Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
рабочие и ИТР, так как при этом возможен более полный и квалифицированный разбор, а следовательно, и более полные выводы.
Необходимо внимательно выслушать пред ложения рабочих,* дать квалифицированную оценку этим предложениям, проанализировать их эффективность.
Особое внимание необходимо обращать на сопоставление состояния места прорабатывае мой аварии и фактическое состояние рабочих мест на транспорте и при выявлении отклоне ний от правил, паспортов и т. д. сразу же кор ректировать наряд, давая указания рабочим прежде всего на устранение нарушений Пра вил безопасности, на приведение рабочего ме ста или участка в соответствие с требования ми, оговоренными в технологических паспор тах и проектах.
Все предложения трудящихся по устране нию нарушений и приведению производствен ных мест в состояние, отвечающее Правилам безопасности, должны быть занесены в специ альный журнал, форма которого представлена в табл. 1.
Указанный журнал должен заполняться ИТР участка, которые проводят инструктаж или ведут наряд по участку.
Предложение должно быть записано по возможности полно и ясно, в графе 4 необхо димо изложить краткое содержание распоря жения об устранении нарушения. Лицо, кото рому поручено выполнение этой работы, долж но расписаться о принятии распоряжения к исполнению и после выполнения произвести отметку в графе 6 и также расписаться.
12
Т а б л и ц а 1
Ж У Р Н А Л
учета выполнения предложений участком внутришахтного транспорта по устранению нарушений Правил безопасности
Датанияния поступлепредложе
1
|
|
Кому дано |
|
|
Фамилия и про |
|
выпол |
||
Содержание |
распоряже |
|||
фессия подавше |
ние об уст |
|||
предложен ия |
||||
го предложение |
ранении на |
|||
|
|
рушения |
Срок нения |
|
|
|
|
||
2 |
3 |
4 |
5 |
Отметка о |
Примеча |
|
выполнении |
||
ние |
||
и подпись |
||
|
||
6 |
7 |
За выполнением предложений трудящихся* направленных на улучшение технического со стояния подземного транспорта, техники без опасности и охраны труда, руководителями участка должен осуществляться постоянный контроль.
После обсуждения и разбора рассматрива емого случая полезно ознакомить рабочих со случаями травматизма и аварий, имевших ме сто на участке по аналогичным причинам.
При этом необходимо конкретно указать лиц, виновных в допущении аварии или не счастного случая, независимо от выполняемой работы и занимаемой должности, и четко оп ределить степень виновности каждого из них* указав, в чем они конкретно виноваты.
Как и в первом случае, необходимо рас смотреть вместе с рабочими возможные меры и нормы поведения трудящихся с тем, чтобы ана логичные случаи на подземном транспорте не повторялись.
Оформление результатов проведения инструктажа
На каждом участке, в том числе и на уча стке внутришахтного транспорта, должна ве стись книга производственного инструктажа рабочих.
Форма книги, рекомендуемая для учета проведения производственного инструктажа* представлена в табл. 2.
Журнал учета проведения производствен ного инструктажа ведется следующим обра зом.
14
проведе |
инструк |
тажа |
Дата |
ния |
|
|
1 |
Т а б л и ц а 2
Ж У Р Н А Л
учета проведения производственного инструктажа рабочих участка внутришахтного транспорта
|
|
|
|
|
Инструктаж получил |
||
Краткое |
|
Фамилия |
|
|
|
|
|
Использо |
и долж |
рабочий номер |
занимаемая должность |
|
|
||
содержание |
|
|
|||||
инструк |
ванные |
ность |
про |
|
|
фамилия |
роспись |
материалы |
водившего |
|
|
||||
тажа |
|
|
|
рабочего |
|||
|
|
инструктаж |
|
|
|
|
|
2 |
3 |
4 |
|
5 |
6 |
7 |
8 |
,
Указав дату проведения инструктажа, в графе 2 необходимо кратко изложить содер жание темы инструктажа для того, чтобы бы ло ясно, о чем шла речь, какие вопросы про рабатывались, по каким вопросам проводился, инструктаж; в графе 3 необходимо ука зать, какие материалы, чертежи, схемы, инст рукции, макеты были использованы при про ведении инструктажа. Это очень важно, так как определяет полноту и качество проведения инструктажа. •
Заполнение журнала должно быть четким и разборчивым.
Окончанием оформления инструктажа яв ляются подписи рабочих тех профессий, с ко торыми был проведен инструктаж.
Необходимо, чтобы каждый рабочий, рас писывающийся в журнале, полностью понял и усвоил все сказанное, и только после этого расписался в журнале.
Производственный инструктаж предельно ' ясно должен помочь рабочему разобраться в сложном вопросе, возникающем на производи стве, расширить познания своей профессии, глубже понять свои обязанности и осознать ту ответственность, которую он должен нести, если будет выполнять работу, нарушая Пра вила безопасности или инструкцию.
Качественно проведенный инструктаж и добросовестное выполнение работ, соблюдение трудовой и технлоогической дисциплины обе спечат безаварийную работу на подземном транспорте, ликвидируют производственный травматизм и будут способствовать успешному выполнению производственных планов.
