ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Скрепленные в секции аккумуляторы не долж ны касаться друг друга.
В процессе работы возможно расширение сосудов аккумуляторов на 6—7 мм. Оно вы зывается утолщением пластин и поэтому до-
Рис. 17 Короткое замыкание смежных акку муляторов батареи ЗХЗ-СЖН-70 при вздутии баков.
пускается установка между сосудами изоля ции в виде листовой резины.
Металлические перемычки аккумуляторов скрепляются с борнами при помощи гаек. Та кое же соединение и между соседними секция ми батареи. Крайние борны служат для под ключения к батарее проводов внешней цепи. Батарея 3 X З-СЖН-70 устанавливается на автомобиле ГАЗ-51 в специальном контейнере (рис. 18), укрепленном на левом лонжероне рамы в месте обычного крепления запасного
80
бензобака. Для удобства установки и обслу живания батареи в контейнере сделаны съем ными крышка 1 и передняя стенка 3. Креп ление секций батареи в контейнере произво дится винтами 5 через днище к обручам сек-
/ — крышка контейнера; 2 — защелка; |
3 — передняя |
откид |
||
ная стенка |
контейнера; 4 — рама автомобиля; 5 — болт креп |
|||
ления контейнера; |
5 — аккумулятор |
батарейной |
секции; |
|
7 — скоба |
крепления; |
8 — кронштейн |
крепления контейнера |
|
|
|
к раме. |
|
|
ции. Техническая характеристика батареи
приведена в табл. 9. |
|
3-СЖН- |
||
Электролит щелочной батареи 3 X |
||||
70 может составляться из раствора |
едкого |
|||
кали |
или |
едкого натрия |
в воде с |
добав |
кой |
не |
значительного |
количества |
едкого |
лития. Для заполнения аккумуляторов батареи
6—4 |
81 |
Таблица 9
Основные технические данные батареи 3 X З-СЖН-70
Габаритные размеры, мм
>х |
S) Щi |
|
ю |
Я |
X х |
в о |
0 |
.0.5 |
о а: |
|
|
вв5 |
|
|
й> S |
|
|
о о. гг |
|
|
315 + 3 |
Длина |
|
312±3 |
Вес с электро литом, К З
я X*
о н ,
«0в.н0.5*
н ’Я•*
ев СО 0J Я
О S а а
Электрические характеристики
Условия разрядки
Ято^я Xн то
S я о
4 °-Си
5 <ин .
г = « 5
то S «
-г- <ич о.
►Jhн Лu
|
S-I |
№ О |
||
|
я |
S |
||
|
§1 |
ТО X |
||
|
-Q 0) |
|||
|
X= |
|
|
|
° X |
J3 |
(1) |
|
|
ТОо |
|
|
||
>х Я |
тоа |
|
|
|
: е* п |
гч« |
|
|
|
|
«2 « |
• |
в |
|
|
X о.я |
14 25 + 5 1,0 в на 70
худшем аккуму ляторе
К Я «
s s s
5 Vто 3^°-
s o j
д ТОН
•— О0.0о
< c s
5 час.
Ширина |
27 |
81 |
210 |
25 + 5 |
8 |
на ба |
28 |
8 мин. |
|
225 ± 4 |
| 675 + 12 |
||||||||
|
Высота |
|
|
|
|
тарее 12 в |
|
|
|
|
|
|
210 |
— 18+2 |
6 |
на ба |
7,8 |
2,25 мин. |
|
250 + 3 |
250+3 |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
тарее |
|
|
12 в
ЗХЗ-СЖН-70 рекомендуется применять элек тролит, составленный из раствора едкого кали в воде с добавкой 20 г моногидрата лития на один литр раствора. Калиевый электролит удельного веса 1,23, применяемый для запол нения аккумулятора при его эксплуатации в средней полосе Советского Союза, имеет поч ти в два раза большую электропроводность по сравнению с натриевым электролитом того же удельного веса. Высокая электропроводность калиевого электролита уменьшает внутреннее сопротивление и способствует увеличению от дачи тока аккумулятором особенно при стар терных разрядках. Примесь моногидрата ли тия в составе калиевого электролита увеличи вает срок службы аккумулятора в несколько раз, особенно при высоких температурах (+30°, -[-40°). Добавка моногидрата лития в состав калиевого электролита является обязательной и эксплуатация на калиевом электролите без добавки допускается только как исключение. В связи с,возможностью замерзания электро лита малого удельного веса при низких тем пературах воздуха, а также вредного воздей ствия электролита большого удельного веса на положительные пластины при высоких тем пературах при эксплуатации батареи 3 X 3 - СЖН-70 рекомендуется подбирать удельный вес в соответствии с климатическими поясами
(табл. 10).
При температуре воздуха выше + 3 5 ° в юж ных районах СССР рекомендуется понижать удельный вес электролита до 1,20. Электролит может быть приготовлен смешиванием ди стиллированной воды с одним из пижепере-
6* |
83 |
Таблица 10
Данные для выбора удельного веса электролита в зависимости от климатического района
Климатический |
район |
Время года |
Удельный вес |
электролита |
|||
Северные районы |
с резко |
Зима |
1,27 |
континентальным клима |
Лето |
1,23 |
|
том с температурой зи |
|
|
|
мой ниже —35° |
|
|
|
Центральные районы с тем- |
В течение |
1,23 |
|
пературой зимой д о —35° |
всего года |
1,23 |
|
Южные районы |
|
То же |
численных материалов, выпускаемых нашей промышленностью.
1. Готовый твердый калиево-литиевый элек тролит марки ВТУ МХП № 90—54.
