Файл: Водолагин М.А. Первый тракторный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

часов, и то при наличии специальных кранов и при­ способлений, которых на Тракторострое не было. Бригада такелажников во главе с Красавиным, ста­ рым рабочим сталинградского завода «Красный Ок­ тябрь», при помощи бревен и блоков установила первый молот за 180 часов, второй — такой же мощ­ ности— за 60 часов, а третий — всего лишь за 30 ча­ сов! Труд раскрывался здесь новой стороной: он был проявлением преданности великому делу, преданно­ сти идее построения социализма. Здесь складывались новые формы общественной связи между людьми, вырабатывался новый кодекс морали советского че­ ловека — хозяина своей судьбы.

ТРАКТОР СХОДИТ С КОНВЕЙЕРА

Тракторостроевцы жили днями, оставшимися до пуска завода. Всеми своими помыслами они были устремлены в день завтраш­ ний, в будущее, осязаемое как жаркая битва за со­ циализм. Социалистическое сегодня здесь воплоща­ лось в корпуса гиганта завода, которые все больше наполнялись производственным гулом. Там опробо­ вались устанавливаемые станки, налаживались мо­ лоты, шла клепка и сварка конструкций конвейеров. Все говорило — пуск завода близок.

9 июня 1930 года на тракторный прибыл предсе­ датель ВЦИК и ЦИК СССР М. И. Калинин. Всесоюз­ ный староста пользовался огромной популярностью и любовью. Выходец из крестьянской семьи Твер­ ской губернии, бывший токарь Путиловского завода

44

М. И. Калинин служил олицетворением органиче­ ской слитности союза рабочего класса с трудовым крестьянством, был для трудящихся близким и до­ рогим.

На встречу собралось свыше шести тысяч чело­ век. М. И. Калинин стоял на импровизированной трибуне и обводил внимательным взглядом громаду цеха, шеститысячную массу, казавшуюся в нем не­ большой толпой. Цех освещался пробившимися лу­ чами солнца.

В своем выступлении М. И. Калинин поделился впечатлениями о заводе, о городе Сталинграде, в ко­ тором он бывал раньше — в 1920 и 1921 годах. В кон­ це речи Михаил Иванович сказал: «Здесь, в Сталин­ граде, на тракторном заводе, и даже вот в этой самой литейной мастерской, особенно наглядно и ясно видна та цель, к которой стремятся наша партия и Совет­ ское правительство. Мы строим огромный завод. Мы покупаем для завода заграничное оборудование, сокращая закупки за границей предметов потребле­ ния... Мы урезаем себя во всем, чтобы только купить оборудование. Для чего мы это делаем? Мы это де­ лаем для того, чтобы лучше жилось не отдельной небольшой прослойке, а огромному большинству населения нашей великой страны».

Индустриальный пейзаж Тракторостроя был са­ мым убедительным свидетельством успешного пре­ творения в жизнь курса партии на коренные преоб­ разования в стране. Там, где совсем недавно лежала целинная степь и посвистывали лишь суслики, те­ перь раскинулись громадные корпуса завода и да­ леко окрест слышалось его могучее дыхание. Завод-правофланговый индустрии первой пятилетки готовился к вступлению в строй. Здесь одерживалась

4S


первая блистательная победа на фронте социалисти­ ческого строительства, раскинувшемся по всей Со­ ветской стране.

17 июня 1930 года...

На торжественный пуск Сталинградского трак­ торного завода стекались люди со всех концов совет­ ской земли. В полном составе прибыли из Саратова делегаты Н-й Нижне-Волжской партийной конфе­ ренции.

3 часа дня. Механосборочный цех. На конвейере, окруженном рабочими и гостями, идет сборка пер­ вого опытного трактора. В конце конвейера натянута красная ленточка. Возле нее с ножницами стоит пионер Володя Кошаев, сын рабочего-металлиста. Слева от него — колхозник Иван Кистинев из Балыклейского района, а справа — единоличник-середняк Иван Самойлов из Вольского района Нижне-Волж­ ского края.

Конвейер движется медленно. За ним вниматель­ но следят сотни людей. На их глазах под руками взволнованных слесарей-сборщиков рождается пер­ вый советский трактор.

