ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
часов, и то при наличии специальных кранов и при способлений, которых на Тракторострое не было. Бригада такелажников во главе с Красавиным, ста рым рабочим сталинградского завода «Красный Ок тябрь», при помощи бревен и блоков установила первый молот за 180 часов, второй — такой же мощ ности— за 60 часов, а третий — всего лишь за 30 ча сов! Труд раскрывался здесь новой стороной: он был проявлением преданности великому делу, преданно сти идее построения социализма. Здесь складывались новые формы общественной связи между людьми, вырабатывался новый кодекс морали советского че ловека — хозяина своей судьбы.
ТРАКТОР СХОДИТ С КОНВЕЙЕРА
Тракторостроевцы жили днями, оставшимися до пуска завода. Всеми своими помыслами они были устремлены в день завтраш ний, в будущее, осязаемое как жаркая битва за со циализм. Социалистическое сегодня здесь воплоща лось в корпуса гиганта завода, которые все больше наполнялись производственным гулом. Там опробо вались устанавливаемые станки, налаживались мо лоты, шла клепка и сварка конструкций конвейеров. Все говорило — пуск завода близок.
9 июня 1930 года на тракторный прибыл предсе датель ВЦИК и ЦИК СССР М. И. Калинин. Всесоюз ный староста пользовался огромной популярностью и любовью. Выходец из крестьянской семьи Твер ской губернии, бывший токарь Путиловского завода
44
М. И. Калинин служил олицетворением органиче ской слитности союза рабочего класса с трудовым крестьянством, был для трудящихся близким и до рогим.
На встречу собралось свыше шести тысяч чело век. М. И. Калинин стоял на импровизированной трибуне и обводил внимательным взглядом громаду цеха, шеститысячную массу, казавшуюся в нем не большой толпой. Цех освещался пробившимися лу чами солнца.
В своем выступлении М. И. Калинин поделился впечатлениями о заводе, о городе Сталинграде, в ко тором он бывал раньше — в 1920 и 1921 годах. В кон це речи Михаил Иванович сказал: «Здесь, в Сталин граде, на тракторном заводе, и даже вот в этой самой литейной мастерской, особенно наглядно и ясно видна та цель, к которой стремятся наша партия и Совет ское правительство. Мы строим огромный завод. Мы покупаем для завода заграничное оборудование, сокращая закупки за границей предметов потребле ния... Мы урезаем себя во всем, чтобы только купить оборудование. Для чего мы это делаем? Мы это де лаем для того, чтобы лучше жилось не отдельной небольшой прослойке, а огромному большинству населения нашей великой страны».
Индустриальный пейзаж Тракторостроя был са мым убедительным свидетельством успешного пре творения в жизнь курса партии на коренные преоб разования в стране. Там, где совсем недавно лежала целинная степь и посвистывали лишь суслики, те перь раскинулись громадные корпуса завода и да леко окрест слышалось его могучее дыхание. Завод-правофланговый индустрии первой пятилетки готовился к вступлению в строй. Здесь одерживалась
4S
первая блистательная победа на фронте социалисти ческого строительства, раскинувшемся по всей Со ветской стране.
17 июня 1930 года...
На торжественный пуск Сталинградского трак торного завода стекались люди со всех концов совет ской земли. В полном составе прибыли из Саратова делегаты Н-й Нижне-Волжской партийной конфе ренции.
3 часа дня. Механосборочный цех. На конвейере, окруженном рабочими и гостями, идет сборка пер вого опытного трактора. В конце конвейера натянута красная ленточка. Возле нее с ножницами стоит пионер Володя Кошаев, сын рабочего-металлиста. Слева от него — колхозник Иван Кистинев из Балыклейского района, а справа — единоличник-середняк Иван Самойлов из Вольского района Нижне-Волж ского края.
Конвейер движется медленно. За ним вниматель но следят сотни людей. На их глазах под руками взволнованных слесарей-сборщиков рождается пер вый советский трактор.
