Файл: Володин Е.П. Машинист автогрейдера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полунасьши. Работа автогрейдерюв три уст­ ройстве дорога на косогорах, имеющих малую крутизну, почти ничем не отличается от вы­ полнения той же работы в равнинной местно­ сти. С увеличением (крутизны косогора увели­ чивается разность объемов грунта, перемеща­ емого из боковых канав на полотно дороги, поэтому технологически работу ивтогрейдерО'в организуют в такой последовательности: двусторонне зарезают грунт в боковых кана­ вах и перемещают его но полотну дорога; ¡ва­ лики грунта, вырезанные с ¡нагорной стороны, перемещают за ось дорожного ¡полотна ¡на подгорную половину дороги, а ¡валики, ¡выре­ занные с ¡подгорной стороны, укладывают на бровку земляного ¡полотна или недалеко от нее. После этого грунт разравнивают отвалом и ¡придают полотну ¡нормальный двускатный профиль.

При большой крутизне косогора автогрей­ деры используют только для 'отделки ¡откосов канав и резерва, ¡планировки и ¡разравнивания грунта, устройства ¡корыта ¡на ¡полотне дороги и т. д.

На косогорах, оврагах и ¡склонах ¡гор авто­ грейдеры успешно используют для ¡строитель­ ства ¡террас (рис. 16).

Террасы устраивают ¡в основном для удоб­ ства возделывания ¡различных сельскохозяй­ ственных культур, ¡поэтому ¡водоотводных ка­ нав ¡в них не делают. Террасы ¡в сечении мо­ гут быть треугольной ¡или трапецеидальной формы. Работу автогрей,деров при нарезании террас организуют так же, как ¡при построй­ ке дорожного полотна на косогорах. Автогрейдер совершает ¡двухжонцевые односторон­ ние проходы, зарезая грунт то правым, то ле-

42

Рис. 16. Использование автогрейдеров в строитель­ стве террас

вым концом отвала с -напорной стороны. Для нарезания террас машинисты автопрейдеров используют основной отвал, -откосник и пла­

нировщик 'ОТКОСОВ.

Устройство дорожной одежды. Для улуч­

шения -грунтовых и гравийных дорог :в качест­ ве дорожной одежды используют гравийные, щебеночные или грунтовые материалы, которые обрабатывают 'Вяжущими и минеральными добавками (битум, деготь, цемент, известь и другие материалы).

43

Автогрейдеры используют ¡при устройстве дорожной одежды для смешения и разравни­ вания гравия и грунтов с органическими вя­ жущими материалами и разного рода мине­ ральными добавками. Эту работу выполняют как одиночными машинами, так и комплектам, состоящим из двух и более нвтогрейдеров.

Технологически воя работа -автогрейдеров по устройству дорожной одежды методом смешения 'состоит из трех этапов: разравни­ вание и профилирование минеральных и грунтовых добавок ¡по ¡полотну ¡проезжей час­ ти дороги; ¡предварительное и окончательное перемешивание материалов с вяжущими; раз­ равнивание готовой ¡смеси и ¡отделка ¡полотна проезжей ¡части дороги.

После доставки ¡на ¡полотно дороги, матери­ ала дорожной одежды отвалом автогрейдера собирают его в ¡сплошной ¡валик равного сече­ ния но ¡оси дороги. Перед разливом ¡вяжущих материалов валик разравнивают ¡в призму (рис. 17). После разлива ¡вяжущих материа­ лов ¡предварительно ¡перемешивают смеси кру­ говыми ¡проходами автогрейдера. После рас­ пределения вяжущих ¡материалов автогрейдеры используют на окончательном перемешива­ нии ¡смеси и ее профилировании. Смешивают материал ¡отвалом или ¡плужным ¡смесителем путем ¡многократного ¡перемещения смеси от оси дороги к бровке и обратно. Окончатель­ но разравнивают ¡смесь отвалом автогрейдера, а ¡отделывают поверхность ¡прицепным ¡обору­ дованием к автогрейдеру — «шаблон утюгам».

Машинисты автогрейдеров добиваются значительной сменной ¡производительности на этих ¡видах работ: разравнивание минераль­ ного ¡материала при толщине слоя 100 мм

44


22—24 тыс. м2 за смену; перемешивание ма­ териала после разлива вяжущих 1— 1,5 тьгс. м2; разравнивание и профилирование готовой смеси до 10 тыс. м2 за смену.

