Файл: Петровский В.Г. Техническое обслуживание машин учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
лятора, количества смазки в системе смазки двигателя (заме на через 6000 км), количества смазки в регуляторе топлив ного насоса и в агрегатах силовой передачи; дозаправка смаз кой узлов ходовой части, промывка центрифуги и топливного фильтра тонкой очистки (через 6000 км); слив отстоя из топ ливных баков; смазка шестерен механизма поворота башни и выверка нулевых линий прицеливания.
На а в т о м о б и л я х к дополнительным работам относят ся: проверка зазоров между стержнями клапанов и толкателя
ми; |
разборка и чистка карбюратора; |
проверка установки |
фар |
и зажигания, состояния запальных |
свечей и контактов |
прерывателя, креплений агрегатов, узлов и приборов, коллек торов и щеток генератора и стартера, схождения передних ко лес; проверка тормозов и рулевого механизма; смазка узлов в -соответствии с таблицей смазки.
С е з о н н о е о б с л у ж и в а н и е проводится с целью под готовки машины к эксплуатации в новых дорожных и клима тических условиях. При сезонном обслуживании машинам транспортной и учебной (учебно-боевой) групп производится очередное ТО № 1 и № 2, а машинам боевой и строевой групп проводится ТО № 2 при подготовке к зимнему периоду эксплу атации и ТО № 1 при подготовке к летнему периоду эксплуа тации. Дополнительно к объему технических обслуживаний № 1 или № 2 при сезонном обслуживании на машинах всех групп проводятся и дополнительные работы, предусмотренные руководствами по обслуживанию машин.
Наряду с указанными видами обслуживания машин прово дятся периодические проверки контрольно-измерительных приборов, баллонов для сжатого воздуха и огнегасящего ве щества, приборов электрооборудования и т. д.
Перечень и порядок выполнения основных мероприятий, проводимых на машинах для обеспечения максимального ис пользования их технических возможностей, устанавливаются соответствующими руководствами.
Подробный перечень работ по каждому виду технического обслуживания дается в руководствах по материальной части и эксплуатации той или иной машины. При эксплуатации ма шин в особых условиях в их техническое обслуживание дол жны вноситься соответствующие коррективы. Например, при обслуживании машин в пустынно-песчаных районах периоды пробега машин до технического обслуживания № 1 и № 2 мо гут сокращаться на 20—30%, а также может сокращаться пе риодичность выполнения отдельных работ (очистка воздухо очистителей, смазка механизмов включения фрикционов, до ливка дистиллированной воды в аккумуляторные батареи, промывка погона башни и др.);
Кроме того, в этих районах при эксплуатации машин необ ходимо.:
9
—тщательно очищать от пыли радиаторы,, вооружение., смотровые приборы, шарнирные соединения приборов управ ления;
—предохранять от пыли и песка горючие и смазочные ма териалы;
—обеспечивать машины дополнительным запасом воды к
масла;
—тщательно осматривать машины после песчаных бурь. При обслуживании машин в высокогорных условиях необ
ходимо проводить следующие дополнительные работы:
—тщательно следить за состоянием узлов ходовой части,, тормозов, механизмов и приборов управления и их регули ровкой;
—обеспечивать машины низкозамерзающей жидкостью и,
утеплительными чехлами;
—производить перерегулировку паровоздушных клапанов,
сцелью повышения избыточного давления в системе охлажде ния;
—производить перерегулировку карбюраторов или изме нять угол опережения подачи горючего;
—снижать давление в шинах.
Наконец, при обслуживании машин в районах Крайнего Се вера следует учитывать затраты дополнительного времени на выполнение работ по подготовке машин к движению, на их об служивание по возвращении, а также необходимость примене ния соответствующих сортов горючих и смазочных материалов, и низкозамерзающих жидкостей и выполнение других работ.
Для машин, эксплуатирующихся в сложных условиях мест ности и климата, периодичность и объем работ по обслужива нию определяется специальными инструкциями.
Для машин, отработавших межремонтные сроки, по распо ряжению заместителя командира части по технической част» периодичность технического обслуживания может сокращать ся. При всех видах технического обслуживания производится устранение обнаруженных неисправностей. При организации обслуживания машин следует учитывать, что с их совершен ствованием уменьшается объем работ по обслуживанию и уве личивается пробег до очередных видов технического обслужи вания (ТО-1 и ТО-2).
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН
Под организацией технического обслуживания подразуме вают порядок использования сил и средств для выполнения: технического обслуживания в определенном объеме и в отве денное время.