За руль сел кадровый рабочий Киселев. С двух оборотов машина вздрогнула, послышался рокот мо тора. Радостно заколотилось сердце и у маленького Володи Кошаева. Он нетерпеливо посматривает то на ножницы, то на красную ленточку, до которой ему еще не дотянуться. Володю подхватывают сильные руки колхозника Ивана Кистенева. И вот он, торже ственный момент — ленточка разрезана. Путь отече ственному трактору открыт. Набирая скорость, трактор СТЗ № 1 направляется к заводским воротам. Он идет сквозь людской коридор под восторженные приветствия.
46
На площади его встречают 20 тысяч трудящихся. Гремит ликующее «ура».
Митинг открыл секретарь парткома М. И. Суч ков. Директор завода В. И. Иванов зачитал привет ствие Центрального Комитета партии. В нем говори лось:
«50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрываю щих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому, социалистическому укладу в де ревне».
На приветствие Центрального Комитета партии тракторозаводцы ответили:
«Пролетарии Тракторостроя, рабочие и инженеры, спаянные единой волей, дают клятвенное обещание довести начатое дело до конца. Нашими тракторамиснарядами будем взрывать остатки буржуазного мира и строить социалистическое хозяйство».
Вся страна с великой радостью приветствовала пуск первенца пятилетки. Номер газеты «Комсомоль ской правды», посвященный пуску СТЗ, вышел с общим заголовком: «Здесь нет героев-одиночек — здесь коллектив-герой».
На завод шел поток приветственных телеграмм, писем и заявок на тракторы. Поэт Джек Алтаузен прислал стихотворение «Комсомольцам трактор ного»:
В социализм, Под музыку храбрых,
Войдем мы, вселенную растеребя, Порукою — сердцебиение Фабрик и мы — Кость от кости
Октября.
47
Тракторному заводу было присвоено имя Феликса Эдмундовича Дзержинского.
Первый трактор СТЗ был отправлен в Москву. Москвичи встретили его со знаменами, оркестрами, и он торжественно проследовал до Кремля.
17 июня, на 10 месяцев раньше установленного срока, вступил в строй тракторный завод. А через три дня, 20 июня, по стране был проведен общесоюз ный «День трактора» под лозунгом: «Изучайте ма шину, берегите трактор!»
26 июня 1930 года в Москве открылся XVI съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большеви ков). У входа Большого театра стоял отечественный трактор марки СТЗ, приветствуя делегатов съезда и рапортуя им об успехах индустриализации страны.
Так с быстротой, изумившей мир, вырос на Волге гигант советского машиностроения. Вместе с ним росли, закалялись, совершенствовались в мастерстве кадры строителей и монтажников. Обогащенные цен нейшим опытом, они составили золотой фонд строи телей пятилетки. Им, овладевшим передовыми мето дами индустриального строительства, не было цены.
В Челябинске шло строительство нового гиганта — завода гусеничных тракторов. Монтаж Челябинской ГРЭС отставал, что могло задержать пуск ЧТЗ. Тогда ВСНХ дал распоряжение — перебросить из Сталин града тракторостроевскую бригаду электриков имени XVI съезда партии в составе Н. Скорикова, Г. Калюж ного, Е. Дьячковой, Р. Копрживы, Анисимова, Вер нера, Соколова и Пистружака.
Прибыв на место, бригада сталинградцев обрати лась через газету к строителям с предложением: ра ботать до пуска станции без выходных дней, объявить ударный 20-дневный выход на монтаж.
48
Челябинцы поддержали сталинградцев. Соревнова ние разгорелось с новой силой. И 15 августа 1930 года, на 2,5 месяца раньше срока, на Челябинской ГРЭС была пущена первая мощная турбина.
Потом последовали Магнитогорск, Нижегородский автозавод, Харьковский тракторный. И всюду ста- линградцы-тракторостроевцы высоко держали славу ударной бригады.
