Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
для того, чтобы вагонетки, идущие в штрек, разматывали и, увлекали за собой канат 4, а сам шел, держась за эту вагонетку. Когда он поравнялся со стоявшими вагонетками / для инструмента, впереди идущие вагонетки, встре тив на пути просыпавшийся уголь, затормози лись, и вагонетка, за которую держался на сыпщик, сошла с рельсов. Так как электровоз продолжал толкать состав вагонеток, рабочий был придавлен к рядом стоящей вагонетке / для хранения инструмента.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) рабочее место у погрузочного пункта лавы содержалось в загрязненном виде, не был убран с рельсовых путей уголь, просыпав шийся при погрузке в вагонетки;
б) рабочий, набросив крюк каната на ва гонетку, шел рядом с ней, вместо того чтобы находиться у лебедки и следить за равномер ным разматыванием каната;
в) недостаточный инструктаж рабочих о безопасном выполнении работ у погрузочного пункта лавы;
г) отсутствовал технологический паспорт выполнения всех работ на погрузочном пункте, составленный в строгом соответствии с Пра вилами безопасности.
Как предотвратить подобный случай:
а) рабочее место перед началом работ н обходимо тщательно ©смотреть, зачистить от хлама, породы, просыпавшегося угля и под держивать в чистоте в течение всей смены; не допускать нахождения в районе погрузочных пунктов механизмов, оборудования, материа-
22
лов и т. д. рядом с рельсовыми путями. При технической необходимости оборудование, ме ханизмы, машины должны устанавливаться в специальных нишах, чтобы не загромождать свободные проходы для людей;
б) не сопровождать вагонетки и не идти рядом, если они заталкиваются электровозом или другими механическими средствами под погрузочные пункты или на разминовки;
в) у погрузочных пунктов лав иметь обход ной путь для движения электровозов в голове состава. При невозможности оборудования по грузочного пункта обходными путями должен быть разработан режим работы погрузочного пункта и передвижения транспортных средств и людей;
г) руководителям участков требовать соблюдения рабочими чистоты на'рабочих ме стах в течение всей смены. *
П р и м е р т р е т и й
Откаточный штрек нормального сечения имел закругление, достаточное для настилки пути с нужным радиусом по жесткой базе электровоза (рис. 3). Рельсы 1 в месте пово рота не были выпрессованы для нужного ра диуса закругления, а уложены проходчиками при прохождении штрека на стыке под углом 25°. Впереди по направлению к забою профиль пути был завышен и имел уклон в сторону околоствольного двора от 0,006 до 0,016, вме сто 0,003—0,005 по Правилам безопасности. Откатка груза производилась в однотонных вагонетках тяжелыми электровозами. Послед
23
ние вагонетки тормозились вставленными в колеса металлическими штырями.
Рельсовый путь 1 был уложен ближе к верхней стороне штрека, а с нижней стороны,
/место несчастного случая
|
|
откаточный |
штрек. |
|
|||
|
7 |
Профиль рельсового пути |
|||||
|
|
|
о огг |
о о ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п р е & ь / ш е н и я |
|
|
|
|
0 0 0 5 |
|
|
|
|
|
го |
|
||
|
р а с с т о я н и я |
20 2 0 |
|
2 0 |
|||
|
n n п и к е т о в и |
|
12 |
13 |
/4 |
15 |
|
Разрез по _/-/ |
Nнести несчастного случа я |
Рис. 3. 1 — рельсовые пути; 2 — водоотливная канавка
где был оставлен проход для людей, находи лась водоотливная канавка 2, не оборудован ная и не перекрытая, что затрудняло передви жение людей и вынуждало их идти по путям или по другой стороне штрека, где не имелось зазоров для безопасного передвижения.
На участке пути с завышенным профилем руководством участка внутришахтного транспорта не был установлен режим движения электровозов с пониженной скоростью.
В конце третьей смены машинист электро воза, затормозив две последние вагонетки штырями, вез партию груза (26 вагонеток) к
24
стволу на большой скорости. Подъезжая к за круглению, он увидел идущих по путям рабо чих и попытался быстро остановить электровоз. Когда электровоз остановился у стыка рель сов, уложенных под углом 25°, набежавшими 26 гружеными вагонетками (по завышенному профилю пути) на электровоз, его оазвернуло поперек штрека. При этом был травмирован рабочий, шедший по штреку со-стороны мень шего зазора.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) комиссия по приемке выполненных объе мов работ приняла бракованную работу от проходчиков штрека, не потребовав исправле ния неправильной настилки рельсов (нару шение § 34 Правил безопасности);
б) водоотливная канавка, пройденная на месте свободного прохода для людей по нижней стороне штрека, не была перекрыта;
в) не осуществлялся маркшейдерский конт роль за профилями пути (нарушение § 235 Правил безопасности), не был выдержан ра диус закругления рельсов;
г) было принято неправильное решение: вместо исправления профиля пути разрешено торможение последних вагонеток металличе скими штырями, что приводило к разрушению путевого хозяйства и преждевременному изно су полускатов вагонеток;
д) машинист электровоза, зная участок с завышенным профилем пути у неправильно выполненного закругления, развил высокую скорость, что исключило возможность плав-
25
ного торможения электровоза и своевременно го ухода рабочих с путей на нижнюю сторону штрека.