За руль сел кадровый рабочий Киселев. С двух оборотов машина вздрогнула, послышался рокот мо­ тора. Радостно заколотилось сердце и у маленького Володи Кошаева. Он нетерпеливо посматривает то на ножницы, то на красную ленточку, до которой ему еще не дотянуться. Володю подхватывают сильные руки колхозника Ивана Кистенева. И вот он, торже­ ственный момент — ленточка разрезана. Путь отече­ ственному трактору открыт. Набирая скорость, трактор СТЗ № 1 направляется к заводским воротам. Он идет сквозь людской коридор под восторженные приветствия.

46

На площади его встречают 20 тысяч трудящихся. Гремит ликующее «ура».

Митинг открыл секретарь парткома М. И. Суч­ ков. Директор завода В. И. Иванов зачитал привет­ ствие Центрального Комитета партии. В нем говори­ лось:

«50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрываю­ щих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому, социалистическому укладу в де­ ревне».

На приветствие Центрального Комитета партии тракторозаводцы ответили:

«Пролетарии Тракторостроя, рабочие и инженеры, спаянные единой волей, дают клятвенное обещание довести начатое дело до конца. Нашими тракторамиснарядами будем взрывать остатки буржуазного мира и строить социалистическое хозяйство».

Вся страна с великой радостью приветствовала пуск первенца пятилетки. Номер газеты «Комсомоль­ ской правды», посвященный пуску СТЗ, вышел с общим заголовком: «Здесь нет героев-одиночек — здесь коллектив-герой».

На завод шел поток приветственных телеграмм, писем и заявок на тракторы. Поэт Джек Алтаузен прислал стихотворение «Комсомольцам трактор­ ного»:

В социализм, Под музыку храбрых,

Войдем мы, вселенную растеребя, Порукою — сердцебиение Фабрик и мы — Кость от кости

Октября.

47


Тракторному заводу было присвоено имя Феликса Эдмундовича Дзержинского.

Первый трактор СТЗ был отправлен в Москву. Москвичи встретили его со знаменами, оркестрами, и он торжественно проследовал до Кремля.

17 июня, на 10 месяцев раньше установленного срока, вступил в строй тракторный завод. А через три дня, 20 июня, по стране был проведен общесоюз­ ный «День трактора» под лозунгом: «Изучайте ма­ шину, берегите трактор!»

26 июня 1930 года в Москве открылся XVI съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большеви­ ков). У входа Большого театра стоял отечественный трактор марки СТЗ, приветствуя делегатов съезда и рапортуя им об успехах индустриализации страны.

Так с быстротой, изумившей мир, вырос на Волге гигант советского машиностроения. Вместе с ним росли, закалялись, совершенствовались в мастерстве кадры строителей и монтажников. Обогащенные цен­ нейшим опытом, они составили золотой фонд строи­ телей пятилетки. Им, овладевшим передовыми мето­ дами индустриального строительства, не было цены.

В Челябинске шло строительство нового гиганта — завода гусеничных тракторов. Монтаж Челябинской ГРЭС отставал, что могло задержать пуск ЧТЗ. Тогда ВСНХ дал распоряжение — перебросить из Сталин­ града тракторостроевскую бригаду электриков имени XVI съезда партии в составе Н. Скорикова, Г. Калюж­ ного, Е. Дьячковой, Р. Копрживы, Анисимова, Вер­ нера, Соколова и Пистружака.

Прибыв на место, бригада сталинградцев обрати­ лась через газету к строителям с предложением: ра­ ботать до пуска станции без выходных дней, объявить ударный 20-дневный выход на монтаж.

48

Челябинцы поддержали сталинградцев. Соревнова­ ние разгорелось с новой силой. И 15 августа 1930 года, на 2,5 месяца раньше срока, на Челябинской ГРЭС была пущена первая мощная турбина.

Потом последовали Магнитогорск, Нижегородский автозавод, Харьковский тракторный. И всюду ста- линградцы-тракторостроевцы высоко держали славу ударной бригады.

