Файл: Рульков Д.И. Знаки судоходной обстановки и сигнализация на внутренних водных путях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обмен сигналами при согласии на обгон

Производить обгон запрещается

Встречные суда обязаны немедленно подать такой же ответный звуковой сигнал и отмашку с того же борта и осу­ ществить расхождение бортами, указанными плотоводом.

Когда два судна (или состава) следуют по различным судоходным трассам водохранилищ и могут свободно пройти одно мимо другого на достаточном расстоянии, не подвергаясь опасности столкновения, то они обязаны со­ хранить свое положение по отношению к берегам и продол­ жать идти своими курсами без обмена сигналами.

Если навстречу снизу идущему судну следует одно за другим несколько судов или составов, сигналы на расхож­ дение подаются каждому из них.

Быстроходные суда на подводных крыльях при встрече расходятся между собой левыми бортами, а с другими су­ дами— по усмотрению вахтенного начальника судна на подводных крыльях. Звуковой сигнал и отмашку они по­ дают не менее чем за 2 км.

При обгоне судно, которое намерено обогнать другое судно, не ближе чем за 500 м при следовании сверху и

88

300 м при следовании снизу до обгоняемого судна или кормы последнего счала состава обязано запросить у об­ гоняемого судна сторону обгона путем подачи двух корот­ ких и одного продолжительного звукового .сигнала. Полу­ чив запрос на обгон, обгоняемое судно должно незамед­ лительно подать два коротких и один продолжительный звуковой сигнал и отмашку с того борта, с которого оно намерено пропустить обгоняющее судно, одновремейно с этим оно обязано уменьшить ход, уклониться в сторону, противоположную поданной отмашке, и пропустить обго­ няющее судно.

Обгоняющее судно, получив разрешение на Обгон, по­ дает отмашку с соответствующего борта.

Если обгоняемое судно не может в данном месте про­ пустить догоняющее его судно, то оно обязано немедленно подать сигнал «Предупреждение» (пять коротких свист­ ков), по которому догоняющему судну производить обгон запрещается.

С быстроходных судов на подводных крыльях звуковой сигнал и отмашку на обгон других судов подают на рас­ стоянии не менее 1 км.

с и г н а л ы При п р о х о д е п ер ек а то в ,

КОЛЕН И УЗКОСТЕЙ

*■

При подходе к перекату, колену, узкости, не ограж­ денной семафорами или светофорами, где встречных судов заблаговременно видеть нельзя, суда подают один продол­ жительный свисток; если ответного сигнала о занятости су­ дового хода не последовало, судно входит на этот участок и подает два продолжительных свистка.

При большой протяженности участка последний сигнал (два продолжительных) повторяется через каждые 2—3 мин. В дополнении к звуковым сигналам разрешается подавать сигнал прожектором — направлять луч света вер­

тикально

вверх.

в ответ

Если узкость занята другим судном, то оно

на продолжительный свисток судна, подходящего

к узко­

сти, дает

сигнал «Предупреждение» — пйть

коротких

свистков.

 

 

89



Сигналы при прохождении узкостей

Сигнал о занятости узкости

СИГНАЛЫ ПРИ ПОДХОДЕ К ШЛЮЗАМ, ПЕРЕПРАВАМ, НАПЛАВНЫМ МОСТАМ И ПРИ ПРОХОДЕ ЗНАКА «СИГНАЛ»

При подходе к шлюзам, переправам и наплавным мо­ стам, на расстоянии 1 км от них, а также на траверзе знака «Сигнал» судно подает один продолжительный звуковой сигнал.

90

Сигнал при подходе к засемафоренному участку

СИГНАЛЫ ПРИ ПРОХОДЕ МИМО РАБОТАЮЩИХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ И ДНООЧИСТИТЕЛЬНЫХ СНАРЯДОВ

Приближаясь к дноуглубительному или дноочиститель­ ному снаряду, работающему на фарватере, судно подает один продолжительный свисток на расстоянии 500 м при ходе снизу и I км при ходе сверху.

Если проход возможен, с земснаряда подают один продолжительный свисток и отмашку. Проходящее судно подает ответную отмашку без звукового сигнала. В ноч­

ное время отмашка с земснаряда

подается

миганием

двух бортовых (белых или красных)

огней на высоте тента.

Если проход невозможен, то со

снаряда

заблаговре­

менно, когда судно находится на расстоянии не ближе 1 км, подают сигнал «Предупреждение».

СИГНАЛЫ ПРИ ПОДХОДЕ К ПРИСТАНИ И ОТХОДЕ ОТ НЕЕ

При подходе к пристани судно подает один продолжи­

тельный свисток.

рейс пассажирское

судно

При отходе от пристани в

дает отвальный сигнал —- один

продолжительный

и три

коротких звуковых сигнала.

 

 

91

Обмен сигналами с земснарядом при свободном проходе

Сигнал, запрещающий проход мимо земснаряда

В областных центрах и крупных промышленных горо­ дах звуковые сигналы при подходе к пристани и отходе от нее не подаются.

9 2


Сигнал подхода к пристани

Сигнал при отходе в рейс пассажирского судна

СИГНАЛ «ТРЕБУЮ УМЕНЬШИТЬ ХОД»

Сигналом требования уменьшить ход являются четыре продолжительных звуковых сигнала или частые удары в

колокол.

