Файл: Калисский В.С. Система питания дизельного двигателя.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
кам. После этого очищенный воздух через впускной трубопровод поступает в нагнета тель двигателя.
Удаление пыли из бункера воздухоочисти теля осуществляется системой отсоса, которая состоит из диффузора и трубы, помещенных в выпускной трубе двигателя. Диффузор при помощи тройника, трубопровода и шланга со единен с бункером.
Отработавшие газы, проходящие по вы пускной трубе, создают разрежение в диффу зоре, откуда оно передается в систему отсоса, вследствие чего пыль из бункера фильтра вы брасывается наружу.
В п у с к н о й т р у б о п р о в о д соединен с воздушными фильтрами при помощи верх них патрубков с фланцами. Для присоедине ния его к впускному окну нагнетателя служит
боковой патрубок. |
патрубке у двигателя |
|
В |
боковом |
ЯМЗ-М204А установлены одна, а у двигателя ЯМЗ-М206 две заслонки для остановки двига теля в тех случаях, когда он идет «вразнос».
Рычаг валика заслонки соединен тросом с кнопкой «Стоп» на щитке приборов. При вытягивании кнопки «Стоп» до отказа заслон ка закрывается, доступ воздуха в нагнета тель прекращается и двигатель остана(Вливается.
При вдвинутой до отказа кнопке «Стоп»
иоткрытой заслонке положение рычага фик сируется шариком с пружиной.
Между фланцами впускного трубопровода
иокном корпуса нагнетателя установлена уплотнительная прокладка и сетка, предохра-
40
нягощая нагнетатель от попадания посторон них предметов.
Остановка двигателя с помощью аварийной кнопки «Стоп» вызывает большое перенапря жение деталей двигателя и образование нага-
Рис. 15. Нагнетатель воздуха.
ра в цилиндрах. Поэтому пользоваться этим устройством для обычной остановки двигате ля не следует.
Во время работы двигателя кнопка управ ления заслонкой должна быть вдвинута до от каза.
Н а г н е т а т е л ь двигателей ЯМЗ-М204А и ЯМЗ-М206 объемного типа с двумя трехло пастными роторами (рис. 15).
Верхний ротор нагнетателя приводится во вращение от шестерни распределительного ва
41
ла через упругую муфту, шлицевой вал при вода и шестерню.
Привод нагнетателя имеет устройство, ко торое смягчает резкие переменные нагрузки на шлицевое соединение и компенсирует возмож ные перекосы.
При вращении верхнего и нижнего рото ров воздух входит в отсек между двумя лопа стями и корпусом и вытесняется через выход ное окно в воздушную камеру двигателя. Че рез окна в блоке и в гильзах воздух посту пает в цилиндры двигателя.
Пустотелые роторы отлиты из алюминиево го сплава. Лопатки роторов имеют винтовую форму, благодаря чему обеспечивается непре рывная подача воздуха. Во время работы ро торы не должны касаться друг друга, стенок картера и торцовых плит.
Данные о величине зазоров приведены в
табл. 1. Обозначение зазоров |
показано на |
|||||
|
|
|
|
Таблица |
I |
|
Величина зазоров |
в нагнетателе, |
м м |
|
|||
Зазор |
|
Обозначение |
|
|
||
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
||
А |
Минимальный 0,10 0,40 0,35 0,175 0,10 0,35
Максимальный 0,25 0,70 0,60 0,280 0,25 0,53
рис. 16. Необходимая величина зазоров уста навливается заводом при изготовлении и сбор ке нагнетателя.
42
При сборке роторы подбираются попарно. Как запасные части они поступают комплект но, поэтому при повреждении одного из рото ров необходимо заменять оба.
Зазор между лопастями верхнего и ниж него роторов в процессе эксплуатации может
меняться. При надобности зазор может быть отрегулирован путем изменения числа регу лировочных прокладок между торцами шесте рен и внутренними кольцами двухрядных ша риковых подшипников.
Изменение толщины прокладок вызывает осевое смещение шестерен, имеющих спираль ные зубья. Когда смещается одна из шесте рен, она немного поворачивается по отноше
43
нию к другой шестерне, благодаря чему соот ветственно поворачивается и ротор.