Рис. 17. Разравнивание валика в призму но полотну

дороги

Устройство лесовозных дорог. При соору­ жении дорог ¡в лесистой и заболоченной мест­ ности автогрейдеры «используют в составе комплекта разнообразных дорожных машин для .планировочных работ. Планировку 'полот­ на отсыпанной дороги ведут ¡круговыми про­ ходами, ¡начиная Рт оси к бровке. Если на до­ рогу завозят ¡песчано-гравийную смесь для создания дренирующей ¡подушки, то автогрей­ деры используют также на разравнивании и планировке этой смеси (рис. 18).

После укладки железобетонных плит на дорожное полотно автогрейдерами выполня­ ют планировку обочин, ¡межколейных проме­ жутков и- откосов земляного полотна.

45

Устройство оросительных систем. В нашей

стране проводят большие земляные работы в ирригационном строительстве. Значительная часть земляных >работ приходится на ¡плани-

Рис. 18. Разравнивание подстилающего слоя песка

автогрейдером

ровку поверхности ¡поливных участков, соз­ дание условий равномерного увлажнения поч­ вы, строительство оросительных каналов, ма­ гистральных каналов, строительство дамб обвалования и илогин и т. д.

Автотрсйдеры широко ¡применяют ¡само­ стоятельно и вместе с другими землеройными машинами ¡при различных водохозяйственных работах.

Автогрейдеры используют на планировке поверхности поливных участков, они выпол­ няют: разравнивание старых продольных и поперечных валиков, срезку и разравнивание бугров, ¡перемещение грунта с повышенных мест к пониженным, ¡выравнивание и плани­ ровку ¡площадей поливного участка. Для уве-

46

личения .производительности эти работы ма­ шинисты автогрейдеров выполняют основным отвалом, оборудованным двумя удлинителя­ ми. Кроме того, строительство неглубоких оросительных ¡каналов можно также выпол­ нять автогрейдер ами. Грунт вырезают основ­ ным отвалом, а зачистные и отделочные рабо­ ты ¡производят откосником.

А'втогрейдеры используют в водохозяйст­ венном строительстве на планировке откосов каналов и дамб, на .всевозможных планиро­ вочных работах по выравниванию и переме­ щению грунта.

Ремонт грунтовых и гравийных дорог. В результате несоблюдения основных ¡правил эксплуатации дорог и несвоевременного их ремонта разрушается ¡первоначальный про­ филь грунтовых и гравийных дорог.

Для ремонта и восстановления первона­ чального профиля грунтовой и гравийной до­ роги успешно используют автогрейдеры. С их помощью ¡производят ¡срезку образовавшейся колеи, подсыпку ¡гравийно-щебеночной и ¡пе­ счаной смеси, срезку грунта обочин, ¡переме­ щение ¡грунта ¡на проезжую часть дороги с по­ следующим разравниванием до получения первоначального профиля дороги.

Восстановление ¡поперечного профиля до ­ роги автогрейдерами начинают с зарезаиия грунта на обочинах. Автогрейдер совершает двусторонние ¡продольные проходы ¡вдоль .до­ рожного полотна, .перемещая при этом отва­ лом ¡вырезанный грунт к оси дороги. Оконча­ тельными проходами автогрейдера ¡грунт раз­ равнивают по проезжей части, .при этом за­ полняют им все неровности колеи и выбоины, срезают образовавшиеся бугры, а полотну до­

47


роги придают требуемый уклон в обе сто­ роны.

Если для восстановления дороги или обо­ чины требуется дополнительное количество грунта, в этих случаях расширяют резерв или пользуются материалом, завезенным на доро­ гу из карьера.

Кроме ремонта до^рожного полотна автогрейдерами периодически профилируют до­ рожные водоотводные канавы, чтобы очис­ тить их и придать им первоначальный ¡попе­ речный профиль.

Машинисты автопрейдеров добиваются вы­ сокой производительности на ремонтных ра­ ботах. Сменная производительность при ре­ монтном 1профилировании грунтовых и гра­ вийных дорог достигает 25—30 тыс. м2, а при ремонтной планировке обочин со ¡срезкой бугров и засыпкой выбоин 33—35 тыс. м2.

