Файл: Черкезов П.С. Огненная коллекция (из истории крупных пожаров, взрывов и катастроф).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 3. Остатки разорвавшегося кислородного баллона

Как показало расследование, авария прои­ зошла по вине руководителей кислородной станции, допустивших к наполнению баллон без окраски и без надписи «Кислород». Пос­ ле взрыва на дне баллона обнаружили масло и водуМасло в затвердевшем состоянии на­ ходилось на дне баллона и сверху было прик­ рыто тонким слоем льда, поэтому во время наполнения баллона взрыва не произошло. Когда же через оконный проем весеннее солнце прогрело баллон и лед растаял, мас­ ло всплыло на поверхность, произошло его скисление, и последовал взрыв.

52

Г л а в а Г

ПОЖАРЫ И КАТАСТРОФЫ В ТЕАТРАХ

ПОЖАР РУССКОГО ТЕАТРА В ОДЕССЕ

Пожар Русского театра в Одессе, проис­ шедший девятнадцатого сентября 1906 года, повлек за собой три человеческие жертвы. Из отчета одесского брандмайора видно, что в два часа двадцать минут.из театра по телефо­ ну было сообщено на центральную пожарную станцию о возникновении пожара на сцене. Передовой обоз Бульварной части, располо­ женной от театра на расстоянии двух кварта-

')в. был уже на месте через двадцать семь секунд. Прибыв к месту пожара, пожарные через двери со стороны переулка проникли на сцену, где бушевало пламя, и протянули линии рукавов от ближайшего пожарного крана.

Через две с половиной минуты прибыл остальной обоз этой части, причем к этому времени пламя уже вырвалось наружу. По­ пасть на сцену не было возможности, так как она представляла собой море огня. Пламя быстро проникло в зрительный зал, где встре­ тило массу горючего материала: венские

53

стулья, деревянную обшивку, ложи и прочее, и распространилось по всем направлениям. Видя, что спасти театр уже нет никакой воз» можности и что огонь угрожает всем сосед* ним зданиям, пожарные стали пытаться спасти от огня вплотную пристроенный к те­ атру со стороны переулка пятиэтажный дом, где от сильного жара стала загораться кры­ ша, вплотную пристроенную к театру гости­ ницу со стороны Греческой улицы и также вплотную пристроенное к сцене театра здание, наполненное массой декораций.

Вслед за Бульварной частью прибы­ ли городские части и добровольная пожарная дружина. Половина пожарных Бульварной части и вся Александровская часть должны были спасать дом Борзона и тушить огонь на сцене сверху; остальные пожарные Бульвар­ ной части должны были тушить огонь через окна и двери на сцене и в зрительном зале со стороны Колодезного переулка? Херсонская часть и половина пожарных Михайловской части должны были спасти от огня гостиницу и здание с декорациями и тушить зритель» яь{й зал со стороны двора на Греческой ули­ це, а вторая половина Михайловской части и добровольная пожарная дружина обязаны бы» ли провести рукава в негоревшее еще фойе и тушить огонь в зрительном зале.

Вначале огонь был настолько силен, что трудно было стоять даже на противополож­ ных театру тротуарах: искры неслись во все “стороны, достигая крыш домов на соседних


улицахЧерез полчаса от начала пожара над зрительным залом рухнула крыша. Опас­ ность для соседних зданий миновала. Не до­ веряя прочности одесских построек, брандмай­ ор приказал Михайловской части и добро­ вольной дружине покинуть как фойе, так и курительные и буфетную камнаты.

Прошел час, пожар утихал, и Михайлов­ ская часть уехала. Казалось, после адской работы можно и отдохнуть. Но оказалось, что это не такНачальник добровольной пожар­ ной дружины и три дружинника увидели со стороны Греческой улицы огонь, пробивавший­ ся в простенке курительной комнаты второго этажа, и, желая его загасить, начали прово­ дить рукав через буфетную комнату. Взо­ бравшись наверх и решив прежде всего разоб­ рать горевший простенок, они крикнули в ок­ но проходившим по Греческой улице двум по­ жарным Бульварной и Херсонской частей, прося подать им багорок.

