Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3,4 м, ширина — 3,8 м. Выработка однопуте­ вая, ширина, колеи 900 мм, рельсы типа Р-33.

Транспортировка угля осуществляется в ва­ гонетках типа УВГ-3,3 с вращающимися сцеп­

ками контактными электровозами типа 14-КР. Зазоры между крепью выработки и подвижным составом отвечают требованиям Правил без­ опасности и равны с одной стороны 0,95 м, с другой — 1,05 м.

Камера и подводящие выработки освеще­ ны стационарными светильниками в соответ­ ствии с требованиями Правил безопасности. Для подачи груженых вагонеток в опрокиды­ ватель установлен толкатель. У опрокидыва­ теля с торцевых сторон оборудовано огражде­ ние 2.

ПО

Когда в опрокидывателе было разгружено 26 вагонеток, машинист электровоза подогнал машину 3 к порожняковой партии, прицепил состав к электровозу. Затем он попросил вто­ рого машиниста электровоза, находящегося рядом, расцепить состав вагонеток. Последний, вместо того чтобы расцепить состав у ограж­ дения, как предусмотрено технологическим паспортом, пролез через ограждение опроки­ дывателя и в тот момент, когда машинист электровоза толкнул партию в сторону опро­ кидывателя, он нагнулся, чтобы расцепить ва­ гонетки 4 и 5, в результате чего был прижат бортом вагонетки 5 к корпусу опрокидывате­ ля и травмирован.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) нарушение технологического паспорта работы опрокидывателя пострадавшим, кото­ рый пытался расцепить состав вагонеток, на­ ходясь в зоне ограждения;

б) нарушение технологического паспорта работы опрокидывателя первым машинистом электровоза, который поручил расцепку ваго­ неток пострадавшему;

в) ограждение опрокидывателя было уста­ новлено на расстоянии 0,65- ж от вагонеток, что позволяло рабочим производить расцепку вагонеток непосредственно у опрокидыва­ теля;

г) отсутствие в камере опрокидывателя спе­ циальных крюков для расцепки вагонеток;

д) отсутствие технологического паспорта работы опрокидывателя в камере у пульта уп­ равления;

111

е)

неудовлетворительная дисциплина сред

рабочих

участка внутришахтного транспорта

и слабый

контроль со стороны ИТР участка

и шахты за соблюдением рабочими Правил

безопасного ведения работ.

Как предотвратить подобный случай:

а) на каждый опрокидыватель должен быть составлен и вывешен в камере у пульта управления технологический паспорт, в кото­ ром предусматривается' организация и поря­ док выполнения всех операций, связанных с работой опрокидывателя;

б) конструкция ограждения у опрокидыва­ теля не должна позволять находиться рабочим между опрокидывателями и вагонетками;

в) не допускать сцепку или расцепку ваго­ неток в зоне ограждений опрокидывателей ближе 5 ж от опрокидывателей, вентиляцион­ ных дверей или-других препятствий;

г) для сцепки и расцепки вагонеток в ме­ стах выполнения этих работ должны исполь­ зоваться специальные крюки;

д) на стене камеры или выработки, где разцешено производить сцепку или расцепку ва­ гонеток, должны вывешиваться таблицы с надписью «Место сцепки и расцепки вагоне­ ток»;

е) при обнаружении случаев расцепки ва­ гонов в зоне ограждений опрокидывателей или ближе 5 ж от вентиляционных дверей или дру­ гих препятствий принимать меры по недопуще­ нию подобных нарушений и сообщать о факте нарушения ИТР участка или шахты.

112


П р и м е р т р и д ц а т ь с е д ь м о й

При проверке электровозного гаража отка­ точного горизонта шахты горнотехническим ин­ спектором было выявлено ряд нарушений Пра­ вил безопасности: крышки батарейных ящиков с внутренней стороны не имели изоляционного покрытия, углы на некоторых из них были де­ формированы, а в одной из батарей отломано борно аккумулятора, в результате чего была запрещена эксплуатация восьми аккумулятор­ ных батарей.

