Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УССР ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Б. Г. АРШАВА, А. И. ЛЮЕВ, И. С. СЕНЧЕНКО

ЗА

БЕЗОПАСНОСТЬ

ТРУДА

НА

ПОДЗЕМНОМ

ТРАНСПОРТЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДОНБАСС ДОНЕЦК— 1969

В брошюре освещены наиболее харак­ терные аварии и случаи травмирования рабочих на внутришахтном транспорте, определены причины их возникновения и намечены меры по предотвращению по­ добных случаев.

Публикуемые материалы представля­ ют практический интерес для инженернотехнических работников и рабочих шахт и предназначены для использования их при проведении производственного ин­ структажа рабочих внутришахтного тран­ спорта.

П Р Е Д И С Л О В И Е

Внутришахтный транспорт является одним из важнейших звеньев технологического про­ цесса добычи угля. Повышение производитель­ ности труда шахтеров, занятых в очистном забое, и связанное с этим увеличение добычи участков находится в прямой зависимости от работы подземного транспорта. Любые меро­ приятия, проводимые в очистных и подготови­ тельных забоях, по интенсификации производ­ ственных процессов могут быть эффективными только в том случае, если подземный транспорт работает четко и безаварийно.

Работники подземного транспорта, кроме транспортировки угля и породы, занимаются также доставкой взрывчатых и негабаритных материалов, перевозкой людей.

Аварии на транспорте всегда сопровожда­ ются прекращением работ на участках основ­ ной деятельности шахты в очистных и подго­ товительных забоях. Поэтому работники этого участка должны быть высококвалифициро­ ванными, способными правильно организовать безаварийную работу транспортных средств; они всегда должны помнить о своей ответст­ венности за четкое и своевременное выполне­

3

ние порученной работы, не допуская при этом нарушений Правил безопасности и инструкций по безопасным методам работы.

Надежная и безаварийная работа во многом зависит от строгого соблюдения всеми работниками внутришахтного транспорта про­ изводственной дисциплины.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИНСТРУКТАЖА

Аварии и производственный травматизм на транспорте

На многих угольных шахтах из-за запущен­ ности путевого хозяйства и откаточных выра­ боток, плохого состояния электровозов и ва­ гонного парка, обезлички в обслуживании ме­ ханизмов, отсутствия систематических осмот­ ров и планово-предупредительных ремонтов как подвижного состава, так и стационарного оборудования, низкой трудовой и производ­ ственной дисциплины некоторых работников рудничный транспорт является одним цз самых аварийных участков.

Анализ аварий, происшедших на подзем­ ном транспорте шахт Донбасса за последние 5 лет, показывает, что они составляют около 45% от всех аварий. Известно, что из-за ава­ рий на транспорте (сход вагонов и электро­ возов с рельсов, обрыв прицепных устройств и канатов, неисправность рельсовых путей и подвижного состава и т. д.) происходит боль­ шое количество несчастных случаев с рабочи­ ми, горными мастерами и инженерно-техниче­ скими работниками.

Наибольшее количество несчастных случа­ ев на горизонтальных и наклонных выработ­


ках происходит вследствие нарушения. Правил безопасности (сцепка и расцепка вагонеток на ходу, превышение скорости движения составов, перевозка людей в кабинах электровозов, езда на грузовых вагонетках и скипах, переход с одной стороны выработки на другую через бу­ фера вагонеток во время движения партии и т. д.) и неудовлетворительного состояния от­ каточных выработок (рельсовых путей, стре­ лочных переводов, отсутствия необходимых зазоров между подвижным составом и крепле­ нием) .

Значительное количество несчастных слу­ чаев в откаточных выработках происходит с работниками шахты, не связанными с обслу­ живанием внутришахтного транспорта.

Подавляющее большинство несчастных слу­ чаев на горизонтальных и наклонных выработ­ ках (более 80%) происходит по организацион­ ным причинам, так как многие работники транспорта не ясно представляют возможные последствия допускаемых ими нарушений Пра­ вил безопасности и инструкций по безопасным методам работы.

В связи с этим устранение организацион­ ных причин, в первую очередь повышение про­ изводственной дисциплины, систематическое проведение инструктажа по безопасным мето­ дам работы среди персонала, обслуживающе­ го внутришахтный транспорт, имеет решаю­ щее значение в деле повышения безопасности работ и устранения причин производственного травматизма.

6

Задачи производственного инструктажа

В соответствии с § 6 Правил безопасности все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые с одной работы на другую долж­ ны пройти предварительное обучение по тех­ нике безопасности, сдать экзамены и получить под расписку инструкции по безопасным ме­ тодам работ по их профессии.

После предварительного обучения по тех­ нике безопасности все рабочие проходят обу­ чение по профессии и после сдачи экзамена допускаются к самостоятельной работе.

Правила безопасности и инструкции разра­ ботаны на основе технической и организацион­ ной необходимости соблюдения определенных условий и норм поведения трудящихся на ра­ бочих местах и- участвующих в технологиче­ ском процессе добычи угля, прохождении под­ готовительных выработок, трансдортировке грузов и людей..

Однако на каждой шахте по объективным причинам одно рабочее место может отличать­ ся от аналогичного другого места технической оснащенностью, расположением средств тру­ да, конфигурацией горной выработки и т. д. В этих случаях и технология работ может быть иной или иметь какие-то особенности. Это вы­ зывает необходимость инструктажа рабочих непосредственно на месте работы.

