Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для того, чтобы вагонетки, идущие в штрек, разматывали и, увлекали за собой канат 4, а сам шел, держась за эту вагонетку. Когда он поравнялся со стоявшими вагонетками / для инструмента, впереди идущие вагонетки, встре­ тив на пути просыпавшийся уголь, затормози­ лись, и вагонетка, за которую держался на­ сыпщик, сошла с рельсов. Так как электровоз продолжал толкать состав вагонеток, рабочий был придавлен к рядом стоящей вагонетке / для хранения инструмента.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) рабочее место у погрузочного пункта лавы содержалось в загрязненном виде, не был убран с рельсовых путей уголь, просыпав­ шийся при погрузке в вагонетки;

б) рабочий, набросив крюк каната на ва­ гонетку, шел рядом с ней, вместо того чтобы находиться у лебедки и следить за равномер­ ным разматыванием каната;

в) недостаточный инструктаж рабочих о безопасном выполнении работ у погрузочного пункта лавы;

г) отсутствовал технологический паспорт выполнения всех работ на погрузочном пункте, составленный в строгом соответствии с Пра­ вилами безопасности.

Как предотвратить подобный случай:

а) рабочее место перед началом работ н обходимо тщательно ©смотреть, зачистить от хлама, породы, просыпавшегося угля и под­ держивать в чистоте в течение всей смены; не допускать нахождения в районе погрузочных пунктов механизмов, оборудования, материа-

22

лов и т. д. рядом с рельсовыми путями. При технической необходимости оборудование, ме­ ханизмы, машины должны устанавливаться в специальных нишах, чтобы не загромождать свободные проходы для людей;

б) не сопровождать вагонетки и не идти рядом, если они заталкиваются электровозом или другими механическими средствами под погрузочные пункты или на разминовки;

в) у погрузочных пунктов лав иметь обход­ ной путь для движения электровозов в голове состава. При невозможности оборудования по­ грузочного пункта обходными путями должен быть разработан режим работы погрузочного пункта и передвижения транспортных средств и людей;

г) руководителям участков требовать соблюдения рабочими чистоты на'рабочих ме­ стах в течение всей смены. *

П р и м е р т р е т и й

Откаточный штрек нормального сечения имел закругление, достаточное для настилки пути с нужным радиусом по жесткой базе электровоза (рис. 3). Рельсы 1 в месте пово­ рота не были выпрессованы для нужного ра­ диуса закругления, а уложены проходчиками при прохождении штрека на стыке под углом 25°. Впереди по направлению к забою профиль пути был завышен и имел уклон в сторону околоствольного двора от 0,006 до 0,016, вме­ сто 0,003—0,005 по Правилам безопасности. Откатка груза производилась в однотонных вагонетках тяжелыми электровозами. Послед­

23


ние вагонетки тормозились вставленными в колеса металлическими штырями.

Рельсовый путь 1 был уложен ближе к верхней стороне штрека, а с нижней стороны,

/место несчастного случая

 

 

откаточный

штрек.

 

 

7

Профиль рельсового пути

 

 

 

о огг

о о ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п р е & ь / ш е н и я

 

 

 

 

0 0 0 5

 

 

 

 

го

 

 

р а с с т о я н и я

20 2 0

 

2 0

 

n n п и к е т о в и

 

12

13

/4

15

Разрез по _/-/

Nнести несчастного случа я

Рис. 3. 1 — рельсовые пути; 2 — водоотливная канавка

где был оставлен проход для людей, находи­ лась водоотливная канавка 2, не оборудован­ ная и не перекрытая, что затрудняло передви­ жение людей и вынуждало их идти по путям или по другой стороне штрека, где не имелось зазоров для безопасного передвижения.

На участке пути с завышенным профилем руководством участка внутришахтного транспорта не был установлен режим движения электровозов с пониженной скоростью.

В конце третьей смены машинист электро­ воза, затормозив две последние вагонетки штырями, вез партию груза (26 вагонеток) к

24


стволу на большой скорости. Подъезжая к за­ круглению, он увидел идущих по путям рабо­ чих и попытался быстро остановить электровоз. Когда электровоз остановился у стыка рель­ сов, уложенных под углом 25°, набежавшими 26 гружеными вагонетками (по завышенному профилю пути) на электровоз, его оазвернуло поперек штрека. При этом был травмирован рабочий, шедший по штреку со-стороны мень­ шего зазора.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) комиссия по приемке выполненных объе­ мов работ приняла бракованную работу от проходчиков штрека, не потребовав исправле­ ния неправильной настилки рельсов (нару­ шение § 34 Правил безопасности);

б) водоотливная канавка, пройденная на месте свободного прохода для людей по нижней стороне штрека, не была перекрыта;

в) не осуществлялся маркшейдерский конт­ роль за профилями пути (нарушение § 235 Правил безопасности), не был выдержан ра­ диус закругления рельсов;

г) было принято неправильное решение: вместо исправления профиля пути разрешено торможение последних вагонеток металличе­ скими штырями, что приводило к разрушению путевого хозяйства и преждевременному изно­ су полускатов вагонеток;

д) машинист электровоза, зная участок с завышенным профилем пути у неправильно выполненного закругления, развил высокую скорость, что исключило возможность плав-

25

ного торможения электровоза и своевременно­ го ухода рабочих с путей на нижнюю сторону штрека.

