ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
— Хватаешься за голову! Верховные комиссары всерьез полагают, что 7200 необученных подростков, среди них 35 процентов девушек, смогут не сегоднязавтра скопировать методы Форда, основанные на опыте целого поколения, на высококвалифицирован ной, дисциплинированной и хорошо оплачиваемой ра бочей силе, на курсе первоклассных инженеров и мастеров и в первую очередь на лучшем в мире мате риале... Превратить недисциплинированных, опьянен ных боевыми лозунгами комсомольцев в современ ных рабочих, которые инстинктом признают автори тет более высоких знаний, цену организаторского таланта и необходимость исполнения своего долга? Это так скоро не дается».
«Тракторный скапутился!» — злопыхательски под дакивали социал-шовинисты из «Форвертса».
Но рано недруги справляли тризну, тянули заупокойную. Тракторный жил и боролся. Его моло дой рабочий коллектив только еще расправлял плечи. Правда, он не наследовал опыта целого поколения. Такого опыта еще не было. И он не копировал и не собирался копировать Форда.
Тракторозаводцы страстно стремились творчески овладеть новой техникой, подчинить ее своей воле, двинуть ее вперед, заставить служить социализму. В этом они видели исполнение своего долга. И во имя этого готовы были на все жертвы, на любые испы тания.
За рубежом раздавались и трезвые голоса. Так, буржуазные газеты писали, что Россия начинает «мыслить машинами», переходит от века дерева к веку железа, бетона и мотора. И Генри Форд в ин тервью, опубликованном в «Правде» спустя два дня после пуска СТЗ, сказал: «Россия начинает строить.;.
52
Используя американские методы, русские выгады вают полвека опыта».
Да, советские люди, создавая индустрию на базе самой новейшей техники, выгадывали целое полсто летие. Но давалось это не легко. На Сталинградском тракторном главным препятствием на пути освоения производства являлось то, что завод еще не распола гал всем необходимым оборудованием. Так, например, сборка трактора начиналась с установки на конвейере готовой рамы. Специальный станок для механосбо рочного цеха, способный обработать в день 140 рам, не поступил, а конвейер был пущен. Обработку рамы пришлось временно поручить ремонтно-механиче скому цеху. А цех этот, используя обычные станки, мог максимально выпускать три рамы в сутки. Взять другой пример. Завод был пущен 17 июня, а первая формовочная машина стала действовать лишь 4 ав густа.
Завод задыхался от недостатка измерительного инструмента. Инструментальный цех был способен дать его полностью, но не мог этого сделать, так как был загружен изготовлением дефицитных деталей для механосборочного цеха. А механосборочный цех не мог наладить обработку ряда деталей, так как не имел измерительного инструмента. Получалась квад ратура круга.
Полагалось, чтобы в пролетах сборочного цеха имелся четырехдневный задел деталей. Каким же был запас деталей на самом деле, никто не знал. Но вот сколько их недоставало — об этом точно сообщал остановившийся конвейер. Например, в октябре 1930 года в потоке недоставало 137 деталей — они или
застревали где-то в пути, или только были запущены
в производство. Все это порождало неразбериху,
53
при которой иногда забывали сделать самое необхо димое — выписать на завтра сырье или топливо.
А кадры.... Даже старые, квалифицированные ра бочие, направленные на укрепление тракторного, далеко не сразу освоились с новейшим оборудова
нием.
Обычно кузнецы производили поковку деталей с допуском 10—15 миллиметров. Молоты горячей штам повки, установленные на тракторном, были рассчи таны на допуски, не превышающие 0,37, максимум 0,5 миллиметра. Чтобы добиться.этого, надо было вос питать у рабочих ответственность за строжайшее соблюдение технологической дисциплины, развить чутье до уровня самого современного измерительного инструмента. Воспитание и привитие таких качеств давалось медленно. Это было связано с необходимо стью для каждого не только пересмотреть укоренив шиеся взгляды, но и отказаться от выработанных профессиональных навыков. По существу, старые кадры встали перед необходимостью переквалифици роваться.
Легко сказать переквалифицироваться. Кузнец Платон Московченко вначале так разочаровался в ра боте на новом молоте, что серьезно подумывал об уходе с завода.
