Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
общил механику участка внутришахтного транспорта. Машинист электровоза, находив шийся в это время у опрокидывателя, предло жил подтягивать вагонетки электровозом 3, на что согласился ученик машиниста опроки дывателя, не уведомив об этом дежурного гор ного мастера.
Машинист электровоза подтяжку вагонеток в опрокидывателе производил по сигналу ок риком машиниста опрокидывателя.
Когда имелось уже 20 порожних вагонеток, электровоз, которым управлял машинист, скрылся из виду за закруглением выра ботки.
В это время к опрокидывателю пришла бригада слесарей для ремонта подвагонного толкателя. Бригадир,' лежа на почве, осмотрел состояние•толкателя. В момент прохода над ним вагонеток предложил ученику машиниста расцепить партию вагонеток.
Ученик машиниста, находясь в непосред ственной близости к опрокидывателю 4, начал расцеплять вагонетки — груженую 5 и порож нюю 6. находящуюся в опрокидывателе. В это время машинист электровоза решил подтянуть в опрокидыватель 4 груженную углем вагонет ку 5. В момент движения был ею прижат к опрокидывателю и травмирован ученик маши ниста.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) руководители участка внутришахтного транспорта допустили к самостоятельной ра боте ученика машиниста опрокидывателя, не
*100
закончившего производственного обучения и не сдавшего экзамены по профессии;
б) ученика машиниста опрокидывателя при крепили для прохождения практического обу чения к горному мастеру подземного транспор та, который по роду выполняемой работы не мог постоянно присутствовать на рабочем ме сте ученика, а следовательно, не смог осуще ствлять контроль за его действиями;
в) работа опрокидывателя производилась при неисправном подвагонном толкателе, и подача вагонеток в опрокидыватель осуще ствлялась электровозом, что не предусмотрено технологическим паспортом;
г) халатное отношение проявили слесари ремонта, которые видели, каким образом про изводится подача вагонеток в опрокидыватель, и не предупредили ученика машиниста опро кидывателя о том, что расцепку вагонеток в данном случае необходимо производить только после того, как он лично убедится, что электро возом вагонетки не будут протягиваться;
д) |
отсутствие ограждения у опрокидывате |
|||
ля, что позволило производить расцепку в не |
||||
посредственной |
близости |
от |
опрокидыва |
|
теля; |
|
|
|
|
е) |
нахождение |
ученика |
в непосредствен |
|
ной |
близости к опрокидывателю |
в момент |
||
проталкивания партии вагонеток. |
|
|||
Чтобы предотвратить подобный случай, |
||||
надо: |
не допускать к самостоятельному управ |
|||
а) |
лению машинами и механизмами лиц, не про шедших специального обучения по профессии
101
и не получивших. производственного навыка под руководством опытных рабочих-инструкто- ров и не сдавших экзамены по присваиваемой квалификации;
б) для прохождения производственного об учения на местах работ учеников прикреплять только к тем рабочим-инструкторам, которые могут постоянно находиться на рабочем месте совместно с учеником на протяжении всей смены;
в) не допускать работу опрокидывателей, если механизмы, обслуживающие его, находят ся в неисправном состоянии, о чем немедлен но ставить в известность горного мастера сме ны или участка;
г) не допускать использования электрововозов для подталкивания или протяжки ваго неток в опрокидыватели;
д) осмотр и ремонт механизмов произво дить в присутствии лиц, обслуживающих эти механизмы, или в присутствии горного масте ра, который может давать соответствующие распоряжения об участии обслуживающего персонала в ремонте механизмов, его монтаже, демонтаже и т. д.;
е) не допускать нарушений 'технологиче ских паспортов на опрокидывателях, а в пе риод ремонтов, требующих выполнения работ, не предусмотренных технологическим паспор том, руководство должно осуществляться гор ным мастером участка внутришахтного транс порта;
ж) опрокидыватель с торцевых сторон дол жен иметь надежное ограждение.
