ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
дировал сюда и выездную редакцию «Комсомольской правды» со своей типографией, клубом, библиотекой, кинопередвижкой. Возглавлял ее энергичный жур налист комсомолец Семен Нариньяни.
Семитысячники горячо взялись и за работу, и за учебу. Их день складывался так: четыре часа ра боты на производстве, четыре — занятия на профтехкурсах, а потом опять работа на производстве. Обу чение в группах налаживалось с большим трудом. Не было наглядных пособий, приходилось на первое время обходиться мелком и доской. В мастерских
ФЗУ — невероятная толчея. У станков |
создавались |
очереди. С нетерпением все ожидали |
поступления |
оборудования, перехода на практику в цехи.
К маю 1930 года были закончены все основные строительные работы. Советское правительство вы соко оценило ударный труд строителей. Коллектив рабочих и инженерно-технических работников Ста линградского тракторостроя был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Орден был торжест венно вручен 17 мая на конференции ударников.
На этой конференции тракторостроевцы приняли решение еще сократить срок пуска завода, снять с конвейера первый трактор 17 июня 1930 года и по слать его в подарок XVI съезду Коммунистической партии.
Весной 1930 года строительство шло такими вы сокими темпами, каких не знала и Америка. Созда лась угроза отставания поставки оборудования от сроков готовности цехов к монтажным работам. На чальник строительства В. И. Иванов во время поезд ки в США пытался принять меры, чтобы предотвра тить этот разрыв. О своих переговорах с американ скими деловыми кругами он рассказывал:
36
— Дипломат из меня сами знаете какой. Но эко номический кризис сделал их сговорчивей. Я им го ворил: «Конечно, вы нас, большевиков, не любите, и это ваше дело. Но вы не должны конфузить свое, американское». Кое-что удалось продвинуть по сро кам. Но, сами знаете, ударников у них нет и до конца рассчитывать на ускорение поставок нельзя.
Монтажные работы — это то, что с особым нетер пением ждали, к чему готовились семитысячники. И они с энтузиазмом приступили к ним. На разгруз ку оборудования комсомольцы выходили в любое время суток, как по боевой тревоге.
Секретарь комсомольской организации механо сборочного цеха Сергей Лисин в донесении на имя секретаря заводского комитета ВЛКСМ Петра Плот никова писал: «Первое оборудование прибыло, сгру жено, в цех доставлено. Борьба за освоение техники началась».
За коротким рапортом стояло больщое дело — суточный штурм разгрузочной площадки. Комсо мольцы работали на ней бессменно все 24 часа. Да как работали! Огромные ящики с оборудованием под хватывались на руки, ставились на стальные листы и, зачаленные трактором, волоком доставлялись в цехи.
Но тракторов пока было еще мало, а оборудова ния прибыло много. И чтобы побыстрей его пере бросить на место, ребята сами впрягались в лямки и под бурлацкую волжскую «Дубинушку» с припевом «Эх!., пойдет-идет, сама пойдет...» волочили станки в цех.
Между площадкой и механосборочным цехом но сился комсорг Сергей Лисин. Он успевал быть там, где создавался затор, требовалась помощь.
37
Под гомон, дружный смех и веселые прибаутки эшелон был разгружен досрочно. Железнодорож ники были. изумлены требованием на день раньше дать маневровый паровоз, чтобы освободить пути под прибывающий новый эшелон.
Комсомольская дружба — чистая и бескорыстная, суровая и верная была великолепным помощником в работе, залогом успешного выполнения любых за даний.
Каждый тракторостроевец отлична понимал зна чение монтажных работ. Он знал, что от их оконча ния зависит срок пуска завода по взятому обяза тельству. Но справиться с ними, да еще в такие сжатые сроки, было нелегко. К тому же оборудова ние из Америки задерживалось. Чтобы уложиться в срок, тракторостроевцы объявили ударный сорокадневник монтажа. Время до пуска завода стали ис числять днями, часами, минутами.