Длина ротора и корпуса у нагнетателя двигателя ЯМЗ-М206А в 1,5 раза больше, чем у нагнетателя двигателя ЯМЗ-М204А, благо даря чему производительность нагнетателя двигателя ЯМЗ-М206А также в 1,5 раза боль ше. В остальном устройство обоих нагнета телей одинаково.
Э л е к т р о ф а к е л ь н ы й п о д о г р е в а т е ль в о з д у х а применяется для облегче ния пуска двигателя в холодное время года.
Пуск дизельных двигателей при температу ре ниже + 5° затруднен из-за низкой темпе ратуры воздуха в конце такта сжатия. Подо греватель (рис. 17,а) состоит из топливного бачка, в который залит керосин, ручного пу скового насоса, форсунки, топливного фильт ра, корпуса, катушки зажигания с электро магнитным прерывателем и свечи зажигания. Корпус пускового подогревателя с катушкой ■зажигания, форсункой и свечой зажигания крепится на люке воздушной камеры блока цилиндров, а ручной пусковой насос — на щитке в кабине шофера. Перед пуском дви гателя включателем (рис. 17,6) на щитке за мыкают первичную цепь катушки зажигания. Благодаря действию электромагнитного пре рывателя между центральным электродом све чи и отдельно установленным против форсун ки боковым электродом начинает проскакивать искра (до 400 раз в 1 сек.). Одновременно с пуском стартера производят подкачку руч ным насосом, вследствие чего форсунка впры скивает в воздушную камеру распыленный
44
керосин. Керосин зажигается электрической искрой, в воздушной камере несколько раз образуются факелы пламени, воздух в камере
централь |
Электромагнитный |
Аккумулятор- |
прерывательАмпер„етр ная_йатарея |
||
ный элек |
|
|
тродсвечи
боковой электрод |
—— Путь тока высокого напрятения |
свеии |
—— "Путьтока низкого напряжения |
Рис. 17. Электрофакельный подогреватель воздуха:
а — общий вид; б — электрическая схема.
нагревается и температура воздуха в цилиндре достигает величины, достаточной для воспла
менения топлива.
Р е г у л я т о р ч и с л а о б о р о т о в ко л е н ч а т о г о в а л а . В дизельных двигателях
45
ЯМЗ-М204 и ЯМЗ-М206 число оборотов колен чатого вала регулируется изменением количе ства топлива, впрыскиваемого в цилиндр за каждый ход плунжера насос-форсунки. Коли чество впрыскиваемого топлива изменяют по воротом плунжера насос-форсунки при пере мещении рейки. При вдвигании рейки в корпус насос-форсунки подача топлива увеличивает ся, при выдвигании — уменьшается. Положе ние реек насос-форсунок определяет мощ ность, развиваемую двигателем и при опреде ленной мощности—число оборотов коленчатого вала двигателя. Привод управления рейками соединен с двухрежимным регулятором чи сла оборотов. Регулятор обеспечивает устой чивое число оборотов коленчатого вала — 400—500 об/мин. — на холостом ходу двигате ля. При меньшем числе оборотов снижается давление впрыска, ухудшается сгорание топ лива и засоряются отверстия в распылителях. Регулятор ограничивает также максимальное число оборотов коленчатого вала — до 2050 об/мин — с целью предотвращения чрез мерного нагружения деталей кривошипно шатунного механизма двигателя.
Схема 'устройства двухрежимного регуля тора показана на рис. 18. Корпус регулятора крепится болтами на передней крышке корпу са нагнетателя воздуха.
