Файл: Калисский В.С. Система питания дизельного двигателя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кам. После этого очищенный воздух через впускной трубопровод поступает в нагнета­ тель двигателя.

Удаление пыли из бункера воздухоочисти­ теля осуществляется системой отсоса, которая состоит из диффузора и трубы, помещенных в выпускной трубе двигателя. Диффузор при помощи тройника, трубопровода и шланга со­ единен с бункером.

Отработавшие газы, проходящие по вы­ пускной трубе, создают разрежение в диффу­ зоре, откуда оно передается в систему отсоса, вследствие чего пыль из бункера фильтра вы­ брасывается наружу.

В п у с к н о й т р у б о п р о в о д соединен с воздушными фильтрами при помощи верх­ них патрубков с фланцами. Для присоедине­ ния его к впускному окну нагнетателя служит

боковой патрубок.

патрубке у двигателя

В

боковом

ЯМЗ-М204А установлены одна, а у двигателя ЯМЗ-М206 две заслонки для остановки двига­ теля в тех случаях, когда он идет «вразнос».

Рычаг валика заслонки соединен тросом с кнопкой «Стоп» на щитке приборов. При вытягивании кнопки «Стоп» до отказа заслон­ ка закрывается, доступ воздуха в нагнета­ тель прекращается и двигатель остана(Вливается.

При вдвинутой до отказа кнопке «Стоп»

иоткрытой заслонке положение рычага фик­ сируется шариком с пружиной.

Между фланцами впускного трубопровода

иокном корпуса нагнетателя установлена уплотнительная прокладка и сетка, предохра-

40

нягощая нагнетатель от попадания посторон­ них предметов.

Остановка двигателя с помощью аварийной кнопки «Стоп» вызывает большое перенапря­ жение деталей двигателя и образование нага-

Рис. 15. Нагнетатель воздуха.

ра в цилиндрах. Поэтому пользоваться этим устройством для обычной остановки двигате­ ля не следует.

Во время работы двигателя кнопка управ­ ления заслонкой должна быть вдвинута до от­ каза.

Н а г н е т а т е л ь двигателей ЯМЗ-М204А и ЯМЗ-М206 объемного типа с двумя трехло­ пастными роторами (рис. 15).

Верхний ротор нагнетателя приводится во вращение от шестерни распределительного ва­

41


ла через упругую муфту, шлицевой вал при­ вода и шестерню.

Привод нагнетателя имеет устройство, ко­ торое смягчает резкие переменные нагрузки на шлицевое соединение и компенсирует возмож­ ные перекосы.

При вращении верхнего и нижнего рото­ ров воздух входит в отсек между двумя лопа­ стями и корпусом и вытесняется через выход­ ное окно в воздушную камеру двигателя. Че­ рез окна в блоке и в гильзах воздух посту­ пает в цилиндры двигателя.

Пустотелые роторы отлиты из алюминиево­ го сплава. Лопатки роторов имеют винтовую форму, благодаря чему обеспечивается непре­ рывная подача воздуха. Во время работы ро­ торы не должны касаться друг друга, стенок картера и торцовых плит.

Данные о величине зазоров приведены в

табл. 1. Обозначение зазоров

показано на

 

 

 

 

Таблица

I

Величина зазоров

в нагнетателе,

м м

 

Зазор

 

Обозначение

 

 

Б

В

Г

Д

Е

А

Минимальный 0,10 0,40 0,35 0,175 0,10 0,35

Максимальный 0,25 0,70 0,60 0,280 0,25 0,53

рис. 16. Необходимая величина зазоров уста­ навливается заводом при изготовлении и сбор­ ке нагнетателя.

42

При сборке роторы подбираются попарно. Как запасные части они поступают комплект­ но, поэтому при повреждении одного из рото­ ров необходимо заменять оба.

Зазор между лопастями верхнего и ниж­ него роторов в процессе эксплуатации может

меняться. При надобности зазор может быть отрегулирован путем изменения числа регу­ лировочных прокладок между торцами шесте­ рен и внутренними кольцами двухрядных ша­ риковых подшипников.

Изменение толщины прокладок вызывает осевое смещение шестерен, имеющих спираль­ ные зубья. Когда смещается одна из шесте­ рен, она немного поворачивается по отноше­

43


нию к другой шестерне, благодаря чему соот­ ветственно поворачивается и ротор.

