Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
натяжении, он этого сделать не смог и побе жал к кнопкам, чтобы дать сигнал машинисту лебедки уклона об остановке партии на горизональной части приемно-отправительной пло щадки.
В это время вагонетки перекатились в ук лон, сильно натянули канат 2 маневровой ле бедки 1, канат 2 опрокинул маневровую ле бедку, которой и был травмирован рабочий.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) руководители участка внутришахтного транспорта послали обслуживать приемно-от- правительную площадку уклона неопытного рабочего, который не прошел обучения по професии, не был ознакомлен с технологией вы полнения всех операций;
б) постановка партии вагонеток на при- емно-отправительную площадку для отправки в уклон производилась неправильно, так как канаты маневровой лебедки и лебедки уклона двигались не в одном направлении и при от сутствии блокировки управления этими лебед ками могла произойти другая авария (опро кидывание вагонеток на бок);
в) подача партии вагонеток на приемно-от- правительную площадку производилась при открытых стопорах, препятствующих произ вольному уходу партии вагонеток в уклон;
г) отсутствовал технологический паспорт, определяющий выполнение всех операций и работ на приемно-отправительной площадке уклона по спуску и подъему порожних и гру женных углем, породой и оборудованием
30
вагонеток, негабаритных материалов (рельсы, лес, металлокрепление, оборудование).
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) для всех приемно-отправительных пло щадок уклонов и бремсбергов должен быть разработан технологический паспорт, в кото ром указывается расположение необходимого оборудования, а также технология выполнения всех работ, связанных с основным назначени ем приемно-отправительных площадок;
б) нельзя допускать к самостоятельной ра боте рабочих, ранее не работавших в шахтах или по данной специальности, не прошедших обучения по профессии и не имеющих доста точного опыта исполнения по технологическо му паспорту всех операций, производящихся на приемно-отправительных площадках;
в) нельзя производить откатку и подкатку партий вагонеток двумя механизмами, если они не имеют общего управления или если их работа не согласована особыми условиями и не предусмотрена технологическим паспортом;
г) не производить прицепку и отцепку ка натов от движущихся вагонеток или партии; отцепку и прицепку канатов к вагонеткам про изводить при полной их остановке;
д) барьер и стопора, препятствующие са мопроизвольному уходу вагонеток в уклон или бремсберг, должны открываться только в том случае, если вагонетки прицеплены к канату лебедки и канат находится в натянутом со стоянии.
91
П р и м е р т р и д ц а т ь п е р в ы й
На подземном транспорте проходили прак тику учащиеся горнопромышленной школы по специальности машинистов электровозов.
Согласно программе прохождения практи ки они должны освоить приемы и получить производственные навыки по прицепке, рас цепке вагонеток и формированию составов.
За каждым практикантом прикрепили опытного машиниста электровоза, и была оп ределена для них общая смена.
Учащийся вышел на работу не в свою сме ну и был допущен к прохождению практики с машинистом электровоза, который не знал программы обучения.
Машинист электровоза не побеспокоился 6 том, чтобы последняя вагонетка состава была обеспечена съемным сидением для сцепщика, работу которого исполнял учащийся, при сле довании с порожними вагонетками на участок он предложил практиканту сесть в кабину электровоза.
После выполнения маневровых работ у по грузочного пункта лавы насыпщик попросил машиниста протолкнуть партию дальше за за прещающий проезд электровоза знак, так как канат подтяжной лебедки оказался зашкивленным на барабане. Машинист электровоза на чал подталкивать партию вагонеток под по грузочный пункт лавы. Практикант, сидящий на борту кабины электровоза, зацепился кор пусом аккумуляторного светильника за крепь, упал с электровоза и был травмирован.
92
Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
а) учащийся горнопромышленного училища был допущен для прохождения практики не в назначенную для этого смену;
б) машинист электровоза не был ознаком лен с программой обучения, и ему не вменя лось в обязанность обучение учащегося;
в) машинист электровоза, дав согласие на работу с учеником, не обеспечил его съемным сидением, а разрешил ему находиться в каби не электровоза;
г) в неисправном состоянии содержалась маневровая лебедка на погрузочном пункте лавы, в результате чего канат был зашкивлен и для постановки вагонеток под погрузочный пункт лавы потребовалось заталкивать их электровозом;
д) машинист электровоза в нарушение тех нологического паспорта работы погрузочного пункта заехал электровозом за запрещающий знак для заталкивания вагонеток под погру зочный пункт лавы;
е) нечеткая и неправильная дача наряда машинисту электровоза в связи с направлени ем к нему ученика, в результате чего были до пущены нарушения Правил безопасности (от сутствие съемного сидения на последней ваго нетке, нахождение двух человек в кабине электровоза, выезд электровоза на участок вы работки, огражденный запрещающим знаком,
И т. д.).
93
Как предотвратить подобный случай:
а) учащиеся, проходящие практику под ру ководством опытных рабочих, должны выхо дить на работу в установленную им смену к только вместе с тем рабочим, которому пору чено обучение учащегося согласно программе;
б) не допускать нахождения в кабине элек тровоза во время движения посторонних лиц; кроме машиниста электровоза, в кабине никто, не должен находиться;
в) необходимо строго подчиняться преду предительным знакам при вождении составов вагонеток в шахте. Для этого необходимо всех машинистов электровозов обучить знаниями всех предупредительных знаков;
г) не допускать нарушения технологии вы полнения работ на погрузочных пунктах лав и в случае аварийного положения механизмов или места работы необходимо немедленно ста вить об этом в известность ИТР участка и в дальнейшем выполнять работы по восстанов лению нормального положения только по указанию и в присутствии ИТР участка дополного устранения причин, вызвавших нару шение технологии работ.
