Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

натяжении, он этого сделать не смог и побе­ жал к кнопкам, чтобы дать сигнал машинисту лебедки уклона об остановке партии на горизональной части приемно-отправительной пло­ щадки.

В это время вагонетки перекатились в ук­ лон, сильно натянули канат 2 маневровой ле­ бедки 1, канат 2 опрокинул маневровую ле­ бедку, которой и был травмирован рабочий.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) руководители участка внутришахтного транспорта послали обслуживать приемно-от- правительную площадку уклона неопытного рабочего, который не прошел обучения по професии, не был ознакомлен с технологией вы­ полнения всех операций;

б) постановка партии вагонеток на при- емно-отправительную площадку для отправки в уклон производилась неправильно, так как канаты маневровой лебедки и лебедки уклона двигались не в одном направлении и при от­ сутствии блокировки управления этими лебед­ ками могла произойти другая авария (опро­ кидывание вагонеток на бок);

в) подача партии вагонеток на приемно-от- правительную площадку производилась при открытых стопорах, препятствующих произ­ вольному уходу партии вагонеток в уклон;

г) отсутствовал технологический паспорт, определяющий выполнение всех операций и работ на приемно-отправительной площадке уклона по спуску и подъему порожних и гру­ женных углем, породой и оборудованием

30

вагонеток, негабаритных материалов (рельсы, лес, металлокрепление, оборудование).

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) для всех приемно-отправительных пло­ щадок уклонов и бремсбергов должен быть разработан технологический паспорт, в кото­ ром указывается расположение необходимого оборудования, а также технология выполнения всех работ, связанных с основным назначени­ ем приемно-отправительных площадок;

б) нельзя допускать к самостоятельной ра­ боте рабочих, ранее не работавших в шахтах или по данной специальности, не прошедших обучения по профессии и не имеющих доста­ точного опыта исполнения по технологическо­ му паспорту всех операций, производящихся на приемно-отправительных площадках;

в) нельзя производить откатку и подкатку партий вагонеток двумя механизмами, если они не имеют общего управления или если их работа не согласована особыми условиями и не предусмотрена технологическим паспортом;

г) не производить прицепку и отцепку ка­ натов от движущихся вагонеток или партии; отцепку и прицепку канатов к вагонеткам про­ изводить при полной их остановке;

д) барьер и стопора, препятствующие са­ мопроизвольному уходу вагонеток в уклон или бремсберг, должны открываться только в том случае, если вагонетки прицеплены к канату лебедки и канат находится в натянутом со­ стоянии.

91


П р и м е р т р и д ц а т ь п е р в ы й

На подземном транспорте проходили прак­ тику учащиеся горнопромышленной школы по специальности машинистов электровозов.

Согласно программе прохождения практи­ ки они должны освоить приемы и получить производственные навыки по прицепке, рас­ цепке вагонеток и формированию составов.

За каждым практикантом прикрепили опытного машиниста электровоза, и была оп­ ределена для них общая смена.

Учащийся вышел на работу не в свою сме­ ну и был допущен к прохождению практики с машинистом электровоза, который не знал программы обучения.

Машинист электровоза не побеспокоился 6 том, чтобы последняя вагонетка состава была обеспечена съемным сидением для сцепщика, работу которого исполнял учащийся, при сле­ довании с порожними вагонетками на участок он предложил практиканту сесть в кабину электровоза.

После выполнения маневровых работ у по­ грузочного пункта лавы насыпщик попросил машиниста протолкнуть партию дальше за за­ прещающий проезд электровоза знак, так как канат подтяжной лебедки оказался зашкивленным на барабане. Машинист электровоза на­ чал подталкивать партию вагонеток под по­ грузочный пункт лавы. Практикант, сидящий на борту кабины электровоза, зацепился кор­ пусом аккумуляторного светильника за крепь, упал с электровоза и был травмирован.

92

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

а) учащийся горнопромышленного училища был допущен для прохождения практики не в назначенную для этого смену;

б) машинист электровоза не был ознаком­ лен с программой обучения, и ему не вменя­ лось в обязанность обучение учащегося;

в) машинист электровоза, дав согласие на работу с учеником, не обеспечил его съемным сидением, а разрешил ему находиться в каби­ не электровоза;

г) в неисправном состоянии содержалась маневровая лебедка на погрузочном пункте лавы, в результате чего канат был зашкивлен и для постановки вагонеток под погрузочный пункт лавы потребовалось заталкивать их электровозом;

д) машинист электровоза в нарушение тех­ нологического паспорта работы погрузочного пункта заехал электровозом за запрещающий знак для заталкивания вагонеток под погру­ зочный пункт лавы;

е) нечеткая и неправильная дача наряда машинисту электровоза в связи с направлени­ ем к нему ученика, в результате чего были до­ пущены нарушения Правил безопасности (от­ сутствие съемного сидения на последней ваго­ нетке, нахождение двух человек в кабине электровоза, выезд электровоза на участок вы­ работки, огражденный запрещающим знаком,

И т. д.).

93


Как предотвратить подобный случай:

а) учащиеся, проходящие практику под ру­ ководством опытных рабочих, должны выхо­ дить на работу в установленную им смену к только вместе с тем рабочим, которому пору­ чено обучение учащегося согласно программе;

б) не допускать нахождения в кабине элек­ тровоза во время движения посторонних лиц; кроме машиниста электровоза, в кабине никто, не должен находиться;

в) необходимо строго подчиняться преду­ предительным знакам при вождении составов вагонеток в шахте. Для этого необходимо всех машинистов электровозов обучить знаниями всех предупредительных знаков;

г) не допускать нарушения технологии вы­ полнения работ на погрузочных пунктах лав и в случае аварийного положения механизмов или места работы необходимо немедленно ста­ вить об этом в известность ИТР участка и в дальнейшем выполнять работы по восстанов­ лению нормального положения только по указанию и в присутствии ИТР участка дополного устранения причин, вызвавших нару­ шение технологии работ.