Длина ротора и корпуса у нагнетателя двигателя ЯМЗ-М206А в 1,5 раза больше, чем у нагнетателя двигателя ЯМЗ-М204А, благо­ даря чему производительность нагнетателя двигателя ЯМЗ-М206А также в 1,5 раза боль­ ше. В остальном устройство обоих нагнета­ телей одинаково.

Э л е к т р о ф а к е л ь н ы й п о д о г р е в а ­ т е ль в о з д у х а применяется для облегче­ ния пуска двигателя в холодное время года.

Пуск дизельных двигателей при температу­ ре ниже + 5° затруднен из-за низкой темпе­ ратуры воздуха в конце такта сжатия. Подо­ греватель (рис. 17,а) состоит из топливного бачка, в который залит керосин, ручного пу­ скового насоса, форсунки, топливного фильт­ ра, корпуса, катушки зажигания с электро­ магнитным прерывателем и свечи зажигания. Корпус пускового подогревателя с катушкой ■зажигания, форсункой и свечой зажигания крепится на люке воздушной камеры блока цилиндров, а ручной пусковой насос — на щитке в кабине шофера. Перед пуском дви­ гателя включателем (рис. 17,6) на щитке за­ мыкают первичную цепь катушки зажигания. Благодаря действию электромагнитного пре­ рывателя между центральным электродом све­ чи и отдельно установленным против форсун­ ки боковым электродом начинает проскакивать искра (до 400 раз в 1 сек.). Одновременно с пуском стартера производят подкачку руч­ ным насосом, вследствие чего форсунка впры­ скивает в воздушную камеру распыленный

44

керосин. Керосин зажигается электрической искрой, в воздушной камере несколько раз образуются факелы пламени, воздух в камере

централь­

Электромагнитный

Аккумулятор-

прерывательАмпер„етр ная_йатарея

ный элек­

 

 

тродсвечи

боковой электрод

—— Путь тока высокого напрятения

свеии

—— "Путьтока низкого напряжения

Рис. 17. Электрофакельный подогреватель воздуха:

а общий вид; б — электрическая схема.

нагревается и температура воздуха в цилиндре достигает величины, достаточной для воспла­

менения топлива.

Р е г у л я т о р ч и с л а о б о р о т о в ко­ л е н ч а т о г о в а л а . В дизельных двигателях

45


ЯМЗ-М204 и ЯМЗ-М206 число оборотов колен­ чатого вала регулируется изменением количе­ ства топлива, впрыскиваемого в цилиндр за каждый ход плунжера насос-форсунки. Коли­ чество впрыскиваемого топлива изменяют по­ воротом плунжера насос-форсунки при пере­ мещении рейки. При вдвигании рейки в корпус насос-форсунки подача топлива увеличивает­ ся, при выдвигании — уменьшается. Положе­ ние реек насос-форсунок определяет мощ­ ность, развиваемую двигателем и при опреде­ ленной мощности—число оборотов коленчатого вала двигателя. Привод управления рейками соединен с двухрежимным регулятором чи­ сла оборотов. Регулятор обеспечивает устой­ чивое число оборотов коленчатого вала — 400—500 об/мин. — на холостом ходу двигате­ ля. При меньшем числе оборотов снижается давление впрыска, ухудшается сгорание топ­ лива и засоряются отверстия в распылителях. Регулятор ограничивает также максимальное число оборотов коленчатого вала — до 2050 об/мин — с целью предотвращения чрез­ мерного нагружения деталей кривошипно­ шатунного механизма двигателя.

Схема 'устройства двухрежимного регуля­ тора показана на рис. 18. Корпус регулятора крепится болтами на передней крышке корпу­ са нагнетателя воздуха.

Регулятор приводится в действие от верх­ него ротора нагнетателя воздуха через гори­ зонтальный вал с кронштейном. С валами при помощи пальцев подвижно соединены два больших и два малых груза. Рычаги малых грузов упираются во втулку, которая в свою

46

очередь упирается в торец упорного шарико­ подшипника, насаженного на горизонтальный вал. С другой стороны подшипник поджимает­ ся вилкой, укрепленной на нижнем конце пере­ даточного (вертикального) вала. На верхнем

Рычаг Выключения . . .

Рычаг-ограничи-

-

_

подачи/талиба

. подачейтоплибо

тель подачиman-

Гита пружины

 

 

ли^а

 

максимальныхоборотоб

 

 

- 'Крибошипрычага

/

. ■ „ппятни

кулиса.

