Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
3,4 м, ширина — 3,8 м. Выработка однопуте вая, ширина, колеи 900 мм, рельсы типа Р-33.
Транспортировка угля осуществляется в ва гонетках типа УВГ-3,3 с вращающимися сцеп
ками контактными электровозами типа 14-КР. Зазоры между крепью выработки и подвижным составом отвечают требованиям Правил без опасности и равны с одной стороны 0,95 м, с другой — 1,05 м.
Камера и подводящие выработки освеще ны стационарными светильниками в соответ ствии с требованиями Правил безопасности. Для подачи груженых вагонеток в опрокиды ватель установлен толкатель. У опрокидыва теля с торцевых сторон оборудовано огражде ние 2.
ПО
Когда в опрокидывателе было разгружено 26 вагонеток, машинист электровоза подогнал машину 3 к порожняковой партии, прицепил состав к электровозу. Затем он попросил вто рого машиниста электровоза, находящегося рядом, расцепить состав вагонеток. Последний, вместо того чтобы расцепить состав у ограж дения, как предусмотрено технологическим паспортом, пролез через ограждение опроки дывателя и в тот момент, когда машинист электровоза толкнул партию в сторону опро кидывателя, он нагнулся, чтобы расцепить ва гонетки 4 и 5, в результате чего был прижат бортом вагонетки 5 к корпусу опрокидывате ля и травмирован.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) нарушение технологического паспорта работы опрокидывателя пострадавшим, кото рый пытался расцепить состав вагонеток, на ходясь в зоне ограждения;
б) нарушение технологического паспорта работы опрокидывателя первым машинистом электровоза, который поручил расцепку ваго неток пострадавшему;
в) ограждение опрокидывателя было уста новлено на расстоянии 0,65- ж от вагонеток, что позволяло рабочим производить расцепку вагонеток непосредственно у опрокидыва теля;
г) отсутствие в камере опрокидывателя спе циальных крюков для расцепки вагонеток;
д) отсутствие технологического паспорта работы опрокидывателя в камере у пульта уп равления;
111
е) |
неудовлетворительная дисциплина сред |
рабочих |
участка внутришахтного транспорта |
и слабый |
контроль со стороны ИТР участка |
и шахты за соблюдением рабочими Правил |
|
безопасного ведения работ. |
Как предотвратить подобный случай:
а) на каждый опрокидыватель должен быть составлен и вывешен в камере у пульта управления технологический паспорт, в кото ром предусматривается' организация и поря док выполнения всех операций, связанных с работой опрокидывателя;
б) конструкция ограждения у опрокидыва теля не должна позволять находиться рабочим между опрокидывателями и вагонетками;
в) не допускать сцепку или расцепку ваго неток в зоне ограждений опрокидывателей ближе 5 ж от опрокидывателей, вентиляцион ных дверей или-других препятствий;
г) для сцепки и расцепки вагонеток в ме стах выполнения этих работ должны исполь зоваться специальные крюки;
д) на стене камеры или выработки, где разцешено производить сцепку или расцепку ва гонеток, должны вывешиваться таблицы с надписью «Место сцепки и расцепки вагоне ток»;
е) при обнаружении случаев расцепки ва гонов в зоне ограждений опрокидывателей или ближе 5 ж от вентиляционных дверей или дру гих препятствий принимать меры по недопуще нию подобных нарушений и сообщать о факте нарушения ИТР участка или шахты.
112
П р и м е р т р и д ц а т ь с е д ь м о й
При проверке электровозного гаража отка точного горизонта шахты горнотехническим ин спектором было выявлено ряд нарушений Пра вил безопасности: крышки батарейных ящиков с внутренней стороны не имели изоляционного покрытия, углы на некоторых из них были де формированы, а в одной из батарей отломано борно аккумулятора, в результате чего была запрещена эксплуатация восьми аккумулятор ных батарей.
Несмотря на это запрещение, дежурный электрослесарь гаража, не устранив наруше ний, выявленных инспектором, разрешил вы ход электровоза с неисправной батареей. По распоряжению диспетчера этот электровоз был направлен на участок для вывозки угля из за: боя штрека.
Порожние вагонетки для погрузки угля и породы во время прохождения откаточного штрека подавались электровозом типа 8АРП-3. Отцепив партию порожняка на разминовке под лавой, машинист электровоза заезжал в тупиковую часть штрека, длина которой была 380 м, подъезжал к забою, прицеплял гружен ные вагонетки породой и углем и доставлял их на разминовку под лаву. После чего порож ние вагонетки заталкивал электровоз к забою.
На откаточном штреке участка, куда был направлен электровоз, в отдельных местах от сутствовали безопасные зазоры между крепле нием и подвижным составом, предусмотренные Правилами безопасности. При движении элект ровоза в тупиковой части штрека крышка ба-
8. |
184 |
113 |
тарейного ящика зацепилась за металлическое крепление, сдвинулась и деформировалась (рис. 23), в результате чего в момент соприко сновения произошло искрение между борнами аккумуляторов и внутренней поверхностью ме таллической крышки батарейного ящика, не имеющей изоляционного покрытия.
V \Г V и \т V " и ■•‘-""в** V
А А-— г,яА |
|
1н |
|
И |
|
Ш |
Л Л |
А А |
А |
А |
Л А . |
||
|
|
Л |
л |
А |
А . |
|
|
|
деформированная крышко. |
||||
углы на крышке |
сбиты |
''остудард. |
с крепл.гн&е |
крышка батарейного ящика (десрормамЁанная)
Рис. 23. 1— аккумуляторный электровоз; 2 — деформи рованная крышкабатарейного ящика
Кроме того, вследствие неплотного контак та на сломанном борне аккумулятора электро возной батареи произошел перегрев его, что вызвало выгорание изоляционного (капроно вого) и уплотняющего (резинового) колец.