2.Готовый жидкий составной калиево-ли тиевый электролит удельного веса 1,41 марки ТУ МХП № 2856—51.
3.Калий технический сорт «высший» или «А» и литий едкий марки ЦМТУ 4719—55.
Чаще всего в качестве электролита для щелочных аккумуляторов применяют калие
во-литиевый раствор. Калием техническим и едким литием ЦМТУ 4719—55 пользуются при отсутствии жидкого и твердого калиево литиевых электролитов. При отсутствии ди стиллированной воды применяют питьевую воду (кроме минеральной) с добавлением в ее состав щелочи. Подготовка питьевой
воды |
для применения ее |
как |
составной |
|
части |
щелочного |
электролита |
производит |
|
ся добавлением к |
1 л воды |
5— 10% твердой |
щелочи или же 25—50 см3 электролита удель
84
ного веса 1,23; при этом компоненты тщатель но перемешивают. После 24-часового отстоя осветленная часть воды может применяться для приготовления электролита. Эта же вода пригодна для долива аккумулятора.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЩЕЛОЧНОГО ЭЛЕКТРОЛИТА
Для приготовления электролита надо иметь железный сварной бак, закрывающийся крыш
?
Рис. 19. Бак для приготовления щелочного электролита:
1 — кран спуска отстоя; 2 — корпус бака; 3—крыш ка бака; 4 — кран отбора электролита.
кой (рис. 19). В нижней части бака на разных уровнях должны быть установлены два крана: нижний 1 для спуска отстоя в днище бака и
S5
верхний 4 для отбора электролита — в стенке бака на расстоянии 20—30 мм от днища.
Запрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой, керамической посудой, а также посудой, при менявшейся ранее для приготовления или хра нения кислотного электролита. В бак, пред назначенный для приготовления электролита, заливают воду, а затем небольшими кусочка ми добавляют твердую щелочь или тонкой струей наливают концентрированный электро лит, перемешивая его железной палочкой. Сое динение щелочи с водой сопровождается повы шением температуры раствора. В течение 16— 20 час. раствор должен остывать и отстаивать ся. По мере надобности через верхний кран от бирают приготовленный электролит, а через нижний спускают отстой осадков. Лучше иметь
два |
бака: один — для приготовления щелоч |
ного |
раствора, другой — для хранения от |
стоявшегося электролита и точной его довод ки до требуемого удельного веса. Удельный вес определяют ареометром. Запрещается за мерять удельный вес щелочного электролита ареометром, ранее употребляемым для замера плотности кислотного электролита. В каждый аккумулятор батареи 3 X З-СЖН-70 зали вают 1,5 л электролита, поэтому желательно иметь железную кружку с носиком, в которой должна быть 1,5-литровая отметка. Аккумуля тор следует заполнять электролитом через же лезную воронку.
Перед заполнением новых аккумуляторов необходимо проверить правильность их соеди нения межэлементными перемычками, подтя
86
нуть гайки крепления борное, а затем снять пробки с заливных отверстий. При заливке электролита носик воронки не должен касать ся верхних кромок пластин. Если аккумулятор после заливки будет установлен на подзарядку, то уровень электролита не должен превышать 5—7 мм от верхнего края пластин, так как при «кипении» возможно выбрызгивание элек тролита на поверхность аккумулятора. Вели чина уровня электролита щелочного аккумуля тора определяется так же, как и в кислотном аккумуляторе, при помощи мерной стеклян ной трубки. В нижней части трубки наносятся две метки на расстоянии 10 и 15 мм от конца трубки. В пределах этих меток допускается ко лебание уровня электролита аккумулятора. Залитый электролит не сразу впитывается ак тивной массой пластин и насыщение их проис ходит на протяжении двухчасового отстоя. После отстоя электролит доливают до требуе мого уровня и только тогда аккумулятор ста вят на подзарядку.
Уменьшение уровня электролита в аккуму ляторе производят отсасыванием излишков ре зиновой грушей. При необходимости уменьше ния удельного веса электролита электролит от сасывают грушей до верхних кромок пластин, а затем доливают дистиллированной водой. Если требуется увеличить удельный вес, то после отсасывания электролит доливают до требуемого уровня раствором электролита с
удельным весом 1,40.
После добавления в аккумулятор воды или электролита большего удельного веса процесс перемешивания долитой жидкости с основным
87
электролитом происходит медленно, поэтому замер удельного исправленного веса электро лита следует производить через 6—7 час. ра боты батареи, когда будет достигнута полная однородность состава. При необходимости кор ректировку повторяют.
Удельный вес электролита в аккумуляторе СЖН-70 исправляют в соответствии с данны
ми табл. |
11. |
|
Таблица |
11 |
|
|
|
||
Данные для исправления удельного веса |
|
|||
электролита аккумулятора СЖН-70 |
|
|||
Удельный вес |
|
Требуемый |
Что доливать |
|
электролита |
|
удельный вес |
|
|
в аккумуляторе |
|
|
|
|
1,23 |
|
1,27 |
Электролит удельного |
ве- |
__ |
|
1,20 |
са 1,40—250 см 3 |
|
1,23 |
|
Воду, 300—250 см 4 |
|
|
1,27 |
|
1,23 |
Воду, 300—250 см 3 |
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОГО АККУМУЛЯТОРА
Степень заряженности свинцового акку мулятора определяют величиной напряжения на его штырях или величиной удельного веса электролита. Кроме того, к концу зарядки ба тареи начинается бурное газовыделение, со провождаемое повышением напряжения на клеммах аккумулятора.
В щелочных аккумуляторах такой метод определения степени заряженности батареи не может быть применен, так как свойства ще лочных аккумуляторов и химические процессы,
88