П р и м е р т р и д ц а т ь в т о р о й
Формирование состава порожних вагоне ток на нижней приемно-отправительной пло щадке уклона (рис. 18), согласно технологи
ческого паспорта, должны производить плитсьвые.
94
Спуск вагонеток по уклону 1, оборудован ному концевой откаткой, производится партия ми из шести вагонеток. Когда первая партия опускается на заезд, она по штреку оттягива ется на расстояние 15 м, чтобы освободить место для следующей партии вагонеток.
После опускания на заезд второй партии вагонеток она сцепляется с вагонетками пре дыдущей партии и электровозом доставляется на участок.
9.>
Во время формирования состава вагонеток на приемно-отправительной площадке уклона машинист электровоза решил резервом про ехать на участок и выяснить обстановку с гру зом. Во время его отсутствия была опущена
на |
заезд партия вагонеток в количестве |
6 |
штук. |
|
Плитовой с балластной вагонеткой отпра |
вил прицепное устройство вверх по уклону. Через некоторое время у него запросили с верхней приемно-отправительной площадки разрешение на спуск следующей партии ваго неток. Плитовой, пользуясь телефоном 2, дал разрешение на спуск следующей партии ваго неток, хотя свободного места для их постанов ки не было, так как первая партия вагонеток с площадки не убрана из-за отсутствия маши ниста электровоза.
Когда вторая партия вагонеток уже дви галась по уклону, плитовой взял строитель ную скобу, вышел на заезд, открыл барьер 3 и стал на наклонном заезде с правой сто роны путей по ходу движения вагонеток. Ког да первая вагонетка 4 поравнялась с плитовым, он скобой поднял сцепку вагонетки, ле вой рукой взялся за борт и вместе с партией побежал на площадку, для того чтобы ваго нетки первой партии сцепить в момент сбли жения буферов.
Партия вагонеток по наклонной части заез да двигалась с большой скоростью, и в момент сближения с вагонетками первой партии про изошел сильный удар, вагонетка, за которую держался плитовой, забурилась и травми ровала его.
96
Приемно-отпр'авительная площадка уклона была оборудована сигнализацией 5, имелся те лефон и безопасное место для плитового.
Несчастный случай произошел по следую щим причинам•
а) машинист электровоза оставил рабочее место в период формирования партии, чем на рушил трудовую дисциплину, что способство вало в дальнейшем’нарушению технологии ра бот при формировании партии вагонеток;
б) плитовой, видя, что первая партия ваго неток не убрана на достаточное расстояние, дал указание на спуск второй партии вагоне ток;
в) плитовой пытался1 сцепить вагонетки первой и второй партии на ходу при помощи строительной скобы;
г) плитовой во время движения вагонеток по уклону вышел на наклонную часть заезда и открыл в это время предохранительный барьер, после этого длительное время находился на наклонной части заезда, ожидая партию ваго неток; он не находился в укрытии (специально предусмотренном месте) в период движения вагонеток по уклону и наклонной части заезда.
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) строго соблюдать технологический пас порт приема и отправки грузов, а также фор мирования составов вагонеток на приемно-от- правительных площадках уклонов и бремсбер гов;
б) не покидать плитовому рабочего места, а при необходимости отлучки работы на при-
7. |
184 |
97 |
емно-отправительной площадке должны быть прекращены;
в) не допускать сцепку и расцепку вагоне ток в период их движения;
г) не передвигаться рядом ,с движущимися вагонетками, не держаться за борты и т. д.;
д) закрытие и открытие предохранитель ных барьеров на наклонных участках пути производить только при полной остановке ваго неток, а при их спуске в уклон при полной ос тановке вагонеток на горизонтальных путях в пределах приемно-отправительной площадки;
е) плитовому во время движения вагонеток по уклону и наклонной части заезда необходи мо находиться в безопасном месте, указанном в технологическом паспорте.
П р и м е р т р и д ц а т ь т р е т и й
На шахту поступил молодой рабочий. По сле прохождения 10-дневного предварительно го обучения он был направлен учеником ма шиниста опрокидывателя вагонеток. Для про хождения обучения и получения практических навыков его прикрепили к опытному машини сту, установили обоим одну смену и общин выходной день.
По истечении месяца руководители участка внутришахтного транспорта машиниста-ин- структора перевели в другую смену, а новый рабочий для продолжения обучения был при креплен к горному мастеру подземного транс порта.
98
Горный мастер подземного транспорта по роду выполняемой работы не мог постоянно на ходиться у опрокидывателя, и ученик работал самостоятельно.
Вагонетки (рис. 19) с вращающимися сцеп ками в нерасцепленном состоянии подаются в
песп/о несчастного случаи
Рис. 19. 1— кнопки управления опрокидывателем; 2 — подтяжная лебедка; 3—электровоз; 4—опрокидыватель; 5 ■— вагонетки, груженные углем; € — вагонетка в опро кидывателе
опрокидыватель подвагонным толкателем, уп равление которым осуществляется кнопками 1.
На случай, если подвагонный толкатель выйдет из строя, в резерве находилась подтяж
ная лебедка 2.
За время работы ученика машиниста не бы ло случаев выхода из строя подвагонного тол кателя, поэтому он не умел пользоваться и управлять подтяжной лебедкой.
В начале смены подвагонный толкатель вышел из строя, о чем ученик машиниста со
*7* |
99 |