Файл: Неровнов В.Я. Эксплуатация грузового автомобиля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чуть не втрое превышало обычное, и с утра на заводе об­ разовалась огромная очередь. Конечно, виновата в этом была прежде всего диспетчерская служба автомобиль­ ных хозяйств, которая допустила серьезный просчет. Но изменить маршруты было уже невозможно.

Как ни ускоряли темпы погрузки на заводе, очередь почти не уменьшалась. Одни автомобили возвращались после первой ездки, а,другие все еще ждали груза.

Тогда один из шоферов предложил способ, который сберег много драгоценных часов. Дело в том, что для

полной загрузки автопоезда кран кладет сначала ваго­ нетку кирпича в кузов автомобиля, затем вторым дви­ жением наполняет прицеп, а после этого в кузов грузя г еще две сотни штук кирпича. Чтобы сократить время, шо­ фер предложил временно прекратить погрузку 200 до­ полнительных кирпичей.

Выгоднее возить за ездку на полтонны меньше, чем потерять из-за простоя две-три ездки. И действительно,

в короткий срок очередь была ликвидирована, а затем автомобили подъезжали уже постепенно, с определен­ ными интервалами, и появилась возможность загружать их полностью.

Сокращение простоя под погрузкой и разгрузкой — важное средство уплотнения рабочего дня.

Немаловажное значение в борьбе за сокращение вре­ мени под погрузкой и разгрузкой имеет правильная по­ становка автомобиля для выполнения этих работ. Часто приходится наблюдать, как малоопытный шофер, непра­

вильно поставив автомобиль, не замечает, что только

половина груза ковша экскаватора попадает в кузов. Шофер не обращает на это внимания. В результате вре­ мя погрузки увеличивается вдвое и налицо непроизводи­ тельная затрата труда. Эффект от механизации погрузоч­ ных работ значительно снижается. Кроме того, в резуль­ тате увеличения времени простоя автомобиля могут воз­ никнуть очереди, вызывающие простой других автомоби­ лей. Так, несерьезный поступок одного шофера может привести к большому ущербу. Кроме этого, удобно по­ ставленный автомобиль облегчает труд грузчиков.

Большое внимание передовые шоферы уделяют по­ рядку погрузки. В первую очередь они загружают кузов автомобиля, затем прицеп. Опыт эксплуатации автопоез­ да показал, что нагрузка на автомобиль должна быть

5—1033

29


больше, чем прицеп. Если не соблюдать это правило, мо­

жет возникнуть пробуксовка ведущих колес автомобиля и, следовательно, увеличится износ шин и расход бензина.

Большую роль в сокращении простоев играет правиль­

ная увязка грузов и покрытие его брезентом. Многие шоферы не придают этому значения. Хорошо увязанный и плотно закрытый брезентом груз гарантирует от вся­ ких случайностей при перевозке. Шофер может быть спо­ коен, что груз не потеряется в пути, не будет подмочен и т. д. А как часто мы бываем свидетелями того, что из кузова, например при крутом повороте, падает пустая тара, бочки, а иногда и более ценный груз. Будь он увя­ зан, этого бы не случилось, и шоферу не пришлось бы останавливать автомобиль, чтобы подобрать груз и зано­ во уложить и упаковать его. Следовательно, соблюдение правил увязки груза исключит непредвиденный простой автомобиля в пути.

Следует обратить внимание шоферов и на тщатель­ ность проверки качества веревок и брезента при получе­ нии их в гараже. На автомобильном транспорте еще не­ редки случаи, когда в пути веревка обрывается, так как она была ранее в одном или нескольких местах повреж­

дена. Шоферу приходится останавливать

автомобиль

и повторно производить увязку груза. На

это уходит

много времени, автомобиль простаивает, производитель­ ность снижается.

