ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Удельный вес электролита, применяемый в различных географических поясах Советского Союза в зависимости от материала сепарато ров, указан в табл. 2.
Таблица 2
Удельные веса электролита, рекомендуемые для различных климатических районов Советского Союза
Удельный вес электролита при 15°
При первой зарядке
|
|
<я , |
|
Батареи |
с се |
|
|
я я |
|
||
|
|
S Си |
ц, |
параторами из |
|
Районы |
Время |
S ь 2 , |
мипора, |
ми- |
|
« « |
£ |
пласта, асбо |
|||
Советского |
года |
§•* |
= |
картона или их |
|
Союза |
|
О - и |
О |
комбинаций |
|
|
|
с другими |
|||
|
|
« >v 2* |
|||
|
|
си «=4 |
Я |
материалами |
|
|
|
С & |
S |
|
|
|
|
и |
Я |
незаря женные | |
|
|
|
Батареи с дерева или |
алов, комб с ним |
сухозаря женные |
S
X
*1
03
а. СО
«
о
я
я
о
ьг
аз
Южные |
|
|
|
Кругло |
1,28 |
1,22 |
1,25 |
1,25 |
Центральные, |
с |
годично |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||
температурой |
|
|
|
|
|
|
||
зимой |
до |
—30° |
|
1,30 |
1,24 |
1,27 |
1,27 |
|
Северные, с тем |
|
|
|
|
|
|||
пературой |
зи- |
|
|
|
|
|
||
мой до —40° |
|
|
1,31 |
1,25 |
1,29 |
1,29 |
||
Районы |
с |
резко |
|
|
|
|
|
|
континенталь |
|
|
|
|
|
|
||
ным |
климатом |
|
|
|
|
|
||
и температурой |
Летом |
1,30 |
1,24 |
1,27 |
1,27 |
|||
зимой ниже —40° |
Зимой |
1,34 |
1,28 |
1,31 |
1,31 |
20
СТЕПЕНЬ ЗАРЯЖЕННОСТИ И ЕМКОСТЬ КИСЛОТНОГО АККУМУЛЯТОРА
Определение степени заряженности аккумулятора по его напряжению
Разрядка кислотного аккумулятора сопро вождается отложением на его пластинах осо бо прочных соединений сульфата. Превраще ние такого сульфата в активные вещества (пе рекись свинца и губчатый свинец) путем по следующей зарядки практически невозможно и аккумулятор выходит из строя. Кислотные аккумуляторы можно разряжать только до оп ределенного строго обусловленного предела. Эта особенность кислотных аккумуляторов требует довольно частой проверки степени их заряженности. Ошибочное представление о со стоянии аккумулятора получается при опреде лении степени его заряженности по величине электродвижущей силы (концы вольтметра присоединены к штырям аккумулятора при отсутствии нагрузки батареи). Электродвижу щая сила разряженного и заряженного акку мулятора может иметь одинаковую величину при условии наполнения их сосудов электро литом одинакового удельного веса. Так, при заполнении разряженного аккумулятора элек тролитом удельного веса 1,29 его электро движущая сила будет равна 2,14 в. Эта же величина электродвижущей силы будет пока зана вольтметром и в полностью заряженном аккумуляторе, заполненном электролитом то го же удельного веса. Следовательно, электро движущая сила не является показателем, по
21
которому можно судить о степени разряженности аккумулятора.
Количество выделяемого на пластинах сульфата находится в прямой зависимости от степени разряженности аккумулятора. Суль фат плохо проводит ток и с увеличением его отложений на пластинах увеличивается внутреннее сопротивление аккумулятора (с 0,0001 ом в заряженном, до 0,02 ом в разря женном). Пользуясь этой закономерностью, можно определить степень разряженности ак кумуляторной батареи по напряжению. Изве стно, что электродвижущая сила любого ис точника тока, в том числе и аккумулятора, преодолевает суммарное сопротивление как внутренней, так и внешней цепи. Сопротив ление внутренней цепи аккумулятора склады вается из сопротивления пластин, сепараторов и электролита, а сопротивление внешней це пи — из сопротивления потребителей тока и соединяющих проводов.
