Файл: Баснин Р.В. Конструкция корпуса и рулевое устройство надводного корабля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

линдры поршни не получат в них никакого поступательного движения, и жидкость, заключенная в насосе над поршнями, будет участвовать только во вращательном движении всей

системы;

если же направляющее кольцо при помощи

цапфы (8)

смещено в пра в о , поршни получат внутри ци­

линдров некоторое смещение: часть поршней левой половины насоса войдет в цилиндры, а поршни правой половины на неко­ торую величину выйдут из цилиндров. Вследствие наличия некоторого эксцентриситета при вращении ротора в ту же сторону (против часовой стрелки) поршни в нижней части будут удаляться от центра, в верхней части — приближаться к центру; такое движение поршней будет осуществлять всасы­ вание в нижней полости центральной части и нагнетание в ее верхней полости. Следовательно, в данном случае, трубо­ провод (10) будет всасывающим, а трубопровод (9) — нагнетающим. При перемещении направляющего кольца влево и при вращении ротора в прежнем направлении трубо­ провод (9) будет всасывающим, а трубопровод (10) — нагне­ тающим.

Величина перемещения направляющего кольца по гори­ зонтали от среднего положения обусловливает величину хода поршней, а следовательно количество подаваемой насосом жидкости, то есть изменяет производительность насоса.

Таким образом, регулируя перемещение направляющего кольца, можно произвести:

1)

перекладку руля на левый или правый борт;

2)

изменение скорости перекладки руля;

3)

прекращение работы рулевого привода несмотря на

непрерывную работу электродвигателя насоса. Применяемые на кораблях насосы переменной производи­

тельности в зависимости от класса корабля имеют про­ изводительность 50—150 л/мин и развивают давление

60—150 кг!см2.

Перемещение направляющего кольца насоса вправо и влево и возвращение его в среднее исходное положение, то есть вклю­ чение и выключение насоса осуществляется рулевым из постов управления рулем (ходовой рубки, ЗКП и др.) при помощи специального механизма управления насосом пере­ менной производительности, называемого п р и в о д о м у п р а в л е н и я р у л е в о й ма ши н ы.

Приводы управления рулевой машины

Для управления рулевой машиной на кораблях устанав­ ливаются гидравлические и электрические приводы управле­ ния.

47


Г и д р а в л и ч е с к и е п р и в о д ы у п р а в л е н и я приме­ няются для управления электрогидравлической рулевой машиной. На рис. 37 представлена схема гидравлического привода управления рулевой машиной, состоящего из пере­ даточного телемотора I, установленного в рулевой тумбе на мостике (ходовой рубке); приемного телемотора II, разме­ щенного в румпельном (рулевом) отделении около рулевой машины; и рычажного механизма III (рис. 34), называемого исполнительным органом механизма управления. Полости цилиндров передаточного и приемного телемоторов связаны трубопроводами (А) и (Б). Вся система заполнена смесью воды (спирта) с глицероном для предохранения ее от замер­ зания.

П е р е д а т о ч н ы й т е л е м о т о р I состоит из цилиндра (1), внутри которого находится поршень (2). Штоком поршня является зубчатая рейка (3), находящаяся в зацеп­ лении с зубчатым колесом (4), получающим вращение от штурвала (5) через вал (6), зубчатые колеса (7 и 8) и вал (9). Среднему положению поршня (2) соответствует нуле­ вое положение аксиометра (10) — указателя положения руля относительно диаметральной плоскости корабля.

П р и е м н ы й т е л е мо т о р II состоит из подвижного цилиндра (11), имеющего глухую перегородку (12) в средней

части. Подвижной цилиндр (11)

соединен

поперечиной

(13)

с тягой (14), которая передает

движение

через рычаг

(21)

тяге (22) направляющего кольца насоса переменной произво­ дительности рулевой машины (рис. 34). В подвижной цилиндр введены неподвижные пустотелые поршни (15и 16), к которым присоединены трубопроводы (.4 и Б). На подвижной цилиндр свободно надеты шайбы (17 и 18), упирающиеся в неподвиж­

ные выступы

станины (19),

которые

ограничивают

переме­

щение шайбы

(17)

влево, а

шайбы

(18)— вправо. Между

шайбами помещена

пружина

(20).

 

на

рис. 34,

Р ы ч а ж н о й м е х а н и з м

III,

показанный

состоит из рычага (21), соединенного тягой (14)

с приемным

телемотором,

тягой

(22) — с направляющим кольцом насоса

переменной производительности

и

тягой (23) — со

штоками

поршней гидравлических цилиндров рулевого привода.

Принцип действия гидравлического привода управления рулевой машиной заключается в следующем.

Рулевой, вращая штурвал (5) на левый борт, сдвигает поршень (2) передаточного телемотора из среднего положе­ ния вниз, благодаря чему в нижней полости цилиндра (1) создается давление, передаваемое жидкостью в левую полость подвижного цилиндра (11). Под действием этого давления цилиндр (11) передвинется вправо, перемещая одновременно


в том же

направлении

тягу

(14)

рычажного

механизма.