В этот момент, когда электровоз передви гался в опережающей части штрека, в забое произошел внезапный выброс угля и газа. Вы брошенный газ быстро распространился по
114
штреку, а искрение между борнами аккумуля торов и металлической крышкой батареи вы звало взрыв метана с тяжелыми послед ствиями.
Авария и несчастный случай произошли по следующим причинам:
а) выпуск из гаража электровоза с неис правной аккумуляторной батареей (отсутствие изоляционного покрытия крышки батарейного ящика и плохие контакты на сломанном борно аккумулятора);
б) отсутствие необходимых зазоров между подвижным составом и креплением штрека;
в) наличие тупиковой выработки большой протяженности, проветриваемой вентилятора ми местного проветривания, заезд неисправно го электровоза в эту выработку.
Чтобы предотвратить подобные аварии и случаи, надо:
а) не допускать выхода неисправных элект ровозов из гаража;
б) не допускать заезда электровозов в вы работки, где отсутствуют зазоры, предусмот ренные Правилами безопасности;
в) в местах, куда запрещен заезд электро возов, должны быть вывешены соответствую щие запретные знаки;
г) металлические батарейные ящики к ак кумуляторным электровозам типов 8АРП-3, 13АРП и др. должны иметь изоляционное по крытие;
д) при получении сигналов о том, что в вы работке отсутствуют безопасные зазоры, не до пускать заезда туда электровозов и принимать меры по перекреплению этих выработок; /
8* |
115 |
е) во всех тупиковых выработках на газо вых шахтах, проветриваемых вентиляторами местного проветривания, должны быть прибо ры непрерывного контроля типов СШ-2, СМП-1 и др., определяющие скопление ме тана;
ж) межэлементные соединения в аккуму ляторах электровозных батарей должны кре питься двумя гайками.
П р и м е р т р и д ц а т ь в о с ь м о й
Механизированный ходок длиной 180 л име ет две приемные площадки с заездами, прой ден по пустым породам сечением 6,5 м2 с ук лоном 6—9°. Рельсовый путь уложен из рельс Р-24, ширина колеи 900 мм. Откатка по ходку осуществляется в 3-тоцных вагонетках лебед кой БГ-800. Ходок освещен по всей длине све тильниками РП-60. С нижнего горизонта ве дутся работы йо углубке ходка, а в лебедочной камере— монтаж лебедки БЛ-1600.
На расстоянии 30 м от лебедочной камеры в ходке на участке пути с уклоном 6° находит ся барьер 1, состоящий из двух вертикально установленных металлических труб диаметром 4 дюйма, заделанных в лунках бетоном, и по перечной трубы того же диаметра на шарнире, перемещающейся на высоте 710 м от головки рельс. Такая высота поперечной трубы доста точна для удержания вагонетки, но недостаточ на для удержания платформы, высота которой 350 мм — меньше высоты барьера (рис. 24).
1,16
Ьагои с породой Щ!
П о л о ж е н и е п л о щ а д к и
перед абариеи^-^Сй^
месте несчастно?! сличехе
Рис. 24. / — предохранительный барьер
В первую смену начальник участка дал на ряд проходчикам на прохождение ходка, а мон тажникам доставить на платформе электродви гатель весом 1300 кг в лебедочную камеру, где производился монтаж лебедки БЛ-1600.
Когда электродвигатель был доставлен и разгружен в лебедочной камере, платформу опустили по ходу ниже заезда верхней прием
117
ной площадки и остановили перед закрытым барьером (на наклонной части ходка), подло жив под скаты куски породы и отсоединив ка нат лебедки. В это время на нижней приемной площадке участковый маркшейдер с замерщи ком установили теодолит для определения на правления углубки ходка.
На заезде верхней приемной площадки на ходился вагон с породой, который монтажники по наряду начальника участка должны были опустить по ходку вниз. Так как одна пустая площадка не могла передвигаться вниз по ход ку из-за малого уклона (6—9°), решено было соединить ее сцепкой с груженым вагоном и совместно опустить их.
Прицепив канат лебедки к груженому ва гону, лебедчик подтянул его вверх за стрелку, после чего по сигналу одного из монтажников начал опускать вниз по ходку. Когда груже ный вагон подошел к стоявшей на наклонном пути плохо укрепленной платформе, произошел толчок и последняя, пройдя под закрытым барьером, с большой скоростью пошла вниз и на нижнем заезде травмировала маркшейде ра. Кроме того, подвергались опасности про ходчики, работающие в забое ходка, так как выше их рабочего места барьер не был уста новлен.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) на наклонном пути ходка была оставле на и ненадежно закреплена платформа, отсо единенная от каната лебедки;
б) в верхней части ходка установлен барь ер, рассчитанный ' только для удержания
118
вагонов, а не платформ, так как высота попе речной трубы завышена;
в) неправильная выдача нарядов начальни ком участка, который, зная о том, что в ходке будут работать маркшейдеры и проходчики, разрешил пуск по ходку вагонов и платформ;
г) нахождение людей в наклонной выработ ке во время работы откатки;
д) низкая производственная дисциплина среди монтажников, которые халатно отне слись к маневровым операциям на наклонной части ходка, не укрепили надежно платформу.
Как предотвратить подобный случай:
а) , установить барьер выше места работы проходчиков по углубке ходка;
б) не допускать оставление вагонеток или платформ на наклонных выработках отцёпленными от тягового каната и без надежного их закрепления;
в) конструкция барьеров, устанавливаемых в горных выработках, должна обеспечивать задержание всех видов подвижного -состава (вагонов, платформ, применяемых на шахтах ,для откатки грузов;
г) не допускать нахождения людей в на клонных выработках во время работы от катки.