Файл: Черкезов П.С. Огненная коллекция (из истории крупных пожаров, взрывов и катастроф).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
благодаря лишь присутствию духа и энергии. Это — единственный музыкант из оркестра, который спасся от верной смертиОн пола гал, что шум на сцене происходит от сильной ссоры, как внезапно весь занавес поднялся и сквозь него хлынуло пламяСила давления воздуха со сцены в зрительный зал была так велика, что нижняя планка занавеса треснула яа две части. Одной половинкой ударило его по голове, но он не потерял сознание. В один момент он перескочил из оркестра в боковой выход партера и быстро достиг его половины, но тут стало садиться густое облако дыма сверху вниз. Это было нечто густое, какая-то темная, тягучая масса, превратившая все пространство в непроницаемую мглу. Наполо вину потеряв сознание, музыкант упал на пол, но ясно вспоминает, как из галерей и'всех яру сов раздались страшные, сердце надрываю щие стоны и крики, страшно жалобный плач. Это были предсмертные стоны задыхающихся от дыма жертв. Судорожно борясь со смертью, музыкант, ранее чем облако дыма достигло пола, прополз на четвереньках и добрался до выходной двери, оттуда посту пал приток свежего воздуха. В этот момент всякие стоны и крики окончательно смолкли. Как видно, смерть в зрительном зале быстро наступилаВероятнее, все несчастные быстро потеряли сознание.
С какой быстротой удушливые газы рас пространились в галереях театра, переполнен ного публикой, доказывает тот удивительный
^2
и несомненный факт, что сгорели даже мно гие билетеры, хорошо знакомые с расположе нием театра и его выходами.
При пожаре установлено, как неоспоримый факт, что от начала возникновения пожара на сцене до того момента, когда весь зрительный зал был охвачен пламенем и вся публика га лерей сделалась его добычей, прошло не более двух минут; очевидно, публика, сидевшая в первых рядах, не успела даже вскочить со своих мест-
КАТАСТРОФА НА ТАНЦЕВАЛЬНОМ ВЕЧЕРЕ
Страшная катастрофа |
произошла в ночь |
с первого на второй день |
пасхи 1910 года в |
Венгрии, в одной деревне близ Матэ-Чалькэ.
В огромном деревянном сарае (на дворе местной гостиницы), который и прежде слу жил для балов и разных зрелищ, был назна чен на воскресенье танцевальный вечер. Яви лось около четырехсот гостей из ближайших местностей, большей частью молодые парни и девушки в нарядных платьях. К десяти часам общество было в сборе, и для избежания втор жения в помещение безбилетных лиц перед началом танцев заколотили единственную входную дверь. Около полуночи, когда ве селье было в разгаре, загорелась висевшая для украшения зала ветвь. В несколько минут все здание стояло в огне, чему содействовало то, что крыша была покрыта пучками трост-
63
ника и стены обведены лампионами и целями из бумаги-
Раздались ужасные крики о помощи: от падающей крыши загорелись легкие бальные платья. Все хлынули к единственной двери, которая оказалась заколоченной. Когда весть о пожаре дошла до деревни и люди поспеши ли на помощь, было уже поздно: в сарае-ле- жали триста обгорелых трупов. Многие уми рали от удушливого дыма, многие были затоп таны толкавшими их, и трупы лежали в об щей куче. Хотя из соседних мест скоро при были пожарные и врачи, но недоставало даже - самых элементарных средств.
Один из уцелевших, лежавший в госпита ле, заявил, что несчастье произошло от взры ва керосиновой лампы.
Ходили слухи, что не допущенные на бал крестьянские хулиганы совершили поджог из мести, а во время пожара загородили снаружи заколоченную дверь. Что несчастье приняло ужасающие размеры, приписывают еще тому, что некоторые парни в отчаянной борьбе со смертью со сверхчеловеческой силой вытесни ли одну из боковых стен, вследствие чего рух нула^горящая крыша, засыпав огнем находив шихся под нею.
КАТАСТРОФА В ТЕАТРЕ «НОВЕДАДЕС»
ВМАДРИДЕ
Всубботу двадцать второго сентября 1928 года в Испании в городе Мадриде произошла
страшная катастрофа.
