Файл: Водолагин М.А. Первый тракторный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дировал сюда и выездную редакцию «Комсомольской правды» со своей типографией, клубом, библиотекой, кинопередвижкой. Возглавлял ее энергичный жур­ налист комсомолец Семен Нариньяни.

Семитысячники горячо взялись и за работу, и за учебу. Их день складывался так: четыре часа ра­ боты на производстве, четыре — занятия на профтехкурсах, а потом опять работа на производстве. Обу­ чение в группах налаживалось с большим трудом. Не было наглядных пособий, приходилось на первое время обходиться мелком и доской. В мастерских

ФЗУ — невероятная толчея. У станков

создавались

очереди. С нетерпением все ожидали

поступления

оборудования, перехода на практику в цехи.

К маю 1930 года были закончены все основные строительные работы. Советское правительство вы­ соко оценило ударный труд строителей. Коллектив рабочих и инженерно-технических работников Ста­ линградского тракторостроя был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Орден был торжест­ венно вручен 17 мая на конференции ударников.

На этой конференции тракторостроевцы приняли решение еще сократить срок пуска завода, снять с конвейера первый трактор 17 июня 1930 года и по­ слать его в подарок XVI съезду Коммунистической партии.

Весной 1930 года строительство шло такими вы­ сокими темпами, каких не знала и Америка. Созда­ лась угроза отставания поставки оборудования от сроков готовности цехов к монтажным работам. На­ чальник строительства В. И. Иванов во время поезд­ ки в США пытался принять меры, чтобы предотвра­ тить этот разрыв. О своих переговорах с американ­ скими деловыми кругами он рассказывал:

36

— Дипломат из меня сами знаете какой. Но эко­ номический кризис сделал их сговорчивей. Я им го­ ворил: «Конечно, вы нас, большевиков, не любите, и это ваше дело. Но вы не должны конфузить свое, американское». Кое-что удалось продвинуть по сро­ кам. Но, сами знаете, ударников у них нет и до конца рассчитывать на ускорение поставок нельзя.

Монтажные работы — это то, что с особым нетер­ пением ждали, к чему готовились семитысячники. И они с энтузиазмом приступили к ним. На разгруз­ ку оборудования комсомольцы выходили в любое время суток, как по боевой тревоге.

Секретарь комсомольской организации механо­ сборочного цеха Сергей Лисин в донесении на имя секретаря заводского комитета ВЛКСМ Петра Плот­ никова писал: «Первое оборудование прибыло, сгру­ жено, в цех доставлено. Борьба за освоение техники началась».

За коротким рапортом стояло больщое дело — суточный штурм разгрузочной площадки. Комсо­ мольцы работали на ней бессменно все 24 часа. Да как работали! Огромные ящики с оборудованием под­ хватывались на руки, ставились на стальные листы и, зачаленные трактором, волоком доставлялись в цехи.

Но тракторов пока было еще мало, а оборудова­ ния прибыло много. И чтобы побыстрей его пере­ бросить на место, ребята сами впрягались в лямки и под бурлацкую волжскую «Дубинушку» с припевом «Эх!., пойдет-идет, сама пойдет...» волочили станки в цех.

Между площадкой и механосборочным цехом но­ сился комсорг Сергей Лисин. Он успевал быть там, где создавался затор, требовалась помощь.

37


Под гомон, дружный смех и веселые прибаутки эшелон был разгружен досрочно. Железнодорож­ ники были. изумлены требованием на день раньше дать маневровый паровоз, чтобы освободить пути под прибывающий новый эшелон.

Комсомольская дружба — чистая и бескорыстная, суровая и верная была великолепным помощником в работе, залогом успешного выполнения любых за­ даний.

Каждый тракторостроевец отлична понимал зна­ чение монтажных работ. Он знал, что от их оконча­ ния зависит срок пуска завода по взятому обяза­ тельству. Но справиться с ними, да еще в такие сжатые сроки, было нелегко. К тому же оборудова­ ние из Америки задерживалось. Чтобы уложиться в срок, тракторостроевцы объявили ударный сорокадневник монтажа. Время до пуска завода стали ис­ числять днями, часами, минутами.

