Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рабочие и ИТР, так как при этом возможен более полный и квалифицированный разбор, а следовательно, и более полные выводы.

Необходимо внимательно выслушать пред­ ложения рабочих,* дать квалифицированную оценку этим предложениям, проанализировать их эффективность.

Особое внимание необходимо обращать на сопоставление состояния места прорабатывае­ мой аварии и фактическое состояние рабочих мест на транспорте и при выявлении отклоне­ ний от правил, паспортов и т. д. сразу же кор­ ректировать наряд, давая указания рабочим прежде всего на устранение нарушений Пра­ вил безопасности, на приведение рабочего ме­ ста или участка в соответствие с требования­ ми, оговоренными в технологических паспор­ тах и проектах.

Все предложения трудящихся по устране­ нию нарушений и приведению производствен­ ных мест в состояние, отвечающее Правилам безопасности, должны быть занесены в специ­ альный журнал, форма которого представлена в табл. 1.

Указанный журнал должен заполняться ИТР участка, которые проводят инструктаж или ведут наряд по участку.

Предложение должно быть записано по возможности полно и ясно, в графе 4 необхо­ димо изложить краткое содержание распоря­ жения об устранении нарушения. Лицо, кото­ рому поручено выполнение этой работы, долж­ но расписаться о принятии распоряжения к исполнению и после выполнения произвести отметку в графе 6 и также расписаться.

12

Т а б л и ц а 1

Ж У Р Н А Л

учета выполнения предложений участком внутришахтного транспорта по устранению нарушений Правил безопасности

Датанияния ­поступле­предложе

1

 

 

Кому дано

­

Фамилия и про­

 

выпол

Содержание

распоряже­

фессия подавше­

ние об уст­

предложен ия

го предложение

ранении на­

 

 

рушения

Срок нения

 

 

 

2

3

4

5

Отметка о

Примеча­

выполнении

ние

и подпись

 

6

7


За выполнением предложений трудящихся* направленных на улучшение технического со­ стояния подземного транспорта, техники без­ опасности и охраны труда, руководителями участка должен осуществляться постоянный контроль.

После обсуждения и разбора рассматрива­ емого случая полезно ознакомить рабочих со случаями травматизма и аварий, имевших ме­ сто на участке по аналогичным причинам.

При этом необходимо конкретно указать лиц, виновных в допущении аварии или не­ счастного случая, независимо от выполняемой работы и занимаемой должности, и четко оп­ ределить степень виновности каждого из них* указав, в чем они конкретно виноваты.

Как и в первом случае, необходимо рас­ смотреть вместе с рабочими возможные меры и нормы поведения трудящихся с тем, чтобы ана­ логичные случаи на подземном транспорте не повторялись.

Оформление результатов проведения инструктажа

На каждом участке, в том числе и на уча­ стке внутришахтного транспорта, должна ве­ стись книга производственного инструктажа рабочих.

Форма книги, рекомендуемая для учета проведения производственного инструктажа* представлена в табл. 2.

Журнал учета проведения производствен­ ного инструктажа ведется следующим обра­ зом.

14

проведе­

инструк­

тажа

Дата

ния

 

1

Т а б л и ц а 2

Ж У Р Н А Л

учета проведения производственного инструктажа рабочих участка внутришахтного транспорта

 

 

 

 

 

Инструктаж получил

Краткое

 

Фамилия

 

 

 

 

Использо­

и долж­

рабочий номер

занимаемая должность

 

 

содержание

 

 

инструк­

ванные

ность

про­

 

 

фамилия

роспись

материалы

водившего

 

 

тажа

 

 

 

рабочего

 

 

инструктаж

 

 

 

 

2

3

4

 

5

6

7

8

,


Указав дату проведения инструктажа, в графе 2 необходимо кратко изложить содер­ жание темы инструктажа для того, чтобы бы­ ло ясно, о чем шла речь, какие вопросы про­ рабатывались, по каким вопросам проводился, инструктаж; в графе 3 необходимо ука­ зать, какие материалы, чертежи, схемы, инст­ рукции, макеты были использованы при про­ ведении инструктажа. Это очень важно, так как определяет полноту и качество проведения инструктажа. •

Заполнение журнала должно быть четким и разборчивым.

Окончанием оформления инструктажа яв­ ляются подписи рабочих тех профессий, с ко­ торыми был проведен инструктаж.

Необходимо, чтобы каждый рабочий, рас­ писывающийся в журнале, полностью понял и усвоил все сказанное, и только после этого расписался в журнале.

Производственный инструктаж предельно ' ясно должен помочь рабочему разобраться в сложном вопросе, возникающем на производи стве, расширить познания своей профессии, глубже понять свои обязанности и осознать ту ответственность, которую он должен нести, если будет выполнять работу, нарушая Пра­ вила безопасности или инструкцию.

Качественно проведенный инструктаж и добросовестное выполнение работ, соблюдение трудовой и технлоогической дисциплины обе­ спечат безаварийную работу на подземном транспорте, ликвидируют производственный травматизм и будут способствовать успешному выполнению производственных планов.

16

Характерные аварии и случаи производственного травматизма

П е р в ы й п р и м е р

На нижней приемной площадке бремсбер­ га № 1, оборудованного концевой откаткой, спуск груза производится в вагонетках пар­ тиями. Емкость вагонеток 0,8 т, ширина колеи 575 мм.