Как предотвратить подобный случай:
а) не принимать в эксплуатацию выработ ку, пройденную не по заданному профилю и при настилке путей не в соответствии с Пра вилами безопасности, до полного исправления брака;
б) свободный проход, как правило, необхо димо оставлять с верхней стороны штрека на всем протяжении выработки, не допуская ос тавления свободного прохода то на одной, то на другой стороне выработки;
в) при оставлении свободного прохода с нижней стороны выработки водоотливная ка навка должна качественно перекрываться на стилами и проход не должензагромождать ся трубами, оборудованием, материалами и т. д.;
г) главному маркшейдеру шахты необходи мо произвести нивелировку всех шахтных пу тей, результаты занести в книгу «Состояние путевого хозяйства» и вместе с предложения ми по исправлению профилей пути, закругле ний и т. д. передать начальнику внутришахтного транспорта для исполнения;
д) не производить торможение составов пу тем вставления в колеса вагонеток металли ческих или других штырей. Места, где требу ется торможение вагонеток, обеспечить меха ническими средствами торможения, воздей ствующими н’а нижнюю часть кузова вагоне ток или на торцы полускатов;
.26
е) все горные выработки необходимо обе спечить указателями допустимой скорости дви жения электровозов, в особенности у закруг лений, у пересечений выработок и т. д.
П р и м е р ч е т в е р т ы й
Рабочий в забое штрека полуйил легкую травму, и бригадир, не поставив в известность горного мастера, отвел пострадавшего к вспо
могательному уклону |
с углом |
падения 25°, |
а сам возвратился в |
забой |
за инструмен |
том. |
|
|
Травмированный рабочий, не имея сопро вождающего для передвижения по людскому ходку, попросил у плитовых разрешения вы ехать на груженой вагонетке. Плитовые, видя беспомощность пострадавшего, не поставив в известность горного мастера участка, разре шили ему выехать. Во время движения ваго нетки по уклону, на прицепном устройстве которой находился пострадавший, последний, потеряв сознание, упал и попал под вагонетку.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) бригадир проходчиков бездушно отнес ся к пострадавшему, предоставив самому ре шать вопрос выхода из шахты для получения медицинской пом’ощи. Он не поставил в изве стность горного мастера, находящегося в лаве, о несчастном случае с проходчиком, в резуль тате чего не были приняты безопасные меры по выводу пострадавшего из шахты;
27
б) плитовые уклона не поставили в извест ность руководство участка и смены о наличии пострадавшего, в результате этого пострадав ший не был выведен из шахты по ходку или вывезен со специальными мерами предосто рожности по уклону;
в) плитовые неправильно поступили, разре шив из сочувствия выезд травмированного на прицепном устройстве вагонетки;
г) пострадавший неправильно поступил, со гласившись в болезненном состоянии выехать по уклону на прицепном устройстве ва гонетки;
д) крайне низкой трудовой и производ ственной дисциплины среди трудящихся шах ты, что вызвало ряд нарушений Правил без опасности и руководящих инструкций со сто роны рабочих.
Как предотвратить подобный случай:
а) пострадавшего, даже если он получил легкий ушиб, необходимо сопровождать или выносить на носилках, вывозить по наклонным выработкам в специальных вагонетках на по верхность при обязательном сопровождении до медпункта;
б) рабочие, не имеющие возможности оста вить свое место для сопровождения больного, должны немедленно поставить в известность руководителей шахты или участка о наличии больного, требующего сопровождения или вы вода из шахты;
в) не допускать езду рабочих на груженых и порожних вагонетках, на электровозах, бу ферах и прицепных устройствах по наклонным и горизонтальным выработкам.
28
П р и м е р п я т ы й
Уклон длиной 660 м оборудован концевой откаткой. Угол падения 15°. По уклону произ водится спуск и подъем людей и грузов, ^ти ражированием людских вагонеток. Доставка производилась на участке длиной 300 м, а ни же велись работы по удлинению доставки. Во время рабочей смены передвижение рабочих происходило по людскому ходку.
Слесарь, решив выйти из шахты раньше смены, поднялся по ходку до нерабочей пло щадки уклона, прыгнул на идущую вверх пар тию вагонеток и сел на буфера между ваго нетками.
Когда партия проезжала третью приемную площадку, находившийся на ней горный ма стер заметил огонек между вагонетками и дал сигнал об остановке. Партия прошла выше и остановилась. Слесарь потушил лампу. Горйый мастер, не осмотрев тщательно всей пар
тии вагонеток, дал сигнал об |
отправке. Во |
||
время движения партии слесарь |
был травми |
||
рован вагонеткой. |
|
||
Несчастный |
случай произошел в резуль |
||
тате: |
■ . |
|
|
а) слабой трудовой дисциплины среди ра |
|||
бочих |
участков, |
что явилось следствием по- |
верхностого решения вопросов, связанных с
налаживанием дисциплины со стороны |
руко- |
"водства шахты; |
’ |
б) нарушения правил передвижения-людей по наклонным выработкам пострадавшим сле сарем;
29