Напряжение — это часть э. д. с., которая за трачивается только на преодоление сопротив ления внешней цепи. Следовательно, если со противление внутренней цепи аккумулятора увеличится, то увеличится часть э. д. с., затра чиваемая на преодоление этого сопротивления,
и |
соответственно, уменьшится другая часть |
э. |
д. с., затрачиваемая на преодоление внешней |
цепи, т. е. напряжение.
Чем больше разряжен аккумулятор и выше сопротивление его внутренней цепи, тем мень ше напряжение на его выводных штырях.
Существуют два способа замера степени за раженности аккумулятора по его напряжению.
22
1. Замер напряжения при разрядке акку муляторной батареи током, равным Vio его емкости (10-часовым режимом разрядки). В этом случае напряжение в заряженном ак кумуляторе, замеренное на его штырях, будет
равно 2,1 в, а |
в разряженном— 1,7 в. |
2. Замер напряжения нагрузочной вилкой, |
|
где разрядный |
ток достигает 100 а. В этом |
случае напряжение на штырях заряженного аккумулятора будет равно 1,85 в, а разряжен ного — 1,35 в.
Разница в показаниях напряжения при за мере 10-часовым режимом разрядки и разряд кой, произведенной нагрузочной вилкой, воз никает вследствие неодинакового соотношения между сопротивлением внутренней и наруж ной цепей аккумулятора в период первого и второго замера. При первом замере сопротив ление внешней цепи аккумулятора значитель но больше внутреннего сопротивления, поэто му на преодоление сопротивления внутренней цепи затрачивается меньшая часть его э. д. с., а большая (напряжение)— на преодоление сопротивления внешней цепи.
При замере нагрузочной вилкой сопротив ление во внешней цепи по сравнению с первым замером резко уменьшается, отсюда умень шается разница сопротивлений внешней и внутренней цепи аккумулятора. Это приводит к уменьшению величины э. д. с., затрачиваемой на преодоление сопротивления внешней цепи аккумулятора, т. е. к уменьшению напряже ния по сравнению с напряжением, полученным при замере режимом разрядки.
Нагрузочная вилка (рис. 6) состоит из
23
коротких ножек-контактов 4, соединенных со противлением 5, и двух удлиненных ножек
Рис. |
6. Замер э. д. с. и напряжения |
а — замер э.д.с.; |
б —замер напряжения аккумулятора: |
2 — пружина |
удлиненной ножки-контакта; 3 — удлиненная |
чивающее |
сопротивление; 6 — вольтметр; 7 — ручка |
(контактов) 3, соединенных с вольтметром. Ко роткие ножки-контакты изолирова-ны от удли-
24
ценных пластмассовыми пластинками /. Удли ненные ножки подпружинены двумя спираль-
/ — изоляционная прокладка между ножками-контактами: ножка-контакт; 4 — короткая ножка-контакт; 5 — закоранагрузочной вилки.
ными пружинами 2. В верхней части нагру зочной вилки имеется изолированная ручка-
25
упор 7. Нагрузочной вилкой производят замер напряжения и электродвижущей силы.
Как только удлиненные ножки нагрузочной вилки касаются обоих штырей аккумулятора (рис. 6, а), вольтметр показывает величину электродвижущей силы. При нажиме двумя руками на ручку нагрузочной вилки, преодо левается сопротивление пружин удлиненных ножек и со штырями аккумулятора соединя ются также короткие ножки вилки (рис. 6, б). При таком соединении цепь аккумулятора за мыкается через малое сопротивление вилки, пропускающее большую величину тока (око ло 100 а), и стрелка вольтметра показывает напряжение аккумулятора. Продолжитель ность замера нагрузочной вилкой должна быть в пределах 5 сек., в это время стрелка вольт метра не должна отклоняться в сторону мень ших показателей.