Не успели пожарные с багром войти в бу­ фетную комнату, как поперечная каменная стена, отделявшая фойе от зрительного зала, рухнула в буфетную комнату, засыпав трех дружинников и вошедших туда пожарных. Начальник дружины чудом спасся от смерти, так как его за несколько секунд до этого ктото окликнул с улицы и он вышел на балкон.

Узнав о случившемся, брандмайор с шест­ надцатью пожарными разных частей бросил­ ся к месту катастрофы. Несмотря на большую опасность, которой грозили висящие камни

55

фронтона и балки, команда приступила к раскопкам. Вначале откопали уцелевших по­ жарных, которых отправили в больницу. За­ тем извлекли из-под обломков тела погибших дружинников. Окончательно пожар потушили лишь через несколько дней.*

ПОЖАР МАЛОГО ТЕАТРА В МОСКВЕ

Большие пожары не раз случались в Мос­ кве. Один из таких пожаров в мае 1914 го­ да потряс всю Россию. Известная кинофирма «Братья Пате» выпустила на экран небольшую киноленту под броским названием «Гранди­ озный пожар Малого театра в Москве». Двад­ цатый номер журнала «Родина» посвятил этому событию статью.

Пожар произошел в хранилище декораций Императорского Малого театра. Декорации дали богатую пищу огню, который стал бы­ стро пробираться в верхние этажи и в смеж­ ные с театром торговые помещения. Пожар продолжался несколько часов.

Первыми прибыли по вызову городская и Тверская пожарные части, затем еще четыре подразделения. К этому времени огонь охва­ тил не только помещения пассажа, но и вмес-

* После пожара 1870 года под театр был перестроен хлебтый амбар, поэтому большинство внутренних пере­ городок было деревянными, лишь оштукатуренными и оклеенными обоями. Этим и объясняется столь быстрое распространение огня внутри театра.

56


Рис. 4. Пожар Малого театра в Москве

тительное хранилище декораций Большого те­ атра, которое было тоже рядом со зрительным залом Малого театра (рис. 4). Огонь угрожал не только театру, но и зданию огромного ма­ газина французской фирмы «Мюр и Мерилиз» (ныне ГУМ).

В тяжелых условиях боролись с огнем мос­ ковские пожарные. Как отмечалось в печати тех дней, «были моменты настоящего ада: с грохотом летели вниз с горевшей крыши на мостовую деревянные балки и железные листы, со свистом и шумом рвался кверху

57

огонь, шипела вода, гулко стучали паровые машины, резали воздух пронзительные сиг­ налы горниста»...

В жестокой схватке с огнем многие по« жарные получили травмы, ушибы, а восемь человек в каретах скорой помощи были от­ правлены в ближайшие больницы. Только бла­ годаря исключительной самоотверженности пожарных огонь был укрощен.

Не случайно после пожара градоначаль­ ник Москвы выразил благодарность бранд­ майору Матвееву в приказе и передал «спа­ сибо с низким поклоном молодцам пожарным».

Тысячи жителей города в тот майский день 1914 года напряженно следили за мужествен­ ной работой пожарных, отстаивавших от огня «Дом Щепкина», как называли Малый театр. Долго еще после пожара шли разговоры, пе­ чатались статьи о плохом противопожарном состоянии театров Москвы. А торговая фирма «Мюр и Мерилиз», чтобы не отпугнуть поку­ пателей от своего магазина, установила спе­ циальный пост двух пожарных у главного входа. Вид этих пожарных в ярко раскрашен­ ных касках должен был внушать покупателям, что-ложарное дело здесь на должном уровне.

КАТАСТРОФА В «РИНГ-ТЕАТРЕ» В ВЕНЕ

Восьмого декабря 1881 года в Вене, в «Ринг-театре» произошла страшная катастро­ фа, во время которой погибло четыреста пять­ десят человек и около тысячи было ранено.

58

Было без семи минут семь вечера, т. е. оста» валось лишь несколько минут до начала пред» ставления. От верхней галереи до партера, за исключениел1 нескольких лож, зал был пере» полнен публикой.

