Файл: Альперович С.З. Памятка монтажника железобетонных конструкций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

проволок на один шаг свивки, то он не годен к упот­ реблению. Работать со стальными канатами нужно обя­ зательно в рукавицах, так как оборванные проволоки могут поранить руки.

а

Рис. 3. Закрепление концов троса:

а—при подготовке троса к рубке; б—сжимами; /-подго ­ товленный к рубке трос; 2—5—порядок перевязывания троса; в—литой сжим; 7—кованый сжим.

Тросы выпускают длиной 250, 500 н 1000 м. Для монтажных работ трос рубят на куски нужной длины.

Для предупреждения раскручивания проволок буду­ щих концов троса его до рубки обматывают мягкой про­ волокой по обе стороны от места рубки (рис. 3, а).

10

Тросы хранят в закрытых сухих помещениях на ка­ тушках или в бухтах.

На концах тросов устраивают петли для закрепления вантов и для других надобностей. Петли закрепляют сжимами (рис. 3, б) или заплеткой. Для предохране­ ния троса от перетирания в петли закладывают коуши. Количество сжимов и расстояние между ними устанав­

ливают в зависимости от диаметра троса

(табл. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

4

 

Количество

и расположение

сжимов

 

 

Диаметр

До 9,2

12,5—

17,5

19,5

21,5

24,0

28,0

34,0

37,0

троса в мм

15,5

 

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сжимов в

3

3

 

3

4

4

5

6

7

8

шт.

 

Расстоя­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние между

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сжимами

80

100

 

120

120

140

150

180

230

250

в мм

 

Для крепления вантов к

мачтам

и якорям

крепле­

ния расчалок, удлинения тросов и строповки грузов на концах их вяжут узлы. Для удлинения тросов устраи­ вают петли на сжимах (рис. 4, а) или заплеткой (рис. 4, б). Удлинение толстого троса тонким образуют

посредством брамштокового

узла

(рис. 4, в). Для стро­

повки грузов применяют беседочный, или

калмыцкий

узел

(рис. 4, а), двойной беседочный узел

(рис. 4, д),

штыковой или полуштыковой узлы (рис. 4,

е, ж), вось­

мерку

(рис. 4, з), удав

или

двойную

восьмерку

(рис.

4, и), мертвую петлю и закладную мертвую петлю

(рис. 4, к, л). На крюке крана универсальный строп или трос крепят с помощью простой петли (рис. 4, м), за­ кладной петли (рис. 4, н) и перекрестной петли

(рис. 4, о). Для закрепления троса

к мачтам и бревнам

применяют выбленочный узел

(рис. 4, п), двойной выб­

леночный узел (рис. 4, р)

и

задвижной штык

(рис. 4, с).

 

 

11


12

Рис. 5. Блоки монтажные:

а—однорольные; 6—многорольные; 1—ухо для крепления троса; 2—тяга; 3—стальной болт; 4—щека; 5—грузовой крюк; 6—ролик; 7—ось блока; 3—распорная трубка; 9—траверса.

3.1.

Б л о к it используют для подъема и перемещения грузов (грузовые блоки) или для изменения направления движения троса (отводные блоки), а также для образо­ вания полиспастов. Блоки делятся на одиорольные, при­

меняемые как отводные и для подъема легких

грузов,

и на многорольные

для подъема тяжелых

грузов

(рис.

5).

широко распространены в качестве

П

о л и с п а с т ы

самостоятельного простейшего грузоподъемного устрой­ ства; а также составной части грузоподъемных ма­ шин.

Полиспаст состоит пз системы блоков и роликов, через которые пропущен трос. В систему входят непо­ движный блок, закрепленный на опоре, подвижный блок, на котором укрепляют крюк для прдъема грузов и отводные ролики. В неподвижном и по­ движном блоках может быть по одному, два и более роликов. Один конец троса, запасованиого в полиспаст, закрепляют на неподвижном или подвижном блоке, а другой — через отводные ролики направляют к ле­

бедке (рис. 6).

В полиспасте различают рабочие нитки каната, непо­ средственно удерживающие подвижный блок и груз, мертвый конец, закрепленный на одном из блоков, и сбегающий конец, сходящий с блока полиспаста к ле­ бедке. В практике применяют два рода полиспастов. Полиспастами первого рода называют такие, в которых сбегающий конец сходит с неподвижного блока. В по­

лиспастах второго рода сбегающий конец сходит с по­ движного блока и поднимается вверх на отводной ро­ лик. В полиспастах первого рода число рабочих ниток равно числу роликов в обоих блоках, а в полис­ пастах второго рода число рабочих ниток на одну больше.

При пользовании полиспастами получается выигрыш в силе за счет уменьшения скорости. Вес груза, подни­ маемого полиспастом, равномерно распределяется па все его рабочие нитки. Благодаря полиспасту грузы боль­ шого веса можно поднимать лебедками грузоподъемно­ стью всего 1—5 т.

При выборе полиспаста необходимо определить уси­ лие, приходящееся на одну рабочую нитку полиспаста. Это же усилие передается через сбегающий конец кана­ та на лебедку.

14


Усилие на одну рабочую нижу полиспаста опреде^ ляют по формуле

где 5 —усилие в нитке полиспаста, сбегающей к ле­

бедке, в кг; р —вес поднимаемого груза в кг;

k—коэффициент, учитывающий количество роликов в блоках, количество отводных роликов и трение

во всех роликах.