Несмотря на это запрещение, дежурный электрослесарь гаража, не устранив наруше­ ний, выявленных инспектором, разрешил вы­ ход электровоза с неисправной батареей. По распоряжению диспетчера этот электровоз был направлен на участок для вывозки угля из за: боя штрека.

Порожние вагонетки для погрузки угля и породы во время прохождения откаточного штрека подавались электровозом типа 8АРП-3. Отцепив партию порожняка на разминовке под лавой, машинист электровоза заезжал в тупиковую часть штрека, длина которой была 380 м, подъезжал к забою, прицеплял гружен­ ные вагонетки породой и углем и доставлял их на разминовку под лаву. После чего порож­ ние вагонетки заталкивал электровоз к забою.

На откаточном штреке участка, куда был направлен электровоз, в отдельных местах от­ сутствовали безопасные зазоры между крепле­ нием и подвижным составом, предусмотренные Правилами безопасности. При движении элект­ ровоза в тупиковой части штрека крышка ба-

8.

184

113

тарейного ящика зацепилась за металлическое крепление, сдвинулась и деформировалась (рис. 23), в результате чего в момент соприко­ сновения произошло искрение между борнами аккумуляторов и внутренней поверхностью ме­ таллической крышки батарейного ящика, не имеющей изоляционного покрытия.

V \Г V и V " и ■•‘-""в** V

А А-— г,яА

 

1н

 

И

 

Ш

Л Л

А А

А

А

Л А .

 

 

Л

л

А

А .

 

 

деформированная крышко.

углы на крышке

сбиты

''остудард.

с крепл.гн&е

крышка батарейного ящика (десрормамЁанная)

Рис. 23. 1— аккумуляторный электровоз; 2 — деформи­ рованная крышкабатарейного ящика

Кроме того, вследствие неплотного контак­ та на сломанном борне аккумулятора электро­ возной батареи произошел перегрев его, что вызвало выгорание изоляционного (капроно­ вого) и уплотняющего (резинового) колец.

В этот момент, когда электровоз передви­ гался в опережающей части штрека, в забое произошел внезапный выброс угля и газа. Вы­ брошенный газ быстро распространился по

114


штреку, а искрение между борнами аккумуля­ торов и металлической крышкой батареи вы­ звало взрыв метана с тяжелыми послед­ ствиями.

Авария и несчастный случай произошли по следующим причинам:

а) выпуск из гаража электровоза с неис­ правной аккумуляторной батареей (отсутствие изоляционного покрытия крышки батарейного ящика и плохие контакты на сломанном борно аккумулятора);

б) отсутствие необходимых зазоров между подвижным составом и креплением штрека;

в) наличие тупиковой выработки большой протяженности, проветриваемой вентилятора­ ми местного проветривания, заезд неисправно­ го электровоза в эту выработку.

Чтобы предотвратить подобные аварии и случаи, надо:

а) не допускать выхода неисправных элект­ ровозов из гаража;

б) не допускать заезда электровозов в вы­ работки, где отсутствуют зазоры, предусмот­ ренные Правилами безопасности;

в) в местах, куда запрещен заезд электро­ возов, должны быть вывешены соответствую­ щие запретные знаки;

г) металлические батарейные ящики к ак­ кумуляторным электровозам типов 8АРП-3, 13АРП и др. должны иметь изоляционное по­ крытие;

д) при получении сигналов о том, что в вы­ работке отсутствуют безопасные зазоры, не до­ пускать заезда туда электровозов и принимать меры по перекреплению этих выработок; /

8*

115

е) во всех тупиковых выработках на газо­ вых шахтах, проветриваемых вентиляторами местного проветривания, должны быть прибо­ ры непрерывного контроля типов СШ-2, СМП-1 и др., определяющие скопление ме­ тана;

ж) межэлементные соединения в аккуму­ ляторах электровозных батарей должны кре­ питься двумя гайками.