64
Во время спектакля загорелся театр «Новедадес», расположенный на улице Толедо, в самом центре столицы. Театр «Новедадес» — самый большой в Мадриде. Зал его вмещает четыре тысячи зрителей. В день катастрофы в театре было много женщин с детьми. Шла двухактная военная пьеса «Самая лучшая в гавани». О представлении в целях экономии не было сообщено полиции, а потому пожар ный караул выставлен не былВо время вто рой картины второго действия, когда на сце не ставился балет при освещении китайских фонариков, один из них, на бутафорском ко рабле, как предполагают, от короткого за мыкания загорелся ярким пламенем. Режис сер, желая опустить фонари вниз, крикнул рабочим на галереях «тирар», что на испан ском языке означает оба действия — поднять, опустить. По ошибке рабочие подняли фонари вверх, где мгновенно вспыхнули занавесы, кулисы и софиты.
Тогда режиссер сделал попытку опустить железный занавес и привести в действие дренчерное приспособление, но и то и другое не действовали. Для того чтобы скрыть от пуб лики пожар, режиссер опустил рекламный за навес. После спуска рекламного занавеса ар тисты и рабочие (около ста пятидесяти чело век) поспешно покинули сцену через задние выходы; в огне погибли только трое (суфлер, не успевший выйти из своей будки, и двое ра бочих, находившихся на верхней галерее). Публика, не предвидя грозящей опасности,
4 21 4 -6 -Г> |
6 5 - |
продолжала сидеть на своих местах, тем бо лее что оркестранты, хотя и заметили пожар, продолжали играть. Через некоторое время под давлением огня рекламный занавес взвил ся в сторону зрительного зала, и только тогда публика увидела, что сцена горит- В этот мо мент освещение театра, как основное, так и запасное погасло, и лишь красный отблеск пламени горящей сцены освещал зрительный зал.
Рис. 5. Лестница смерти, на которой было обнаружено множество трупов • „
•66
В зрительном зале началась паника. Обе» зумевшая толпа бросилась к выходам, топча и давя друг друга. На лестницах и у выходов образовались «пробки» (рис. 5), разыгрались жуткие сцены. С верхних ярусов люди прыгали вниз, в партер, в толпу, калеча себя и других. Некоторые зрители с ножами в руках пробивали себе путь к выходу.
Старая женщина чудом выбралась на ули цу. Только здесь она увидела, что держала за руки незнакомых детей, внуки остались в пы лавшем здании.
Один пожилой господин увидел девочку, со страха забившуюся под скамью. Он поднял ребенка над головой и успел спасти его. Ро дители девочки сгорели в театреКогда кры ша театра рухнула,на улицу выбежал чело век с оторванными руками. Его немедленно отправили в больницу. Полицейские по доро ге поддерживали обрубки рук над головой ра неного, чтобы уменьшить потерю крови.
Со сцены огонь быстро перекинулся в зри тельный зал и почти моментально охватил все здание. Между креслами в партере застряла группа в тридцать человек; на них загорелось платье. С нечеловеческими криками живые факелы стрались пробраться к выходу-
Как только начался пожар, дирекция теа тра подняла тревогу и вызвала пожарных. В центральную пожарную часть, расположен ную в 700 метрах от театра, поступило одно за другим семь сообщений по телефону о по жаре, и первая часть прибыла через три ми-
67
нуты, вызвав немедленно остальные части, ко торые так же быстро одна за другой прибы ли к месту катастрофы.
Прежде всего пожарные стали спасать по гибающих. Восемь раз велось наступление по внутренним лестницам в ярусы, причем уда лось спасти двадцать восемь человек.
Пожарные работали самоотверженно, но только к полудню следующего дня пожар был потушен. До четырех часов дня удалось очис тить сравнительно небольшую часть здания. Работать приходилось при свете прожекторов.
Зал являл жуткую картину: дымящиеся головни, окровавленные куски дерева и всю ду человеческие тела. Большинство задохну лось от дыма.