Как предотвратить подобный случай:

а) не принимать в эксплуатацию выработ­ ку, пройденную не по заданному профилю и при настилке путей не в соответствии с Пра­ вилами безопасности, до полного исправления брака;

б) свободный проход, как правило, необхо­ димо оставлять с верхней стороны штрека на всем протяжении выработки, не допуская ос­ тавления свободного прохода то на одной, то на другой стороне выработки;

в) при оставлении свободного прохода с нижней стороны выработки водоотливная ка­ навка должна качественно перекрываться на­ стилами и проход не должензагромождать­ ся трубами, оборудованием, материалами и т. д.;

г) главному маркшейдеру шахты необходи­ мо произвести нивелировку всех шахтных пу­ тей, результаты занести в книгу «Состояние путевого хозяйства» и вместе с предложения­ ми по исправлению профилей пути, закругле­ ний и т. д. передать начальнику внутришахтного транспорта для исполнения;

д) не производить торможение составов пу­ тем вставления в колеса вагонеток металли­ ческих или других штырей. Места, где требу­ ется торможение вагонеток, обеспечить меха­ ническими средствами торможения, воздей­ ствующими н’а нижнюю часть кузова вагоне­ ток или на торцы полускатов;

.26


е) все горные выработки необходимо обе­ спечить указателями допустимой скорости дви­ жения электровозов, в особенности у закруг­ лений, у пересечений выработок и т. д.

П р и м е р ч е т в е р т ы й

Рабочий в забое штрека полуйил легкую травму, и бригадир, не поставив в известность горного мастера, отвел пострадавшего к вспо­

могательному уклону

с углом

падения 25°,

а сам возвратился в

забой

за инструмен­

том.

 

 

Травмированный рабочий, не имея сопро­ вождающего для передвижения по людскому ходку, попросил у плитовых разрешения вы­ ехать на груженой вагонетке. Плитовые, видя беспомощность пострадавшего, не поставив в известность горного мастера участка, разре­ шили ему выехать. Во время движения ваго­ нетки по уклону, на прицепном устройстве которой находился пострадавший, последний, потеряв сознание, упал и попал под вагонетку.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) бригадир проходчиков бездушно отнес­ ся к пострадавшему, предоставив самому ре­ шать вопрос выхода из шахты для получения медицинской пом’ощи. Он не поставил в изве­ стность горного мастера, находящегося в лаве, о несчастном случае с проходчиком, в резуль­ тате чего не были приняты безопасные меры по выводу пострадавшего из шахты;

27

б) плитовые уклона не поставили в извест­ ность руководство участка и смены о наличии пострадавшего, в результате этого пострадав­ ший не был выведен из шахты по ходку или вывезен со специальными мерами предосто­ рожности по уклону;

в) плитовые неправильно поступили, разре­ шив из сочувствия выезд травмированного на прицепном устройстве вагонетки;

г) пострадавший неправильно поступил, со­ гласившись в болезненном состоянии выехать по уклону на прицепном устройстве ва­ гонетки;

д) крайне низкой трудовой и производ­ ственной дисциплины среди трудящихся шах­ ты, что вызвало ряд нарушений Правил без­ опасности и руководящих инструкций со сто­ роны рабочих.

Как предотвратить подобный случай:

а) пострадавшего, даже если он получил легкий ушиб, необходимо сопровождать или выносить на носилках, вывозить по наклонным выработкам в специальных вагонетках на по­ верхность при обязательном сопровождении до медпункта;

б) рабочие, не имеющие возможности оста­ вить свое место для сопровождения больного, должны немедленно поставить в известность руководителей шахты или участка о наличии больного, требующего сопровождения или вы­ вода из шахты;

в) не допускать езду рабочих на груженых и порожних вагонетках, на электровозах, бу­ ферах и прицепных устройствах по наклонным и горизонтальным выработкам.

28


П р и м е р п я т ы й

Уклон длиной 660 м оборудован концевой откаткой. Угол падения 15°. По уклону произ­ водится спуск и подъем людей и грузов, ^ти­ ражированием людских вагонеток. Доставка производилась на участке длиной 300 м, а ни­ же велись работы по удлинению доставки. Во время рабочей смены передвижение рабочих происходило по людскому ходку.

Слесарь, решив выйти из шахты раньше смены, поднялся по ходку до нерабочей пло­ щадки уклона, прыгнул на идущую вверх пар­ тию вагонеток и сел на буфера между ваго­ нетками.

Когда партия проезжала третью приемную площадку, находившийся на ней горный ма­ стер заметил огонек между вагонетками и дал сигнал об остановке. Партия прошла выше и остановилась. Слесарь потушил лампу. Горйый мастер, не осмотрев тщательно всей пар­

тии вагонеток, дал сигнал об

отправке. Во

время движения партии слесарь

был травми­

рован вагонеткой.

 

Несчастный

случай произошел в резуль­

тате:

.

 

 

а) слабой трудовой дисциплины среди ра­

бочих

участков,

что явилось следствием по-

верхностого решения вопросов, связанных с

налаживанием дисциплины со стороны

руко-

"водства шахты;

б) нарушения правил передвижения-людей по наклонным выработкам пострадавшим сле­ сарем;

29