102
I
П р и м е р т р и д ц а т ь ч е т в е р т ы й
У приемно-отправительной площадки укло на с односторонним заездом порожняковая ветвь рельсового пути имела уклон в сторону приемной площадки, а грузовая ветвь пути — в противоположную сторону. Согласно техно логическому паспорту (рис. 20) подача порож-
Рис. 20. 1 — электровоз; 2 — удлиненная сцепка; 3 — стре лочный перевод; 4 — грузовой путь; 5 — порожние вагонетки; 6 — порожняковый путь
них вагонеток на приемно-отправительную пло щадку уклона производится электровозом 1 на удлиненной сцепке из каната 2. За стрелкой 3 электровоз 1 движется по грузовому пути 4, а порожние вагонетки 5 — по порожняковому пути 6. В момент подачи порожних вагонеток на приемно-отправительную площадку уклона электровоз 1 не мог вытащить партию вагоне ток, так как рельсовые пути 6 были засорены, а рельсовые пути 4 имели уклон, обратный на
103
правлению движения электровоза 1. Маши нист электровоза включил песочницы, но они оказались неисправными, а песок, находящий ся в бункерах, был сырой и он не поступал на рельсы — электровоз продолжал буксовать. Машинист оставил ручку управления включен ным на ход вперед, вышел из кабины и начал посыпать на рельсы песок.
Когда колеса наехали на песок и образова лось хорошее сцепление, электровоз двинулся вперед и травмировал машиниста.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) загрязнены рельсовые пути порожняко вой ветви приемно-отправительной площадки;
б) неисправны песочницы электровоза; в) в песочницах находился сырой песок;
г) машинист оставил включенный электро воз;
д) машинист находился впереди электрово за, который был включен на ход вперед.
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) все рельсовые пути в шахте содержать в чистоте и в таком виде, чтобы реборды колес вагонеток и электровозов не касались балла ста; особенно в хорошем состоянии должны быть рельсовые пути на приемно-отправитель- ных площадках, у погрузочных пунктов и околоствольных дворах;
б) не выпускать из гаража электровозы с неисправными песочницами;
104
в) песок в песочницах иметь сухой, чтобы при повороте рычагов песочниц он мог свобод но высыпаться на рельсы;
г) ни в коем случае нельзя выходить из ка бины электровоза до тех пор, пока он не будет выключен и не снят с контроллера ключ;
д) нельзя находиться впереди движущего ся электровоза независимо от того, движется ли он в результате управления им или сам по каким-либо причинам движется по путям;
е) не разрешается на ходу электровоза про изводить подсыпку песка на рельсы под коле са как впереди электровоза, так и из-под рамы или через щели рамы'электровоза.
В случае необходимости машинист элект ровоза должен остановить электровоз, снять ручку управления, выйти из кабины и посы пать определенный участок рельсов песком, по том снова сесть в кабину, включить электровоз и проехать этот участок.
П р и м е р т р и д ц а т ь п я т ы й
Бремсберг (рис. 21) оборудован ленточным конвейером 1 и рельсовыми путями 2. По лен точному конвейеру 1 вниз по бремсбергу до погрузочного пункта транспортируется уголь,
апо рельсовому пути 2, проложенному рядом
сконвейером, производится спуск и подъем материалов и оборудования в вагонетках и на площадках при помощи установленной в верх ней части бремсберга лебедки БГ-800. Рабо чим такелажникам участка подземного транс порта был дан наряд на спуск по бремсбергу
105
Рис. 21. 1 — |
ленточный конвейер; |
2 — рельсовые |
пути; 3 — грузовые |
площадки из вагонеток ВШ-123; 4— порожние вагонетки УВГ-1,4' и
ВШ-123
и доставку к стволу деталей скребкового кон вейера и бывшей в употреблении металличе ской крепи.
Погрузив оборудование на площадки, они решили одновременно спустить и освободив шиеся от крепежного леса вагонетки.