В первый день после катастрофы .пожар ные извлекли из партера 110 обезображен ных, обугленных трупов. На балкон и пять верхних ярусов в первые дни после пожара подняться не было возможности. А именно здесь, по свидетельству очевидцев, разыгра лись самые ужасные сцены. Раскопки разва
лин пожара и поиски трупов |
производились |
||
пожарными и привлеченными для |
этой цели |
||
сапер'Йыми частями более полутора |
недель, |
||
не прерываясь ни днем, ни ночью, |
при |
свете |
|
военных прожекторов. |
день |
сильно |
|
Тушение пожара в первый |
затруднялось узкими разрывами между дома ми, сплошь заполненными бегущей и волную щейся толпой, и только с прибытием боль ших нарядов полиции и воинских частей по-
68
жарным была предоставлена возможность свободно производить работу.
Приблизительное количество погибших определяется в несколько сот человек. Еще больше было получивших ранения и ожоги. В морге разыгрались душераздирающие сцены. Даже самые хладнокровные люди не выдержи вали ужасного зрелищам и теряли сознание: трупы были изуродованы до неузнаваемости.
В госпиталях лежали сотни раненых. По ложение многих внушало серьезные опасения. Театры закрыты. Похороны жертв состоялись двадцать пятого сентября, в одиннадцать ча сов утра. Правительство в полном составе присутствовало на погребении.
Состоялось чрезвычайное заседание сове та министров, на котором были выработаны меры по оказанию помощи пострадавшим и их семьям..
69
Г л а в а VI
СТИХИЙНЫЕ ПОЖАРЫ
СТИХИЙНЫЙ ПОЖАР В КАЗАНИ
Казань в переводе с татарского означает «котел»- Действительно, один из старейших городов Поволжья разместился в многочис ленных котлованах и на холмах. Впрочем, это относится лишь к старой части города, основанного еще в 1391 году.
Новая Казань встречает вас ровными ши рокими проспектами Ленинского района, бла гоустроенными домами, витринами магази нов. Человеку, проходящему по этим светлым, нарядным улицам, никогда не придет в голо ву, как часто и сильно страдал прежде этот город от пожаров.
Дореволюционная |
история |
Казани |
насчи |
тывает двенадцать |
крупнейших пожаров, в |
||
результате которых |
город |
сгорал |
почти |
дотла. Гибли люди, дома, склады, лавки. Люди были бессильны преодолеть разбушевавшую
ся стихию. После пожара пострадавшие |
ули |
цы города с трудом возрождались из |
пепла. |
Чо новый пожар вновь уничтожал все. |
|
70
Об одном из крупнейших бедствий Каза ни—пожаре 1815 года—сохранились воспоми нания очевидцев.
В этот год лето выдалось жаркое и сухое. Недели за три до катастрофы город был оку тан густыми облаками дыма: горели окрест ные села, леса. Третьего сентября в восемь утра в Ямской слободе у Варлаамовской церк ви вспыхнул огонь. Продолжавшаяся около трех месяцев засуха способствовала неверо ятно быстрому распространению пламени. Огонь был так силен, что в одно мгновение вспыхивало до пяти домов.
По впечатлениям очевидца, «день превра тился в огненную ночь и нигде не было безо пасности, везде угрожало бушующее пламя».
Он так описывает события |
того времени: |
||||
«Зрелище было ужасное. |
Повсюду |
страх и |
|||
смятение. Не |
было ни |
одного |
безопасного |
||
от огня дома... |
Проток Бурлак, |
пересохший |
|||
совершенно от недостатка воды, был |
загро |
||||
можден имуществом жителей. |
Гул, |
тревога, |
разрушения домов, взрывы пороха, звон коло колов, звук барабанов и пронзительный скрип трещоток, «рик народа, густой черный дым, расплывшийся по всему городу-.. Все это представляло ужасную и вместе с тем порази тельную картину».
Казань пылала на восемь верст в окруж ности, и никакая сила не могла остановить огня. Около суток горел город. Жители вы бирались из него на Арское поле. Занятое имуществом, оно представляло вид лагеря.
71