Очень часто можно наблюдать, что шоферы выезжа­ ют на линию с неисправными запорами бортов. При не­

исправности запоров грузчики, открывая или закрывая борта автомобиля, прибегают к использованию таких

предметов, как кувалды, лопаты и др., что приводит к поломке запоров. Такое халатное отношение шофера к «мелочам» оказывает влияние на успешность работы в целом.

Для взвешивания груза пользуются автомобильными весами. Для ускорения процесса взвешивания шофер дол­ жен умело поставить автомобиль или автопоезд на весы. При взвешивании автомобиля как тары шоферы не должны допускать на автомобиле лишних предметов как в открытом, так и в скрытом виде. Нарушение этого

требования приводит к повторным проверкам, из-за кото­

рых образуются большие очереди.

30

Большие потери времени при работе автомобиля на линии может вызвать его техническая неисправность.

Поэтому шоферы при подготовке автомобиля к работе тщательно проверяют состояние узлов и агрегатов. Если они обнаруживают неисправность, то принимают все ме­ ры к тому, чтобы тотчас же ее исправить. Передовой шо­ фер не выведет автомобиль на линию даже с незначи­ тельной неисправностью. Такое отношение к автомобилю позволяет ликвидировать простои на линии.

При возникновении технических неполадок автомо­ биля, вызывающих непредвиденный простой, шофер

должен принять все зависящие от него меры, чтобы све­

сти простои к минимуму. В первую очередь он должен

стараться устранить технические неполадки собственны­ ми силами. В случае серьезной неисправности следует, не тратя лишнего времени, связаться с диспетчером ав­ тохозяйства и вызвать автомобиль скорой технической помощи. При этом надо сообщить ему точное местона­ хождение поврежденного автомобиля, характер его неис­

правности и какие необходимы для его исправления за­ пасные части и материалы.

От точности передачи необходимых сведений диспет­ черу и механику технической помощи во многом зависит сокращение простоя, вызванного неисправностью. Если остановка, связанная с неисправностью автомобиля, произойдет в пути, в большом отдалении от автохозяй­ ства, а вызов автомобиля технической помощи окажет­ ся необходимым, то шофер должен запросить о помощи

письменным донесением, направив его в диспетчерскую с каким-либо из проезжающих мимо шоферов, но не огра­ ничиваясь одним лицом, так как в этом случае не будет гарантии, что донесение действительно будет передано.

Таким образом, основным фактором, оказывающим

влияние на техническую скорость автомобиля, является квалификация и инициатива шофера, уровень его теоре­ тических знаний и опыт работы. Но и молодой шофер, еще не имеющий практических навыков, может свести вынужденный простой к минимуму или вовсе не допу­ стить его. Для этого нужно знакомиться с методами ра­

боты более опытных шоферов, изучать техническую лите­ ратуру об эксплуатации автомобилей..

Повышение технической скорости может влиять на яовышение производительности автомобиля (рис. 1)

5*

31


(в тоннах и тонна-километрах). Но так как техническая

скорость

является

показателем,

отражающим

степень

использования автомобиля только во время его

движе­

ния, то

и

повышение технической

скорости приобретает

 

 

 

 

 

существенное

значение

 

 

 

 

 

лишь тогда, когда авто­

 

 

 

 

 

мобиль в течение рабоче­

 

 

 

 

 

го

дня

преимущественно

 

 

 

 

 

находился в движении,

а

 

 

 

 

 

не

простаивал на погру­

 

 

 

 

 

зочно-разгрузочных пунк­

 

 

 

 

 

тах.

Следовательно^

по­

 

 

 

 

 

вышение технической ско­

 

 

 

 

 

рости особенно

выгодно,

 

 

 

 

 

когда груз перевозится на

 

 

 

 

 

значительные расстояния,

 

 

 

 

 

например, при работе на

 

 

 

 

 

междугородных

перевоз­

 

 

 

 

 

ках. При этом автомобиль

 

 

 

 

 

может находиться в дви­

 

 

 

 

 

жении в

течение

одного

Рис. 1.