106
|
Партия для спуска по бремсбергу |
была |
|
сформирована следующим образом. |
|
|
|
3, |
Первыми были прицеплены две |
площадки |
|
изготовленные из вагонеток ВШ-123, |
одна |
||
из |
которых загружена постелью |
от |
при |
вода .скребкового конвейера, а вторая — де |
формированными элементами арочной крепи. Ни постель, ни элементы арочной крепи не были укреплены на площадках. К площадкам при помощи сцепок типа «полумесяц» были прицеплены три порожние вагонетки 4, одна из которых была типа УВГ-1,4, а две вагонетки типа ВШ-123.
При спуске партии по бремсбергу на участ ке перехода пути в закругление на откаточный штрек 5 на стыке рельсов типа Р-18 и Р-24 ва гонетка остановилась, на нее накатились две вагонетки типа ВШ-123, после чего вагонетка УВГ-1,4 соскочила со стыка, набежала на пло щадки 3, а так как вагонетка с площадками была сцеплена неисправной сцепкой, площад ки отцепились от партии вагонеток и произ вольно покатились вниз по бремсбергу.
Во время движения площадок по закругле нию элементы деформированной металличе ской арочной крепи рассыпались и уперлись в крепь, площадки, расцепившись, сошли с рель совых путей и на откаточном штреке травми ровали проходящего рабочего.
Барьером нижний заезд оборудован не был.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) рабочие-такелажники сформировали партию для спуска по бремсбергу из вагонеток
ЮГ
различных типов (ВШ-123 и УВГ-1,4), а так же площадок из вагонеток типа ВШ-123;
б) для прицепки площадок использовались сцепки кустарного изготовления и в неисправ ном состоянии;
в) в месте соединения рельсов типа Р-18 и Р-24 стык был выполнен без скрепляющих рельсы планок, в результате чего на нем за держивались вагонетки;
г) негабаритный груз (в данном случае де формированные элементы арочной крепи и по стель привода скребкового конвейера) не бы ли закреплены на площадках;
■д) отсутствовал барьер или ограждение на участке сопряжения заезда бремсберга со штреком для защиты горизонтальной выработ ки от скатывания сверху по бремсбергу ваго неток;
е) отсутствовали световые сигналы, преду преждающие рабочих о запрещении выхода на участок горизонтальной выработки во время работы откатки по бремсбергу.
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) не производить откатку партий из ваго неток и площадок различных типов;
б) перед тем как использовать сцепку для формирования партий вагонеток, необходимо тщательно ее осмотреть и неисправные отбро сить в специальный ящик; для выбраковки сцепок должны быть оборудованы специаль ными ящиками все приемно-отправительные площадки, погрузочные пункты, разминовки и др. участки выработок, где производится сцепка и расцепка вагонеток;
108
в) все стыки рельсов должны быть скреп лены специальными планками на болтах и в случае примыкания рельсов различных типов внутренняя сторона и верхняя часть головок рельсов не должны иметь уступов;
г) все грузы на площадках должны проч но закрепляться проволокой, канатом или цепью во избежание рассыпания или падения их с площадок при передвижении их по гори зонтальным и наклонным выработкам;
д) необходимо разработать технологический паспорт спуска и подъема грузов по бремсбер гу, предусмотрев в нем безопасную организа цию работ, средства защиты, сигнализацию и другие меры, предупреждающие случаи трав матизма.
В данном случае в технологическом паспор те необходимо предусмотреть:
оборудование заезда барьером, который должен открываться и закрываться дистанци онно.
На откаточном штреке в 10 метрах от заез да бремсберга справа и слева наличие свето вых знаков, указывающих на запрещение на хождения на этом участке людей. Световые знаки должны быть электрически связаны с лебедкой бремсберга и барьерами.
П р и м е р т р и д ц а т ь ш е с т о й
В специальной камере околоствольного дво ра установлен угольный опрокидыватель 1 (рис. 22). Сечение камеры 18 м2, высота ее
109