Файл: Петровский В.Г. Техническое обслуживание машин учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дусмотрено ежемесячное проведение в каждой части не менее двух парковых дней. В часы ухода за техникой и в парковые дни производятся следующие основные мероприятия:

обслуживание машин, находящихся в эксплуатации и на хранении с устранением обнаруженных недостатков;

обслуживание оборудования, снятого с машин, находя­ щихся на хранении;

осмотр машин и снятого оборудования офицерским со­ ставом;

обслуживание и ремонт паркового оборудования и средств обслуживания, ремонта и эвакуации;

уборка территории парка;

совершенствование отдельных элементов парка.

Для рационального использования времени, отводимого на техническое обслуживание машин и совершенствование парка, намеченные работы тщательно продумываются и планируются в частях. Заместитель командира полка по технической части ежемесячно разрабатывает план работы бронетанковой служ­ бы части. По вопросам технического обслуживания машин и содержания парка в нем предусматривается:

обслуживание машин, находящихся в эксплуатации;

обслуживание машин и имущества, находящегося на хранении.

периодические осмотры вооружения, средств связи и

оборудования машин специалистами соответствующих служб;

проведение зарядки и контрольно-тренировочных цик­ лов аккумуляторных батарей и зарядка баллонов системы воз­ душного запуска двигателя и противопожарного оборудо­ вания;

проверка технического состояния, содержания и уком­ плектованности машин;

обслуживание и ремонт паркового оборудования, ре­ монтных и эвакуационных средств;

совершенствование и поддержание в порядке террито­ рии парка и парковых сооружений;

проверка состояния противопожарного оборудования и инвентаря.

План доводится до подразделений не позднее чем за трое суток до начала наступающего месяца.

На основании этих планов техническое обслуживание ма­ шин конкретизируется в подразделениях и доводится до ис-. полнителей.

Одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих по­ стоянное содержание техники в боеспособном состоянии, а также повышение уровня технических знаний и практических навыков личного состава, является правильная организация парковых дней.

13


Для паркового дня должен отводиться полный учебный день. При этом совмещение парковых дней с другими меро­ приятиями, не связанными со сбережением техники, и отрыв личного состава от работ по обслуживанию машин в эти дни должны запрещаться.

Ответственность за организацию паркового дня должна возлагаться: в части — на командира части, в подразделении— на командира подразделения.

Конкретный объем работ, проводимых в парковый день, оп­ ределяет командир части на основании данных о состоянии техники и парка.

Для лучшего использования времени заместитель команди­ ра полка по технической части разрабатывает план проведения паркового дня (приложение 3) и после утверждения коман­ диром полка доводит его до подразделений за 2—3 дня до его проведения.

Вподразделениях на основании этого плана разрабатыва­ ются уточненные планы (приложение 4).

Парковый день должен начинаться с общего построения части, где уточняются задачи и даются соответствующие ука­ зания. Затем по команде командира части подразделения раз­ водятся по рабочим местам.

Успешному выполнению намеченных работ способствуют своевременное обеспечение подразделений необходимыми спе­ циалистами, средствами обслуживания и материалами, а так­ же хорошая организация контроля за качеством выполнения работ.

Впарковые дни все офицеры должны находиться в парке

иконтролировать выполнение проводимых работ. По оконча­ нии паркового дня подводятся итоги как с экипажами (води­ телями) машин, так и с офицерами.

При обслуживании машин необходимо стремиться к уменьшению времени на его проведение, но не за счет сокра­ щения установленного объема работ, а за счет следующих ме­ роприятий:

систематического совершенствования навыков в обслу­ живании машин в различных условиях личным составом ча­ стей и особенно экипажами машин и личным составом средств обслуживания и ремонта;

применения средств механизации (топливо-заправочных колонок, смазочно-заправочных агрегатов, комплектов обору­ дования для обслуживания стабилизаторов и специального оборудования и других средств обслуживания);

правильного распределения средств обслуживания ме­ жду подразделениями;

улучшения подготовки рабочих мест (правильного раз­ мещения оборудования инструментов и приборов);

14


выполнения работ в целесообразной последовательно­

сти;

правильного распределения обязанностей между от­ дельными членами экипажей и строгого выполнения ими сво­ их обязанностей.

В б о е в ы х у с л о в и я х техническое обслуживание ма­ шин производится с использованием подвижных средств об­ служивания. Организация и порядок проведения технического обслуживания машин в боевых условиях должны обеспечить быстрое и скрытое выполнение работ, а также сохранение по­ стоянной готовности части и подразделения к боевым действи­ ям. С этой целью машины располагаются рассредоточенно и скрытно, а средства обслуживания используются по принципу: «средства обслуживания к машине». При этом принципе об­ служивания к машине подходят средства обслуживания и ре­ монта (топливозаправщик, водомаслозаправщйк и т. д.). Об­ служивание машин организуется так, чтобы основное их ко­ личество находилось в состоянии постоянной боевой готовно­ сти. Поэтому не допускается одновременное выполнение на многих машинах тех операций технического обслуживания, при которых снижается боевая готовность подразделений. На­ пример, нельзя допускать, чтобы на всех машинах одновре­ менно производилась замена масла в двигателях, чистка воз­ духоочистителей и масляных фильтров, снятие и разборка пу­ леметов и т. п. В первую очередь выполняются операции, от которых зависит дальнейшая безотказная работа техники.

