Файл: Баснин Р.В. Конструкция корпуса и рулевое устройство надводного корабля.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
няемой системы набора всегда выполняется непрерывным. Продольные ребра жесткости по наружной обшивке, палубам и второму дну обычно не устанавливаются. Назначение про дольных связей — обеспечить жесткость стенок флоров и листов наружной обшивки в продольном направлении. Про дольная прочность обеспечивается вертикальным килем, листами наружной обшивки и листами настилов палубы и второго дна.
Поперечная система набора применяется при постройке кораблей, предназначенных для действия в прибрежных районах и на реках (тральщиков, катеров, барж, буксиров и т. п.). Объясняется это тем, что усилия от общего продоль ного изгиба корпуса в этих условиях меньше усилий от поперечного давления воды.
Корпус корабля считается набранным по поперечной системе, если все его основные перекрытия выполнены по
поперечной |
системе набора. |
Основу |
п р о д о л ь н о й системы набора составляют про |
дольные связи: вертикальный киль, стрингеры, продольные ребра жесткости и карлингсы,— являющиеся балками глав ного направления (рис. 7). Они идут непрерывно по всей длине корабля.
Поперечные связи набора в этой системе — рамные шпан гоуты и рамные бимсы — разрезные (интеркостельные) и рас полагаются на большем расстоянии друг от друга, чем в поперечной системе набора. Шпация при продольной системе набора сравнительно большая (1,5—3,0 м).
Характерной особенностью продольной системы набора корпуса является наличие большого числа продольных ребер
жесткости, |
идущих непрерывно по днищу, бортам, палубам |
и второму |
дну. |
Недостаток продольной системы набора — уменьшение поперечной прочности корпуса корабля в связи с сокраще нием числа флоров и бимсов — для военных кораблей значи тельно устраняется наличием поперечных переборок, которые делают всю систему продольного набора достаточно жесткой.
Продольная система набора применяется при постройке военных кораблей, предназначенных для морского и океан ского плавания, поскольку в условиях моря и океана реша ющее значение имеет обеспечение общей продольной проч ности корпуса.
Корпус корабля считается набранным по продольной системе, если все его основные перекрытия набраны по этой системе.
Основу с м е ш а н н о й |
системы набора |
(продольно-попе |
речной) составляют как |
продольные связи, |
обеспечивающие |
8
общую продольную прочность, так и поперечные, придающие поперечную прочность.
Смешанная система набора может быть следующих видов:
—смешанная система по длине, когда средняя часть корпуса набрана по продольной системе (днище, борта, палуба), а оконечности, где усилия от продольного изгиба незначительны,— по поперечной;
—смешанная система по обводу корпуса, когда, например, палуба и днище набраны по продольной системе набора, как наиболее удаленные от нейтральной оси и испытывающие значительные продольные изгибающие усилия, а борта — по поперечной системе, как расположенные вблизи нейтральной оси и испытывающие поэтому малые продольные изгибающие усилия, но воспринимающие значительные усилия от попереч ного сжатия корпуса.
Смешанная система набора применяется в основном
в оконечностях боевых кораблей, имеющих отношение —> 10,
В
при постройке судов вспомогательного флота и катеров.
Наружная обшивка
Н а р у ж н а я о б ш и в к а — это водонепроницаемая обо лочка, отделяющая объем корабля от забортной воды и обес печивающая ему плавучесть.
Совместно с набором наружная обшивка обеспечивает общую и местную прочность корпуса, воспринимая усилия от общего продольного изгиба корабля, от статического и дина
мического давления |
воды, |
от давления льда, |
ударов |
волн |
и т. д. |
|
|
выполняется |
|
Конструктивно наружная обшивка (рис. 8) |
||||
из стальных листов, |
длина |
которых может достигать |
12 м, |
а ширина — 2 м.
Листы наружной обшивки, как правило, устанавливаются длинными сторонами вдоль корабля.
Листы наружной обшивки, идущие один за другим вдоль корабля, называются п о я с о м наружной обшивки. Соедине ние между собой листов одного пояса называется стыком, а смежных поясов — паз ом.
Все листы наружной обшивки по стыкам и пазам свари ваются двусторонним стыковым швом с разделкой кромок. Сварная конструкция обшивки, по сравнению с клепаной, имеет меньший вес, обеспечивает лучшую водонепроницае мость и не ослабляет прочности листов в местах их соеди нения. При сварной конструкции наружная поверхность об шивки получается более гладкой, что уменьшает сопротивле ние воды при движении корабля и упрощает установку набора.
