Файл: Баснин Р.В. Конструкция корпуса и рулевое устройство надводного корабля.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
линдры поршни не получат в них никакого поступательного движения, и жидкость, заключенная в насосе над поршнями, будет участвовать только во вращательном движении всей
системы; |
если же направляющее кольцо при помощи |
цапфы (8) |
смещено в пра в о , поршни получат внутри ци |
линдров некоторое смещение: часть поршней левой половины насоса войдет в цилиндры, а поршни правой половины на неко торую величину выйдут из цилиндров. Вследствие наличия некоторого эксцентриситета при вращении ротора в ту же сторону (против часовой стрелки) поршни в нижней части будут удаляться от центра, в верхней части — приближаться к центру; такое движение поршней будет осуществлять всасы вание в нижней полости центральной части и нагнетание в ее верхней полости. Следовательно, в данном случае, трубо провод (10) будет всасывающим, а трубопровод (9) — нагнетающим. При перемещении направляющего кольца влево и при вращении ротора в прежнем направлении трубо провод (9) будет всасывающим, а трубопровод (10) — нагне тающим.
Величина перемещения направляющего кольца по гори зонтали от среднего положения обусловливает величину хода поршней, а следовательно количество подаваемой насосом жидкости, то есть изменяет производительность насоса.
Таким образом, регулируя перемещение направляющего кольца, можно произвести:
1) |
перекладку руля на левый или правый борт; |
2) |
изменение скорости перекладки руля; |
3) |
прекращение работы рулевого привода несмотря на |
непрерывную работу электродвигателя насоса. Применяемые на кораблях насосы переменной производи
тельности в зависимости от класса корабля имеют про изводительность 50—150 л/мин и развивают давление
60—150 кг!см2.
Перемещение направляющего кольца насоса вправо и влево и возвращение его в среднее исходное положение, то есть вклю чение и выключение насоса осуществляется рулевым из постов управления рулем (ходовой рубки, ЗКП и др.) при помощи специального механизма управления насосом пере менной производительности, называемого п р и в о д о м у п р а в л е н и я р у л е в о й ма ши н ы.
Приводы управления рулевой машины
Для управления рулевой машиной на кораблях устанав ливаются гидравлические и электрические приводы управле ния.
47
Г и д р а в л и ч е с к и е п р и в о д ы у п р а в л е н и я приме няются для управления электрогидравлической рулевой машиной. На рис. 37 представлена схема гидравлического привода управления рулевой машиной, состоящего из пере даточного телемотора I, установленного в рулевой тумбе на мостике (ходовой рубке); приемного телемотора II, разме щенного в румпельном (рулевом) отделении около рулевой машины; и рычажного механизма III (рис. 34), называемого исполнительным органом механизма управления. Полости цилиндров передаточного и приемного телемоторов связаны трубопроводами (А) и (Б). Вся система заполнена смесью воды (спирта) с глицероном для предохранения ее от замер зания.
П е р е д а т о ч н ы й т е л е м о т о р I состоит из цилиндра (1), внутри которого находится поршень (2). Штоком поршня является зубчатая рейка (3), находящаяся в зацеп лении с зубчатым колесом (4), получающим вращение от штурвала (5) через вал (6), зубчатые колеса (7 и 8) и вал (9). Среднему положению поршня (2) соответствует нуле вое положение аксиометра (10) — указателя положения руля относительно диаметральной плоскости корабля.
П р и е м н ы й т е л е мо т о р II состоит из подвижного цилиндра (11), имеющего глухую перегородку (12) в средней
части. Подвижной цилиндр (11) |
соединен |
поперечиной |
(13) |
с тягой (14), которая передает |
движение |
через рычаг |
(21) |
тяге (22) направляющего кольца насоса переменной произво дительности рулевой машины (рис. 34). В подвижной цилиндр введены неподвижные пустотелые поршни (15и 16), к которым присоединены трубопроводы (.4 и Б). На подвижной цилиндр свободно надеты шайбы (17 и 18), упирающиеся в неподвиж
ные выступы |
станины (19), |
которые |
ограничивают |
переме |
||||
щение шайбы |
(17) |
влево, а |
шайбы |
(18)— вправо. Между |
||||
шайбами помещена |
пружина |
(20). |
|
на |
рис. 34, |
|||
Р ы ч а ж н о й м е х а н и з м |
III, |
показанный |
||||||
состоит из рычага (21), соединенного тягой (14) |
с приемным |
|||||||
телемотором, |
тягой |
(22) — с направляющим кольцом насоса |
||||||
переменной производительности |
и |
тягой (23) — со |
штоками |
поршней гидравлических цилиндров рулевого привода.
Принцип действия гидравлического привода управления рулевой машиной заключается в следующем.
