рами агрегатных помещений и кузовов спецмашин, не допуская скопления отработавших (выхлопных) газов, высокая концентра­ ция которых вызывает отравление человека.

21.В зимнее время, особенно при снегопадах и снежных зано­ сах, во избежание скопления отработавших газов систематически следить, чтобы вентиляционные отводы и выводы выхлопных труб из агрегатных и их укрытий располагались достаточно высоко над поверхностью земли, чтобы их не заносило снегом.

22.При заправке двигателя или при работе с системой пита­

ния избегать длительного воздействия бензина на кожу рук, лица и других открытых частей тела, так как бензин сушит кожный по­ кров, вызывая резкие раздражения кожи и появление множества трещин. Особенно опасен этилированный бензин. При попадании

вполость рта он вызывает тяжелое отравление.

23.При работе с аккумуляторами остерегаться попадания электролита на тело, одежду, обувь и т. п., так как серная кисло­ та, содержащаяся в электролите, разрушает кожный покров и хлопчатобумажные ткани.

24.В помещениях, в которых установлены кислотные аккуму­

ляторы, при их работе выделяются вредные

для здоровья

газы.

В таких помещениях необходимо тщательно

оборудовать

венти-

-ляцию, систематически поддерживать приток свежего воздуха и соблюдать особую предосторожность.

Правила обращения с этилированным бензином

Всоставе этилированного бензина имеется этиловая жидкость, содержащая тетроэтилсвинец, являющийся сильнейшим ядом. Тетроэтилсвинец может проникнуть в организм человека через органы дыхания, кожу или с пищей.

Всвязи с этим необходимо соблюдать следующие правила:

36


— на всех баках и емкостях с этилированным бензином де­ лается надпись: «ЭТИЛ-БЕНЗИН — ЯД»;

— этилированный бензин заливать только закрытой струей н е п о с р е д с т в е н н о с б е н з о в о з а в б е н з о б а к а г р е ­ гата;

не,.допускать заправки двигателя этилированным бензином при помощи ведра или засасывания ртом через шланг;

при профилактике или ремонте системы питания бензино­ вого двигателя работать только в спецодежде, спецобуви и в рези­ новых перчатках;

при попадании этилированного бензина на руки или другие части тела обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;

при попадании этилированного бензина в глаза немедленно промыть их двухпроцентным раствором питьевой соды или чистой теплой водой;

при появлении признаков отравления (головные боли, сла­ бость, потеря аппетита, бессонница) немедленно обратиться к

врачу.

Действия при отравлении угарным газом

При сильном отравлении угарным газом от двигателей насту­ пает расслабление мышц, а дыхание может прекратиться пол­ ностью.

Для оказания первой помощи необходимо:

немедленно удалить пострадавшего из атмосферы, содержа­ щей угарный газ;

освободить пострадавшего от одежды, стесняющей дыхание,

дать нюхать нашатырный спирт;

тепло укрыть пострадавшего, при возможности обложить грелками;

при остановке дыхания немедленно производить искусствен­

ное дыхание;

— одновременно с оказанием помощи срочно вызвать врача.

Правила обращения с антифризом

Антифриз содержит этиленгликоль. Этиленгликоль — ядовитая жидкость, которая при попадании внутрь организма вызывает тя­ желые отравления и смерть.

При работе с антифризом необходимо-

заливку в систему охлаждения производить непосредственно из емкости, в которой хранится антифриз;

после каждой операции с антифризом тщательно мыть руки водой с мылом;

при попадании антифриза внутрь организма немедленно вы­

звать рвоту и обратиться в медпункт,

37