9
Отдельные пояса наружной обшивки имеют специальные названия:
—килевой — средний пояс днищевой обшивки, им явля ется горизонтальный киль;
—днищевые— пояса между килевыми и скуловыми поясами;
—скуловой — пояс, ограничивающий скулу — место пере хода днища в борт;
— бортовые — пояса, ограничивающие борт;
—ледовый — бортовой пояс в районе ватерлинии;
—ширстрек — верхний бортовой пояс.
Пояса наружной обшивки в |
различных частях корабля |
по его длине и высоте борта |
воспринимают различную |
нагрузку. Листы килевого, скулового и ширстречного поясов участвуют в общем изгибе корпуса и оказываются более напряженными, чем соседние с ними листы днищевых и бортовых поясов. Поэтому килевой, скуловой пояса и пояс, ширстрек имеют наибольшую толщину.
По длине корабля при продольном изгибе изгибающий момент достигает наибольшего значения в средней части корпуса и уменьшается в оконечности, поэтому листы поясов обшивки в средней части корабля на 10—15% толще листов в оконечностях.
При выборе толщины листов различных поясов учитыва ется не только прочность корпуса, но и его механический и коррозийный износ в процессе эксплуатации, а также его ослабление в результате вырезов в обшивке. Так, ледовый пояс обшивки, подверженный случайным ударам, действию льда и усиленной коррозии, вследствие того что он попере менно погружается и выходит из воды, делается утолщенным или изготовляется из стали повышенной прочности. Местное утолщение листов поясов обшивки выполняется также в районе якорных клюзов, где обшивка подвержена наиболь шему истиранию (эрозии); в местах выхода гребных валов, где она ослаблена вырезами; в районе гребных винтов, где на обшивку действуют дополнительные нагрузки при работе гребных винтов. В этих местах толщина листов поясов обшив ки увеличивается на 40—50% по сравнению с толщиной соседних поясов.
С учетом возникающих напряжений от общего изгиба и износа, а также условий наименьшего веса корпуса, наруж ная обшивка бывает различной толщины: для крейсе ров она составляет 18—30 мм; эсминцев — 8—14 мм; сторо жевых кораблей и тральщиков — 5—10 мм; катеров — 4—5мм. Наибольшая толщина наружной обшивки соответствует
10
более напряженным поясам наружной обшивки в их средней части.
Палубы, платформы, второе дно
П а л у б а м и называются водонепроницаемые перекрытия, разделяющие корпус по высоте и расположенные по всей длине корабля. Основным назначением палуб является обеспечение водонепроницаемости корпуса, а также продоль ной и поперечной прочности корабля от усилий продольного изгиба и поперечного сжатия.
Палубы подразделяются на верхнюю (ВП), среднюю (СП), нижнюю (НП).
Современные корабли строят трехпалубными, двухпалуб ными и однопалубными. Число палуб определяется назначе нием и размерами корабля. Так, например, на крейсере и больших ракетных кораблях две палубы: верхняя и нижняя; на эсминце, сторожевом корабле, тральщике и других кораб лях соответствующего водоизмещения только одна — верхняя палуба.
В е р х н я я п а л у б а (рис.9) является частью непроницае мого контура корабля. Она обеспечивает кораблю непрони цаемость и необходимую прочность его верхней части. На верхней палубе размещаются: оружие корабля, корабельные устройства, надстройки и т. д. Части верхней палубы имеют
следующие названия: |
бак, левый |
и правый |
шкафут, ют |
(рис. 96). |
заливаемости |
и ускорения |
стока воды, |
Для уменьшения |
а также для увеличения запаса плавучести верхняя палуба имеет продольную и поперечную кривизну (рис. 9а).
Продольная |
кривизна |
образуется |
подъемом палубы от |
миделя к носу |
и в корму |
и называется |
с е д л о в а т о с т ь ю . |
Поперечная |
кривизна |
палубы называется п о г и б ь ю и |
имеет форму выпуклой кривой со стрелкой погиби, равной '/so ширины корабля.
Конструктивно верхняя палуба состоит из настила и под крепляющего его набора.
Н а б о р п а л у б ы (рис. 10) выполняется по той же систе ме, что и набор других корпусных перекрытий. На современных кораблях наибольшее применение находит продольная система набора палубы, то есть балками главного направления явля ются продольные связи набора — продольные ребра жестко сти, карлингсы, — а перекрестными (поддерживающими) свя зями— рамные (усиленные) бимсы. Продольные связи идут непрерывно по большей части длины палубычерез вырезы в рамных бимсах и прочно с ними соединяются на сварке, при этом соединение выполняется непроницаемым (рис. 11).
11