Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

общил механику участка внутришахтного транспорта. Машинист электровоза, находив­ шийся в это время у опрокидывателя, предло­ жил подтягивать вагонетки электровозом 3, на что согласился ученик машиниста опроки­ дывателя, не уведомив об этом дежурного гор­ ного мастера.

Машинист электровоза подтяжку вагонеток в опрокидывателе производил по сигналу ок­ риком машиниста опрокидывателя.

Когда имелось уже 20 порожних вагонеток, электровоз, которым управлял машинист, скрылся из виду за закруглением выра­ ботки.

В это время к опрокидывателю пришла бригада слесарей для ремонта подвагонного толкателя. Бригадир,' лежа на почве, осмотрел состояние•толкателя. В момент прохода над ним вагонеток предложил ученику машиниста расцепить партию вагонеток.

Ученик машиниста, находясь в непосред­ ственной близости к опрокидывателю 4, начал расцеплять вагонетки — груженую 5 и порож­ нюю 6. находящуюся в опрокидывателе. В это время машинист электровоза решил подтянуть в опрокидыватель 4 груженную углем вагонет­ ку 5. В момент движения был ею прижат к опрокидывателю и травмирован ученик маши­ ниста.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) руководители участка внутришахтного транспорта допустили к самостоятельной ра­ боте ученика машиниста опрокидывателя, не

*100

закончившего производственного обучения и не сдавшего экзамены по профессии;

б) ученика машиниста опрокидывателя при­ крепили для прохождения практического обу­ чения к горному мастеру подземного транспор­ та, который по роду выполняемой работы не мог постоянно присутствовать на рабочем ме­ сте ученика, а следовательно, не смог осуще­ ствлять контроль за его действиями;

в) работа опрокидывателя производилась при неисправном подвагонном толкателе, и подача вагонеток в опрокидыватель осуще­ ствлялась электровозом, что не предусмотрено технологическим паспортом;

г) халатное отношение проявили слесари ремонта, которые видели, каким образом про­ изводится подача вагонеток в опрокидыватель, и не предупредили ученика машиниста опро­ кидывателя о том, что расцепку вагонеток в данном случае необходимо производить только после того, как он лично убедится, что электро­ возом вагонетки не будут протягиваться;

д)

отсутствие ограждения у опрокидывате­

ля, что позволило производить расцепку в не­

посредственной

близости

от

опрокидыва­

теля;

 

 

 

 

е)

нахождение

ученика

в непосредствен­

ной

близости к опрокидывателю

в момент

проталкивания партии вагонеток.

 

Чтобы предотвратить подобный случай,

надо:

не допускать к самостоятельному управ­

а)

лению машинами и механизмами лиц, не про­ шедших специального обучения по профессии

101


и не получивших. производственного навыка под руководством опытных рабочих-инструкто- ров и не сдавших экзамены по присваиваемой квалификации;

б) для прохождения производственного об­ учения на местах работ учеников прикреплять только к тем рабочим-инструкторам, которые могут постоянно находиться на рабочем месте совместно с учеником на протяжении всей смены;

в) не допускать работу опрокидывателей, если механизмы, обслуживающие его, находят­ ся в неисправном состоянии, о чем немедлен­ но ставить в известность горного мастера сме­ ны или участка;

г) не допускать использования электрововозов для подталкивания или протяжки ваго­ неток в опрокидыватели;

д) осмотр и ремонт механизмов произво­ дить в присутствии лиц, обслуживающих эти механизмы, или в присутствии горного масте­ ра, который может давать соответствующие распоряжения об участии обслуживающего персонала в ремонте механизмов, его монтаже, демонтаже и т. д.;

е) не допускать нарушений 'технологиче­ ских паспортов на опрокидывателях, а в пе­ риод ремонтов, требующих выполнения работ, не предусмотренных технологическим паспор­ том, руководство должно осуществляться гор­ ным мастером участка внутришахтного транс­ порта;

ж) опрокидыватель с торцевых сторон дол­ жен иметь надежное ограждение.