Опыт семитысячников полностью оправдал массо­ вую посылку молодежи на крупные стройки страны. Когда началось сооружение Московского метро, ЦК ВЛКСМ призвал на ударное строительство 10 тысяч комсомольцев. На строительство города Комсомоль­ ска-на-Амуре отправилось 20 тысяч энтузиастовромантиков. Так с легкой руки семитысячников сло­ жилась одна из замечательнейших традиций Ленин­ ского комсомола. Движение укоренилось, приобрело громадные масштабы. Тысячи комсомольцев направ­ лялись на строительство новых мощных шахт Дон­ басса, на сооружение волжских и сибирских гидро­ электростанций, на освоение целины, строительство предприятий Большой химии, на другие ударные стройки коммунизма.

БИТВА ЗА ОСВОЕНИЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ

Советский народ мог гор­ диться своим первенцем. Все самое новое, передовое, что было рождено технической мыслью в мире — уни­ кальные станки-автоматы, полуавтоматические спе­ циализированные станки для точно определенных операций, конвейеры сборки,— вобрали в себя цехи

4

М. А. Водолагин

49



/

тракторного. Теперь надо было освоить это сложное оборудование.

То был суровый путь первопроходцев, требующий напряжения сил и воли, собранности, смелости и риска. На нем тракторозаводцам пришлось испытать и радость побед и горечь поражений. Но он вел к вы­ сотам новой техники Всех, кто шел вслед. В этом — высшая радость впереди идущих!

— Сталинградский тракторный,— говорил впо­ следствии И. А. Лихачев — директор Московского ав­ томобильного завода,— прокладывал путь автомоби­ лестроению в нашей стране.

Как правило, каждый вступивший в строй завод переживает пусковой период — период освоения про­ изводства. Для него характерно преодоление ряда трудностей, или, как говорят, «детских болезней». На

,тракторном период «детских болезней» протекал остро и продолжительно. Для этого имелись серьез­ ные основания и причины. Так, приступая к выпуску машин, завод не был полностью технически подготов­ лен. Коллектив не имел времени, чтобы предвари­ тельно изучить и наладить сложное оборудование, от­ регулировать поток деталей из заготовительных в обрабатывающие цехи, создать необходимый задел. Ведь на это машиностроительным предприятиям обычно отводится три-четыре месяца. У первого трак­ торного не было возможности заранее обучить новым профессиям достаточное число рабочих.

Надо учесть и то, что судьба трактора решалась не только в цехах самого завода, но и далеко за его пределами — там, где изготовлялись прокат, сталь, резиновые, металлические и другие изделия.

Колесный трактор имел 4400 деталей, из них 1900 ответственных частей и 2500 нормалей (болты,

50

заклепки и др.). На самом заводе производилось 715 ответственных деталей, все же остальное должно было поступать в порядке производственного коопе­ рирования с предприятий Ленинграда, Москвы, Урала и других городов.

Система массово-поточного производства требо­ вала от всех без исключения строжайшей производ­ ственной и технологической дисциплины. Если в сбо­ рочный цех не поступала вовремя одна, пусть самая незначительная деталь, то сразу нарушался темп и ритм производственного процесса сборки машины в целом. Завод ежедневно должен был потреблять 70 вагонов чугуна, стали, песка и других материалов. Нарушение сроков их поставки или отклонение от стандарта немедленно влияло на сборку, вызывало остановку конвейера. Эти непременные условия мас­ сового производства создавались и обеспечивались не сразу. Поэтому завод долгое время лихорадили про­ стои, душил брак.

Своеобразным барометром, показывающим общее состояние, служил заводской конвейер. Большой кон­ вейер тракторного с момента своего пуска и до конца 1930 года работал неритмично, рывками. В июне было выпущено 2 трактора, в июле — 5, в августе — 13, в сентябре — 14, и только в октябре появилось трех­ значное число — 212. Но и оно не отвечало плановому заданию — 276! Программа последнего, четвертого квартала была выполнена лишь на 40 процентов.

В рабочем коллективе завода, в городской партий­ ной организации, по стране в целом все больше нара­ стала тревога за положение дел на тракторном заводе.

Буржуазная печать злорадствовала. Немецкий промышленник Свен фон Мюллер писал в газете «Фоссише цейтунг» от 13 сентября 1930 года:

51