Кроме того, ¡автогрейдерами ¡выполняют работы по расширению проезжей части авто­ мобильных дорог. Расширение проезжей ча­ сти получают за счет обочин, и работы начи­ нают с рыхления грунта обочин на ширину по­ лосы расширения. Эти работы выполняют автогрейдером, оборудованным кирковщиком (рис. 19). После разрыхления грунта обочин производят зарезание и перемещение грунта отвалом по полосе расширения. Окончатель­ ным этапом работ является очистка полосы расширения от грунта и планировка дна ко­ рыта. Эту работу выполняют, отвалом авто­ грейдера, оборудованным уширителем.

Расчистка дорог и площадей от снега. В зимнее время автогрейдеры используют на расчистке от снега дорог, различных пло­ щадей, аэродромов и т. д. На этих работах

48

автогрейдеры применяют с использованием основного отвала и дополнительного оборудо­ вания двухотвалыгого или однюотвального снегоочистителя.

Рис. 19. Рыхление грунта обочин дороги кирковщиком

Автогрейдерами выполняют следующие работы: расчищают дорожное полотно и пло­ щади от снежных заносов; расчищают и раз­ брасывают снежные валы на обочинах дороги; срезают и снимают ледяную марку с поверх­ ности проезжей чалти дороги; очищают «одоотводные 'канавы от снега и т. д.

В брошюре перечислены только основные виды работ, на которых успешно попользуют автогрейдеры. Область ¡применения автогрейдеров :в народном хозяйстве значительно ши­ ре, и это объясняется возможностью исполь­ зовать автогрейдеры на многих строительных работах в различных отраслях народного хю-

49


зяйства, их высокой производительностью и универсальностью рабочего оборудования.

4.КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ЗЕМЛЯНЫХ

РАБОТ

Для производства земляных работ наша страна .располагает различными землеройны­ ми, землеройно-транспортными и транспорт­ ными машинами. Все эти машины предназна­ чены для выполнения ряда технологических операций при ¡производстве земляных соору­ жений.

Чтобы сократить сроки ¡строительства и снизить .себестоимость земляных работ, .необ­ ходимо повысить производительность всех ма­ шин, участвующих в строительстве земляно­ го сооружения. Это ¡может быть достигнуто с одной ¡стороны повышением уровня квалифи­ кации механизаторов, а с другой стороны комплексной 'механизацией ¡всех земляных работ.

Комплексная механизация— это произ­ водство земляных работ комплектам различ­ ных машин, за которыми закрепляется вы­ полнение отдельных операций, где они пока­ зывают наибольшую производительность. Производственные ¡возможности каждой ма­ шины, входящей ¡в ¡комплект, обеспечивают наиболее эффективную работу ¡ведущей ма­ шины. Комплект машин должен обеспечи­ вать .выполнение ¡сметного задания но стро­ ительству земляного сооружения. Комплект машин ¡состоит из бригад или звеньев, куда входят машины, ¡выполняющие однородные работы, натри,мер звеню скреперов завозит грунт в тело насыпи, автогрейдеры разравни-

50

вают грунт, звено самоходных пневмошин- |ных 'катков уплотняет грунт.

Комплексная механизация позволяет осу­ ществлять земляные работы непрерывным и равномерным потоком, позволяет максималь­ но исключить ручной труд и создает благо­ приятные условия для увеличения производи­ тельности труда механизаторов.

5.ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ АВТОГРЁЙДЕРОВ

ИЕЕ УВЕЛИЧЕНИЕ

Автогрейдеры, как и другие машины, ха­ рактеризуются показателем выработки, т. е. эксплуатационной производительностью за единицу времени (час, смена). Эксплуатаци­ онная производительность автогрейдеров яв­ ляется основным показателем при оценке эф­ фективности их применения на каких-либо видах земляных работ. На различных работах производительность 1автосрейд1еров не остает­

ся постоянной величиной и зависит от попе­ речного профиля земляного сооружения, ро­ да грунта и его состояния, мощности двигате­ ля автогрейдера, длины обрабатываемого участка, квалификации машиниста, организа­ ции ¡производства работ, использования рабо­ чего времени мащины, ее технического состо­ яния и т. д.

Учитывая особенности работ, выполняе­ мых автогрейдерами, и максимально произ­ водительно используя машину, ¡передовые машинисты автогрейдеров добиваются высоких показателей за счет сокращения до миниму­ ма ¡простоев и непроизводительных проходов путем тщательной подготовки участка работ и ¡применения рациональных схем ведения ра­

51