В борьбу за уплотнение времени включились все. Инженеры разработали умную систему доставки оборудования. Еще там, в США на каждом ящике указывался инвентарный номер станка, номер про лета и название операции, для которой он предназна чался. А в цехах завода, на месте, отведенном для станка, белгилами вычерчивались квадраты, поме ченные соответствующими номерами. Когда эшелон выходил из того или иного порта, на тракторный нашими представителями давалась телеграмма с ука занием номеров ящиков, погруженных на плат формы. На заводе точно знали, каким цехам и какое именно шло оборудование. Оно немедленно сгружа лось и сразу устанавливалось на свое место.
Чтобы оборудование не задерживалось в пути, тракторостроевцы обратились к морякам торгового
38
. 2
флота и грузчикам портов, к железнодорожникам с просьбой организовать соревнование за быстрейшую доставку станков в Сталинград. В портах, на стан циях были учреждены контрольные общественные посты для наблюдения за продвижением оборудова ния. В Новороссийск 18 мая выехал комсомольский пост в составе Зайнчковского, Ярощука и Грозовского.
— Мы из Сталинграда,— сказали они, зайдя в управление Совторгфлота.— Просим разгрузить ско рее пароход «Бони-Брук», пришедший с нашим грузом.
— К 28 мая будет сделано.
Срок этот не устраивал, и комсомольцы стали на стаивать сократить его до 25-го. Но им дали понять, что они суют свой нос в дело, в котором не разби раются.
Тогда ребята пошли прямо к грузчикам.
— Надо к 25-му? Что ж, постараемся сделать.
И сделали. Не подвели. Работали грузчики в три полные смены.
Откликнулись и железнодорожники — они откры ли зеленую улицу эшелонам с адресом «Тракторо строй».
На заводе рабочие принимали постановление: работать в течение сорокадневника по 10 часов без выходных дней. Тон задавали неугомонные комсо
мольцы. |
от выходных дней,— писал в |
«Отказываюсь |
|
газете «Даешь |
трактор!» инженер-комсомолец |
В. Р. Фирфаров, объявивший себя мобилизованным на любые работы, какие нужны для пуска завода.— Согласен работать без оплаты во второй и третьей смене...»
39
Инженер и поэт Эммануил Котляр написал «Марш монтажников»:
Республика велит стальных
пропагандистов
Назавтра дать в колхозные
поля.
От Минска до Читы, От Вятки до Элисты
Ждет тракторов набухшая земля.
Период монтажа и освоения оборудования на пер венце советского тракторостроения оказался еще бо лее сложным делом, чем само строительство завода. Сейчас даже невозможно представить себе величие трудового подвига, совершенного тракторостроевцами при штурме высот новой техники, при освоении впервые создаваемого в стране массово-поточного производства.
Какого напряжения сил, воли, ума требовала битва за первый советский трактор! В нее вступили отряды опытных бойцов. Более 1800 квалифициро ванных рабочих прибыло на тракторный из промыш ленных городов страны. Но даже этой закаленной, опытной гвардии пришлось заново осваивать свои же профессии, овладевать новыми знаниями.
Ленинградец Г. В. Сергеев, ставший впоследствии мастером механосборочного цеха, рассказывал:
— Я потихоньку от других стал изучать станки, чтобы не осрамиться перед молодежью. После своей смены приходил в следующую, подолгу стоял у стан ков, знакомился.
Для участия в монтаже оборудования и обуче ния на нем рабочих массовых профессий было при глашено из США 300 рабочих-наладчиков. На Трак
40
торострой они стали прибывать в мае 1930 года. Среди них немало было и русских, уехавших из России еще в дореволюционное время. Иван Терентьевич Па щенко, проработавший на заводе Форда двадцать лет, рассказывал:
—И решили мы поехать: Чудновский по модель ному делу, а я по литейному. Мне к этому времени было шестьдесят два года, а ему пятьдесят восемь...
Многие из этих людей горели искренним жела нием отдать первому в мире пролетарскому государ ству свой опыт. Их поразили то упорство и вдохно вение, с какими советские рабочие, чувствующие себя хозяевами завода, стремились к знаниям.
