Файл: Петровский В.Г. Техническое обслуживание машин учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лятора, количества смазки в системе смазки двигателя (заме­ на через 6000 км), количества смазки в регуляторе топлив­ ного насоса и в агрегатах силовой передачи; дозаправка смаз­ кой узлов ходовой части, промывка центрифуги и топливного фильтра тонкой очистки (через 6000 км); слив отстоя из топ­ ливных баков; смазка шестерен механизма поворота башни и выверка нулевых линий прицеливания.

На а в т о м о б и л я х к дополнительным работам относят­ ся: проверка зазоров между стержнями клапанов и толкателя­

ми;

разборка и чистка карбюратора;

проверка установки

фар

и зажигания, состояния запальных

свечей и контактов

прерывателя, креплений агрегатов, узлов и приборов, коллек­ торов и щеток генератора и стартера, схождения передних ко­ лес; проверка тормозов и рулевого механизма; смазка узлов в -соответствии с таблицей смазки.

С е з о н н о е о б с л у ж и в а н и е проводится с целью под­ готовки машины к эксплуатации в новых дорожных и клима­ тических условиях. При сезонном обслуживании машинам транспортной и учебной (учебно-боевой) групп производится очередное ТО № 1 и № 2, а машинам боевой и строевой групп проводится ТО № 2 при подготовке к зимнему периоду эксплу­ атации и ТО № 1 при подготовке к летнему периоду эксплуа­ тации. Дополнительно к объему технических обслуживаний № 1 или № 2 при сезонном обслуживании на машинах всех групп проводятся и дополнительные работы, предусмотренные руководствами по обслуживанию машин.

Наряду с указанными видами обслуживания машин прово­ дятся периодические проверки контрольно-измерительных приборов, баллонов для сжатого воздуха и огнегасящего ве­ щества, приборов электрооборудования и т. д.

Перечень и порядок выполнения основных мероприятий, проводимых на машинах для обеспечения максимального ис­ пользования их технических возможностей, устанавливаются соответствующими руководствами.

Подробный перечень работ по каждому виду технического обслуживания дается в руководствах по материальной части и эксплуатации той или иной машины. При эксплуатации ма­ шин в особых условиях в их техническое обслуживание дол­ жны вноситься соответствующие коррективы. Например, при обслуживании машин в пустынно-песчаных районах периоды пробега машин до технического обслуживания № 1 и № 2 мо­ гут сокращаться на 20—30%, а также может сокращаться пе­ риодичность выполнения отдельных работ (очистка воздухо­ очистителей, смазка механизмов включения фрикционов, до­ ливка дистиллированной воды в аккумуляторные батареи, промывка погона башни и др.);

Кроме того, в этих районах при эксплуатации машин необ­ ходимо.:

9



тщательно очищать от пыли радиаторы,, вооружение., смотровые приборы, шарнирные соединения приборов управ­ ления;

предохранять от пыли и песка горючие и смазочные ма­ териалы;

обеспечивать машины дополнительным запасом воды к

масла;

тщательно осматривать машины после песчаных бурь. При обслуживании машин в высокогорных условиях необ­

ходимо проводить следующие дополнительные работы:

тщательно следить за состоянием узлов ходовой части,, тормозов, механизмов и приборов управления и их регули­ ровкой;

обеспечивать машины низкозамерзающей жидкостью и,

утеплительными чехлами;

производить перерегулировку паровоздушных клапанов,

сцелью повышения избыточного давления в системе охлажде­ ния;

производить перерегулировку карбюраторов или изме­ нять угол опережения подачи горючего;

снижать давление в шинах.

Наконец, при обслуживании машин в районах Крайнего Се­ вера следует учитывать затраты дополнительного времени на выполнение работ по подготовке машин к движению, на их об­ служивание по возвращении, а также необходимость примене­ ния соответствующих сортов горючих и смазочных материалов, и низкозамерзающих жидкостей и выполнение других работ.

Для машин, эксплуатирующихся в сложных условиях мест­ ности и климата, периодичность и объем работ по обслужива­ нию определяется специальными инструкциями.

Для машин, отработавших межремонтные сроки, по распо­ ряжению заместителя командира части по технической част» периодичность технического обслуживания может сокращать­ ся. При всех видах технического обслуживания производится устранение обнаруженных неисправностей. При организации обслуживания машин следует учитывать, что с их совершен­ ствованием уменьшается объем работ по обслуживанию и уве­ личивается пробег до очередных видов технического обслужи­ вания (ТО-1 и ТО-2).

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН

Под организацией технического обслуживания подразуме­ вают порядок использования сил и средств для выполнения: технического обслуживания в определенном объеме и в отве­ денное время.