Подземный транспорт характерен еще и тем, что в процессе работы могут возникнуть такие условия, которые не регламентированы правилами и инструкциями (доставка громозд­

7


ких грузов, оборудования, обеспечения сред­ ствами транспорта участков ремонта вырабо­ ток, и т. д.).

Поэтому в этих случаях необходимо работ­ ников транспорта дополнительно проинструк­ тировать по процессу работы и соблюдению ими мер предосторожности.

В общем комплексе мероприятий и средств, предупреждающих производственный травма­ тизм и аварии, наряду с внедрением более со­ вершенных машин и механизмов, механизаци­ ей и автоматизацией производства важное ме­ сто принадлежит производственному инструк­ тажу, практическое значение которого ог­ ромно.

Совершенно очевидно, что борьба за без­ опасность на внутришахтном транспорте дол­ жна базироваться на изучении обстоятельств и причин несчастных случаев, происходящих на угольных шахтах в результате нарушений Пра­ вил безопасности и упущений в работе со стороны работников транспорта.

Иначе говоря, необходимо изучать причины аварий и несчастных случаев, определять пути их устранения с тем, чтобы работник транспор­ та в процессе работы при встрече с аналогич­

ным положением действовал бы

так,

что­

бы ни аварий, ни несчастного

случая

не

было.

 

 

Место и время проведения инструктажа

Обзорный инструктаж расширяет круго­ зор и знания инструктируемого рабочего. Для

8

закрепления этих знаний, для выработки правильных приемов работы важно, чтобы инструктаж на этом не заканчивался, а про­ должался непосредственно на рабочем месте перед началом работы и в процессе ее.

Его должны проводить инженерно-техниче­ ские работники и горные мастера участка под­ земного транспорта. Они не могут находиться непрерывно всю смену на одном месте, однако при посещении рабочих мест не должны огра­ ничиваться общими замечаниями, а конкретно на определенном примере проинструктировать рабочих, как в данных условиях' необходимо выполнять порученную им работу. Разъяснить рабочим, к чему может привести нарушение трудовой или технологической дисциплины в данном конкретном случае.

Для этого необходимо, чтобы работник, производящий инструктаж, сам был дисципли­ нированным, хорошо знал технологию работ и имел достаточный опыт работы.

Еще имеются на подземном транспорте рабочие, которые в силу определенных субъек­ тивных причин имеют пониженную реакцию, проявляют растерянность или нераспоряди­ тельность, часто допускают нарушение техноло­ гии работ, инструкций по безопасным методам работы. Таких рабочих необходимо чаще ин­ структировать, учить, помогать им понять свои ошибки и, если рабочий не исправляется,.не­ обходимо своевременно его отстранять от ра­ боты на подземном транспорте, так как неди­ сциплинированность может принести вред не только ему лично, но и окружающим.

9-



Производственный инструктаж необходимо проводить сразу же после получения наряда на производство работ. Надо объяснить рабо­ чим порядок выполнения наряда и технологию исполнения работ.

Лицо, дающее наряд рабочим, должно яс­ но представлять фактическое состояние рабо­ чего места и ход всего процесса выполнения работы при строгом соблюдении Правил безо­ пасности и инструкции для соответствующей профессии рабочих.

В случае, если на данном рабочем месте будет выполняться работа, не имеющая отно­ шения к прямой деятельности транспорта (ре­ монт выработки, монтаж оборудования), не­ обходимо предусмотреть дополнительные меры, позволяющие безопасно совмещать эти работы с работой транспорта путем выставления до­ полнительных предупредительных знаков, до­ полнительного освещения, рабочего места и т. д.

Это необходимо для того, чтобы в процессе работы подвижным составом транспорта не были травмированы рабочие, производящие ремонт откаточной выработки.

Конкретный и подробный наряд, выданный рабочему в сочетании с производственным ин­ структажем, соблюдение рабочим трудовой и технологической дисциплины будут способ­ ствовать работе без аварий и случаев произ­ водственного травматизма.

Инженерно-технические работники участка подземного транспорта (начальник участка, его помощник или механик) при анализе объ-

Ю

емов работ до начала наряда должны подо-, брать из этой книги соответствующий случай, требующий проработки с рабочими.

Методика проведения производственного инструктажа

Начальник подземного транспорта, его по­ мощник или механик, в отдельных случаях и горные мастера при выдаче наряда анализиру­ ют состояние определенного рабочего места и подбирают для проведения инструктажа, допу­ стим плитовых, соответствующий случай.

Поскольку с работой плитовых связаны и другие профессии рабочих (машинисты элект­ ровозов, подкатчики, мотористы, крепильщики и т. д.), инструктаж проводится в присутствии всех рабочих смены.

Рабочие ознакамливаются по описанию и рисунку с состоянием места аварии, обстоя­ тельствами и причинами аварии и несчастного случая; затем разбирают действия лиц, допу­ стивших аварию, их ошибки и упущения в ра­ боте.

Желательно, чтобы рисунок демонстриро­ вался не по книге, а переносился в увеличен­ ном масштабе на бумагу или мелом на специ­ альную доску. Это облегчит и ход инструкта­ жа и более полное усвоение рабочими ситуа­ ции места аварии.

Действенность инструктажа будет достиг­ нута в том случае, если в обсуждении причин аварии и необходимых мер для недопущения подобной аварии активное участие примут