Вэто время служащий с длинным шестом

вруках, на верхнем конце которого находи» лась маленькая спиртовая лампочка, зажигал газовые рожки софитов на сцене. Незаметно пламя спиртовой лампочки коснулось вися» чей газовой декорации, которая моментально вспыхнула, распространяя пламя по сцене. Один из рабочих крикнул вверх: «Опустите проспект!» Четверо бросились к подъемной машине, чтобы подняться вверх и помочь на» ходящимся наверху. Все четверо, как потом

оказалось, сгорели, а равно и бывшие в это время на верхних колосниках.

Дежурный пожарный поспешил на правую сторону сцены к лебедке, чтобы опустить же» лезный занавес, но это ему не удалось еде» лать. Один из артистов подбежал к пожар­ ному крану, но в этот момент все наверху затрещало. Огненная волна охватила всю сцену над его головой; у него не хватило хладнокровия, чтобы пустить в ход пожарный кран; на него начали падать горящие куски дерева. Он бросился к узкой лестнице в верх» ние этажи, чтобы известить всех служащих театра о пожаре. Задыхаясь, он побежал к двери, куда ринулись все за исключением од­ ного рабочего, оставшегося, чтобы закрыть железную дверь, ведущую со сцены в приле»

58



гающий коридор. Присутствию духа этого* бочего служащие театра обязаны своим спа« сением. Не закрой он эту дверь, все приле« тающие к сцене коридоры наполнились бы ды« мом и все служащие неминуемо погибли бы.

Артист театра Мейенер, находившийся в момент пожара в сценической части театра, рассказывает следующее:

«Я полукостюмированный бросился вниз по лестнице. Тут, внизу, уже столпилась целая масса спасающихся служащих. Страшный

крик, шум,

стоны падающих на пол

дам. и

ко всему

этому — непроницаемая

темнота

кругом. Вырвался я из этой давки с нечело­ веческими усилиями, — каким образом, я и теперь не могу вспомнить. Чуствовал только при'этом, что скольжу по телам и головам других. Всякое сочувствие и сострадание к ближним исчезли, я кидался через груды тел, которые со скрежетом зубов вскакивали. Хо­ чу выпрямиться, но получаю страшный удар ногой и снова падаю, еще момент и я теряю последние силы и не могу встать, но ужассмерти придает мне новые силы. Раскаленный, густо насыщенный дымом воздух несется нам навстречу. Воздух становится все горячее, какая-то неведомая мрачная сила сдавливает грудь и отнимает дыхание. Раздается шум, как грозный ураган, бушующий в дремучем лесу. Как потом оказалось, это был шум ст моря огня, нашедшего выход в зрительный зал благодаря неспущенному железному за­ навесу...

'60

Что случилось? Я снова могу дышать...

Жара уступает место сильной прохладе, дыма становится все меньше и меньше. Я у столь желанного выхода — стою у входной двери. Но ужас: она открывается внутрь, а не на­ ружу, меня придавили к стеклу так, что я ни ногами, ни руками не могу действовать. Но но­ вая борьба, новые усилия, которые в таких случаях бывают неистощимы, отталкивают назад напирающих на меня людей и мне уда­ ется немного освободить дверь, в этот же мо­ мент наступает помощь с улицы...

Я спешу во второй этаж к зданию при­ стройки театра. Еще за четыре минуты перед этим дым заполнял все лестницы, а здесь вдруг так бездымно. Причину этого я потом узнал: когда открыли железную дверь с улицы- у задней стены, то образовавшаяся вследствие этого сильная тяга направила море огня через авансцену к зрительному залу, подбросивши загоревшийся занавес к самому потолку зала. Это тот страшный момент, когда ничего не чаявшая публика пала жертвой адского огня...

При представлении о той ужасной смерти, жертвой которой сделалась прежде всего вся верхняя галерея от этого страшного удушли­ вого дыма и пламени, может отчасти послу­ жить утешением то обстоятельство, что смерть наступила моментально, что по крайней мере люди недолго мучились в агонии смерти».

Подтверждением последнего обстоятель­ ства служит рассказ одного из спасшихся

61