Файл: Белоцерковский А.Г. Автомобильные аккумуляторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к стенке кислотомера. Верхняя часть ареомет­ ра имеет утонченную цилиндрическую шейку, внутри которой расположена шкала с деле­ ниями 5. В нижней части шкалы нанесено цифровое обозначение 1,30, в средней— 1,20 и в верхней— 1,10. Между соседними цифро­ выми обозначениями шкала разбита на 10 равных делений. Каждое деление соответству­ ет 0,01 единице удельного веса электролита.

Внижней части ареометра расположен груз. Замер удельного веса электролита в акку­

муляторе производится кислотомером в сле­ дующей последовательности:

1. Для вытеснения воздуха из кислотомера сжимают резиновую грушу и устанавливают нижний конец трубки кислотомера в заливное отверстие так, чтобы он был погружен в элек­ тролит.

2.При последующем медленном отпуска­ нии груши происходит забор электролита из аккумулятора в полость кислотомера.

3.При наполнении кислотомера электроли­ том ареометр всплывает. В зависимости от удельного веса электролита над его уровнем будет расположена большая или меньшая часть шейки ареометра. Деление на шкале ареометра, совпадающее с уровнем электро­ лита в кислотомере, указывает величину его удельного веса.

4.При замере необходимо устанавливать

кислотомер так, чтобы уровень электролита в нем приходился против глаз измеряющего. Определение величины удельного веса элект­ ролита при ином расположении может быть ошибочным. В зависимости от материала се­

30

параторов аккумуляторы рекомендуется за­ полнять электролитом различного удельного веса: меньшего — для батарей, с сепаратора­ ми из мипора, мипласта, асбокартона или

комбинации

этих

материалов

и большего —

для батарей

с

деревянными

сепараторами.

В автомобилях с интенсивными условиями экс­ плуатации рекомендуется снижать удельный вес электролита на 0,02, но не ниже 1,24.

Принимая во внимание описанные выше условия, степень заряженности аккумулятора по удельному весу электролита можно опреде­ лить только в том случае, когда известна ве­ личина удельного веса электролита в начале

эксплуатации

заряженного

аккумулятора.

Удельный вес электролита колеблется от

1,27

в полностью

заряженном

аккумуляторе

до

1,11 в разряженном на 100%, следовательно, разность удельных весов электролитов пол­ ностью заряженного и разряженного аккуму­ ляторов равна: 1,27— 1,11 = 0 ,1 6 . Отсюда мож­ но сделать вывод, что понижение удельного ве­ са электролита на 0,01 соответствует разря-

100% с о с п ;

женности аккумулятора н а—jg—= 6 ,2 5 и/о.

Степень заряженности аккумулятора по удельному весу электролита легко определить при сравнении величины удельного веса элек­ тролита с указанным в табл. 4. Сравнение производят по той горизонтальной линии пока­ зателей таблицы, где удельный вес электроли­ та при 100%-ной зарядке соответствует удель­ ному весу электролита, замеренному в данном аккумуляторе до начала его эксплуатации, после зарядки на зарядной станции.

31


Таблица 4

Зависимость удельного веса электролита от степени заряженности аккумулятора *

Степень заряженности

100%

75%

50%

25%

0%

Удельный вес

1,31

1,27

1,23

1,19

1,15

 

1,29

1,25

1,21

1,17

1,13

 

1,27

1,23

1,19

1,15

1,11

 

1,25

1,21

1,17

1,13

1,09

 

 

 

 

Таблица 5

Поправки к показаниям ареометра'

 

при различных температурах

 

 

Температура электролита,

Поправка к показаниям

о°с

 

 

ареометра**

 

+ 4 5

 

 

+0,02

 

+ 3 0

 

 

+0,01

 

+ 15

 

 

 

0

 

0

 

 

—0,01

 

—15 -

 

 

—0,02

 

—30

 

 

—0,03

 

- 4 5

 

 

-0,04

 

Степень заряженности аккумулятора при­ нято определять при температуре электролита

*

Удельный вес электролита приведен к + 15°.

**

Знак перед величиной поправки указывает наиме­

нование арифметического действия, необходимого для получения величины удельного веса электролита, при­ веденного к +15°,

32


-)-15°. Изменение температуры электролита выше или ниже + 1 5 ° на каждые 15° увеличи­ вает или уменьшает удельный вес электролита соответственно на 0,01. Измерение удельного веса электролита должно сопровождаться за­ мером его температуры и внесением соответ­ ственной температурной поправки в величину

его удельного веса

(табл.

5).

В тех случаях, когда температура электро­

лита отличается от

+ 1 5 °

менее чем на 15°,

поправки к показаниям ареометра можно не вносить.