П р и м е р т р и д ц а т ь в о с ь м о й

Механизированный ходок длиной 180 л име­ ет две приемные площадки с заездами, прой­ ден по пустым породам сечением 6,5 м2 с ук­ лоном 6—9°. Рельсовый путь уложен из рельс Р-24, ширина колеи 900 мм. Откатка по ходку осуществляется в 3-тоцных вагонетках лебед­ кой БГ-800. Ходок освещен по всей длине све­ тильниками РП-60. С нижнего горизонта ве­ дутся работы йо углубке ходка, а в лебедочной камере— монтаж лебедки БЛ-1600.

На расстоянии 30 м от лебедочной камеры в ходке на участке пути с уклоном 6° находит­ ся барьер 1, состоящий из двух вертикально установленных металлических труб диаметром 4 дюйма, заделанных в лунках бетоном, и по­ перечной трубы того же диаметра на шарнире, перемещающейся на высоте 710 м от головки рельс. Такая высота поперечной трубы доста­ точна для удержания вагонетки, но недостаточ­ на для удержания платформы, высота которой 350 мм — меньше высоты барьера (рис. 24).

1,16


Ьагои с породой Щ!

П о л о ж е н и е п л о щ а д к и

перед абариеи^-^Сй^

месте несчастно?! сличехе

Рис. 24. / — предохранительный барьер

В первую смену начальник участка дал на­ ряд проходчикам на прохождение ходка, а мон­ тажникам доставить на платформе электродви­ гатель весом 1300 кг в лебедочную камеру, где производился монтаж лебедки БЛ-1600.

Когда электродвигатель был доставлен и разгружен в лебедочной камере, платформу опустили по ходу ниже заезда верхней прием­

117

ной площадки и остановили перед закрытым барьером (на наклонной части ходка), подло­ жив под скаты куски породы и отсоединив ка­ нат лебедки. В это время на нижней приемной площадке участковый маркшейдер с замерщи­ ком установили теодолит для определения на­ правления углубки ходка.

На заезде верхней приемной площадки на­ ходился вагон с породой, который монтажники по наряду начальника участка должны были опустить по ходку вниз. Так как одна пустая площадка не могла передвигаться вниз по ход­ ку из-за малого уклона (6—9°), решено было соединить ее сцепкой с груженым вагоном и совместно опустить их.

Прицепив канат лебедки к груженому ва­ гону, лебедчик подтянул его вверх за стрелку, после чего по сигналу одного из монтажников начал опускать вниз по ходку. Когда груже­ ный вагон подошел к стоявшей на наклонном пути плохо укрепленной платформе, произошел толчок и последняя, пройдя под закрытым барьером, с большой скоростью пошла вниз и на нижнем заезде травмировала маркшейде­ ра. Кроме того, подвергались опасности про­ ходчики, работающие в забое ходка, так как выше их рабочего места барьер не был уста­ новлен.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) на наклонном пути ходка была оставле­ на и ненадежно закреплена платформа, отсо­ единенная от каната лебедки;

б) в верхней части ходка установлен барь­ ер, рассчитанный ' только для удержания

118

вагонов, а не платформ, так как высота попе­ речной трубы завышена;

в) неправильная выдача нарядов начальни­ ком участка, который, зная о том, что в ходке будут работать маркшейдеры и проходчики, разрешил пуск по ходку вагонов и платформ;

г) нахождение людей в наклонной выработ­ ке во время работы откатки;

д) низкая производственная дисциплина среди монтажников, которые халатно отне­ слись к маневровым операциям на наклонной части ходка, не укрепили надежно платформу.

Как предотвратить подобный случай:

а) , установить барьер выше места работы проходчиков по углубке ходка;

б) не допускать оставление вагонеток или платформ на наклонных выработках отцёпленными от тягового каната и без надежного их закрепления;

в) конструкция барьеров, устанавливаемых в горных выработках, должна обеспечивать задержание всех видов подвижного -состава (вагонов, платформ, применяемых на шахтах ,для откатки грузов;

г) не допускать нахождения людей в на­ клонных выработках во время работы от­ катки.