Файл: Петровский В.Г. Техническое обслуживание машин учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВОЕННАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА КРАСНОЗНАМЕННАЯ ОРДЕНА СУВОРОВА АКАДЕМИЯ имени М. В. ФРУНЗЕ
Кандидат технических наук доцент инженер-полковник ПЕТРОВСКИЙ В. Г.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ИЗДАНИЕ АКАДЕМИИ
Москва |
1968 |
/лз ез
Учебное пособие написано в соответствии с программой курса БТ и ATT Военной академии имени М. В. Фрунзе и предназначено для слушателей основных курсов, 2-го факультета и 1-го отделения 3-го факультета, а также для профессорско-преподавательского со става академии.
Пособие освещает основные положения по организации техни ческого обслуживания машин в мирных и боевых условиях.
Ответственный редактор доцент генерал-майор инженернотехнической службы МАРАСАНОВ С. К.
ВВЕДЕНИЕ
Использование бронетанковой и автотракторной техники связано с расходом эксплуатационных материалов, запасных частей, а также с разрядкой аккумуляторных батарей, балло нов со сжатым воздухом и огнегасящим веществом. Дополни тельно к этому на боевых машинах расходуются и боеприпа сы. В процессе эксплуатации происходит загрязнение всех аг регатов, вооружения и систем. Осевшие на агрегатах и систе мах пыль и грязь затрудняют их осмотр, а также ухудшают отвод тепла.
Пыль, проникая во внутрь агрегатов и систем, загрязняет находящиеся в них смазочные материалы, что способствует более быстрому износу деталей. Нарушение нормальной ра боты деталей обусловливается также ослаблением креплений под воздействием тряски.
Отмеченные выше изменения и нарушения в работе агрега тов и механизмов при дальнейшем использовании машин мо гут приводить к снижению скорости, маневренности и эконо мичности, а также к вынужденным остановкам, поломкам и авариям. Поэтому для поддержания боеспособности машин и надежности работы, а также для продления срока их службы необходимо своевременно производить восстановительные и профилактические мероприятия, т. е. их техническое обслужи вание.
Техническим обслуживанием называется комплекс меро приятий, направленных на поддержание машин в постоянной технической исправности. Техническое обслуживание машин включает: заправку и дозаправку их эксплуатационными ма териалами, чистку и мойку, проверку укомплектованности, проверку исправности агрегатов, механизмов и приборов, их эксплуатационную регулировку, смазку и замену ее и устране ние неисправностей. В боевой обстановке техническому обслу живанию может предшествовать дезактивация или дегазация
а
я пополнение боеприпасами. Эксплуатация машин в годы Ве ликой Отечественной войны и в послевоенный период показа ла, что в тех частях и соединениях, где техническое обслужи* вание машин проводилось своевременно и высококачественно, там не было аварий и катастроф, значительно увеличивались межремонтные пробеги машин. Поэтому все офицеры должны знать основные положения по техническому обслуживанию машин и добиваться осуществления их в войсках.
1. СИСТЕМА И ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН
В Советской Армии техническое обслуживание машин про изводится по планово-предупредительной системе. Сущность этой системы заключается в том, что машины после пробега определенного количества километров или отработки опреде ленного количества мото-часов, или после соответствующего' времени их хранения подвергаются по заранее разработанно му плану соответствующему виду обслуживания. При плано во-предупредительной системе машины обслуживаются в стро го установленные для каждой марки машин сроки, вне зави симости от их технического состояния. В отдельных случаях некоторые работы по техническому обслуживанию произво дятся и по потребности.
Каждый вид технического обслуживания характеризуется строго установленным объемом работ. Объем работ, выполня емый при соответствующих видах обслуживания, и его перио дичность установлены на основе обобщения заводских и поли гонных испытаний, а также на основе обобщения опыта экс плуатации машин в частях и соединениях.