—Черт знает что за работу дали! Я, опытный куз нец, стою у молота и делаю одну и ту же деталь.
—Верно! — подтверждал Мясников.— Здесь толь
ко знай подкладывай заготовки под штамп и шлепай. А я любую розу могу отковать!
Немало времени ушло, пока подобные взгляды из менились. Но когда освоились с работой, поняли но вую технику и ее возможности, рабочие начали тво рить чудеса. Кузнец Московченко перекрыл все аме
54
риканские нормы выработки и стал известен на всю страну.
Тем более не сразу освоила сложное оборудование молодежь.
— Теперь смешно и трогательно вспоминать,— рассказывает воспитанник школы ФЗУ П. Н. Елхов,— как мы, молодые деревенские малограмотные парни и девушки, овладевали оборудованием, готовили де тали трактора. Вспоминаю практику в 1931 году на линии полуосей колесного трактора в механосбороч ном цехе № 1. Деталь перетягивала меня, невольно тянула за собой в станок — я был легче детали. Станки фирмы «Фай» капризничали, а американские налад чики не выдавали секретов наладки. В обеденный пе рерыв, когда все уйдут, я брал бракованную деталь и отрабатывал наладку на ней. Вскоре я сам овладел наладкой и в наладчике больше не нуждался. Вместо 180 гильз я делал в два раза больше. Стал ударником. В 1933 году был поставлен наладчиком.
Овладению технологией производства, повыше нию квалификации рабочих сильно мешали обез личка в использовании оборудования и уравниловка в оплате труда. Их распространению способствовали производственно-бытовые коммуны, созданные еще в дни строительства. Не меньший вред приносила и надуманная, ничем не оправданная перестановка лю дей от станка к станку во имя якобы избежания «мо нотонности» в трудовом процессе. Молодые рабочие, переходя от одного станка к другому, по неопытности ломали их, при обработке деталей допускали массо вый брак. Обобществление же в коммуне зарплаты убивало материальный стимул.
А тут еще подводили поставщики. Заводу нуж на была сталь стандартного качества, постоянного
55
режима. Иначе летели штампы в кузнице, ломались сверла в механическом, в брак шли детали при их цементировании в термическом. Завод «Красный Октябрь», призванный снабжать тракторный метал лом, не сразу смог освоить производство специаль ных сталей, плавки долгое время шли «не в анализ». Ленинградский завод «Знамя труда» поставлял недоб рокачественные карбюраторы. Задерживал поставки Донбасс.
Все эти неполадки пускового периода привели к тому, что на завод величайшей точности, каким был тракторный, с первых же дней его пуска пробралась кустарщина — этот самый злейший враг поточного производства. На конвейере рабочие вручную подго няли пальцы шатуна, ломиком исправляли привязку дроссельной тяги, частенько пускали в ход кувалду. Молодые рабочие, вначале чуть ли не целовавшие станки, после двух-трех месяцев работы стали с ними обращаться варварски. Расшатывалась дисциплина. В цехах появилось много лишних рабочих, порой сло няющихся без дела. Кадровые рабочие с горечью пе реживали болезненное состояние завода.
— Никак не поймешь,— говорили они,— в чем тут дело. Каждый из нас не жалеет своих сил, не счи тается ни со временем, ни со здоровьем, а толку ника кого— тракторы с конвейера не сходят, беспорядки не уменьшаются.
Партийная организация тракторного прилагала огромные усилия, чтобы выправить положение. Ком мунисты настойчиво искали новые формы обществен ного воздействия на производство. В цехах создава лись штабы по борьбе с неполадками, организовыва лись сквозные бригады, общественные буксиры и бро сались на прорывные участки, действовали рабкоров-
56
ские посты, красные и черные доски, стенные газеты и листки-молнии, сигнализировавшие обо всем, что мешало работе.
А конвейер продолжало лихорадить. Поток на сборке по-прежнему прерывался из-за нехватки тех или других деталей. Дефицитные детали — вот что держало сборку! Они командовали конвейером. В иные дни конвейер останавливался намертво, в иные — с него сходило 25—30 машин. Ритм производства ни как не налаживался.