Длительные и частые замеры нежелатель ны, так как от этого преждевременно разря жается аккумулятор. Если стрелка вольтметра отклоняется до показаний 1,35 в, то это яв ляется основным признаком нижнего допусти мого предела разряда аккумулятора.
Перед замером нггпряжения нагрузочной вилкой необходимо зачистить штыри аккуму лятора. Наличие окислов искажает показания вольтметра.
По величине напряжения, замеренного на грузочной вилкой, пользуясь табл. 3, можно определить степень заряженности аккумуля тора.
Замер напряжения 10-часовой разрядкой производят на зарядной станции в процессе
26
Таблица 3
Напряжение, определяющее степень заряженности аккумулятора (при замере нагрузочной вилкой)
Напряжение при замере |
Степень заряженности |
нагрузочной вилкой, в |
аккумулятора, % |
1,85
1,7
1,6
1,5
С О |
1^ |
100
75
50
25
0
контрольной разрядки. Нагрузочной вилкой удобно пользоваться при контрольной провер ке состояния аккумулятора и вне зарядной станции.
Уменьшение величины напряжения в одном из аккумуляторов хотя бы на 0,1 в по сравне нию с показателями остальных аккумулято ров свидетельствует о неисправности батареи (сульфатация, малая емкость). Устранение де фекта достигается зарядкой аккумуляторной батареи на зарядной станции с последующей проверкой ее исправности.
Определение степени заряженности аккумулятора по удельному весу электролита
Степень заряженности аккумулятора мож но определить по удельному весу электролита, который понижается по мере разрядки акку мулятора, поскольку в процессе эксплуатации из состава электролита убывает серная кисло та и выделяется дистиллированная вода. При зарядке за счет образования молекул кислоты в электролите удельный вес его повышается.
27
Определение степени заряженности акку мулятора по удельному весу электролита яв ляется правильным только в том случае, если замер производится при нормальном уровне электролита (10— 15 мм выше пластин) и по полнение этого уровня в процессе эксплуата ции не достигается за счет добавления элек тролита. Практически понижение уровня элек тролита происходит за счет испарения воды и только в отдельных случаях при «кипении» аккумулятора во время перезарядки или же при утечке через трещины моноблока и другие неплотности. Пополнение уровня электролита при испарении воды должно производиться только дистиллированной водой. Добавление в аккумулятор электролита взамен испарив шейся воды приводит к нежелательному повы шению его удельного веса, что устраняет воз можность точного определения степени заря женности аккумулятора по удельному весу электролита. Замер удельного веса электро лита, произведенный при пониженном за счет испарения воды уровне, также дает ошибочное представление о состоянии аккумулятора.
Не следует производить замер удельного веса электролита сразу же после добавления дистиллированной воды в аккумулятор. До за мера следует создать условия для хорошего перемешивания воды с имеющимся электро литом. Для этого следует произвести 30-ми нутную подзарядку аккумуляторной батареи на зарядной станции или на работающем ав томобиле. Понижение уровня электролита на 1—2 мм против нормального можно при этом в расчет не принимать.
28
Замер удельного веса электролита произ водится кислотомером (рис. 7). Кислотомер состоит из стеклянного цилиндра 1, внутри ко торого расположен ареометр 2. На верхнюю
Рис. 7. Замер удельного веса электролита кисло томером:
/ — цилиндр кислотомера; 2 — ареометр; 3 — трубка; 4 — груша; 5 — шкала ареометра.
часть цилиндра одета резиновая груша 4, а в нижней части установлена резиновая пробка с центральным отверстием, в котором закреп лена эбонитовая трубка 3.
Ареометр представляет собой герметично закупоренный стеклянный сосуд-поплавок. На поверхности нижней части ареометра, имею щей цилиндрическую форму, выступают упо ры, удерживающие цилиндр от прилипания
29