10
Командиры частей и подразделений несут ответственность
за своевременное и качественное |
техническое |
обслуживание |
машин. Они обязаны обеспечивать |
проведение |
технического |
обслуживания машин в установленные сроки, |
предоставляя |
для этого личному составу необходимые средства, материалы и время. При этом не разрешается сокращать объем работ, а также отводимое на обслуживание время в ущерб качеству обслуживания. Техническое обслуживание машин организует ся командирами и их заместителями по технической части. Оно выполняется экипажами (водителями) машин с участием специалистов из личного состава машин технического обслу живания и ремонтной мастерской, под руководством команди ров подразделений и их заместителей по технической части. Качество технического обслуживания машин проверяется за местителями командиров подразделений по технической части. При обслуживании машин применяются индивидуальные и
групповые средства технического обслуживания.
К индивидуальным средствам обслуживания относятся ин струмент и принадлежности, входящие в комплект ЗИП’а ма шины. Групповые средства обслуживания могут быть подвиж
ными и стационарными.
К групповым подвижным средствам относятся штатные
подвижные средства подразделений и части.
К стационарным средствам относится оборудование для чистки, мойки, заправки, смазки, проверки технического состо яния и регулировки агрегатов, узлов, приборов и систем ма шин, а также другое парковое оборудование, предусмотрен
ное табелями в парках частей.
В ми р н о е в р е м я в постоянных парках казарменного расположения частей техническое обслуживание машин про водится главным образом с использованием групповых стаци онарных средств и частично индивидуальных средств обслу живания. В парках лагерного расположения частей и в учеб ных центрах обслуживание машин выполняется с использова нием индивидуальных и групповых подвижных средств обслу живания. Все машины по возвращении в парк подвергаются
обслуживанию в установленном объеме.
В постоянных парках машины обслуживаются по принципу: «обслуживаемая машина к средствам обслуживания». Это значит, что обслуживаемая машина последовательно подходит к неподвижно расположенным средствам обслуживания.
Обслуживание машин в постоянных парках проводится в следующей последовательности (приложение 2). По возвра щении машины в парк предварительно производится очистка ходовой части и проверка ее на контрольно-техническом
пункте.
Затем на пункте заправки машина дозаправляется горю чим и моторным маслом. В зимний период дозаправка мотор
11
ным маслом производится на пункте технического обслужива ния и ремонта. После заправки производится обдувка, чистка и мойка машины.
Затем на пункте технического обслуживания и ремонта в зависимости от пройденного пути производится очередное техническое обслуживание. При большом количестве возвра тившихся в парк машин эти работы могут выполняться на пло щадках перед стоянками.
В ходе обслуживания не разрешается снимать и нарушать пломбы на агрегатах без согласия заводов-изготовителей. Ка чество обслуживания машин контролируется командиром взвода и заместителем командира роты по технической части. Обслуженная и проверенная машина устанавливается на за крепленное за ней место стоянки. На стоянке машина оконча тельно очищается и подготавливается к хранению.
Перед выходом машина подготавливается ее экипажем и проверяется заместителем командира роты по технической части и начальником контрольно-технического пункта.
Для сохранения технической готовности машин при их пе реводе на летний или зимний период эксплуатации и для ускорения и повышения качества работ целесообразно перевод машин осуществлять для автомобилей поточным методом, а для остальных машин тупиковым методом.
Сущность поточного метода технического обслуживания автомобилей заключается в том, что весь технологический про цесс обслуживания разбивается на ряд операций, выполняе мых в определенной последовательности на специализирован ных постах, оснащенных средствами механизации трудоемких работ. Машина, проходящая техническое обслуживание на по точной линии, последовательно подается на все рабочие посты, где выполняются следующие виды работ:
—смазочно-заправочные;
—обслуживание тормозов и подвесок, перемонтировка шин (при необходимости), смазка рессор и ступиц;
—крепежно-регулировочные;
—обслуживание системы электрооборудования;
—обслуживание системы питания и охлаждения, кон трольный пробег (на 2—3 км) и подкраска машины.
При организации работ тупиковым методом весь процесс технического обслуживания производится на одном месте.
Работы по техническому обслуживанию машин, по обору дованию и совершенствованию парка производятся ежедневно в часы ухода за техникой, которые предусматриваются распо рядком дня. Кроме того, для поддержания машин в полной боевой готовности, а также для дооборудования парков Уста вом внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР пре
12