В борьбу за уплотнение времени включились все. Инженеры разработали умную систему доставки оборудования. Еще там, в США на каждом ящике указывался инвентарный номер станка, номер про­ лета и название операции, для которой он предназна­ чался. А в цехах завода, на месте, отведенном для станка, белгилами вычерчивались квадраты, поме­ ченные соответствующими номерами. Когда эшелон выходил из того или иного порта, на тракторный нашими представителями давалась телеграмма с ука­ занием номеров ящиков, погруженных на плат­ формы. На заводе точно знали, каким цехам и какое именно шло оборудование. Оно немедленно сгружа­ лось и сразу устанавливалось на свое место.

Чтобы оборудование не задерживалось в пути, тракторостроевцы обратились к морякам торгового

38

. 2

флота и грузчикам портов, к железнодорожникам с просьбой организовать соревнование за быстрейшую доставку станков в Сталинград. В портах, на стан­ циях были учреждены контрольные общественные посты для наблюдения за продвижением оборудова­ ния. В Новороссийск 18 мая выехал комсомольский пост в составе Зайнчковского, Ярощука и Грозовского.

— Мы из Сталинграда,— сказали они, зайдя в управление Совторгфлота.— Просим разгрузить ско­ рее пароход «Бони-Брук», пришедший с нашим грузом.

— К 28 мая будет сделано.

Срок этот не устраивал, и комсомольцы стали на­ стаивать сократить его до 25-го. Но им дали понять, что они суют свой нос в дело, в котором не разби­ раются.

Тогда ребята пошли прямо к грузчикам.

— Надо к 25-му? Что ж, постараемся сделать.

И сделали. Не подвели. Работали грузчики в три полные смены.

Откликнулись и железнодорожники — они откры­ ли зеленую улицу эшелонам с адресом «Тракторо­ строй».

На заводе рабочие принимали постановление: работать в течение сорокадневника по 10 часов без выходных дней. Тон задавали неугомонные комсо­

мольцы.

от выходных дней,— писал в

«Отказываюсь

газете «Даешь

трактор!» инженер-комсомолец

В. Р. Фирфаров, объявивший себя мобилизованным на любые работы, какие нужны для пуска завода.— Согласен работать без оплаты во второй и третьей смене...»

39



Инженер и поэт Эммануил Котляр написал «Марш монтажников»:

Республика велит стальных

пропагандистов

Назавтра дать в колхозные

поля.

От Минска до Читы, От Вятки до Элисты

Ждет тракторов набухшая земля.

Период монтажа и освоения оборудования на пер­ венце советского тракторостроения оказался еще бо­ лее сложным делом, чем само строительство завода. Сейчас даже невозможно представить себе величие трудового подвига, совершенного тракторостроевцами при штурме высот новой техники, при освоении впервые создаваемого в стране массово-поточного производства.

Какого напряжения сил, воли, ума требовала битва за первый советский трактор! В нее вступили отряды опытных бойцов. Более 1800 квалифициро­ ванных рабочих прибыло на тракторный из промыш­ ленных городов страны. Но даже этой закаленной, опытной гвардии пришлось заново осваивать свои же профессии, овладевать новыми знаниями.

Ленинградец Г. В. Сергеев, ставший впоследствии мастером механосборочного цеха, рассказывал:

— Я потихоньку от других стал изучать станки, чтобы не осрамиться перед молодежью. После своей смены приходил в следующую, подолгу стоял у стан­ ков, знакомился.

Для участия в монтаже оборудования и обуче­ ния на нем рабочих массовых профессий было при­ глашено из США 300 рабочих-наладчиков. На Трак­

40

торострой они стали прибывать в мае 1930 года. Среди них немало было и русских, уехавших из России еще в дореволюционное время. Иван Терентьевич Па­ щенко, проработавший на заводе Форда двадцать лет, рассказывал:

И решили мы поехать: Чудновский по модель­ ному делу, а я по литейному. Мне к этому времени было шестьдесят два года, а ему пятьдесят восемь...

Многие из этих людей горели искренним жела­ нием отдать первому в мире пролетарскому государ­ ству свой опыт. Их поразили то упорство и вдохно­ вение, с какими советские рабочие, чувствующие себя хозяевами завода, стремились к знаниям.