Рис. 6. Схемы полиспастов:

а—первого рода; б—второго рода; 1—подвижный блок; 2—неподвижный блок; 3—рабочие нитки; 4—отводные блоки.

Коэффициент k вычислен для различного сочетания роликов (табл. 5).

15

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5

Коэффициент k

для полиспастов с различным числом

 

 

рабочих

ниток

 

 

Число

 

Число отводных роликов

 

 

 

 

 

 

рабочих

0

1

2

3

4

ниток

1

1,00

0,96

0,92

0,88

0,85

2

1,96

1,88

1,81

1,73

1,66

3

2,88

2,76

2,65

2,55

2,44

4

3,77

3,62

3,47

3,33

3,20

5

4,62

4,44

4,26

4,09

3,92

6

5,43

5,21

5,00

4,80

4,61

7

6,21

5,96

5,72

5,49

5,27

8

6,97

6,69

6,42

6,17

5,92

9

7,69

7,38

7,09

6,80

6,53

10

8,38

8,04

7,72

7,41

7,12

По полученному по формуле усилию S подбирают диаметр троса.

Л е б е д к и на монтажных работах применяют как самостоятельный грузоподъемный механизм или в соста­ ве строительных кранов. Различают лебедки ручные и приводные. Ручные лебедки грузоподъемностью 0,5— 7,5 г применяют для натяжения вантов, для подъема грузов с помощью полиспастов и для оборудования про­ стейших подъемников (монтажных мачт), стрел и др. Приводные лебедки применяют для оборудования раз­ личных подъемников.

Лебедки характеризуются тремя основными показа­ телями: грузоподъемностью, скоростью и канатоемко­ стью.

Грузоподъемность (или тяговое усилие) должна быть равна или немного больше усилия в сбегающей нитке полиспаста.

Канатоемкость определяет длину каната, помещаю­ щегося на барабане лебедки. Лебедку по канатоемкости подбирают в зависимости от высоты подъема груза и

количества ветвей в полиспасте. Если груз нужно под­ нять на высоту 20 м, а полиспаст имеет четыре ветви, то

общая длина каната должна быть равна 20X4=80 м. а

16 ---------

'

. г-

'< п и '


канатоемкость, принимаемая с некоторым запасом, бу­ дет равна примерно 100 м. Чем больше грузоподъемность лебедки и высота подъема груза, тем большей должна быть канатоемкость лебедки.

Скорость навивки каната на барабан определяет темпы подъема или опускания груза, натяжения вантов

и

др. В ручных

лебедках скорость навивки

невелика.

В приводных лебедках скорость навивки

колеблется

в

значительных

пределах — 0,15—0,5 м/сек.

 

При работе с лебедкой монтажники должны следить за исправностью тормозных устройств. Канат на лебед­ ку должен навиваться снизу барабана.

Д о м к р а т ы применяют для подъема конструкций на небольшую высоту, перекантовки, поворота или сдви­ га конструкций во время выверки. Применяют три вида домкратов: реечные грузоподъемностью 5 г при высоте

подъема

конструкций

до

620 мм\ винтовые

грузо­

подъемностью до 20 г

с

высотой подъема

груза

до

350 мм\

гидравлические

грузоподъемностью

до

200

т с

высотой подъема 180 мм. Если конструкции необходимо поднять на высоту, большую, чем это обеспечивает дом­ крат, то после подъема на допускаемую высоту под конструкции подкладывают шпальные клетки, перестав­ ляют домкрат на новую опору и поднимают конструкцию на следующую ступень высоты. Для подъема конструк­ ций без перестановки домкратов применяют реверсивные домкраты. По мере подъема конструкций под домкрат покладывают опорные брусья, опираясь на которые дом­ крат сам поднимается на новую ступень, с которой начи­ нается дальнейший подъем конструкций.

Я к о р я и а н к е р ы применяют для закрепления

лебедок, вантов, подъемных машин или расчалок. Лебедки закрепляют на деревянных или металличе­

ских рамах свайными или горизонтальными якорями. Для предупреждения опрокидывания раму загружают контргрузом на одном или двух концах (рпс. 7).

Ванты закрепляют свайными или горизонтальными якорями. Свайные якоря (рис. 8) наиболее просты по устройству и находят широкое применение. В зависи­

мости от

усилия принимают

одну, две или три сваи

и меняют

их диаметр d.

Глубина забивки свай

6=150 см, глубина заложения отрезка поперечного бревна свай с=30 см, а расстояние между двумя креп­ лениями тяг на свае е=90 см. Величина диаметра свай

ГОС.

ПУБЛИЧНАЯ

17

НАУЧН

-Т£ХЧим--СКАГ

 

БИБЛИ О ТЕКА СС О Р


Рис. 7. Закрепление ручных лебедок:

а—крепление к горизонтальному якорю; б—крепление свайными якорями с загрузкой балластом.

Рис. 8. Свайные якоря:

а —одинарные; б—двойные; а —тройные.

Рис. 9. Горизонтальный якорь с металлической тягой на усилие 5 г:

/ —якорь из бревен; 2—траншея для тяги; 3—тяги; •/—опор­ ное бревно для тяги; 5—засыпка якоря; б—скрутка из проволоки.

19

* у ;