102

I

П р и м е р т р и д ц а т ь ч е т в е р т ы й

У приемно-отправительной площадки укло­ на с односторонним заездом порожняковая ветвь рельсового пути имела уклон в сторону приемной площадки, а грузовая ветвь пути — в противоположную сторону. Согласно техно­ логическому паспорту (рис. 20) подача порож-

Рис. 20. 1 — электровоз; 2 — удлиненная сцепка; 3 — стре­ лочный перевод; 4 — грузовой путь; 5 — порожние вагонетки; 6 — порожняковый путь

них вагонеток на приемно-отправительную пло­ щадку уклона производится электровозом 1 на удлиненной сцепке из каната 2. За стрелкой 3 электровоз 1 движется по грузовому пути 4, а порожние вагонетки 5 — по порожняковому пути 6. В момент подачи порожних вагонеток на приемно-отправительную площадку уклона электровоз 1 не мог вытащить партию вагоне­ ток, так как рельсовые пути 6 были засорены, а рельсовые пути 4 имели уклон, обратный на­

103


правлению движения электровоза 1. Маши­ нист электровоза включил песочницы, но они оказались неисправными, а песок, находящий­ ся в бункерах, был сырой и он не поступал на рельсы — электровоз продолжал буксовать. Машинист оставил ручку управления включен­ ным на ход вперед, вышел из кабины и начал посыпать на рельсы песок.

Когда колеса наехали на песок и образова­ лось хорошее сцепление, электровоз двинулся вперед и травмировал машиниста.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) загрязнены рельсовые пути порожняко­ вой ветви приемно-отправительной площадки;

б) неисправны песочницы электровоза; в) в песочницах находился сырой песок;

г) машинист оставил включенный электро­ воз;

д) машинист находился впереди электрово­ за, который был включен на ход вперед.

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) все рельсовые пути в шахте содержать в чистоте и в таком виде, чтобы реборды колес вагонеток и электровозов не касались балла­ ста; особенно в хорошем состоянии должны быть рельсовые пути на приемно-отправитель- ных площадках, у погрузочных пунктов и околоствольных дворах;

б) не выпускать из гаража электровозы с неисправными песочницами;

104

в) песок в песочницах иметь сухой, чтобы при повороте рычагов песочниц он мог свобод­ но высыпаться на рельсы;

г) ни в коем случае нельзя выходить из ка­ бины электровоза до тех пор, пока он не будет выключен и не снят с контроллера ключ;

д) нельзя находиться впереди движущего­ ся электровоза независимо от того, движется ли он в результате управления им или сам по каким-либо причинам движется по путям;

е) не разрешается на ходу электровоза про­ изводить подсыпку песка на рельсы под коле­ са как впереди электровоза, так и из-под рамы или через щели рамы'электровоза.

В случае необходимости машинист элект­ ровоза должен остановить электровоз, снять ручку управления, выйти из кабины и посы­ пать определенный участок рельсов песком, по­ том снова сесть в кабину, включить электровоз и проехать этот участок.

П р и м е р т р и д ц а т ь п я т ы й

Бремсберг (рис. 21) оборудован ленточным конвейером 1 и рельсовыми путями 2. По лен­ точному конвейеру 1 вниз по бремсбергу до погрузочного пункта транспортируется уголь,

апо рельсовому пути 2, проложенному рядом

сконвейером, производится спуск и подъем материалов и оборудования в вагонетках и на площадках при помощи установленной в верх­ ней части бремсберга лебедки БГ-800. Рабо­ чим такелажникам участка подземного транс­ порта был дан наряд на спуск по бремсбергу

105


Рис. 21. 1

ленточный конвейер;

2 — рельсовые

пути; 3 — грузовые

площадки из вагонеток ВШ-123; 4— порожние вагонетки УВГ-1,4' и

ВШ-123

и доставку к стволу деталей скребкового кон­ вейера и бывшей в употреблении металличе­ ской крепи.

Погрузив оборудование на площадки, они решили одновременно спустить и освободив­ шиеся от крепежного леса вагонетки.