Зависимость

произво­

или

нескольких

рабочих

дней.

В

таких

случаях

дительности автомобиля

ЗИЛ-150

 

от

технической ско­

даже

незначительное

по­

рости при различных расстоя­

вышение технической ско­

ниях

перевозки груза:

рости повышает

произво­

1 — 1 км; 2 — 5 км; 3 — 25 км;

дительность.

Это видно из

 

 

4 — 100 км

 

 

 

 

 

 

следующего

примера.

 

Предположим, что техническая скорость автомобиля

грузоподъемностью

5 т составила

за

8

час.

работы

30 км/час.

За

это

время шофер

выработает

(5 т X

X 30 км/час X 8 час.) = 1200

ткм.

За один час

работы

выработка составит 1200 ткм-. 8 час. = 150 ткм. Если же

скорость автомобиля будет не 30 км/час, как в первом примере, а достигнет 35 км/час (при этом расстояние остается неизменным—240 км), то на весь пробег будет затрачено всего лишь около 7 час. (240 км : 35 км/час ~

7 час.). Таким образом, те же 1200 ткм будут выпол­ нены раньше на час с лишним. Производительность ав­ томобиля за один автомобиле-час работы составит

1200 : 7 = 170 ткм.

Следовательно, повышение скорости вызывает повы­ шение производительности автомобиля.

32


Достигать высокой технической скорости — это не значит, что нужно превышать ее до предела, не считаясь с транспортной обстановкой и дорожными условиями. Такой «метод» вождения автомобиля вызывает усилен­ ный износ агрегатов и механизмов, ведет к перерасходу бензина, сокращает срок службы шин, а главное можег вызвать аварию. При работе на дальних расстояниях нам не раз приходилось уступать дорогу шоферу, обго­

няющему наш автомобиль со скоростью 65—70 км1час.

Выиграв несколько во времени, он тут же теряет это время на остановки из-за технической неисправности, ко­ торые часто возникают при высокой скорости. Вот поче­ му мы придерживаемся такого правила, что повышать техническую скорость можно только в том случае, если

автомобиль находится в технически исправном состоянии и если дорожные условия и транспортная обстановка по­ зволяют это сделать.

Наивысшая скорость при движении на дороге с ас­ фальтобетонным покрытием у нас редко превышает 55—60 км/час. Это сравнительно высокая и в то же вре­ мя довольно экономичная скорость, которая позволяет не допускать преждевременный выход автомобиля из строя и дает возможность экономить бензин и сохранить шины. Техническую скорость мы повышаем за счет того, что стараемся не потерять в пути ни одной минуты на­ прасно, не допускаем лишних остановок.

Каждый шофер должен стремиться к тому, чтобы за­ трачивать возможно меньше времени на выполнение одной ездки (при постоянном расстоянии перевозки) путем увеличения технической скорости и коэффициента

использования пробега.

В деле максимального использования пробега боль­ шую роль может сыграть личная инициатива шофера.

Мы убедились в процессе работы, что шофер может оказывать непосредственное влияние на коэффициент

использования пробега, грузоподъемности, а также на время простоя.под погрузкой-разгрузкой даже при хо­ рошей работе службы эксплуатации.

Например, если нас посылают из Москвы, с грузом, а

обратный рейс клиент грузом не обеспечивает, мы заез­ жаем к другим клиентам, у которых имеются грузы для Москвы, и загружаем автомобиль с соответствующим оформлением документов. Благодаря этому повышается

33

коэффициент использования пробега. Инициативный шо­ фер всегда сумеет найти возможность не возвращаться из далекой поездки порожняком, он не допустит, чтобы

порожний прогон вдвое сократил коэффициент исполь­ зования пробега. В Горьком, Харькове, Ярославле и дру­ гих городах мы связывались с местными организациями

и всегда находили обратный груз. Лучше потратить

два-три часа на хлопоты, чем «везти воздух», как образ­ но выражаются шоферы.