Емкость

Емкостью аккумулятора называется коли­ чество электричества, которое способен отдать полностью заряженный аккумулятор потреби­ телям до предела допустимой разрядки. Ем­ кость аккумулятора измеряется в ампер-часах и определяется при непрерывной разрядке за­ ряженного аккумулятора током, равным Vm его расчетной емкости.

Величина емкости аккумулятора зависит от целого ряда причин:

1)величины разрядного и зарядного токов;

2)температуры электролита;

3)удельного веса электролита;

4)химической чистоты веществ, участвую­

щих в работе аккумулятора (материала пла­ стин и их активной массы, воды, кислоты и се­ параторов) ;

5)чистоты поверхности аккумуляторов;

6)длительности работы пластин.

В процессе разрядки на пластинах акку­ мулятора, в местах химического соединения

3—4

33

активной массы с электролитом, образуется сульфат. Он возникает как на поверхности пластин, так и в порах активной массы. При умеренной разрядке образование сульфата происходит равномерно как с внешней сторо­ ны пластины, так и в их глубине (рис. 8, б).

Рис. 8. Образование сульфата в активной массе пластин аккумулятора при различной величине разрядного тока:

(1 — слой сульфата; 2 — активная

масса

пластин):

а — в

заряженном состоянии;

б — при разрядке

слабым

током;

в — при разрядке

большой

величиной тока.

 

При разрядке аккумулятора стартерным то­ ком быстрее замещается отработанный элек­ тролит, расположенный с внешней стороны пластин, а это способствует быстрой сульфи­ тации этой поверхности (рис. 8, в).

При разрядке стартерным током емкость аккумулятора снижается на 80% и больше. Уменьшение емкости при большой силе раз­ рядного тока происходит только в том случае, когда процесс разрядки производится непре­ рывно. В случае прерывистой разрядки в лет­ нее время, когда между периодами включения

34


нагрузки производятся интервалы «отдыха»

в30—50 сек., аккумулятор отдает почти пол­ ную емкость. Это явление объясняется тем, что

вперерывах между включениями стартера в порах активной массы замещение отработан­ ного электролита свежим происходит в доста­ точной степени и в химической реакции уча­ ствуют не только внешние, но и внутренние слои активной массы.

Понижение температуры

электролита с

+ 3 0 до 0° приводит к двукратному

повыше­

нию его вязкости, а при

понижении темпера­

туры электролита

от + 3

0 до

—50°

вязкость

его увеличивается

в 30 раз.

 

 

С повышением вязкости электролита сни­ жается его подвижность и способность прони­ кать в поры активной массы пластин. Это затрудняет замещение электролитом частиц воды, возникающих в порах активной массы при разрядке аккумулятора, и приводит к уве­ личению внутреннего сопротивления, сниже­ нию напряжения, уменьшению отдачи тока, а отсюда и к уменьшению емкости. Снижение температуры электролита на каждый градус ниже + 3 0 ° при малой силе разрядного тока приводит к потере аккумулятором 1% емко­ сти, а при разрядке стартерным током эта по­ теря емкости достигает 2% и более. Поэтому двигатель не рекомендуется запускать старте­ ром в холодное время года, когда электролит аккумулятора имеет пониженную температуру.

Увеличение температуры электролита с 30 до 50° увеличивает емкость аккумулятора на 10— 14%. Такое увеличение температуры элек­ тролита имеет и отрицательную сторону, так

3 *

35

как при этом обугливаются деревянные сепа­ раторы и происходит коробление пластин ак­ кумулятора. Наибольшее увеличение темпера­ туры электролита допускается только до

+45°.

С изменением удельного веса электролита изменяется и емкость аккумулятора. Наиболь­ шую емкость при разрядке аккумулятора сла­ бым током можно получить при удельном весе электролита 1,20, а при разрядке стартерным током наибольшую емкость получают при по­ вышении удельного веса электролита до 1,32. Большой удельный вес электролита при раз­ рядке аккумулятора стартерным током способ­ ствует быстрому замещению отработанного электролита в порах активной массы свежим. Скорость замещения зависит от разности удельных весов электролита, расположенного в порах активной массы и с внешней стороны пластин.

Загрязнение электролита и пластин различ­ ными примесями способствует быстрой само­ разрядке аккумулятора, разрушению пластин, сепараторов и большой потере емкости.

Емкость аккумулятора понижается в про­ цессе длительной эксплуатации. В начальный период работы аккумулятора его емкость воз­ растает в"связи с разработкой пор активной массы пластин путем многократных зарядок и разрядок. С течением времени часть актив­ ной массы сульфатируется, осыпается и ем­ кость аккумулятора уменьшается. Емкость аккумуляторной батареи находится в прямой зависимости от емкости составляющих его ак­ кумуляторов и характера их соединения в ба­

36