106

 

Партия для спуска по бремсбергу

была

сформирована следующим образом.

 

 

3,

Первыми были прицеплены две

площадки

изготовленные из вагонеток ВШ-123,

одна

из

которых загружена постелью

от

при­

вода .скребкового конвейера, а вторая — де­

формированными элементами арочной крепи. Ни постель, ни элементы арочной крепи не были укреплены на площадках. К площадкам при помощи сцепок типа «полумесяц» были прицеплены три порожние вагонетки 4, одна из которых была типа УВГ-1,4, а две вагонетки типа ВШ-123.

При спуске партии по бремсбергу на участ­ ке перехода пути в закругление на откаточный штрек 5 на стыке рельсов типа Р-18 и Р-24 ва­ гонетка остановилась, на нее накатились две вагонетки типа ВШ-123, после чего вагонетка УВГ-1,4 соскочила со стыка, набежала на пло­ щадки 3, а так как вагонетка с площадками была сцеплена неисправной сцепкой, площад­ ки отцепились от партии вагонеток и произ­ вольно покатились вниз по бремсбергу.

Во время движения площадок по закругле­ нию элементы деформированной металличе­ ской арочной крепи рассыпались и уперлись в крепь, площадки, расцепившись, сошли с рель­ совых путей и на откаточном штреке травми­ ровали проходящего рабочего.

Барьером нижний заезд оборудован не был.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) рабочие-такелажники сформировали партию для спуска по бремсбергу из вагонеток

ЮГ


различных типов (ВШ-123 и УВГ-1,4), а так­ же площадок из вагонеток типа ВШ-123;

б) для прицепки площадок использовались сцепки кустарного изготовления и в неисправ­ ном состоянии;

в) в месте соединения рельсов типа Р-18 и Р-24 стык был выполнен без скрепляющих рельсы планок, в результате чего на нем за­ держивались вагонетки;

г) негабаритный груз (в данном случае де­ формированные элементы арочной крепи и по­ стель привода скребкового конвейера) не бы­ ли закреплены на площадках;

■д) отсутствовал барьер или ограждение на участке сопряжения заезда бремсберга со штреком для защиты горизонтальной выработ­ ки от скатывания сверху по бремсбергу ваго­ неток;

е) отсутствовали световые сигналы, преду­ преждающие рабочих о запрещении выхода на участок горизонтальной выработки во время работы откатки по бремсбергу.

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) не производить откатку партий из ваго­ неток и площадок различных типов;

б) перед тем как использовать сцепку для формирования партий вагонеток, необходимо тщательно ее осмотреть и неисправные отбро­ сить в специальный ящик; для выбраковки сцепок должны быть оборудованы специаль­ ными ящиками все приемно-отправительные площадки, погрузочные пункты, разминовки и др. участки выработок, где производится сцепка и расцепка вагонеток;

108

в) все стыки рельсов должны быть скреп­ лены специальными планками на болтах и в случае примыкания рельсов различных типов внутренняя сторона и верхняя часть головок рельсов не должны иметь уступов;

г) все грузы на площадках должны проч­ но закрепляться проволокой, канатом или цепью во избежание рассыпания или падения их с площадок при передвижении их по гори­ зонтальным и наклонным выработкам;

д) необходимо разработать технологический паспорт спуска и подъема грузов по бремсбер­ гу, предусмотрев в нем безопасную организа­ цию работ, средства защиты, сигнализацию и другие меры, предупреждающие случаи трав­ матизма.

В данном случае в технологическом паспор­ те необходимо предусмотреть:

оборудование заезда барьером, который должен открываться и закрываться дистанци­ онно.

На откаточном штреке в 10 метрах от заез­ да бремсберга справа и слева наличие свето­ вых знаков, указывающих на запрещение на­ хождения на этом участке людей. Световые знаки должны быть электрически связаны с лебедкой бремсберга и барьерами.

П р и м е р т р и д ц а т ь ш е с т о й

В специальной камере околоствольного дво­ ра установлен угольный опрокидыватель 1 (рис. 22). Сечение камеры 18 м2, высота ее

109