Планово-предупредительная система обслуживания ма шин, принятая в частях Советской Армии, соответствует на шему плановому социалистическому строю и оправдала себя в процессе многолетнего опыта эксплуатации машин.
Она обеспечивает повышение надежности и долговечности работы механизмов, предотвращает появление в машинах не исправностей, поломок и аварий, способствует увеличению межремонтного пробега машин и поддержанию машин в по стоянной боевой готовности.
При планово-предупредительной системе обслуживания за мена смазки в узлах и агрегатах, а также восстановление ре гулировок проводятся по плану, через определенные проме жутки времени, независимо от исправности. Например, про верка регулировки привода управления главным фрикционом производится не тогда, когда дальнейшее переключение пере дач затрудняется и сопровождается повышенным износом де
5
талей как главного фрикциона, так и коробки передач, а не сколько раньше, что увеличивает срок службы этих агрегатов и предупреждает появление неисправностей.
При планово-предупредительной системе обслуживания со кращается расход эксплуатационных материалов, так как по сле своевременного и высококачественного технического об служивания улучшаются условия работы узлов и механизмов.
Эта система обслуживания снижает и затраты на ремонт машин. Объясняется это тем, что при своевременном техниче ском обслуживании мелкие неисправности не перерастают в аварии и поломки. Например, своевременное обнаружение и устранение такого дефекта, как разъединение тяг привода уп равления механизмами поворота танка, требует всего несколь ких минут, в то время как несвоевременное его обнаружение может привести к аварии или к катастрофе и вызвать необхо димость проведения капитального ремонта машины. Планово предупредительная система обслуживания позволяет личному составу всегда знать техническое состояние машин и прини мать правильное решение по их использованию.
В соответствии с этой системой установлены следующие ви ды обслуживания:
—контрольный осмотр перед выходом из парка и в пути;
—ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
—техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
—техническое обслуживание № 2 (ТО-2).
Кроме указанных видов обслуживания всей ВТ и ATT про изводится сезонное техническое обслуживание перед наступ лением летней и зимней эксплуатации, а также обслуживание перед постановкой машин на хранение, в процессе хранения и при снятии с хранения.
К о н т р о л ь н ы й о с м о т р м а ш и н производится с целью проверки их технической исправности и готовности к движению. Он выполняется перед выходом машины из парка, на малых привалах при совершении марша, перед преодоле нием водных преград методом подводного вождения и, если позволяет обстановка, перед боем и в перерывах между боями.
Продолжительность контрольного осмотра для различных машин различна (приложение 1).
На танках при контрольном осмотре перед выходом прове ряется заправка и герметичность систем, крепление и уклад ка запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП’а) и оборудования, исправность механизмов управле ния, приборов наблюдения, освещения и сигнализации, работа двигателя и других агрегатов и правильность натяжения гусе ниц.
На коротких остановках проверяется подтекание эксплу атационных материалов, степень нагрева агрегатов силовой
6
передачи и узлов ходовой части и правильность натяжения гу сениц.
На автомобилях при контрольном осмотре перед выходом проверяется заправка эксплуатационными материалами, гер метичность систем и работа двигателя, исправность приборов освещения и сигнализации, давление воздуха в шинах, уклад ка ЗИП’а, легкость переключения передач и исправность ме ханизмов управления.
При контрольном осмотре в пути проверяются заправка и герметичность систем, степень нагрева ступиц колес и тормоз ных барабанов, состояние шин, рессор и амортизаторов и ук ладка ЗИП’а и груза.
Е ж е д н е в н о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е вы полняется с целью подготовки машины к дальнейшей эксплуа тации. В постоянных парках оно проводится по возвращении машины в парк независимо от количества пройденных ею ки лометров, но для танков не реже чем через 200—250 км про бега. Оно выполняется при наличии свободных мест на пункте технического обслуживания и ремонта или на площадках пе ред стоянками машин. В боевых условиях ежедневное обслу живание чаще всего выполняется по выполнении боевых за дач, но может выполняться на больших привалах в районах дневного (ночного) отдыха и в районах сбора. Продолжитель ность ежедневного технического обслуживания дана в прило жении 1.