На продолжении путей заезда (рис. 1) при выходе рельсов на горизонтальный участок

Рис. \. 1 — бремсберг; 2 — соединительные планки; 3 — болты; 4 — рельс; 5—6 — вагонетки

2. 184

' -^ЩОТЕНАОсбр

штрека соединительные планки 2 стыка рель­ сов не были зажаты болтами 3; встречный (движению вагонеток) рельс 4 оказался свер­ нутым внутрь колеи (нарушение § 221 Правил безопасности).

Начальник участка для обслуживания при­ емной площадки бремсберга дал наряд одно­ му рабочему. Дежурный по шахте — помощник главного инженера — утвердил наряд на ра­ боту одного человека на приемной площадке бремсберга.

Во время спуска по бремсбергу груженой партии из 5 вагонов первая вагонетка 5 на разведенном стыке рельсов сошла с пути. Один рабочий не смог поставить вагонетку на рель­ сы и позвал на помощь с верхней приемной площадки двух рабочих, с которыми вручную (самостав или домкрат отсутствовали) решил поставить вагонетку 5 на рельсы.

На буфер, сошедший с рельсов вагонетки 5, нашел буфером следующий вагон 6, и пока ра­ бочие отгоняли задние вагоны, плитовой стал между вагонетками на буфера и хотел их раз­ вести нажатием на лобовые части вагонеток. Когда вагон 6 соскочил с буфера вагона 5» зазор между сцепленными вагонетками умень­ шился и плитового травмировало.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) горный мастер перед-началом работы не осмотрел рабочее место и допустил работу от­ катки при неисправных рельсовых путях, не принял мер по исправлению путей;

б) рабочий перед началом работ не осмат­ ривал свой участок работы;

18


в) о случае схода вагона с рельсов рабочий не поставил в известность дежурного горного мастера;

г) постановку вагона на рельсы производи­ ли в отсутствие горного мастера и без приме­ нения безопасных средств малой механизации; д) пострадавший пытался усилием тела развести сошедшие с рельсов вагоны, нахо.-

дясь между ними на буферах; е) начальник участка дал наряд одному

человеку для обслуживания приемной площад­ ки бремсберга;

ж) дежурный по шахте (в данном случае помощник главного инженера) утвердил этот наряд;

з) горный мастер транспорта принял наряд на работу при обеспечении рабочего места ме­ нее чем двумя рабочими;

и) отсутствие на приемной площадке брем­ сберга или вблизи ее самостава или домкрата для постановки сошедших с рельсов вагонов.

Как предотвратить подобный случай:

а) горному мастеру перед началом работы необходимо тщательно осмотреть рабочее ме­ сто и не допускать работу откатки при неис­ правных рельсовых путях;

б) горный мастер при обнаружении неис­ правности путей обязан немедленно сообщить руководству участка внутришахтного транс­ порта и принять меры по исправлению путей; в) о случае схода с рельсов вагонеток или электровозов необходимо немедленно поста­ вить в известность дежурного горного мастера участка для принятия мер по устранению

причин бурения;

2*

19


г) для постановки на рельсы сошедших с них вагонеток или электровозов обеспечить все приемно-отправительные площадки бремс­ бергов и уклонов, рудничные дворы и элект­ ровозы домкратами или самоставами;

д) при постановке сошедших с рельсов ва­ гонеток или электровозов не становиться на них и не держаться за них руками или под­ ставлять спину для удержания;

е) не посылать для обслуживания приемноотправительных площадок одного рабочего;

ж) не утверждать наряд участку транспор­ та при посылке ими одного рабочего для обслуживания приемно-отправительной пло­ щадки;

з) постановку сошедших с рельсов вагоне­ ток, электровозов, породопогрузочных машин и т. д. производить в присутствии и под руко­ водством бригадира, горного мастера;,

и) рабочее место перед началом работ не­ обходимо тщательно осмотреть, зачистить от хлама, породы и грязи и поддерживать в чи­ стоте в течение всей смены; произвести очи­ стку всех выработок-от хлама; при необходи­ мости в выработках могут находиться обору­ дование, материалы аккуратно сложенные, не загромождая при этом свободные проходы для людей.

П р и м е р в т о р о й

Погрузочный пункт лавы был оборудован на откаточном штреке, имеющем опережение 120 ж и один рельсовый путь.

20

На свободном участке штрека (рис. 2) сто­ яли две вагонетки 1 с металлическими крыш­ ками, используемые для хранения инструмен­ та. Заталкивание порожних вагонеток 2 под

Рис. 2. 1 — вагонетки для инструмента; 2 — вагонетки; 3—маневровая лебедка; 4—канат; 5—крюк; 6—электро­ воз

погрузочный пункт лавы производилось элект­ ровозом 6, находящемся в хвосте состава. По­ дача порожних вагонеток 2 от забоя штрека под лаву осуществлялась маневровой лебед­ кой 3, установленной на свободном участке штрека с помощью каната 4 и крюка 5, цепля­ емого за буфер одной из вагонеток 2. Рельсо­ вые пути у погрузочного пункта были засоре­ ны угольной мелочью.

Когда электровоз 6 толкал впереди себя состав вагонеток 2, насыпщик зацепил крюк каната лебедки за борт одной из вагонеток

21