—Любовь к машине, какая-то особая нежность к
ееустройству и работе,— рассказывал американец
Ролло Уорд,— проявились с первого дня общения с нашими юными помощниками.
Когда начались монтажные работы, практиче ские занятия курсантов были перенесены в цехи. И надо было видеть эти занятия. Семитысячники, влюбленные в технику, дневали и ночевали в цехах. Оторвать их от выстраивающихся рядами сложных станков было невозможно. Они забрасывали масте ров, наладчиков вопросами, были способны часами, забыв обо всем на свете, наблюдать за работой стан ков, за их хитроумным устройством.
Чтобы изучить и освоить новую сложную тех нику, приобрести профессиональные навыки, требо валось время, терпение и настойчивость, нужны были знания. Приобреталось же все это не сразу и не легко. Так, продолжительное время неуверенно чув ствовали себя будущие кузнецы-штамповщики — просто боялись исполинских молотов, каждый высо тою в два этажа.
41
— Как ударит молотом,— рассказывал потом ставший бригадиром кузнецов Т. А. Фандюшин,— так ничего нет: ни детали, ни металла. Американцы толь ко головами покачивали. Решили тогда не портить металла. Принесли нам поленья, и мы на них учи лись давать правильный удар.
Американец Франк Хоней о прикрепленном к нему для обучения деревенском пареньке Сидель никове говорил:
—Сразу же было видно, что руки, тело, все дви жения у него к этой работе не приспособлены. Он тратил минимум полчаса на то, что мог сделать ква лифицированный рабочий за минуту.
Да и городские ребята, имевшие уже производст венный станс, терялись. В механических цехах трак торного не было привычных трансмиссий — господ ствовала электротехника. И технология была такой, что без образования не сразу разберешься. Семитысячница из Саратова А. А. Хлоптунова, обучав шаяся на зуборезном станке, вспоминала:
—Никогда я не думала, что шестерня такая сложная вещь. Оказывается, нужно знать матема тику, построение зуба, деление его. Потребовалось узнать, что такое модуль, эвольвент, профиль зуба,
вершина угла.
Технические знания, профессиональная сноров ка— давались не сразу. И тут вдруг возникла новая помеха — стала распространяться «теория» какогото «неофордизма» — будто массово-поточное произ водство никаких особых знаний не требует. Станкиавтоматы. Стало быть, нажимай себе кнопки, и де тали сами посыплются. Что же касается конвейера, то на нем успевай только детали устанавливать да гайки подкручивать. Это было вредное заблуждение.
42
Ему поддавались те, у кого не хватало терпения и ■выдержки, кто искал облегченной работы. А распла той служили массовые поломки Оборудования, брак в работе.
Партийному и комсомольскому активу немало пришлось поработать, чтобы разъяснить и преодо леть подобные заблуждения. Действительно, слож ные станки не требовали физической, мускульной силы. Но зато они требовали серьезных знаний, спе циальных навыков, точности расчетов, аккуратности и дисциплины труда, одним словом, высокой техни ческой и общей культуры. А ее-то еще и не было. Борьба за овладение ею составила целую главу в истории завода и социалистической промышленно сти в целом.
Примеры высокой организованности и сознатель ности, государственного отношения к делу показы вали ударные бригады. Их становилось все больше. Они давали бой попыткам рваческих элементов ис пользовать нехватку рабочей силы в целях наживы, служили примером проявления революционного бес корыстия. На Тракторострой шли не только энту зиасты, но прибывали и любители легкой наживы, «летуны», гоняющиеся за длинным рублем.
Так, за укрепление швеллерными балками под весной рамы в пролетах инструментального цеха бригада Шкарина запросила 150 рублей, утверждая, что на эту работу уйдет не менее 150 часов. Тогда слово сказала молодежная ударная бригада слесарей
Виноградова — она взялась выполнить |
это |
задание |
за 48 часов, назначив за работу всего |
26 |
рублей. |
В кузнечном цехе готовились к установке огромных многотонных молотов. По американским расчетам, установка такого великана требовала 480 рабочих
43