Любовь к машине, какая-то особая нежность к

ееустройству и работе,— рассказывал американец

Ролло Уорд,— проявились с первого дня общения с нашими юными помощниками.

Когда начались монтажные работы, практиче­ ские занятия курсантов были перенесены в цехи. И надо было видеть эти занятия. Семитысячники, влюбленные в технику, дневали и ночевали в цехах. Оторвать их от выстраивающихся рядами сложных станков было невозможно. Они забрасывали масте­ ров, наладчиков вопросами, были способны часами, забыв обо всем на свете, наблюдать за работой стан­ ков, за их хитроумным устройством.

Чтобы изучить и освоить новую сложную тех­ нику, приобрести профессиональные навыки, требо­ валось время, терпение и настойчивость, нужны были знания. Приобреталось же все это не сразу и не легко. Так, продолжительное время неуверенно чув­ ствовали себя будущие кузнецы-штамповщики — просто боялись исполинских молотов, каждый высо­ тою в два этажа.

41


— Как ударит молотом,— рассказывал потом ставший бригадиром кузнецов Т. А. Фандюшин,— так ничего нет: ни детали, ни металла. Американцы толь­ ко головами покачивали. Решили тогда не портить металла. Принесли нам поленья, и мы на них учи­ лись давать правильный удар.

Американец Франк Хоней о прикрепленном к нему для обучения деревенском пареньке Сидель­ никове говорил:

Сразу же было видно, что руки, тело, все дви­ жения у него к этой работе не приспособлены. Он тратил минимум полчаса на то, что мог сделать ква­ лифицированный рабочий за минуту.

Да и городские ребята, имевшие уже производст­ венный станс, терялись. В механических цехах трак­ торного не было привычных трансмиссий — господ­ ствовала электротехника. И технология была такой, что без образования не сразу разберешься. Семитысячница из Саратова А. А. Хлоптунова, обучав­ шаяся на зуборезном станке, вспоминала:

Никогда я не думала, что шестерня такая сложная вещь. Оказывается, нужно знать матема­ тику, построение зуба, деление его. Потребовалось узнать, что такое модуль, эвольвент, профиль зуба,

вершина угла.

Технические знания, профессиональная сноров­ ка— давались не сразу. И тут вдруг возникла новая помеха — стала распространяться «теория» какогото «неофордизма» — будто массово-поточное произ­ водство никаких особых знаний не требует. Станкиавтоматы. Стало быть, нажимай себе кнопки, и де­ тали сами посыплются. Что же касается конвейера, то на нем успевай только детали устанавливать да гайки подкручивать. Это было вредное заблуждение.

42

Ему поддавались те, у кого не хватало терпения и ■выдержки, кто искал облегченной работы. А распла­ той служили массовые поломки Оборудования, брак в работе.

Партийному и комсомольскому активу немало пришлось поработать, чтобы разъяснить и преодо­ леть подобные заблуждения. Действительно, слож­ ные станки не требовали физической, мускульной силы. Но зато они требовали серьезных знаний, спе­ циальных навыков, точности расчетов, аккуратности и дисциплины труда, одним словом, высокой техни­ ческой и общей культуры. А ее-то еще и не было. Борьба за овладение ею составила целую главу в истории завода и социалистической промышленно­ сти в целом.

Примеры высокой организованности и сознатель­ ности, государственного отношения к делу показы­ вали ударные бригады. Их становилось все больше. Они давали бой попыткам рваческих элементов ис­ пользовать нехватку рабочей силы в целях наживы, служили примером проявления революционного бес­ корыстия. На Тракторострой шли не только энту­ зиасты, но прибывали и любители легкой наживы, «летуны», гоняющиеся за длинным рублем.

Так, за укрепление швеллерными балками под­ весной рамы в пролетах инструментального цеха бригада Шкарина запросила 150 рублей, утверждая, что на эту работу уйдет не менее 150 часов. Тогда слово сказала молодежная ударная бригада слесарей

Виноградова — она взялась выполнить

это

задание

за 48 часов, назначив за работу всего

26

рублей.

В кузнечном цехе готовились к установке огромных многотонных молотов. По американским расчетам, установка такого великана требовала 480 рабочих

43