 

управления подачейтоплиВа Г°^ Ж н ы х

 

 

 

 

 

 

-оборотоб

Дифференциал^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насос-форсунка

ныйрычаг

 

 

 

 

 

 

 

МВухплечий

 

 

 

 

 

 

 

рычаг

 

 

 

 

 

 

 

УпорныйВинт

 

 

 

 

 

 

 

Стаканпружи­

 

 

 

 

 

 

 

ныхолостогоУ

 

 

 

 

 

Тяга

 

хода

 

 

 

'Пружинахолостогохода

Упорный под­

 

 

 

шипник.

 

 

 

Горизонтальный Вал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тштейн

 

" U U / I

^ О г г и . л . у п

и и / ш ш и и

- ГМалый1

 

 

: Вилкой

 

Ш Ш 1

 

 

8т.УЛ1<а

груз

 

груз

 

Рис. 18, Схема устройства регулятора числа оборотов.

конце вала закреплен двухплечий рычаг, на пальце которого насажен дифференциальный рычаг, связанный с кривошипом рычага управ­ ления подачей топлива и с тягой регулятора.

В двухплечий рычаг ввернут винт, упираю­ щийся в стакан пружины холостого хода, ко­ торый сидит на резьбе в гильзе пружины максимальных оборотов.

На крышке регулятора размещен рычаг выключения подачи топлива и ограничитель­ ная кулиса.

47


Работа регулятора основана на действии центробежной силы грузов и сопротивлении пружин.

Работа регулятора на малых оборотах хо­ лостого хода (400—500 об/мин). При работе на малых оборотах холостого хода рычаг управления регулятором установлен в положе­ ние, соответствующее минимальной подаче топлива. При этом палец рычага-ограничителя подачи топлива упирается во внутренний вы­ рез кулисы. При таком положении рычага обеспечивается быстрый запуск двигателя стартером.

Как только двигатель начинает работать, большие и малые грузы регулятора под дей­ ствием центробежной силы стремятся повер­ нуться. Малые грузы давят на муфту регуля­ тора, которая передает усилие на вилку и че­ рез вертикальный передаточный валик — на двухплечий рычаг. Рычаг через винт давит на торец стакана, в который упирается пружина холостого хода. Когда обороты коленчатого вала превысят 500 об/мин, грузы, стремясь повернуться под действием центробежной си­ лы, надавят на втулку, а через нее — на вилку вертикального вала. Это усилие, переданное через систему рычагов, сожмет пружину холо­ стого хода, и двухплечий рычаг повернет диф­ ференциальный рычаг относительно пальца кривошипа, в результате чего выдвинутся рей­ ки насос-форсунок и уменьшится подача топ­ лива, а следовательно,и число оборотов.

При числе оборотов коленчатого вала ни­ же 400 об/мин центробежная сила больших грузов настолько мала, что пружина холо­

48

стого хода повернет двухплечий рычаг по ча­ совой стрелке и посредством системы рычагов и. тяги вдвинет рейки. Плунжеры насос-фор- 'сунок повернутся в сторону увеличения подачи топлива, благодаря чему не будет допущено снижение числа оборотов.

При числе оборотов коленчатого вала 400—500 в минуту устанавливается равнове­ сие между силой пружины холостого хода и центробежной силой, развиваемой грузами. В этом случае регулятор автоматически под­ держивает равновесие.

Заворачивая или выворачивая винт холо­ стого хода, можно уменьшить или увеличить число оборотов коленчатого вала.

Работа регулятора при 500—1950 об/мин (средние и большие нагрузки). Когда води­ тель нажимает на педаль, рычаг управления подачей топлива поворачивается и с помощью кривошипа поворачивает против часовой стрелки дифференциальный рычаг, который через тягу и рейки поворачивает плунжеры насос-форсунок в сторону увеличения пода­ чи топлива.

В этот период под действием центробеж­ ной силы большие грузы будут раздвигаться до тех пор, пока их хвостовики не упрутся в ступицу державки. При этом пружина холо­ стого хода сожмется и буртик ее стакана упрется в гильзу пружины максимальных обо­ ротов. Центробежная сила малых грузов недостаточна для преодоления сопротив­ ления пружины максимальных оборотов и двухплечий рычаг не сможет дальше повер­ нуться.

4-47 7

49