Литейщикам долго не давались детали из ковкого чугуна. На каждый трактор не хватало до двадцати деталей. Лишенные этих и других частей тракторы вывозились во двор. Люди торопливо обходили эти скопления некомплектных машин, испытывая жгу чее чувство вины. В цехах они вновь и вновь устре млялись на штурм узких мест производства.
Но поточное машиностроение — не строительная площадка, тут штурмом не возьмешь. Требовалась планомерная, организованная осада. Ведь это была первая серьезная наша встреча с высокоразвитой тех никой современности.
...А в стране успешно осуществлялась сплошная коллективизация сельского хозяйства. В январе 1931 года на тракторный снова прибыли из Ростова специальные поезда, теперь с делегатами Второго краевого съезда колхозов Северного Кавказа. Осмат ривая завод, делегаты подолгу стояли у конвейера, завороженно наблюдая за сборкой.
— К весне мы завершим сплошную коллективи зацию. Трактор — главнейший фактор колхозного строительства. Дайте больше тракторов. Они помогут нам укрепить колхозную стройку,— настойчиво тре бовали делегаты.
51
Это было требованием всего многомиллионного колхбзного крестьянства, приступившего под руко водством партии к невиданному в истории переуст ройству сельского хозяйства, переустройству всего жизненного уклада деревни.
Дать много тракторов мог и должен был Сталин градский завод. На 1931 год ему была определена про грамма в 30 тысяч тракторов и 3500 моторов для ком байнов.
В январе предстояло выпустить 900 машин. Этот месяц был объявлен месяцем социалистического сра жения. Люди целиком отдавали себя борьбе за трак тор. На конвейере стало оживленнее. В отдельные дни сборка шла без остановки. Благоприятно сказалось на работе и то обстоятельство, что завод получил все недостающее оборудование и приспособления. За ян варь с конвейера сошло 707 тракторов. Но программа все же осталась невыполненной, не принесли решаю щих перемен и последующие месяцы.
Обстановка становилась все напряженнее. Здесь, на берегу Волги, в корпусах первенца пятилетки шла борьба не только за трактор, шла борьба за решение многих связанных с ним жизненно важных вопросов социалистического строительства. Вот почему к трак торному заводу тогда были прикованы взоры, мысли
ичувства всех советских людей.
Вапреле 1931 года «Правда» выступила со специ альной статьей о неблагополучном положении на Ста
линградском тракторном. В ней говорилось, что на заводе «детские болезни» не преодолены, производ ство не организовано, рабочие в цехах не чувствуют твердого хозяйственного оперативного руководства.
Рабочие ленинградского завода «Красный путиловец», обеспокоенные положением дел на тракторном,
58
обратились с открытым письмом к сталинградским тракторостроителям.
«Товарищи дзержинцы! — призывали ленинград цы.— Не вам, пролетариям-металлистам, топтаться на месте! Пусть топчутся трусы и маловеры. А вы должны пойти вперед и других за собой повести!»
У себя на заводе краснопутиловцы через весь цех сборки протянули кумачовый плакат:
Сталинград, Сталинград, Подтянись, поднажми! На тебя й на нас Смотрит класс, Смотрит мир!
• Письмо ленинградцев взбудоражило трактороза водцев, заставило задуматься каждого. На помощь за водским организациям тракторного пришел Цен тральный Комитет партии — он , направил бригаду «Правды» во главе с секретарем ЦК ВЛКСМ А. В. Косаревым.
Центральный Комитет партии послал на трактор ный Серго Орджоникидзе, возглавлявшего Высший Совет Народного Хозяйства. Приезд, Серго к дзержин цам сыграл исключительную роль в истории завода. Серго Орджоникидзе прямо на месте — у станков и молбтов, на конвейере — глубоко изучал обстановку. Он подолгу, обстоятельно беседовал со специалистами и рабочими, вникая в каждую мелочь труда и быта тракторозаводцев.
В чем же истинные причины неритмичной работы цехов? Вот вопрос, на который он искал ответ.
Своими впечатлениями и мыслями о заводе Орджоникидзе поделился на заводском собрании пар тийного, комсомольского и профсоюзного актива, ко торое состоялось 25 апреля 1931 года.
59