Тяга (14)

поворачивает рычаг

(21)

вокруг точки

(а). В этом

случае точка (С) рычага

(21)

сдвинется вправо

и тяга (22)

переместит направляющее кольцо тоже вправо, в результате чего насос будет нагнетать масло в гидравлические цилинд­ ры (1) и отсасывать его из цилиндров (2). Штоки поршней придут в движение, производя поворот румпеля по часовой стрелке и перекладывая руль на левый борт в сторону враще­ ния штурвала (5). При это?»! тяга (23) будет перемещаться влево и поворачивать рычаг (21) вокруг точки (Ci), возвра­ щая тягу (22) в свое первоначальное положение; направля­ ющее кольцо займет среднее положение и насос прекратит подачу масла в гидравлические цилиндры (1). В результате этого поворот румпеля и перекладка руля прекратятся (поло­ жение рычага 21— ai6ci).

По окончании маневра рулевой ставит штурвал в прежнее (среднее) положение. Под действием пружины (11) подвиж­ ной цилиндр вернется в среднее положение, тяга (14), дви­ гаясь вместе с подвижным цилиндром, будет поворачивать рычаг (21) вокруг точки (aj) до тех пор, пока точка (Ci) не займет своего первоначального положения (С). При этом тяга (22) сдвинется в обратном направлении и передвинет направляющее кольцо влево, в результате чего насос начнет нагнетать масло в гидравлические цилиндры (2) (положение рычага 21— cai). Штоки поршней придут в движение, про­ изводя поворот румпеля против часовой стрелки и перекла­ дывая руль в прежнее положение. При этом тяга (23) будет перемещаться вправо, поставит рычаг (21) в его первона­ чальное положение, при котором тяга (22) займет свое исход­ ное положение, а направляющее кольцо — свое среднее поло­ жение. Насос прекратит подачу масла в гидравлические цилиндры (2) (положение рычага 21 — абс). Руль, таким образом, возвратится в диаметральную плоскость корабля.

Э л е к т р и ч е с к и е п р и в о д ы у п р а в л е н и я приме­ няются для управления электрическим рулевым двигателем. Электрический привод управления состоит из трехмашинного агрегата (приводной электродвигатель, генератор и возбуди­ тель генератора) и тумбы-контроллера. Приводной электро­ двигатель в агрегате осуществляет вращение генератора и возбудителя, получая электропитание от кормовой и носовой электростанций. Генератор трехмашинника питает током мотор-исполнитель, выполняющий роль рулевой машины. Тумба-контроллер служит для изменения величины и направ­ ления тока в возбудителе генератора. Рулевой, вращая руко­ ятку контроллера вправо или влево, изменяет скорость и

направление вращения исполнительного мотора

(рулевой

4 Зак, 118

49



машины). Вращение исполнительного мотора в ту или другую сторону соответственно воздействует на секторный зубчатый привод, который перекладывает руль в нужном направлении.

Электрические приводы управления рулевыми машинами изучаются в специальных курсах электрооборудования кораб­ лей. Отметим, что электрическое управление рулевой маши­ ной имеет простую и надежную схему, обеспечивающую необходимую живучесть всему рулевому устройству.

Основные правила эксплуатации рулевого устройства

Надлежащий уход за рулевым устройством и содержа­ ние его в постоянной готовности к действию обеспечивают надежность управления кораблем.

Уход за рулевым устройством осуществляется в соответ­ ствии с действующими инструкциями по планово-предупреди­

тельным

осмотрам (ППО) и планово-предупредительным

ремонтам (ПИР).

П ри

е ж е д н е в н о м о с м о т р е тщательно проверяются

все элементы рулевого устройства, наличие смазки во всех ходовых и трущихся частях, убираются посторонние предметы на пути движущихся частей. После осмотра рулевое устрой­ ство должно проворачиваться вручную, а затем пуском в

действие с перекладкой руля с борта на борт.

проверяется

Особенно тщательно рулевое

устройство

п е р е д н а ч а л о м к а м п а н и и :

вскрываются

и осматрива­

ются трущиеся части, очищаются силовые цилиндры, трубо­ проводы и другие детали. После чего производится зарядка цилиндров, насосов и трубопроводов свежим турбинным маслом марки «УТ». Эти же мероприятия по уходу прово­

дятся

один раз

в 3 месяца.

к о р а б л я осматриваются и

Во

в р е м я

д о к о в а н и я

проверяются части рулевого устройства, которые нельзя осматривать на плаву. При этом замеряются зазоры во втул­ ках баллера, проверяется крепление пера к баллеру, состо­ яние цинковых протекторов и др.

В п р о ц е с с е п о д г о т о в к и р у л е в о г о у с т р о й с т в а к д е й с т в и ю командир отделения рулевых производит про­ верку перекладки рулей как при ручном управлении из румпельного отделения, так и при электрическом (гидравли­ ческом) управлении из ходовой рубки. Во время перекладки рулей проверяется согласованность показаний механического указателя положения руля с электрическим. После чего командир отделения рулевых докладывает командиру штур­ манской боевой части о готовности к действию рулевого устройства. О произведенной проверке делается также запись в вахтенном журнале корабля.

50