16
Характерные аварии и случаи производственного травматизма
П е р в ы й п р и м е р
На нижней приемной площадке бремсбер га № 1, оборудованного концевой откаткой, спуск груза производится в вагонетках пар тиями. Емкость вагонеток 0,8 т, ширина колеи 575 мм.
На продолжении путей заезда (рис. 1) при выходе рельсов на горизонтальный участок
Рис. \. 1 — бремсберг; 2 — соединительные планки; 3 — болты; 4 — рельс; 5—6 — вагонетки
2. 184
' -^ЩОТЕНАОсбр
штрека соединительные планки 2 стыка рель сов не были зажаты болтами 3; встречный (движению вагонеток) рельс 4 оказался свер нутым внутрь колеи (нарушение § 221 Правил безопасности).
Начальник участка для обслуживания при емной площадки бремсберга дал наряд одно му рабочему. Дежурный по шахте — помощник главного инженера — утвердил наряд на ра боту одного человека на приемной площадке бремсберга.
Во время спуска по бремсбергу груженой партии из 5 вагонов первая вагонетка 5 на разведенном стыке рельсов сошла с пути. Один рабочий не смог поставить вагонетку на рель сы и позвал на помощь с верхней приемной площадки двух рабочих, с которыми вручную (самостав или домкрат отсутствовали) решил поставить вагонетку 5 на рельсы.
На буфер, сошедший с рельсов вагонетки 5, нашел буфером следующий вагон 6, и пока ра бочие отгоняли задние вагоны, плитовой стал между вагонетками на буфера и хотел их раз вести нажатием на лобовые части вагонеток. Когда вагон 6 соскочил с буфера вагона 5» зазор между сцепленными вагонетками умень шился и плитового травмировало.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) горный мастер перед-началом работы не осмотрел рабочее место и допустил работу от катки при неисправных рельсовых путях, не принял мер по исправлению путей;
б) рабочий перед началом работ не осмат ривал свой участок работы;
18
в) о случае схода вагона с рельсов рабочий не поставил в известность дежурного горного мастера;
г) постановку вагона на рельсы производи ли в отсутствие горного мастера и без приме нения безопасных средств малой механизации; д) пострадавший пытался усилием тела развести сошедшие с рельсов вагоны, нахо.-
дясь между ними на буферах; е) начальник участка дал наряд одному
человеку для обслуживания приемной площад ки бремсберга;
ж) дежурный по шахте (в данном случае помощник главного инженера) утвердил этот наряд;
з) горный мастер транспорта принял наряд на работу при обеспечении рабочего места ме нее чем двумя рабочими;
и) отсутствие на приемной площадке брем сберга или вблизи ее самостава или домкрата для постановки сошедших с рельсов вагонов.
Как предотвратить подобный случай:
а) горному мастеру перед началом работы необходимо тщательно осмотреть рабочее ме сто и не допускать работу откатки при неис правных рельсовых путях;
б) горный мастер при обнаружении неис правности путей обязан немедленно сообщить руководству участка внутришахтного транс порта и принять меры по исправлению путей; в) о случае схода с рельсов вагонеток или электровозов необходимо немедленно поста вить в известность дежурного горного мастера участка для принятия мер по устранению
причин бурения;
2* |
19 |
г) для постановки на рельсы сошедших с них вагонеток или электровозов обеспечить все приемно-отправительные площадки бремс бергов и уклонов, рудничные дворы и элект ровозы домкратами или самоставами;
д) при постановке сошедших с рельсов ва гонеток или электровозов не становиться на них и не держаться за них руками или под ставлять спину для удержания;
е) не посылать для обслуживания приемноотправительных площадок одного рабочего;
ж) не утверждать наряд участку транспор та при посылке ими одного рабочего для обслуживания приемно-отправительной пло щадки;
з) постановку сошедших с рельсов вагоне ток, электровозов, породопогрузочных машин и т. д. производить в присутствии и под руко водством бригадира, горного мастера;,
и) рабочее место перед началом работ не обходимо тщательно осмотреть, зачистить от хлама, породы и грязи и поддерживать в чи стоте в течение всей смены; произвести очи стку всех выработок-от хлама; при необходи мости в выработках могут находиться обору дование, материалы аккуратно сложенные, не загромождая при этом свободные проходы для людей.
П р и м е р в т о р о й
Погрузочный пункт лавы был оборудован на откаточном штреке, имеющем опережение 120 ж и один рельсовый путь.
20
На свободном участке штрека (рис. 2) сто яли две вагонетки 1 с металлическими крыш ками, используемые для хранения инструмен та. Заталкивание порожних вагонеток 2 под
Рис. 2. 1 — вагонетки для инструмента; 2 — вагонетки; 3—маневровая лебедка; 4—канат; 5—крюк; 6—электро воз
погрузочный пункт лавы производилось элект ровозом 6, находящемся в хвосте состава. По дача порожних вагонеток 2 от забоя штрека под лаву осуществлялась маневровой лебед кой 3, установленной на свободном участке штрека с помощью каната 4 и крюка 5, цепля емого за буфер одной из вагонеток 2. Рельсо вые пути у погрузочного пункта были засоре ны угольной мелочью.
Когда электровоз 6 толкал впереди себя состав вагонеток 2, насыпщик зацепил крюк каната лебедки за борт одной из вагонеток
21