В боевых условиях техническое обслуживание проводится примерно в следующей последовательности (приложение 5). Машины, подвергшиеся воздействию ядерного оружия, в начале проверяются на контрольно-распределительном пункте (КРП), -организуемом распоряжением командира части перед районом обслуживания. Машины, зараженные радиоактивными и хи­ мическими веществами, направляются предварительно на пло­ щадку дезактивации (дегазации), а незаряженные и прошед­ шие дезактивацию (дегазацию) — на стоянки в укрытые ме­ ста, где устанавливаются под руководством командиров под­ разделений. Затем производится маскировка машин и путей их подхода. Одновременно с этим экипаж осматривает ма­ шину и выявляет потребность в горючем и смазочных мате­ риалах, боеприпасах, в обслуживании и ремонте и до­ кладывает по команде заместителю командира по технической части и командиру части. На основе этих докладов, объема предстоящей работы машин, боевой обстановки и условий экс­ плуатации заместители командиров полков по технической ча­ сти принимают решение на организацию обслуживания и ис­ пользование средств обслуживания, а после согласования с командирами доводят это решение до подразделений и орга­ низуют контроль за обслуживанием машин. При этом машины

15


в первую очередь пополняются боеприпасами и ГСМ. Затем: на машинах устраняются неисправности, производится регули­ ровка и смазка механизмов. О результатах подготовки машин докладывается командиру части. В целях улучшения техниче­ ского обслуживания машин в боевых условиях оно планирует­ ся, что отражается наряду с другими мероприятиями в планетехнического обеспечения.

Командир части и его заместитель по технической части, принимают решение по организации технического обслужива­ ния машин, в котором учитывается:

техническое состояние машин и их пробег после преды­ дущего технического обслуживания;

напряженность предстоящих боевых действий и предпо­ лагаемый пробег машин;

условия местности, состояние грунта, время года и по­

года;

наличие удобных мест и время проведения техническо­ го обслуживания;

наличие средств обслуживания и эксплуатационных ма­

териалов.

При организации технического обслуживания машин сле­ дует учитывать, что объем работ по обслуживанию возрастает

сувеличением пробега машин от начала эксплуатации в связи

споявлением в механизмах и агрегатах большого количества неисправностей. При эксплуатации машин в горных условиях,

вусловиях бездорожья, по заболоченной местности и в особо пыльных условиях также возрастает объем работ по обслу­ живанию. Наконец, при заражении машин радиоактивными или отравляющими веществами объем работ по их обслужи­ ванию будет также возрастать в связи с необходимостью про­ ведения дезактивации или дегазации машин.

Для проведения технического обслуживания машин в бое­ вых условиях используются все возможности (привалы, пере­ рывы между боями, а также время нахождения в резерве или во втором эшелоне и при нахождении машин в ремонте).

Обслуживание машин организуется в укрытых и не зара­ женных отравляющими веществами районах. Машины распо­ лагаются по подразделениям, с учетом затраты наименьшеговремени на их сосредоточение и выдвижение.

Врайонах расположения (сосредоточения) техническое об­ служивание машин проводится в объеме, обеспечивающем их надежную работу в ходе выдвижения и предстоящих боевых действий. В случае начала войны в этих районах на машинах, находившихся в эксплуатации, обслуживание будет прово­ диться в объеме очередного технического обслуживания (ТО-1 или ТО-2). Если очередным техническим обслуживанием будет техническое обслуживание № 1, то дополнительно целесооб­ разно проведение и первоочередных работ из технического об­

16


служивания № 2 для обеспечения безотказной работы на всей глубине боевых действий. На машинах же, находившихся в боевой и строевой группах будет завершаться расконсервация узлов и механизмов с проверкой их технического состояния.

Особое внимание должно уделяться проверке технического состояния всех узлов и агрегатов, состоянию специального оборудования, проверке укомплектованности приборами и ■ приспособлениями к ночным действиям, оборудованию для преодоления водных преград, обеспечению экипажей индиви­ дуальными защитными костюмами и индивидуальными сред­ ствами дезактивации, а также средствам повышения проходи­ мости. На малых привалах организуется контрольный осмотр машин. При этом основными работами при проведении кон­ трольного осмотра будут осмотр ходовой части и проверка ее узлов на нагрев, проверка и регулировка натяжения гусениц, герметичности систем и узлов машин, укладки ЗИП, надежно­ сти соединения тяг приводов управления. Обнаруженные не­ исправности устраняются. Не исключена возможность доза­ правки отдельных машин горючим, моторным маслом и охла­ ждающей жидкостью.

На больших привалах обычно организуется контрольный осмотр машин с дозаправкой их горючим, моторным маслом и

охлаждающей жидкостью.

Врайонах дневного (ночного) отдыха организуется еже­ дневное обслуживание машин. При этом особое внимание должно уделяться проверке тех узлов, которые чаще всего вы­ ходили из строя. Если при подготовке к маршу из-за недостат­ ка времени работы по очередному техническому обслуживанию не были закончены, то время пребывания в районе дневного (ночного) отдыха используется для выполнения наиболее важ­ ных работ из проводившегося технического обслуживания. По выходе войск в новые районы сосредоточения может прово­ диться завершающая работа по очередному техническому об­ служиванию, пополнению израсходованных запасов и по ре­ монту БТ и ATT.

Вбоевых условиях обслуживание производится, как пра­

вило, перед боем, если нужно, то и при выполнении боевой за­ дачи в районах, указанных командиром части (подразделе­ ния), с учетом данных радиационной разведки. В эти районы выдвигаются необходимые запасы, средства обслуживания и ремонта. При этом чаще всего будет проводиться обслужива­ ние машин в объеме ежедневного технического обслуживания. Если в ходе операции будет потребность в очередных техни­ ческих обслуживаниях (ТО-1 и ТО-2), то в боевой обстановке допускается выполнение этих работ расчлененно, в течение не­ скольких дней без нарушения установленной периодичности. Так, например, в конце первого дня боя выполняется ежеднев­ ное техническое обслуживание и часть работ из технического

2 -7 8 3 9

S

17