Надо сказать, что мы не принадлежим к числу тех шоферов, которые ищут выгодную работу и всячески

отказываются от наряда, связанного с теми или иными трудностями. Часто приходится слышать, как шофер,

получая задание, долго спорит с диспетчером, доказывая, что один клиент ему не нравится потому, что он долго за­ держивает под погрузкой, у другого легковесные грузы и т. д.

Такие шоферы забывают, что любой груз они обязаны

доставить потребителю вовремя.

На централизованных перевозках кирпича, где нам приходится работать, невозможно избежать холостого пробега. Обратная ездка здесь всегда порожняя, и коэф­ фициент использования пробега низкий. Но это вовсе не значит, что шофер лишен возможности влиять на сниже­ ние себестоимости перевозки и повышение производи­ тельности автомобиля. Творческая, инициативная рабо­

та шофера может и здесь дать очень много для увеличе­ ния производительности автомобиля.

Обязанность передового шофера состоит не только в том, чтобы четко выполнять данное ему задание, за­ писанное в путевой лист диспетчерской службой, но и в том, чтобы при этом проявлять находчивость, оператив­ ность и инициативу.

При работе автотранспорта на территории таких крупных городов, как Москва, Ленинград, Киев и др., а

также и в пределах их ближайших окрестностей диспет­ черская служба даже очень крупных автохозяйств не всегда бывает осведомлена о всех грузопунктах, при­ надлежащих клиентуре, ранее не обслуживавшейся дан­ ным автохозяйством. Между тем шоферы, работающие регулярно на одних и тех же объектах, могут заметить, что автомобили другого автохозяйства также регулярно работают на одних и тех же объектах, перевозя грузы

34


в противоположном направлении. В таких случаях шо­ феры могут принести большую пользу, сообщив о встреч­ ных перевозках в диспетчерскую службу своего автохо­

зяйства для принятия соответствующих мер. Использование грузоподъемности автомобиля во мно­

гом зависит от дорожных условий работы автомобиля

или автопоезда. Так, например, при работе на грунтовых дорогах, покрытых рыхлым снегом или грязью, в услови­ ях пересеченной местности приходится иногда даже со­ кращать нагрузку против номинальной грузоподъемно­ сти, но работая на дорогах с асфальтобетонным покры­ тием, передовой шофер без всякого вреда для техниче­ ского состояния автомобиля может загружать его, пре­ вышая на 10—20% номинальную грузоподъемность. По­

этому личная инициатива шофера для увеличения коэф­ фициента использования грузоподъемности автомобиля имеет большое значение, так же как и для увеличения

коэффициента использования пробега.

Немаловажное значение имеет правильное распреде­

ление груза в кузове и прицепе. Более тяжелый груз следует помещать ближе к передней части кузова, тогда автомобиль идет легче и накат у него больше.

Вспоминается такой факт. Два автомобиля выехали

вдальний рейс в г. Львов. По величине пробега, по ква­ лификации шоферов, по весу груза автомобили находи­ лись в равных условиях. Разница была только в том, что

унас груз был компактный и лежал ближе к кабине, а

вдругом автомобиле находилось листовое железо дли­ ной в 5 м, которое свисало за задний борт почти на метр. Это создавало шоферам второго автомобиля много труд­ ностей.

Идействительно, вскоре шофер пожаловался, что его автомобиль «тяжело идет». Один из нас пересел к нему

вкабину, взял рулевое управление в свои руки. Стоило начать двигаться «накатом», как возникло ощущение, будто автомобиль кто-то крепко держит.

Дальше мы стали замечать, что двигатель этого ав­

томобиля расходует гораздо больше бензина, чем наш. Для проверки мы одновременно заправили баки. Про­ ехали 345 км, и у второго автомобиля бензин кончился,

а мы проехали еще 70 км. В довершение всего у второго

автомобиля лопнула одна, а затем и другая задняя ши­ на. На обратном пути, когда груз был одинаковый и рас­

35