10


Командиры частей и подразделений несут ответственность

за своевременное и качественное

техническое

обслуживание

машин. Они обязаны обеспечивать

проведение

технического

обслуживания машин в установленные сроки,

предоставляя

для этого личному составу необходимые средства, материалы и время. При этом не разрешается сокращать объем работ, а также отводимое на обслуживание время в ущерб качеству обслуживания. Техническое обслуживание машин организует­ ся командирами и их заместителями по технической части. Оно выполняется экипажами (водителями) машин с участием специалистов из личного состава машин технического обслу­ живания и ремонтной мастерской, под руководством команди­ ров подразделений и их заместителей по технической части. Качество технического обслуживания машин проверяется за­ местителями командиров подразделений по технической части. При обслуживании машин применяются индивидуальные и

групповые средства технического обслуживания.

К индивидуальным средствам обслуживания относятся ин­ струмент и принадлежности, входящие в комплект ЗИП’а ма­ шины. Групповые средства обслуживания могут быть подвиж­

ными и стационарными.

К групповым подвижным средствам относятся штатные

подвижные средства подразделений и части.

К стационарным средствам относится оборудование для чистки, мойки, заправки, смазки, проверки технического состо­ яния и регулировки агрегатов, узлов, приборов и систем ма­ шин, а также другое парковое оборудование, предусмотрен­

ное табелями в парках частей.

В ми р н о е в р е м я в постоянных парках казарменного расположения частей техническое обслуживание машин про­ водится главным образом с использованием групповых стаци­ онарных средств и частично индивидуальных средств обслу­ живания. В парках лагерного расположения частей и в учеб­ ных центрах обслуживание машин выполняется с использова­ нием индивидуальных и групповых подвижных средств обслу­ живания. Все машины по возвращении в парк подвергаются

обслуживанию в установленном объеме.

В постоянных парках машины обслуживаются по принципу: «обслуживаемая машина к средствам обслуживания». Это значит, что обслуживаемая машина последовательно подходит к неподвижно расположенным средствам обслуживания.

Обслуживание машин в постоянных парках проводится в следующей последовательности (приложение 2). По возвра­ щении машины в парк предварительно производится очистка ходовой части и проверка ее на контрольно-техническом

пункте.

Затем на пункте заправки машина дозаправляется горю­ чим и моторным маслом. В зимний период дозаправка мотор­

11


ным маслом производится на пункте технического обслужива­ ния и ремонта. После заправки производится обдувка, чистка и мойка машины.

Затем на пункте технического обслуживания и ремонта в зависимости от пройденного пути производится очередное техническое обслуживание. При большом количестве возвра­ тившихся в парк машин эти работы могут выполняться на пло­ щадках перед стоянками.

В ходе обслуживания не разрешается снимать и нарушать пломбы на агрегатах без согласия заводов-изготовителей. Ка­ чество обслуживания машин контролируется командиром взвода и заместителем командира роты по технической части. Обслуженная и проверенная машина устанавливается на за­ крепленное за ней место стоянки. На стоянке машина оконча­ тельно очищается и подготавливается к хранению.

Перед выходом машина подготавливается ее экипажем и проверяется заместителем командира роты по технической части и начальником контрольно-технического пункта.

Для сохранения технической готовности машин при их пе­ реводе на летний или зимний период эксплуатации и для ускорения и повышения качества работ целесообразно перевод машин осуществлять для автомобилей поточным методом, а для остальных машин тупиковым методом.

Сущность поточного метода технического обслуживания автомобилей заключается в том, что весь технологический про­ цесс обслуживания разбивается на ряд операций, выполняе­ мых в определенной последовательности на специализирован­ ных постах, оснащенных средствами механизации трудоемких работ. Машина, проходящая техническое обслуживание на по­ точной линии, последовательно подается на все рабочие посты, где выполняются следующие виды работ:

смазочно-заправочные;

обслуживание тормозов и подвесок, перемонтировка шин (при необходимости), смазка рессор и ступиц;

крепежно-регулировочные;

обслуживание системы электрооборудования;

обслуживание системы питания и охлаждения, кон­ трольный пробег (на 2—3 км) и подкраска машины.

При организации работ тупиковым методом весь процесс технического обслуживания производится на одном месте.

Работы по техническому обслуживанию машин, по обору­ дованию и совершенствованию парка производятся ежедневно в часы ухода за техникой, которые предусматриваются распо­ рядком дня. Кроме того, для поддержания машин в полной боевой готовности, а также для дооборудования парков Уста­ вом внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР пре­

12