Н а т а н к а х при ежедневном техническом обслуживании производится дозаправка систем эксплуатационными материа лами, чистка и мойка, проверка регулировки тормозов пово рота, заряженности баллонов сжатым воздухом и огнегасящим веществом, плотности закрывания люков, пробок и жалюзи, крепления ЗИП’а и оборудования, герметичности систем и уз лов, легкости вращения башни и пользования подъемным ме ханизмом пушки, исправности стабилизаторов, прицелов, при боров наблюдения, освещения, сигнализации и средств связи и при необходимости производится чистка вооружения и по полнение боеприпасами.
Н а а в т о м о б и л |
я х при ежедневном техническом обслу |
живании проверяется |
герметичность систем и узлов, произво |
дится дозаправка эксплуатационными материалами, мойка и чистка, проверяется отсутствие наружных повреждений, по вертывается (на 3—4 оборота) ручка фильтра грубой очистки, проверяется натяжение вентиляторного ремня, крепление и работа приборов освещения и сигнализации, люфт руля, со стояние рессор, амортизаторов и реактивных штанг, состояние шин и давление воздуха в них, состояние и укладка ЗИП’а, крепление оборудования, а также сливается конденсат из бал лонов пневмосистем.
7
Т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е № 1 выполняется с целью проверки технического состояния машины и подготовки ее к дальнейшей эксплуатации. В постоянных парках оно про водится на пункте технического обслуживания и ремонта. В боевой обстановке и на тактических учениях может проводить ся в районах сосредоточения, на дневках, в выжидательных районах, во время нахождения войск на вторых эшелонах или в резерве и при проведении ремонта.
Периодичность и продолжительность технического обслу живания № 1 даны в приложении 1.
При этом виде обслуживания выполняются не только те работы, что и при ежедневном техническом обслуживании, на и дополнительные.
На танках к дополнительным работам относятся: чистка воздухоочистителя и топливного фильтра грубой очистки; про верка состояния выпускных труб, коллекторов, вентилятора, тормозных лент, креплений стартера, подогревателя, затяжки болтов на узлах ходовой части, резины на опорных катках, ис правности и легкости вращения командирской башенки; чист ка и смазка вооружения; проверка исправности противооткат ных устройств, характеристик стабилизатора, электрооборудо вания и специального оборудования, работы гирополукомпаса; смазка вертикальных валиков и механизмов выключения главного фрикциона и планетарных механизмов поворота (ПМП) и проверка плотности низкозамерзающей жидкости.
Н а а в т о м о б и л я х к дополнительным работам отно сятся: промывка воздухоочистителя и фильтра грубой очистки масла, слив отстоя из топливных баков, замена фильтра тон кой очистки масла (через одно ТО-1); проверка креплений аг регатов, узлов, приборов и приводов, работы двигателя, уров ня и плотности электролита в аккумуляторных батареях, сво бодного хода педали сцепления и тормоза, уровня тормозной жидкости в главных тормозных цилиндрах; смазка узлов и аг регатов в соответствии с таблицей смазки.
Т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е № 2 выполняется с целью более полной проверки технического состояния машины
иподготовки ее к дальнейшей эксплуатации. В постоянных парках оно проводится на пункте технического обслуживания
иремонта. В боевой обстановке и на тактических учениях оно может проводиться в районе сосредоточения при подготовке и по выполнении армейской операции.
Периодичность и продолжительность технического обслу живания № 2 даны в приложении 1. При этом виде обслужи вания выполняются не только те работы, которые предусмот рены техническим обслуживанием № 1, но и дополнительные.
Н а т а н к а х к дополнительным работам относятся: про верка состояния узлов ходовой части, регулировки и смазки приводов управления, момента пробуксовки фрикциона венти
8