ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
включается полосовая, круглая и сорговая, металлическая сетка, крепежный ;и вспомога тельный материал. Обработанный замерный бланк поступает на поточную линию заготов ки и служит основным документом для изго товления деталей и узлов системы вентиля ции.
Изготовление вентиляционных воздухо водов сводится к выполнению прямых труб (прямиков) и фасонных частей (отводов, пе реходов, тройников, крестовин и т. п.).
Основной объем ручных, немеханизцрованлых заготовительных работ в процессе изготовления вентиляционных систем сос тавляет разметка, т. е. перенесение размеров и конфигурации детали на заготовку. Разли чают два вида разметки: плоскостную и про странственную.
При изготовлении воздуховодов и фасон ных частей применяют плоскостную размет ку, так как размеры и формы деталей распо лагаются водной плоскости. Плоскостная 'разметка— это, -по сути дела, то же черчение, только чертежи выполняют не на бумаге ка рандашом или тушью, а на -заготовке (на листе материала) заостренной чертилкой,
мелом или карандашом. Для |
качественного |
|
выполнения разметки |
необходимо, чтобы |
|
весь инструмент был |
точным |
и содержался |
в исправности. Для разметки деталей фасон ных частей и деталей вентиляционного обо рудования широко применяют шаблоны.
После разметки производят резание лис товой стали. Если трубу круглого сечения свертывать из целого листа -по короткой сто роне, то при ширине листа 710 мм- можно из него выкроить трубу диаметром не более
39
215 мм, длиной 1420 мм. Если свертывать тру бу сто длинной стороне листа, при длине лис та 1420 мм, из него можно выкроить трубу диаметром не более 440 мм, длиной 710 Мм: ■ Для получения труб больших диаметров при ходится скреплять по длине два или несколь ко листов. Такие скрепленные листы называв ют картиной.
Мы видим, что длина трубы получается все же незначительной, поэтому приходится несколько труб соединять в звенья. Наибо лее распространенным видом соединения от дельных элементов изделий из тонкой листо вой стали является фальцевый шов, т. е. скрепление двух листов между собой отогну тыми кромками, плотно прижатыми одна к другой.
Фальцевые швы различают по устройст ву ‘замка. При изготовлении вентиляционных деталей применяют одинарные, двойные, по луторные и угловые фальцы и др. (рис. 21).
Рис. 21. Виды фальцев
а —: одинарный стоячий; |
б — двойной |
стоячий; в — |
|
одинарный |
лежачий; г — двойной лежачий; д — по |
||
луторный; |
е — одинарный |
угловой; |
ж — комбиниро |
|
ванный |
угловой |
|
Одинарные лежачие фальцы применяют при изготовлении деталей систем вентиля ции, не требующих повышенной механичес кой прочности и плотности шва.
40
Двойные лежачие фальцы применяют в тех случаях, когда требуются повышенная механическая прочность и плотность шва и при изготовлении промежуточных . продоль ных швов воздуховодов.
Полуторный (комбинированный) фальц почти не уступает по прочности двойному и может его заменять. Применяют его в тех случаях, когда нельзя выполнить двойной фальц (например, при изготовлении длинных заготовок для воздуховодов и т. д.).
Угловые фальцы применяют при изготов лении воздуховодов прямоугольного сечения и деталей, имеющих прямоугольную форму.
По виду фальцы могут быть |
стоячими и |
лежачими, по расположению на |
воздухово |
де-—продольными и поперечными. |
|
Ширину продольных фальцев |
выбирают |
в зависимости от толщины стали, из которой изготовляют воздуховод. При весе 1 м2 ста ли —4—5 кг ширину фальца принимают 6—
8 мм; |
при весе 1 |
м2 стали 5,6—6 кг ширину |
|
фальца принимают 8—10 мм; при весе |
1 м2 |
||
7—8 кг ширину |
фальца .принимают |
10— |
|
12 мм. |
монтажных |
заводах и в центральных |
|
На |
заготовительных мастерских фальцы и фальцевые соединения выполняют на специаль ных станках и механизмах. В условиях мон тажных площадок, как' правило, все опера ции, связанные с заготовкой фальцев и фальцевых соединений, выполняют ручным спосо бом, с применением - простейших инструмен тов и приспособлений.
Заготовку фальцев ручным способом вы полняют на -стальном уголке, -бруске или швеллере, укрепленном на верстаке.
41
Одинарный |
стоячий фальц |
заготавливают |
||||||
следующим |
образом |
(рис. 22): определяют |
||||||
припуск на |
фальцы |
(для |
фальцев |
шириной |
||||
8 мм припуск |
равен |
21 |
мм; |
для |
фальцев |
|||
шириной 10 мм — 25 мм и для |
фальцев |
ши |
||||||
риной |
12 мм — 30 мм) |
и на листе стали |
чертил |
|||||
кой |
или |
рейсмусом |
прочерчивают |
риску |
||||
(рис. |
22, а) |
на расстоянии 7 мм от края для |
фальца |
шириной 8 мм, 8 мм от края для фальца |
||
шириной |
10 мм и 10 мм от края для |
фальца |
|
шириной |
12 мм. Затем риску совмещают с |
||
краем уголка |
и киянкой отгибают |
кромку |
|
вниз (рис. 22, |
б). После этого лист перевора |
чивают и киянкой подгибают кромку к листу, не уплотняя фальца (рис. 22, в).