Опыт семитысячников полностью оправдал массо вую посылку молодежи на крупные стройки страны. Когда началось сооружение Московского метро, ЦК ВЛКСМ призвал на ударное строительство 10 тысяч комсомольцев. На строительство города Комсомоль ска-на-Амуре отправилось 20 тысяч энтузиастовромантиков. Так с легкой руки семитысячников сло жилась одна из замечательнейших традиций Ленин ского комсомола. Движение укоренилось, приобрело громадные масштабы. Тысячи комсомольцев направ лялись на строительство новых мощных шахт Дон басса, на сооружение волжских и сибирских гидро электростанций, на освоение целины, строительство предприятий Большой химии, на другие ударные стройки коммунизма.
БИТВА ЗА ОСВОЕНИЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ
Советский народ мог гор диться своим первенцем. Все самое новое, передовое, что было рождено технической мыслью в мире — уни кальные станки-автоматы, полуавтоматические спе циализированные станки для точно определенных операций, конвейеры сборки,— вобрали в себя цехи
4 |
М. А. Водолагин |
49 |
/
тракторного. Теперь надо было освоить это сложное оборудование.
То был суровый путь первопроходцев, требующий напряжения сил и воли, собранности, смелости и риска. На нем тракторозаводцам пришлось испытать и радость побед и горечь поражений. Но он вел к вы сотам новой техники Всех, кто шел вслед. В этом — высшая радость впереди идущих!
— Сталинградский тракторный,— говорил впо следствии И. А. Лихачев — директор Московского ав томобильного завода,— прокладывал путь автомоби лестроению в нашей стране.
Как правило, каждый вступивший в строй завод переживает пусковой период — период освоения про изводства. Для него характерно преодоление ряда трудностей, или, как говорят, «детских болезней». На
,тракторном период «детских болезней» протекал остро и продолжительно. Для этого имелись серьез ные основания и причины. Так, приступая к выпуску машин, завод не был полностью технически подготов лен. Коллектив не имел времени, чтобы предвари тельно изучить и наладить сложное оборудование, от регулировать поток деталей из заготовительных в обрабатывающие цехи, создать необходимый задел. Ведь на это машиностроительным предприятиям обычно отводится три-четыре месяца. У первого трак торного не было возможности заранее обучить новым профессиям достаточное число рабочих.
Надо учесть и то, что судьба трактора решалась не только в цехах самого завода, но и далеко за его пределами — там, где изготовлялись прокат, сталь, резиновые, металлические и другие изделия.
Колесный трактор имел 4400 деталей, из них 1900 ответственных частей и 2500 нормалей (болты,
50
заклепки и др.). На самом заводе производилось 715 ответственных деталей, все же остальное должно было поступать в порядке производственного коопе рирования с предприятий Ленинграда, Москвы, Урала и других городов.
Система массово-поточного производства требо вала от всех без исключения строжайшей производ ственной и технологической дисциплины. Если в сбо рочный цех не поступала вовремя одна, пусть самая незначительная деталь, то сразу нарушался темп и ритм производственного процесса сборки машины в целом. Завод ежедневно должен был потреблять 70 вагонов чугуна, стали, песка и других материалов. Нарушение сроков их поставки или отклонение от стандарта немедленно влияло на сборку, вызывало остановку конвейера. Эти непременные условия мас сового производства создавались и обеспечивались не сразу. Поэтому завод долгое время лихорадили про стои, душил брак.
Своеобразным барометром, показывающим общее состояние, служил заводской конвейер. Большой кон вейер тракторного с момента своего пуска и до конца 1930 года работал неритмично, рывками. В июне было выпущено 2 трактора, в июле — 5, в августе — 13, в сентябре — 14, и только в октябре появилось трех значное число — 212. Но и оно не отвечало плановому заданию — 276! Программа последнего, четвертого квартала была выполнена лишь на 40 процентов.
В рабочем коллективе завода, в городской партий ной организации, по стране в целом все больше нара стала тревога за положение дел на тракторном заводе.
Буржуазная печать злорадствовала. Немецкий промышленник Свен фон Мюллер писал в газете «Фоссише цейтунг» от 13 сентября 1930 года:
51