Судно, от которого требуют уменьшения хода, подтверж­ дает, что сигнал им понят, двумя короткими-и одним про­ должительным звуковым сигналом,

93

Сигнал «Требую уменьшить ход» и ответ на него

СИГНАЛ «ТРЕБУЮ УВЕЛИЧИТЬ ХОД»

Сигналом требования увеличить ход является 'один продолжительный и один короткий — звуковой сигнал.

Сигнал «Требую увеличить ход»

94

СИГНАЛ «ДЕЛАЮ ОБОРОТ, СТАНОВЛЮСЬ НА ЯКОРЬ»

Если впереди идущему судну необходимо отдать якорь, с него подают четыре коротких свистка для предупрежде­ ния позади идущего судна.

Сигнал «Делаю оборот, становлюсь на якорь»

СИГНАЛ «ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ»

Сигнал «Обращаю внимание»

95

Чтобы обратить на себя внимание, судно дает один про­ должительный, три коротких и один продолжительный зву­ ковой сигнал.

Указанный сңгнал подается также буксировщиком при подходе к канатным переправам, если с буксируемых су­ дов опущены якоря, лоты или цепи-волокуши.

СИГНАЛ «ПРОШУ ПОДАТЬ ШЛЮПКУ ИЛИ ПОДОЙТИ К МОЕМУ БОРТУ»

Для вывоза шлюпки (лодки) с берегд, другого судна или обстановочного поста, а также при обращении к дру­ гому судну с просьбой подойти к моему борту подают один продолжительный, один короткий и один продолжитель­ ный звуковой сигнал

Сигнал «Прошу подать шлюпку (лодку) или подойти к моему борту»

СИГНАЛЫ ПРИ ПЛАВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПЛОХОЙ ВИДИМОСТИ

При отсутствии видимости, когда невозможно разли­ чать находящиеся вблизи предметы, судам, не имеющим радиолокационных станций, плавание по речным путям воспрещается.

06

Сигналы при плавании и стоянке в условиях плохой видимости

Во время стоянки при плохой видимости самоходные суда подают два продолжительных свистка через каждые 3 мин, а несамоходные суда подают сигналы частыми уда­ рами в колокол с перерывами 2—3 мин. Суда, находящие­ ся в движении в условиях ограниченной видимости, а так­ же суда, имеющие радиолокационные станции, во время дви­ жения при плохой видимости подают три продолжительных свистка через каждые 2 мин.

СИГНАЛ БЕДСТВИЯ

Самоходное судно, терпящее бедствие и требующее по­ мощи от другого судна или с берега, подает ряд продолжи­ тельных свистков с переменным усилением и ослаблением

звука (заунывные гудки), а

при невозможности

подачи

сигнала свистком — производит

частые удары в

колокол.

7—383'

97


Днем на таком судне производятся попеременное прнспускание и подъем кормового флага, а ночью — подача частых проблесков клотиковым огнем.

На несамоходных судах сигналом бедствия являются частые удары в колокол, а ночью — подача частых про­

блесков или попеременное приспускание и подъем мачто­ вого белого огня.

Кроме того, сигналом бедствия для всех судов служат: выстрел ракеты или сжигание фальшфеера с красными звездами через каждые 2 мин; радиосигнал SOS (...-------- ...) по азбуке Морзе; вызов аварийно-спасательного судна по установленному коду.

ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ СУДНА

Сигналы внутреннего обслуживания судна подаются малым или ручным свистком или звонковой сигнализацией и имеют следующие значения:

один короткий — к наметке для промеров глубин с правого борта или к отдаче кормовых швартовов;

два коротких

— к наметке для промеров глубин с ле­

вого борта;

— к якорю или к отдаче носовых шварто­

три коротких

вов;

 

четыре коротких — к спуску или подъему кранцев.

СИГНАЛОПРОИЗВОДСТВО ОБ ОЖИДАЕМЫХ ШТОРМАХ И СИЛЬНЫХ ВЕТРАХ

Для предупреждения судоводителей об ожидаемых штормах и сильных ветрах введены:

1)сигнализация о штормах и сильных ветрах;

2)сигнализация для указания направления ожидаемых ветров силой 6—7 баллов на морях и 5—7 баллов на озерах;

3) сигнализация

о времени наступления ожидаемой

погоды.

сигнализации установлены соот­

Для каждого вида

ветствующие сигналы, поднимаемые на штормовых сигналь­ ных мачтах в морских и озерных портах, а также в портахубежищах на водохранилищах СССР.

98

Сигнализация о штормах и сильных ветрах

Вид сигнала

Значение сигнала

 

 

сигнала

 

 

ночью

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидается шторм от се­

 

веро-запада

 

 

 

Ожидается

шторм

от

 

юго-запада

 

 

і

Ожидается шторм от се­

веро-востока5*

 

 

 

 

 

 

I

Ожидается

шторм

от

юго-востока

 

 

Ожидается

ветер

силой

 

6—7 баллов

 

 

 

Ожидается

сильный

 

шквал

 

 

 

 

Ожидается

ураган

 

 

 

Ожидается

ветер

силой

 

5 баллов на морях или

 

4—5 баллов на озерах

 

и водохранилищах

 

7*

99