?77 /7Г//ММ7Я^ |
|
|
Рис. |
22. Последовательность |
операций |
при |
изготовлении, одинарного |
фальца |
Таким же образом отгибают кромку и на втором листе, после чего листы соединяют, вставляя одну загнутую кромку в другую (рис. 22, г) и киянкой уплотняют фальцевое соединение (рис. 22, д). Чтобы фальцевое соединение не разошлось, фальц обжимают
42
оправкой для фальцев (рис. 22, е), при этом образуется подсечка, не позволяющая расхо диться соединению.
При заготовке двойного вдвижного фаль ца (рис. 23) ширина отгибаемого борта (включая часть припуска, приходящегося на
толщину |
фальца) |
на |
одном |
листе |
равна |
двойной |
ширине |
фальца, а на другом лис |
|||
те — тройной ширине |
фальца |
(вся |
ширина |
припуска равна пятикратной ширине фальца, т. е. для фальцев шириной 10 мм припуск ра вен 10X5 = 50 мм).
Рис. 23. Последовательность операций по изготовлению двойного вдвижного
фальца
43
Двойной вдвижной фальц изготовляют следующим образом. Прочерчивают риску (рис. 23, а) на расстоянии от края 5 мм при ширине фальца 8 мм или 6 мм при ширине фальца 10 мм. Затем отгибают и «завалива ют» (рис. 23, б) кромку (без уплотнения), после чего лист переворачивают и укладыва
ют с выступом за край верстака |
(рис. 23, в) |
||
на ширину 7 мм при ширине фальца |
8 мм; |
||
9 мм при ширине фальца |
Ш мм. |
Далее киян |
|
кой делают второй загиб |
вниз |
с наклоном |
|
(рис. 23, г). После выполнения |
этой |
опера |
|
ции лист вновь переворачивают |
(рис. |
23, д) |
и отогнутый край пригибают к листу под уг
лом около 45° (рис. 23, е) и проверяют |
при |
||
помощи |
специальной прочищалки |
(рис. |
23, |
ж), не примята ли где-либо кромка. |
Прочи- |
||
щалжу |
продвигают по всей длине листа. |
Та |
|
ким же |
образом заготавливают фальц |
на |
другом листе, затем соединяют листы, вдви гая один в другой (рис. 23, з), уплотняют фальц киянкой (рис. 23, и) и делают подсеч ку (рис. 23, к) при по1мощи оправки.
Металлические воздуховоды круглого се чения вручную изготовляют в такой последо вательности: вначале металлические листы подготавливают для соединения в картины, выпрямляют, очищают от грязи и ржавчины.
Затем определяют размеры картины и заго тавливают фальцы на отдельных листах, из которых должна быть собрана картина со ответствующих размеров. Заготовленные фальцы обязательно проолифливают (при изготовлении воздуховодов' из оцинкованной стали фальцы также проолифливают) и только после этого отдельные листы собира ют в картины и уплотняют фальцы.
44
Для того чтобы воздуховоды (были более жесткими, продольные фальцы на картине располагают «вразбежку» и заваливают в одну сторону.
Затем производят разметку, после чего картины подвергают резке под изделие, на вырезанных элементах делают фальцы, при дают круглую форму заготовке, проолифли вают продольный замыкающий фальц, соеди
няют и уплотняют его. |
Последней операцией |
|||||||
является |
офланцовка |
|
звена |
воздуховода с |
||||
отбортовкой кромок |
(для отбортовки |
остав |
||||||
ляют кромку шириной 10—15 мм), после |
че |
|||||||
го звено окрашивают и сушат. |
|
|
из |
|||||
|
Технологическая |
последовательность |
||||||
готовления |
прямоугольных |
воздуховодов |
||||||
I |
г |
з |
4 s 6 |
! |
в я |
ю |
» |
|
Рис. 24. Технологический процесс изготовления возду
ховодов на фальцевых соединениях |
||
/—прокатка фальцев; |
2—сборка |
малой картины; 3—осадка |
фальцев; 4—вырубка |
уголков для |
соединения; 5—прокатка |
фальцев; б—сборка большой картины; 7—осадка фальцев; <3—
ровнение кромок; 9—вырубка *уголков; |
10—прокатка |
фальца; |
|||||
// —сборка картин в ленту; |
12— раскрой звена; 13—прокатка за |
||||||
мыкающего фальца; 14— изгиб, |
выкатка |
раскроя; 15 |
и |
16- * |
|||
осадка фальца; |
17— окраска |
мест |
под фланцы; |
13— офланцовка |
|||
с отбортовкой; |
19—раскрой |
звена; 20— вырубка |
уголков; |
21— |
прокатка замыкающей и отгиб кромки для реечного соедине
ния; 22— изгиб, |
выкатка |
раскроя; 23 |
и 24— осадка |
фальца; 25- |
прокатка зигов |
для |
бандажного' |
соединения; |
26— установка |
|
|
бандажа |
|
|
■45