П р и м е р т р и д ц а т ь в т о р о й

Формирование состава порожних вагоне­ ток на нижней приемно-отправительной пло­ щадке уклона (рис. 18), согласно технологи­

ческого паспорта, должны производить плитсьвые.

94

Спуск вагонеток по уклону 1, оборудован­ ному концевой откаткой, производится партия­ ми из шести вагонеток. Когда первая партия опускается на заезд, она по штреку оттягива­ ется на расстояние 15 м, чтобы освободить место для следующей партии вагонеток.

После опускания на заезд второй партии вагонеток она сцепляется с вагонетками пре­ дыдущей партии и электровозом доставляется на участок.

9.>

Во время формирования состава вагонеток на приемно-отправительной площадке уклона машинист электровоза решил резервом про­ ехать на участок и выяснить обстановку с гру­ зом. Во время его отсутствия была опущена

на

заезд партия вагонеток в количестве

6

штук.

 

Плитовой с балластной вагонеткой отпра­

вил прицепное устройство вверх по уклону. Через некоторое время у него запросили с верхней приемно-отправительной площадки разрешение на спуск следующей партии ваго­ неток. Плитовой, пользуясь телефоном 2, дал разрешение на спуск следующей партии ваго­ неток, хотя свободного места для их постанов­ ки не было, так как первая партия вагонеток с площадки не убрана из-за отсутствия маши­ ниста электровоза.

Когда вторая партия вагонеток уже дви­ галась по уклону, плитовой взял строитель­ ную скобу, вышел на заезд, открыл барьер 3 и стал на наклонном заезде с правой сто­ роны путей по ходу движения вагонеток. Ког­ да первая вагонетка 4 поравнялась с плитовым, он скобой поднял сцепку вагонетки, ле­ вой рукой взялся за борт и вместе с партией побежал на площадку, для того чтобы ваго­ нетки первой партии сцепить в момент сбли­ жения буферов.

Партия вагонеток по наклонной части заез­ да двигалась с большой скоростью, и в момент сближения с вагонетками первой партии про­ изошел сильный удар, вагонетка, за которую держался плитовой, забурилась и травми­ ровала его.

96


Приемно-отпр'авительная площадка уклона была оборудована сигнализацией 5, имелся те­ лефон и безопасное место для плитового.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам

а) машинист электровоза оставил рабочее место в период формирования партии, чем на­ рушил трудовую дисциплину, что способство­ вало в дальнейшем’нарушению технологии ра­ бот при формировании партии вагонеток;

б) плитовой, видя, что первая партия ваго­ неток не убрана на достаточное расстояние, дал указание на спуск второй партии вагоне­ ток;

в) плитовой пытался1 сцепить вагонетки первой и второй партии на ходу при помощи строительной скобы;

г) плитовой во время движения вагонеток по уклону вышел на наклонную часть заезда и открыл в это время предохранительный барьер, после этого длительное время находился на наклонной части заезда, ожидая партию ваго­ неток; он не находился в укрытии (специально предусмотренном месте) в период движения вагонеток по уклону и наклонной части заезда.

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) строго соблюдать технологический пас­ порт приема и отправки грузов, а также фор­ мирования составов вагонеток на приемно-от- правительных площадках уклонов и бремсбер­ гов;

б) не покидать плитовому рабочего места, а при необходимости отлучки работы на при-

7.

184

97

емно-отправительной площадке должны быть прекращены;

в) не допускать сцепку и расцепку вагоне­ ток в период их движения;

г) не передвигаться рядом ,с движущимися вагонетками, не держаться за борты и т. д.;

д) закрытие и открытие предохранитель­ ных барьеров на наклонных участках пути производить только при полной остановке ваго­ неток, а при их спуске в уклон при полной ос­ тановке вагонеток на горизонтальных путях в пределах приемно-отправительной площадки;

е) плитовому во время движения вагонеток по уклону и наклонной части заезда необходи­ мо находиться в безопасном месте, указанном в технологическом паспорте.

П р и м е р т р и д ц а т ь т р е т и й

На шахту поступил молодой рабочий. По­ сле прохождения 10-дневного предварительно­ го обучения он был направлен учеником ма­ шиниста опрокидывателя вагонеток. Для про­ хождения обучения и получения практических навыков его прикрепили к опытному машини­ сту, установили обоим одну смену и общин выходной день.

По истечении месяца руководители участка внутришахтного транспорта машиниста-ин- структора перевели в другую смену, а новый рабочий для продолжения обучения был при­ креплен к горному мастеру подземного транс­ порта.

98


Горный мастер подземного транспорта по роду выполняемой работы не мог постоянно на­ ходиться у опрокидывателя, и ученик работал самостоятельно.

Вагонетки (рис. 19) с вращающимися сцеп­ ками в нерасцепленном состоянии подаются в

песп/о несчастного случаи

Рис. 19. 1— кнопки управления опрокидывателем; 2 — подтяжная лебедка; 3—электровоз; 4—опрокидыватель; 5 ■— вагонетки, груженные углем; — вагонетка в опро­ кидывателе

опрокидыватель подвагонным толкателем, уп­ равление которым осуществляется кнопками 1.

На случай, если подвагонный толкатель выйдет из строя, в резерве находилась подтяж­

ная лебедка 2.

За время работы ученика машиниста не бы­ ло случаев выхода из строя подвагонного тол­ кателя, поэтому он не умел пользоваться и управлять подтяжной лебедкой.

В начале смены подвагонный толкатель вышел из строя, о чем ученик машиниста со­

*7*

99