Рулевой, вращая штурвал (5) на левый борт, сдвигает поршень (2) передаточного телемотора из среднего положе ния вниз, благодаря чему в нижней полости цилиндра (1) создается давление, передаваемое жидкостью в левую полость подвижного цилиндра (11). Под действием этого давления цилиндр (11) передвинется вправо, перемещая одновременно
в том же |
направлении |
тягу |
(14) |
рычажного |
механизма. |
Тяга (14) |
поворачивает рычаг |
(21) |
вокруг точки |
(а). В этом |
|
случае точка (С) рычага |
(21) |
сдвинется вправо |
и тяга (22) |
переместит направляющее кольцо тоже вправо, в результате чего насос будет нагнетать масло в гидравлические цилинд ры (1) и отсасывать его из цилиндров (2). Штоки поршней придут в движение, производя поворот румпеля по часовой стрелке и перекладывая руль на левый борт в сторону враще ния штурвала (5). При это?»! тяга (23) будет перемещаться влево и поворачивать рычаг (21) вокруг точки (Ci), возвра щая тягу (22) в свое первоначальное положение; направля ющее кольцо займет среднее положение и насос прекратит подачу масла в гидравлические цилиндры (1). В результате этого поворот румпеля и перекладка руля прекратятся (поло жение рычага 21— ai6ci).
По окончании маневра рулевой ставит штурвал в прежнее (среднее) положение. Под действием пружины (11) подвиж ной цилиндр вернется в среднее положение, тяга (14), дви гаясь вместе с подвижным цилиндром, будет поворачивать рычаг (21) вокруг точки (aj) до тех пор, пока точка (Ci) не займет своего первоначального положения (С). При этом тяга (22) сдвинется в обратном направлении и передвинет направляющее кольцо влево, в результате чего насос начнет нагнетать масло в гидравлические цилиндры (2) (положение рычага 21— cai). Штоки поршней придут в движение, про изводя поворот румпеля против часовой стрелки и перекла дывая руль в прежнее положение. При этом тяга (23) будет перемещаться вправо, поставит рычаг (21) в его первона чальное положение, при котором тяга (22) займет свое исход ное положение, а направляющее кольцо — свое среднее поло жение. Насос прекратит подачу масла в гидравлические цилиндры (2) (положение рычага 21 — абс). Руль, таким образом, возвратится в диаметральную плоскость корабля.
Э л е к т р и ч е с к и е п р и в о д ы у п р а в л е н и я приме няются для управления электрическим рулевым двигателем. Электрический привод управления состоит из трехмашинного агрегата (приводной электродвигатель, генератор и возбуди тель генератора) и тумбы-контроллера. Приводной электро двигатель в агрегате осуществляет вращение генератора и возбудителя, получая электропитание от кормовой и носовой электростанций. Генератор трехмашинника питает током мотор-исполнитель, выполняющий роль рулевой машины. Тумба-контроллер служит для изменения величины и направ ления тока в возбудителе генератора. Рулевой, вращая руко ятку контроллера вправо или влево, изменяет скорость и
направление вращения исполнительного мотора |
(рулевой |
4 Зак, 118 |
49 |
машины). Вращение исполнительного мотора в ту или другую сторону соответственно воздействует на секторный зубчатый привод, который перекладывает руль в нужном направлении.
Электрические приводы управления рулевыми машинами изучаются в специальных курсах электрооборудования кораб лей. Отметим, что электрическое управление рулевой маши ной имеет простую и надежную схему, обеспечивающую необходимую живучесть всему рулевому устройству.
Основные правила эксплуатации рулевого устройства
Надлежащий уход за рулевым устройством и содержа ние его в постоянной готовности к действию обеспечивают надежность управления кораблем.
Уход за рулевым устройством осуществляется в соответ ствии с действующими инструкциями по планово-предупреди
тельным |
осмотрам (ППО) и планово-предупредительным |
ремонтам (ПИР). |
|
П ри |
е ж е д н е в н о м о с м о т р е тщательно проверяются |
все элементы рулевого устройства, наличие смазки во всех ходовых и трущихся частях, убираются посторонние предметы на пути движущихся частей. После осмотра рулевое устрой ство должно проворачиваться вручную, а затем пуском в
действие с перекладкой руля с борта на борт. |
проверяется |
|
Особенно тщательно рулевое |
устройство |
|
п е р е д н а ч а л о м к а м п а н и и : |
вскрываются |
и осматрива |
ются трущиеся части, очищаются силовые цилиндры, трубо проводы и другие детали. После чего производится зарядка цилиндров, насосов и трубопроводов свежим турбинным маслом марки «УТ». Эти же мероприятия по уходу прово
дятся |
один раз |
в 3 месяца. |
к о р а б л я осматриваются и |
Во |
в р е м я |
д о к о в а н и я |
проверяются части рулевого устройства, которые нельзя осматривать на плаву. При этом замеряются зазоры во втул ках баллера, проверяется крепление пера к баллеру, состо яние цинковых протекторов и др.
В п р о ц е с с е п о д г о т о в к и р у л е в о г о у с т р о й с т в а к д е й с т в и ю командир отделения рулевых производит про верку перекладки рулей как при ручном управлении из румпельного отделения, так и при электрическом (гидравли ческом) управлении из ходовой рубки. Во время перекладки рулей проверяется согласованность показаний механического указателя положения руля с электрическим. После чего командир отделения рулевых докладывает командиру штур манской боевой части о готовности к действию рулевого устройства. О произведенной проверке делается также запись в вахтенном журнале корабля.
50