Регулятор приводится в действие от верх него ротора нагнетателя воздуха через гори зонтальный вал с кронштейном. С валами при помощи пальцев подвижно соединены два больших и два малых груза. Рычаги малых грузов упираются во втулку, которая в свою
46
очередь упирается в торец упорного шарико подшипника, насаженного на горизонтальный вал. С другой стороны подшипник поджимает ся вилкой, укрепленной на нижнем конце пере даточного (вертикального) вала. На верхнем
Рычаг Выключения . . . |
„Рычаг-ограничи- |
- |
_ |
||||
подачи/талиба |
. подачейтоплибо |
тель подачиman- |
Гита пружины |
||||
|
|
ли^а |
|
максимальныхоборотоб |
|||
|
|
- 'Крибошипрычага |
/ |
. ■ „ппятни |
|||
кулиса. |
|
управления подачейтоплиВа Г°^ Ж н ы х |
|||||
|
|
|
|
|
|
-оборотоб |
|
Дифференциал^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насос-форсунка |
|
ныйрычаг |
|
|
|
|
|
|
|
МВухплечий |
|
|
|
|
|
|
|
рычаг |
|
|
|
|
|
|
|
УпорныйВинт |
|
|
|
|
|
|
|
Стаканпружи |
|
|
|
|
|
|
|
ныхолостогоУ |
|
|
|
|
|
Тяга |
|
хода |
|
|
|
'Пружинахолостогохода |
|||
Упорный под |
|
|
|
||||
шипник. |
|
|
|
Горизонтальный Вал |
|||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
тштейн |
||
|
" U U / I |
^ О г г и . л . у п |
и и / ш ш и и |
- ГМалый1 |
|
||
|
: Вилкой |
|
Ш Ш 1 |
|
|||
|
8т.УЛ1<а |
груз |
|
груз |
|
Рис. 18, Схема устройства регулятора числа оборотов.
конце вала закреплен двухплечий рычаг, на пальце которого насажен дифференциальный рычаг, связанный с кривошипом рычага управ ления подачей топлива и с тягой регулятора.
В двухплечий рычаг ввернут винт, упираю щийся в стакан пружины холостого хода, ко торый сидит на резьбе в гильзе пружины максимальных оборотов.
На крышке регулятора размещен рычаг выключения подачи топлива и ограничитель ная кулиса.
47
Работа регулятора основана на действии центробежной силы грузов и сопротивлении пружин.
Работа регулятора на малых оборотах хо лостого хода (400—500 об/мин). При работе на малых оборотах холостого хода рычаг управления регулятором установлен в положе ние, соответствующее минимальной подаче топлива. При этом палец рычага-ограничителя подачи топлива упирается во внутренний вы рез кулисы. При таком положении рычага обеспечивается быстрый запуск двигателя стартером.
Как только двигатель начинает работать, большие и малые грузы регулятора под дей ствием центробежной силы стремятся повер нуться. Малые грузы давят на муфту регуля тора, которая передает усилие на вилку и че рез вертикальный передаточный валик — на двухплечий рычаг. Рычаг через винт давит на торец стакана, в который упирается пружина холостого хода. Когда обороты коленчатого вала превысят 500 об/мин, грузы, стремясь повернуться под действием центробежной си лы, надавят на втулку, а через нее — на вилку вертикального вала. Это усилие, переданное через систему рычагов, сожмет пружину холо стого хода, и двухплечий рычаг повернет диф ференциальный рычаг относительно пальца кривошипа, в результате чего выдвинутся рей ки насос-форсунок и уменьшится подача топ лива, а следовательно,и число оборотов.
При числе оборотов коленчатого вала ни же 400 об/мин центробежная сила больших грузов настолько мала, что пружина холо
48
стого хода повернет двухплечий рычаг по ча совой стрелке и посредством системы рычагов и. тяги вдвинет рейки. Плунжеры насос-фор- 'сунок повернутся в сторону увеличения подачи топлива, благодаря чему не будет допущено снижение числа оборотов.
При числе оборотов коленчатого вала 400—500 в минуту устанавливается равнове сие между силой пружины холостого хода и центробежной силой, развиваемой грузами. В этом случае регулятор автоматически под держивает равновесие.
Заворачивая или выворачивая винт холо стого хода, можно уменьшить или увеличить число оборотов коленчатого вала.
Работа регулятора при 500—1950 об/мин (средние и большие нагрузки). Когда води тель нажимает на педаль, рычаг управления подачей топлива поворачивается и с помощью кривошипа поворачивает против часовой стрелки дифференциальный рычаг, который через тягу и рейки поворачивает плунжеры насос-форсунок в сторону увеличения пода чи топлива.
В этот период под действием центробеж ной силы большие грузы будут раздвигаться до тех пор, пока их хвостовики не упрутся в ступицу державки. При этом пружина холо стого хода сожмется и буртик ее стакана упрется в гильзу пружины максимальных обо ротов. Центробежная сила малых грузов недостаточна для преодоления сопротив ления пружины максимальных оборотов и двухплечий рычаг не сможет дальше повер нуться.
4-47 7 |
49 |